Содержание
Содержание
Введение…..3
Глава I. Проблема познавательной деятельности дошкольников и возможностей ее активизации7
1.1. Исторический анализ проблемы и теоретический аспект активизации познавательной деятельности…7
1.2. Возрастные особенности познавательной деятельности старших дошкольников..15
Глава II. Пути активизации познавательной деятельности старших дошкольников..25
2.1. Применение целесообразной организации взаимодействия воспитателя и дошкольника 25
2.2. Диагностика способностей дошкольников к познавательной деятельности и корректировка воспитательного процесса32
Заключение ..44
Список литературы …..45
Выдержка из текста работы
Данная тема актуальна, так как занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности.
Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.
Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой занятия, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.
Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности.
В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Познавательная активность — это одно из важнейших условий развития дошкольников.
Формирование познавательной активности является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности.
Активизация познавательной деятельности занимает особое направление в совершенствования воспитательного процесса. Подготовка к школе детей дошкольного возраста немыслима без использования занимательных игр, задач, развлечений.
При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.
Проблема развития познавательной активности рассматривается в исследованиях ряда педагогов и психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Б. Голицын, О.М. Дьяченко, В.С. Ильин, Н.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова, Г.А. Щукина и др.), направленных на изучение различных аспектов обучения детей.
Между тем, указанные выше исследования посвящены детям преимущественно школьного возраста, в то время как проблема активизации познавательного интереса у дошкольников в научной психологической и педагогической литературе встречается крайне редко.
Объектом исследования выступает познавательная активность дошкольников.
Предметом исследования является использование занимательного материала как средства активизации познавательной деятельности дошкольников.
Цель работы — разработать рекомендации по активизации познавательной деятельности дошкольников с использованием занимательного материала.
Задачи работы:
1.Раскрыть понятие и сущность познавательной деятельности дошкольника;
2. Изучить уровни познавательной активности дошкольников;
3.Обосновать значение занимательного материала в развитии познавательной активности дошкольников;
4. Разработать рекомендации педагогам и родителям по использованию занимательного материала как средства активизации познавательной активности дошкольников в условиях детского сада и дома.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, логический, описательный, методы синтеза и анализа, сравнительный методы.
Глава 1. Теоретические аспекты активизации познавательной деятельности дошкольников
1.1 Понятие и сущность познавательной деятельности дошкольника
познавательный дошкольник занимательный активность
Познавательная деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе [12, c.39].
Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности.
Деятельность — активное состояние человека. Поэтому и активность дошкольника может быть выражена через различные виды деятельности: трудовую, познавательную, общественную и т. д.
Проявления активности в определенных видах деятельности соответствуют их характеру и специфике. В одних случаях в большой мере выражена двигательная, физическая активность, в других — познавательная, духовная. Однако оптимальным для развития личности нужно считать проявление всех форм активности в любой деятельности (сенсомоторной активности, например, в учении, познавательной в труде, внесение и в труд, и в учение элементов общественной активности). Комплексное решение этой задачи способствует всестороннему развитию личности [16, c.139]. Активность ребенка — это проявление потребности его жизненных сил, поэтому можно считать и предпосылкой, и результатом его развития.
Ж. Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание создания правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация — не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой [21, c.142]. Эта активность представляет необходимое условие развития, так как схема, считал Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой или, как писал Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом» [21, c.144].
Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, С.А. Козлова отмечает, что «познавательная активность» — это есть активность, возникающая по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале [9, c.119].
В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент. Познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности. Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса — необходимое условие познавательной деятельности.
По мнению Р.С. Немова, познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка [14, c.482]. Таким образом, формируясь в процессе деятельности, познавательная активность влияет и на качество этой деятельности, т. е. она выступает как средство и условие достижения цели. Вместе с тем, в своем взаимодействии с детьми, подчеркивает ученый, необходимо учитывать тот факт, что познавательная деятельность включает не только организованный процесс обучения под руководством педагога, но чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.
Выделяют следующие уровни познавательной активности дошкольников:
Первый уровень — воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса «Почему?»
Второй уровень — интерпретирующая активность. Характеризуется данная активность стремлением ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Показателем интерпретирующей активности, по мнению ученого, может выступать большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ребенок стремится довести до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень — творческая активность, характеризующаяся интересом и стремлением ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ [4, c.188]. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ребенок знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением.
