Содержание
Содержание
Введение3
1. Теоретическое обоснование изучения эффективности предприятия АПК5
1.1. Тенденции развития агропромышленного сектора в России5
1.2. Эффективность как конечный результат хозяйственной деятельности АПК и методы ее измерения8
2. Природно-экономическая характеристика колхоза «Рассвет» Тюмен-ской области12
2.1 Краткая природно-климатическая и экономическая характеристика 12
2.2. Общая характеристика колхоза “Рассвет”13
2.3 Показатели производительности труда в колхозе “Рассвет”. 17
3. Пути повышения эффективности производства молока 23
Заключение26
Список литературы29
Выдержка из текста работы
Любое предприятие испытывает на себе влияние внешней среды, которая является основным источником ресурсов для него. В свою очередь само предприятие направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи. Факторы внешней среды оказывают влияние на все элементы и процессы внутри предприятия.
Для того чтобы определить успешную стратегию поведения организации и воплотить её, руководство должно иметь представление не только о внутренней среде предприятия, её потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, процессах происходящих в ней, роле и месте, занимаемом в ней предприятием. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением для того, чтобы выявить угрозы и возможности, которые предприятие должно учитывать при определении своих целей и их достижении. Стратегическое управление рассматривает внешнее окружение как совокупность двух сред: макро и микросреды.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности и неустойчивости. Для обеспечения стабильной работы руководству организаций приходится обращать внимание и учитывать все факторы внешней среды. Но российским менеджерам и руководителям компаний трудно справиться с этой задачей, т. к. история современного предпринимательства по сравнению с другими странами гораздо короче. Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова, Ф. Шумахера, П. Друкера и Л. Берталанфи в первой половине ХХ века.
Целью данной работы является анализ внешней среды организации и выявление влияния факторов данной среды на организацию.
Объектом данного анализа является предприятие, а предметом — внешняя среда этого предприятия.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого контролируется внешние по отношению к предприятию факторы, угрожающие ему. Исследование этих факторов позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды предприятия.
Таким образом, изучение и анализ внешней среды предприятия требуется для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности организации.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие и основные характеристики внешней среды организации;
раскрыть сущность факторов прямого и косвенного воздействия;
выявить основные методы анализа внешней среды.
При написании курсовой работы были использованы методы научного исследования такие как, аналитический метод, метод описания и обобщения информации.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
1 Внешняя среда предприятия и её элементы. Методы анализа внешней среды
1.1 Понятие внешней среды и ее основные характеристики
Внешняя среда — это совокупность активных хозяйствующих субъектов, общественных, экономических и природных условий и других внешних факторов, влияющих на различные сферы её деятельности [1, с.27].
Внешняя среда характеризуется рядом параметров:
вязкость;
взаимосвязанность;
сложность;
подвижность;
неопределенность.
Вязкость внешней среды определяется количественной мерой усилий необходимых для целенаправленного перемещения, концентрации и освоения в производстве единицы финансовых, материальных и информационно- технических ресурсов.
Следующим параметром является взаимосвязанность- это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие.
Внешняя среда обладает определённой сложностью. Сложность внешней среды характеризуется числом факторов, на которые предприятие обязано реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.
Наравне с ранее перечисленными характеристиками, внешняя среда также обладает подвижностью. Под подвижностью среды понимаю скорость, с которой происходит изменение в окружении предприятия.
Существует ещё одна характеристика внешнего окружения, которую следует выделить — это её неопределённость. Неопределённость внешней среды является функцией количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора, а также степень уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределённой, чем в ситуации, когда имеется достоверная информация. Чем неопределённее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения [2, с.70].
Внешняя среда неоднородна и включает в себя среду прямого и косвенного влияния.
1.2 Влияние факторов прямого воздействия на функционирование предприятия
Факторы прямого воздействия или микросреда влияют непосредственно на функционирование предприятия и испытывают на себе его воздействие.
Одним из таких факторов являются поставщики, они обеспечивают ввод ресурсов. Всех поставщиков можно разделить на: поставщиков капитала, материалов, трудовых ресурсов. Немало важным фактором являются и потребители, они оказывают влияние на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.
Руководство каждого предприятия чётко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятие в скором времени может просто исчезнуть с рынка. Конкуренты — это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену можно запросить.
Предприятия обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а так же вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.
Следующим фактором прямого воздействия являются профсоюзы, их основные задачи заключаются в защите прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности.
И последним фактором, но не маловажным являются контактные аудитории, это предприятия и учреждения, а также социальные группы, которые не являются прямыми партнерами по бизнесу, однако представляют интерес с точки зрения их влияния на позиции фирмы и ее успех в конкурентной борьбе. К контактным аудиториям относят финансовые круги, средства массовой информации, государственные учреждения, общественные организации, местные органы власти (рисунок 1.1) [2, с.73].
Рисунок 1.1 — Элементы среды прямого воздействия
1.3……..
Список использованных источников
1. Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие / Г. Я. Гольдштейн. Таганрог: 2003. 346 с.
2. Максимцов, М. М. Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, М. А. Комаров. М.: Единство, 2002. 359 с.
