Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы путей оптимизации сотрудничества ДОУ и семьи на современном этапе7
1.1 Понятие «семья» в психолого-педагогической литературе7
1.2. Воспитательная роль семьи15
1.3. Взаимодействие ДОУ с семьей18
Глава 2. Практическое осуществление оптимизации сотрудничества ДОУ и семьи при социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста (4-5лет) в ДОУ24
2.1. Организация и проведение исследования24
2.2. Анализ результатов исследования34
Заключение39
Список использованной литературы41
Приложения43
Выдержка из текста работы
Взаимодействие педагогическое — личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
В работах Л.В. Мардахаева взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе рассматривается как установление связей между деятельностью специалистов разного профиля. Формы этих связей различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение.
Семья — малая соц. группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья выполняет важнейшие общественные и социальные функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.
С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой.
Актуальность нашей работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.
Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) обусловил появление предпосылок для сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса субъектов взаимодействия.
Это направление продолжено и закреплено в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»: «Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества».
При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность.
Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школ и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.
Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.
Форма (в пед.) — способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Многие ученые (Журбина А.Т., Генварева Ю.А. и др.) классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же исследователи (Гребенников И.В., Хоменко И.А. и др.) рассматривают формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования родителей.
Важным составным элементом осуществления этого взаимодействия является метод (от греч. methodos — путь, способ достижения цели).
Метод воспитания — это общественно обусловленное, педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на определенные цели воспитания.
Цель курсовой работы: рассмотреть историю развития семейного воспитание; определить методы и формы взаимодействия семьи и школы.
Объект исследования — процесс взаимодействия школы и семьи.
Предмет исследования — методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.
Задачи:
— изучить теоретические основы данной проблемы;
— раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;
— исследовать психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения семьи и школы.
1.1 Из истории вопроса о семейном воспитании.
Семья — это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был. [11, с. 40]
На данном этапе достаточно хорошо представлена теоретическая база семейной педагогики. Вклад, который внесли выдающиеся педагоги прошлого, неоценим. На каждом историческом этапе развития общества семейная педагогика совершенствовалась, вбирая в себя все лучшее из нового, но в то же время оставляя весь лучший опыт прошлого. Данный опыт хорошо представлен в трудах П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, М. К. Цебриковой, Е. А. Аркина………
Заключение
Семья — один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Однако воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество.
Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, подростка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья — образовательное учреждение». Чем теснее будет связь семьи и школы, тем полновеснее будет отдача от проводимых реформ.
Современная школа ставит своей целью обеспечить: доступность, эффективность, качество образования, развитие гармонической, разносторонне развитой личности, способной к самореализации, сотрудничеству с людьми разных мировоззренческих взглядов.
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
— педагогическому такту и этике взаимоотношений;
— педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
— педагогическому просвещению родителей;
— умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
— единству требований школы и семьи.
Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей. В частности — на уровне общеобразовательного учреждения. Это позволит воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого общеобразовательным учреждением.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой?
В школьной библиотеке имеется большая подборка нормативных документов, книг и материалов, позволяющих родителям найти ответы на многочисленные вопросы по воспитанию своих детей.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
Система работы руководства школы, классного руководителя с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов и должна отвечать ряду требований.
Родители и педагоги совместно должны мотивировать выбор формы обучения, потребности в обучении, определить особенности восприятия учащимися школы и семьи как микросоциумов.
Список используемой литературы
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
2. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления: Научный доклад. — М., 1990. — 36 с.
3. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. — Я.: Академия развития, 2003. — 224 с.
4. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов — СПб / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — М.: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.
5. Брюхова В.М. Наша новая школа: совместная продуктивная деятельность / Под ред. группа: В.М. Брюхова и др. — Ч.: Взгляд, — 2011. — 392 с.
6. Галагузова М.А. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник / Под ред. М.А. Галагузовой. — М.,- 2002. — 544с.
7. Гранкин, А.Ю. Е.А. Аркин о семейном воспитании. «Педагогика». 2004. — № 6. — С. 80 — 84.
8. Журова Л.Е. Беседы с учителем: Методика обучения / Под ред. Л.Е. Журовой. — М: Вентана — Граф, 2002. — 480с.
9. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. О.Л. Зверева, А.Н. Паничева: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1990. — 160 с.