Таким образом, познавательная активность — это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к учению, умственное напряжение, проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, отзывчивость ребенка к процессу учения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
1.2 Значение занимательного материала в развитии познавательной активности дошкольников
Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой занятия, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.
Исследователи предлагают определения следующих видов занимательного материала.
Загадка — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.
Ребус — загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Поговорка — краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
Викторина — игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.
Кроссворд — игра — задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Чайнворд — игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква одного слова начинает собой следующее.
Шарада — загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов; такая загадка, представляемая в живых сценках.
Конкурс — соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы [11, c.39].
Занимательный материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.
Занимательность материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то загадка или самая элементарная головоломка. Многообразие занимательного материала — игр, задач, головоломка — даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный педагогами, методистам.
Формы и методы представления занимательного материала:
-? совместная игра воспитателя с ребенком;
-? самостоятельная деятельность детей;
-? математические праздники и развлечения;
-? занятия (в соответствии с учебным расписанием);
-? отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;
-? чтение сказок [13, c.40].
Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число — реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Многообразие занимательного материала — игр, задач, головоломок — даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их — обеспечить упражнение детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических(количественных, пространственных, временных) представлений детей [6, c.83].
Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания — наиболее известные и часто применяемую в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значением занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу [19, c.125].
Активизация познавательной деятельности дошкольников немыслима без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:
— активизировать умственную деятельность,
— заинтересовывать учебным материалом,
— увлекать и развлекать детей,
— развивать ум, расширять, углублять представления,
— закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач — шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.
В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его: сложить, преобразовать, найти нужную фигуру.
Глава 2. Методические рекомендации по использованию занимательного материала как средства активизации познавательной активности дошкольников
2.1 Рекомендации педагогам по использованию занимательного материала с детьми разных возрастных групп
Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес.
Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения [3, с. 24].
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.
Такой материал рекомендуется включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей.
Так, головоломки целесообразно использовать при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании.
Загадки, задачи — шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.
В самом начале занятия, в старшей и подготовительной к школе группах, оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики». Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей. В ходе решения задач на смекалку, головоломке дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ догадываться о результате, проявляя при этом творчество.
Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился [11, с. 38].
Разнообразный элементарный занимательный материал может классифицировать, выделив в нём условно три основные группы:
— Развлечения;
— Математические игры и задачи;
— Развивающие (дидактические) игры и упражнения.
— Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
Занимательный математический материал:
— это развлечения (загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические фокусы).
— Игры — головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Кубики для всех», «Вьетнамская игра» и т.д.
— Математические игры логические задачи и упражнения (шашки, шахматы, словесные и т.д.)
— Дидактические игры и упражнения (с наглядными материалами, словесные игры) [18, с.33].
Особенное в числе занимательного математического материала место занимают — Палочки Кюизенера и Логические блоки Дьенеша.
Палочки Кюизенера — это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше — меньше», «право — лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий;
Логические блоки Дьенеша представляет собой набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Основная цель — научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
В условиях ДОУ в утреннее и вечернее время, можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий), настольно — печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и др..
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. Организация уголков занимательной математики, возможна в группах начиная со среднего дошкольного возраста. В уголке помещаются разнообразный занимательный материал, с тем чтобы, каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы», и др.; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур [16, С. 140].
В подготовительной группе педагогам рекомендуется использовать игры, в которых требуются внимание, выдержка, умение описывать. Такие как «Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди одинаковые», «Кто внимательный?». Также предлагались игры на различные мыслительные операции, в которых дети должны анализировать, обобщать, находить различные способы решения одной и той же задачи, такие как «Найди свой дом», «Чем отличается?». В воспитании и обучении дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному) [16, с.142].
Все они интересны и занимательны. В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал.
2.2 Рекомендации родителям по использованию занимательного материала дома
познавательный дошкольник занимательный активность
Одно из важнейших условий эффективности воспитательного процесса — формирование познавательного интереса. Познавательный интерес — это внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. В основе мотивации — эмоциональный фактор (нравится — не нравится) и волевой (хочу — не хочу). Ребенок, у которого познавательный интерес сформирован хорошо, усваивает знания самостоятельно. Если же познавательный интерес ребенка не сформирован примите несколько рекомендаций:
1. Не мешайте ребенку усваивать знания самостоятельно. Только в процессе самостоятельных открытий, «озарений» у него появится желание учиться дальше. Радость от постижения нового — самый лучший мотивирующий фактор.