3. Попов, С.А. Стратегическое управление / С.А. Попов. М.: Инфра — М, 2000. 272 с.
4. Дункан, Джек Основополагающие идеи в менеджменте / Джек Дункан. М.: Дело, 2010. 272 с.
5. Герчикова, И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 356 с.
6. Чепурин, М. Н. Курс экономической теории / М. Н. Чепурин, Е. А. Кисилёва. Киров: АСА, 2000. 248 с.
7. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори. М.: Дело, 2009. 354 с.
8. Айвазян, С. А. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник / С. А. Айвазян, О. Я. Балкинд, Т. Д. Баснина. М.: КОНСЭКО, 2001. 349 с.
9. Уткин, Э. История менеджмента / Э. Уткин. М.: Наука, 2003. 224 с.
10. Климов, А. Внешняя среда и стратегическое управление / А. Климов // Босс. 2000. №9. С. 58-61.
11. Коробейников, О. П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации / О. П. Коробейников, В. Ю. Колесов, А. А. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №3. С. 24-26.
12. Завгородняя, А. А. Маркетинговое планирование / А. А. Завгородняя. СПб.: Питер, 2002. 275 с.
13. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика / А. Т. Зуб. М.: Аспект Пресс, 2009. 415 с.
14. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента / Н. И. Кабушкин. Мн.: Экономпресс, 2005. 284 с.
15. Медведев, В. П. Основы менеджмента / В. П. Медведев. М.: ИКК «ДеКА», 2009. 123 с.
16. Любанова, Т. П. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие для вузов / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова. М.: МарТ, 2005. 408 с.
17. Князев, А. В. Сложная нестабильная внешняя среда / А. В. Князев // Проблемы современной экономики. 2008. №3.
18. Бельских, И. Е. Корпоративные коммуникации промышленного предприятия: в поисках эффективной национальной стратегии / И. Е. Бельских // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №5.
19. Новикова, У. И. Оценка влияния факторов внешней среды на формирование и дальнейшее развитие промышленных и потребительских брендов в Российской Федерации / У. И. Новикова, Н. И. Чернышёва, Т. П. Колесникова // Молодой ученый. 2011. №2. С. 126-130.
20. Абалонин, С. SWOT — Анализ деятельности предприятия / С. Абалонин // Маркетинг. 2005. №6.
21. Бясов, К. Т. Роль стратегического управления в инвестиционной деятельности организации / К. Т. Бясов // Финансовый менеджмент. 2005. №1.
22. Вествуд, Дж. Маркетинговый план / Дж. Вествуд. СПб: Питер, 2010. 256 с.
23. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление. Принципы управленческих решений и российская практика / Т. А. Гайдаенко. М.: Эксмо, 2005. 480 с.
24. Волкова, О. И. Экономика предприятия (фирмы) / О. И. Волкова, О. В. Девяткина. М.: ИНФРА-М, 2008. 601 с.
25. Зайцев, Н. Л. Экономика промышленного предприятия / Н. Л. Зайцев. М.: ИНФРА-М, 2008. 414 с.
26. Смирнов, М. Рынок кредитования малого предпринимательства: рост без цели / М. Смирнов // Микроfinance+. 2011. №2(7).
27. Левчаев, В. А. Стратегическое развитие экономических субъектов России в глобальном миропорядке / В. А. Левчаев // Микроfinance+. 2011. №2(5).
28. Тарасенко, С. С. Учет рисков и буферизирующих их факторов при прогнозировании эффективности инвестиционных проектов / С. С. Тарасенко. М.: МАКСпресс, 2010. 305 с.
29. Мыльник, В.В. Инвестиционный менеджмент / В.В. Мыльник М.: Акад. проект, 2010. 418 с.
30. Селин, В. С. Роль прогнозирования в формировании стратегии развития / В. С. Селин // Проблемы прогнозирования. 2008. №1.
31. Порфирьев, Б. Н. Развитие малого бизнеса в России / Б. Н. Порфирьев // Вопросы экономики. 2008. №8.
32. Евстигнеева, Л. Макроэкономические аспекты региональной политики / Л. Евстигнеева // Экономическая политика. 2006. № 4.
33. Игольников Г., Кузнецова С., Кужахметова Г. Экономичность развития производства и основные фонды в промышленности / Г. Игольников, С. Кузнецова, Г. Кужахметова // Экономист. 2008. № 4. С. 78-88.
34. Калинина Е.А. Критерий эффективности управления затратами с позиций маркетинга / Е.А. Калинина // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 5. С. 63-69.
35. Градобоев В.В., Золотов В.А., Тихомиров В.О. Классификация затрат организации / В.В. Градобоев, В.А. Золотов, В.О. Тихомиров // Экономика железных дорог. 2007. № 7. С. 47-61.
36. Кобзев, В. В. Теоретические основы организационного проектирования производственных систем / В. В. Кобзев. М.: Алт. ГТУ, 2005. 117 с.
37. Туровца, О. Г. Организация производства: Учебник для вузов / О. Г. Туровца. Воронеж: 2008. 384 с.
38. Корольков, В. Ф. Процессы управления организацией / В. Ф. Корольков, В. В. Братин. М.: ИНФРА-М, 2007. 450 с.