2. Познавательный процесс интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома пройденный в детском саду материал. Пусть ребенок сам организует свой познавательный процесс дома, как ему нравится, сам решит, как обставить свой рабочий уголок, как организовать свое рабочее время [5, с. 72].
3. Любой человек выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он когда понимает, для чего это нужно. Объясните необходимость тех или иных знаний ребенку.
4. Покупайте интересные книги, справочники по разным сферам деятельности. Может быть, через интерес к этим книгам сформируется и интерес к предмету в целом. Еще Л.Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».
5. Не спешите облегчить труд ребенка (сделать за него домашнее задание, потребовать от воспитателя отменить какой-либо вид работы). Но и не заставляйте ребенка переделывать задание, выполнять нудную монотонную работу, заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Помните, что ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывает интереса. Познавательный процесс должно быть трудным, но посильным.
6. Вселяйте в ребенка уверенность, что у него все непременно получится. Рассказывайте о том, какие проблемы возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, то у него формируется обученная беспомощность, то есть он не в силах выполнять деятельность успешно.
7. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи. Это не способствует повышению мотивации.
8. Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к чему-либо связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в знаниях. Это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить эти пробелы [21, с.61].
11. Помните: если ребенок проявляет нежелание усваивать новый материал — это не каприз, а крик о помощи. Не ругайте, а выясните причины такого поведения.
12. В развивающую среду должен входить следующий показательный материал:
— измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
— познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
— азбуки картинные, книги для первого чтения;
— былины, мифы, легенды;
— часы настенные и календарь;
— настольно-печатные игры — лото, пазлы;
— настольные игры — домино, шашки, шахматы;
— чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
— оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника [22, с.442].
Помните необходимо создать атмосферу доброжелательности и принятия ребенка независимо от его успехов в детском саду. Поощряйте любые достижения, помогайте в решении проблем, с которыми ребенок не справляется самостоятельно. Следите за тем, чтобы ребенок был принят в группе сверстников. Будьте внимательны к эмоциональному состоянию ребенка и его физической и психической активности. Если возникли проблемы, с которыми вы не справляетесь самостоятельно, вовремя обращайтесь к специалистам: педагогам, врачам, психологам. Главное, чтобы всё то, что вы делаете вместе с ребёнком, было ему интересно, доставляло удовольствие и радость познания.
Заключение
Таким образом, подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Для успешного обучения в школе ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном познании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.
Познавательный интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний, использовать их в самостоятельной деятельности.
Непременным условием развития детского познания является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала — формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми.
Занимательный материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. В самом начале занятия в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве умственной гимнастики.
Во внеучебное время занимательные игры наряду с другими воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
Список использованной литературы
1. Баранова Э.А., Викторова Е.И. Вопрос как форма поисково-познавательной активности дошкольника // Глобальный научный потенциал. — 2012. — № 18. — С. 188-190.
2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. — М.: Просвещение, 2003. — 413 с.
3. Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность: проект «Любознайка». Продолжительность проекта 3
4. года. // Дошкольная педагогика. — 2011. — N 3. — С. 24-26.
5. Веснин И.В., Шинкарева Л.В. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2005. — Т. 2. № 8. — С. 187-190.
6. Вопросы динамики познавательной деятельности детей дошкольного и школьного возраста: сборник статей / М-во просвещения РСФСР. Рост. н/Д гос. пед. ин-т; [отв. ред. канд. психол. наук, доц. Л. А. Ростовецкая]. — Ростов н/Д: [Б. и.], 1972. — 112 с.
7. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / под ред. Т.И. Бабаевой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 192 с.
8. Исаева, О.С. Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе культурно-досуговой деятельности // Исследовательская работа школьников. — 2007. — N 2. — С. 22-36.
9. Казанцев, Ю. Н. Развитие познавательной активности на уроке и дома // Химия в школе. — 2012. — № 2. — С. 13-16.
10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000. — 416 с.
11. Коротаева, Е. В. Познавательная активность: вопросы педагогической тактики // Русский язык в школе. — 2008. — N 2. — С. 14-19.
12. Литвиненко С.В. Психолого-педагогические пути развития познавательной активности дошкольников как компоненты школьной готовности // Начальное образование. — 2009. — № 3. — С. 38-41.
13. Микляева Н. В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — М.: Академия, 2010. — 208 с.
14. Мусина В.П. К вопросу об изменении познавательной активности и креативности у детей // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2008. — Т. 9. № 1. — С. 37-40.
15. Немов Р. С. Психология: Учебник. — М.: Высшее образование, 2008. — 639 с.
16. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — 2009. — N 8. — С. 46-48
17. Павлова Т.В. Познавательная активность дошкольников в совместной мыслительной деятельности // Современные исследования социальных проблем. — 2010. — № 4. — С. 139-145.
18. Петрова, Е.Д. Психические процессы и состояния. — Магнитогорск: МаГУ, 2011. — Ч. 1: Познавательные процессы: учебное пособие для студентов вузов. — 2011. — 296 с.
19. Суркова Е.С. Дети, в школу собирайтесь!: Пособие по подготовке детей к школе. — Воронеж, 2001. — 96 с.
20. Фадеева Е.Р. Активизация познавательной активности старших дошкольников средствами оригинальных техник // Наука и школа. — 2012. — № 3. — С. 124-126.
21. Фадеева Е.Р. Формирование познавательной активности старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности // Преподаватель ХХI век. — 2010. — Т. 1. № 4. — С. 115-117.
22. Шашенкова Е.А. Психолого-педагогический практикум: учебно-метод. пособие / Е. А. Шашенкова, Т. Н. Щербакова. — М.: УЦ Перспектива, 2010. — 176 с.
23. Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2012. — № 4. — С. 441-444.
Приложение 1
Конспект
Непосредственно — образовательной деятельности в старшей дошкольной группе
Тема: «Первая история о проволочке»
Подготовила: Оноколо Л.П.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей геометрические представления;
— упражнять детей в воссоздании указанных размерных отношений между предметами по длине и ширине.
Развивающие:
— развивать речевое общение, творческое воображение.
— развивать умение обосновывать свои ответы.
— формировать умение понимать поставленную задачу.
Воспитательные:……………..
— воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, желание работать вместе.
— воспитывать интерес к творчеству.
Ход НОД:
Воспитатель:
Линия: прямая, кривая, ломаная
Воспитатель показывает и называет эти виды линий. Дети рисуют их на небольших листах бумаги цветными фломастерами.
На этом занятии мы познакомим детей с линейкой, научим пользоваться ею для проведения прямых линий.
Из проволоки дети гнут прямые, кривые, ломаны линии. Уточняют, что окружность — это замкнутая кривая линия.
Жила-была проволочка. Лежала она себе на дорожке, а мимо пробегали звери, пролетали птицы, но никому из них проволочка была не нужна, и они не замечали проволочку.
Однажды лесной учитель Сова летела на урок и увидела проволочку. Решила она взять её с собою на урок, чтобы объяснить своим ученикам, что такое прямая.
Прилетела сова, показала свою находку ученикам: «Эта проволочка похожа на прямую линию. Только прямая линия не имеет ни конца, ни начала, она бесконечно продолжается во все стороны, у неё нет ни изгибов, ни углов. Что похоже на прямую?»
— Электрические провода! Рельсы! Асфальтированная дорога!
Сова взяла проволочку и сделала несколько изгибов.
— А теперь на что похоже? — спросила она.
— На волны на реке! — ответила сорока, которая как раз возвращалась с реки.
— на тропинку в нашем лесу, — сказал ёжик.
— На меня! — гордо заявила пушистая ярко-зелёная гусеница.
— И на меня, — сказал чёрный блестящий уж.
— Молодцы! — похвалила Сова. И ещё эта проволочка похожа на линию, которую так и называют — кривая. Видите, у неё есть изгибы…
— А можно сделать из проволоки другую линию? — закричали ученики.
Сова несколько раз резко перегнула проволочку так, что получились острые углы.
— Такая линия называется ломаная, — объяснила она.
— Да, как будто кто-то сломал ветку дерева, и получился вот такой излом, — сказала белочка.
— Такой излом называется «угол», — пояснила Сова.
— Этот угол похож на крыши домов, которые строят люди, — заявил дрозд.
— И на забор!
— И на чьи-то острые зубы, — прошептал зайчонок.
— На молнию на небе, когда гроза, — сказал лисёнок.
— Видите, какой полезной оказалась простая проволочка, которая скучала на дорожке, — сказала Сова. — Мы её спрячем, она нам ещё пригодится. А теперь — перемена, все отдыхаем!
И ученики разлетелись, расползлись и разбежались кто куда.
Пока все звери резвились, ёжик взял проволочку и стал гнуть её в разные стороны. Наконец, он соединил оба конца.
— Ух ты, получилось колечко! — обрадовался ёжик, взял палочку и стал катать колечко по поляне. Постепенно около него собрались остальные зверята. Белочка надевала колечко то на шею, как бусы, то на лапку, как браслет. Медвежонок надел на голову, как шляпу. Бельчата положили колечко на землю и прыгали в него и обратно.
На шум прилетела Сова.
— Смотрите, у нас получилось колечко! — сообщили её зверята.
— У вас получилась окружность, — сказала Сова. — Окружность — это замкнутая линия. Кстати, она прямая, кривая или ломаная?
А как вы думаете, что ответили зверята?
— Окружность — это замкнутая кривая линия, — повторила Сова. — У окружности есть центр. От него до любой точки на окружности — одинаковое расстояние. Люди рисуют окружности с помощью вот такого инструмента — он называется «циркуль».
— От слова «цирк»? — спросил медвежонок. — Не люблю я цирки…
— От слова «круг» на одном из языков, на которых разговаривают люди. «Цирк» означает круглый. А это циркуль…
Звери смотрели на циркуль, как завороженные.
— Учитель, а откуда у Вас циркуль? — робко спросила синичка.
Его выронил из портфеля мальчик Вася, который утром очень торопился в школу, — сказала Сова. — Все птицы свистели и кричали, но Вася не обратил на них никакого внимания. Так и остался циркуль у нас. Хотите попробовать нарисовать с его помощью ровную окружность? (Воспитатель вызывает несколько детей).
— Кстати, для рисования прямых линий используется тоже специальный предмет — он называется «линейка». Смотрите, какая ровная прямая линия получается, если чертить её по линейке…
Тем временем ёжик снова взял проволочку и согнул её в виде петли.
— Учитель, а что это такое?
— Это петля. Какая это линия? Замкнутая ли она? Замкнутой называется линия, концы которой совпадают. Петля — незамкнутая линия, но она пересекает саму себя. Попробуйте придумать сами другую замкнутую линию.
Белочка выгнула из проволочки красивое сердечко. Лисёнок сделал окружность, а затем сплющил её и получился эллипс.
— Пожалуй, на сегодня достаточно, — сказала Сова. — Вы познакомились с окружностью, с циркулем и линейкой, узнали про замкнутые линии. Пора и отдохнуть.
Конспект
Непосредственно — образовательной деятельности
в старшей дошкольной группе
Тема: «Вторая история о проволочке»
Подготовила: Оноколо Л.П.
Задачи:
Образовательные:
— формировать у детей геометрические представления;
— упражнять детей в воссоздании указанных размерных отношений между предметами по длине и ширине;
— закрепление пройденного материала.
Развивающие:
— развивать речевое общение, творческое воображение.
— развивать умение обосновывать свои ответы.
— формировать умение понимать поставленную задачу.
Воспитательные:
— воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, желание работать вместе.
— воспитывать интерес к творчеству.
Ход НОД:
Воспитатель:
Геометрические фигуры (повторение)
Педагог показывает детям фигуры, а они их называют: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Третья история о проволочке
Сова созвала зверят на следующий урок. Она взяла снова проволочку, согнула её с двух концов вверх одинаковые отрезки и соединила их.
— Смотрите, что у меня получилось, — обратилась она к ученикам. — На что это похоже?
— На крышу человеческого дома! — крикнул дрозд.
— На муравейник, — подсказал ёжик.
Сова выслушала зверят и произнесла:
— Такая фигура называется треугольником. А сейчас я вас познакомлю ещё с одной геометрической фигурой, — и она принялась снова сгибать проволочку. — Видите, что получилось? Эта фигура называется прямоугольник. Противоположные её стороны равны, а соприкасающиеся — нет. А у похожего на него квадрата равны все стороны, — и Сова вновь принялась за работу, чтобы показать зверятам как выглядит квадрат.
Зверята слушали очень внимательно и рисовали фигуры к себе в тетрадь (вы тоже рисуете?)
После сказки детям предлагается поиграть в игру «Волшебный мешочек». В мешочек складывают знакомые геометрические фигуры, дети по очереди засовывают руку в мешочек, на ощупь узнают фигуру и достают её, чтобы все убедились, что ребёнок опознал её правильно.
Можно предложить игру «Узнай по описанию» (сначала описывает педагог, а дети отгадывают, потом описывают дети, отгадывает — педагог).
Превращаем фигуры, нарисованные на листе бумаги, в картинки.
Конспект
Непосредственно — образовательной деятельности
в старшей дошкольной группе
Тема: «Третья история о проволочке»
Подготовила: Оноколо Л.П.
Задачи:
Образовательные:
— формировать у детей геометрические представления;
— упражнять детей в воссоздании указанных размерных отношений между предметами по длине и ширине;
— закрепление пройденного материала.
Развивающие:
— развивать речевое общение, творческое воображение.
— развивать умение обосновывать свои ответы.
— формировать умение понимать поставленную задачу.
Воспитательные:
— воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, желание работать вместе.
— воспитывать интерес к творчеству.
Ход НОД:
Воспитатель:
В ожидании учеников Сова задумчиво накручивала проволочку на палочку, а потом сняла с палочки получившийся завиток.
— Ой, завитушка! — воскликнула белочка.
— Это такие колечки, — сказал ёжик.
Зверята стали собираться на полянку.
— То, что получилось, похоже на линию, которая называется спираль, — сказала Сова. — Между прочим, на твоей раковине, улитка, её можно увидеть.
Все посмотрели на раковину улитки, а она просто засияла от гордости.
— Я видела лестницу в доме человека, — пропищала, дрожа и робея, маленькая мышка. — Она тоже загибалась, как раковинка улитки и как эта… пи-пи-спираль…
— А я однажды нашёл на дороге электрическую лампочку — у неё внутри тоже была спираль из тоненькой проволочки, — сказал ёжик.
— Спирали могут быть закручены или влево, или вправо, — нарисовала Сова две спирали на песке. — Витки спирали могут быть расположены близко друг к другу или далеко. Поищите спирали вокруг вас и расскажите о ваших наблюдениях на следующем уроке.
Дети рисуют спираль и вспоминают что, похожее на спираль, они видели.
Конспект
Непосредственно — образовательной деятельности
в старшей дошкольной группе
Тема: «Четвертая история о проволочке»
Подготовила: Оноколо Л.П.
Задачи:
Образовательные:
— формировать у детей геометрические представления;
— упражнять детей в воссоздании указанных размерных отношений между предметами по длине и ширине;
— закрепление пройденного материала.
Развивающие:
— развивать речевое общение, творческое воображение.
— развивать умение обосновывать свои ответы.
— формировать умение понимать поставленную задачу.
Воспитательные:
— воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, желание работать вместе.
— воспитывать интерес к творчеству.
Ход НОД:
Воспитатель:
— Сегодня я покажу вам с помощью нашей замечательной помощницы — проволочки, как по-разному могут располагаться линии относительно друг друга. Возьмём проволочку и палочку, — начала урок Сова. — Они могут быть расположены вот так, как мои лапы, на одинаковом расстоянии друг от друга.
— Как провода! — сказала синичка.
— Как рельсы, по которым едут поезда, — сказал ёжик.
— В таких случаях люди говорят, что эти линии па-рал-лель-ны, — сказала Сова. — Нарисуйте на песке под большой сосной 2-3 параллельные линии. Положите несколько больших сосновых иголок параллельно друг другу. дошкольник обучение математика занимательный
Чтобы красиво чертить прямые и параллельные линии, пользуются линейкой; будет ещё удобнее, если взять линейки сразу — вот так. (И Сова начертила 3 параллельные прямые).
— Прямые линии могут и пересекаться (Сова сложила проволочку и веточку «крест-накрест»). Сколько раз могут пересекаться 2 прямые, как вы думаете? Нарисуйте пересекающиеся прямые.
— Кривые тоже могут пересекаться и даже не один раз, — сказал зайчонок. — Тропинки в нашем лесу также кривые, и они пересекаются 2 раза — у поляны и у озера.
— А ещё прямые линии могут быть расположены вот так. (Сова взяла веточку в клюв, а проволочку положила на песок). Они не пересекаются, но не параллельны. В этом случае говорят, что прямые — скрещивающиеся.
Сова подняла упавший с дерева лист.
— Проволочкой можно проткнуть этот лист, а веточку положить на него сверху. Получится, что они распложены так же, как скрещивающиеся прямые. На сегодня — достаточно.
И Сова улетела.
Дети зарисовывают всё у себя в тетрадях.
Приложение 2
Занимательный материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Примеры математических игр детей дошкольного возраста
Цепочка примеров
(Игра предлагается для индивидуальной работы с детьми 6-7 лет, успешно усвоившими программный материал по развитию элементарных математических представлений)
Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.
Ход игры. Две группы участников садятся на стулья — одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 — и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает примеров, котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере: прибавить, вычесть, умножить и т. д. Участник игры, давший неверное решение и назвавший пример, при решении которого получается не целое число или число, которое нельзя вычесть, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков
Отгадай число
(для старших дошкольников)
Цель. Закрепить умения детей сравнивать числа.
Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.
Обе игры просты по содержанию и поставленной задаче; ее участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число на основе знания последовательности и отношении между числами. Занимательность, интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча), игровая постановка цели, правила, приемы стимулирования умственной активности.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница», «Лиса и гуси», «По четыре» и др. Игры — «Выращивание дерева», «Чудо-мешочек», «Вычислительная машина» — предполагают строгую логику действий.
Только одно свойство
(для старших дошкольников)
Материалом для игры являются геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) четырех цветов и двух размеров. Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов, например красного, синего, желтого и белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных, цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.
Цель. Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать ее.
Ход игры. У двоих играющих детей по полному набору фигур.
Один кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от нее только одним признаком. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем одним признаком. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)
Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и. воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, занимательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях.
Числовой ряд
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.
Ход игры. Играют двое детей, сидят за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз все карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13).
Некоторые, из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше — правее. Если же он возьмет повторно карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.
Можно условно выделить еще 2 большие группы игр и упражнений. К первой относятся все математические задачи, игры на, смекалку.
Назови число
Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.
Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5».
В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.
Решение задач второй группы не требует специальной математической подготовки, необходимы лишь находчивость и сообразительность.
Сколько взять конфет?
(Игра рекомендуется для индивидуальной работы с детьми, успешно овладевшими знаниями программного материала элементарной математики)
Цель. Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.
Ход игры. Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (Не менее 3.) Задача решается путем логического размышления.
Так же решается задача о яблоках: «В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?» К ответу решающий задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. Одна девочка взяла яблоко вместе с вазой.
Составление фигур из треугольников и квадратов
1. Пример
Цель. Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.
Материал: У детей на столах счетные палочки, доска, мел на данном и следующем занятиях.
Ход работы. 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке. Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте».
После того как большинство детей выполнят задание, воспитатель просит их рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой снизу» (слева и т.д.), а в объяснении решения задачи пользоваться также выражением «пристроил к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки».
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата.
После выполнения задания рассматривают разные способы пристроения к одному квадрату другого, воспитатель зарисовывает их на доске.
Вопросы для анализа: «Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала, что потом? Из скольких палочек составил 1 квадрат? Из скольких палочек пристроил к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для составления 2 равных квадратов?»
2. Пример
Цель. Составлять фигуры путем пристроения. Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру; пользоваться выражением: «пристроил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия.
Ход работы. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие фигуры они составляли, пользуясь приемом пристроения. Сообщает, чем они сегодня будут заниматься — учиться составлять новые, более сложные фигуры. Дает задания:
1. Отсчитать 7 палочек и подумать, как можно из них составить 3 равных треугольника.
После выполнения задания воспитатель предлагает всем детям составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура — четырехугольник (рис.). Этот вариант решения дети зарисовывают мелом на доске. Воспитатель просит показать 3 отдельных треугольника, четырехугольник и треугольник (2 фигуры), четырехугольник.
Рис. 1. Составление фигур из треугольников
2. Из 9 палочек составить 4 равных треугольника. Подумать, как это можно сделать, рассказать, затем выполнять задание.
После этого воспитатель предлагает детям нарисовать мелом на доске составленные фигуры и рассказать о последовательности выполнения задания.
Вопросы для анализа: «Как составил 4 равных треугольника из 9 палочек? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате и сколько?»
Воспитатель, уточняя ответы детей, говорит: «Начинать составлять фигуру можно с любого треугольника, а потом к нему пристраивать другие справа или слева, сверху или снизу».
Математические загадки
Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)
Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)
Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.)
Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух.)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.)
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.)
Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.)
В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)
12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)
Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.)
Много рук, а нога одна. (Дерево.)
Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.)
Чтоб не мерзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)
Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)
Задачи-шутки для детей 6-7 лет
1. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)
2. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)
3. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.)
4. На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)
5. Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)
6. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км.)
7. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)
8. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)
9. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)
10. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке — по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)
11. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)
12. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.)
13. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра». (7.)
14. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца.)
15. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)
Размещено на