Содержание
Содержание
Введение.2
Глава I. Основные составляющие процесса обучения английскому языку взрослого человека.4
1.1 Особенности освоения английского языка взрослым…4
1.2 Стадии процесса обучения взрослого английскому языку.10
1.3 Письмо и письменная речь. Их компоненты.13
1.4 Обучение фонетическим навыкам..20
1.5 Организация учебного материала для обучения английскому языку взрос-лых…27
Глава II. Методики проведения уроков английского языка у взрослых..32
2.1 Методика проведения урока английского языка для взрослых с использо-ванием видеозаписей.32
2.2 Методика обучения взрослых работе с английским текстом.34
Заключение.38
Библиография.39
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ….…………………7
1.1. История возникновения понятия «наглядность». Сущность, область применения…………………………………………………………………………………………….7
1.2. Виды наглядности и способы её применения ……………………………………………..10
1.3. Основные требования, предъявляемые к наглядности……………………..…….…13
1.4. Функции средств образной наглядности……………….……………………………….14
1.5. Особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов……..17
1.6. Средства образной наглядности и их дидактический потенциал в обучении младших школьников устному высказыванию………………………………………………..20
1.7. Виды трудностей в процессе порождения связного высказывания и способы их преодоления с помощью средств образной наглядности ….…………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ…………………….……….28
2.1. Методика обучения связному устному высказыванию на основе образной наглядности………………………………………….……………………………………………….28
2.2. Реализация методики обучения связному устному высказыванию в начальных классах…………………………………………………………………………………..….33
2.3. Опытное обучение …..………….……………………………………….….…..….….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………………….….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………………….….53
ПРИЛОЖЕНИЕ…..………………………………………………………………………58
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях реализации качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы изучение иностранного языка (ИЯ) предусматривается со второго класса общеобразовательных учреждений. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, по окончании начальной школы учащиеся должны уметь «кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу» [44, с. 16]. В связи с этим возникает необходимость в развитии умений устной связной речи детей младшего школьного возраста.
Однако практика свидетельствует о том, что в современной начальной школе при обучении иноязычной устной речи большее внимание уделяется ее диалогической форме. Недооценка значимости монологической речи на начальном этапе представляется недостаточно оправданной, особенно в современных условиях реализации личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, так как именно монологическая форма устной речи в значительной степени способствует развитию не только коммуникативных умений младших школьников, но и их личности. Монологическая речь активизирует познавательную деятельность младших школьников; дисциплинирует мышление и развивает память; учит оформлять свои мысли в соответствии с замыслом; способствует реализации мотивов, ценностных ориентаций и интересов младших школьников, актуализации их прошлого опыта; обеспечивает развитие эмоциональной сферы ребенка и индивидуализацию процесса обучения.
Обучение иноязычному высказыванию в форме монолога в начальной школе является недостаточно разработанным направлением. В современных исследованиях, посвященных вопросам обучения общению на ИЯ в начальной школе раскрываются, в основном, особенности обучения диалогической форме устной речи на ИЯ [43; 45; 47]. Обращение к фундаментальным трудам по методике обучения ИЯ показывает, что вопросы иноязычного речевого развития учащихся на различных этапах обучения рассматривались в работах таких ученых-методистов, как Г. М. Уайзер, А. Д. Климентенко, А. В. Грейсер, И. В. Рахманов, И. Л. Бим, С. Ф. Шатилов, И. Н. Верещагина, Г. В. Рогова, Е. И. Пассов, Н. И. Гез, В. Л. Скалкин, Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко и др.
В современной начальной школе используются в основном традиционные приемы обучения связному (монологическому) высказыванию, которые имеют широкое распространение в обучения ИЯ с 5-го класса детей другой возрастной категории. В этом случае обучение осуществляется на вербальной основе, в качестве которой выступает либо готовый текст (печатный или предъявляемый на слух), либо серия речевых образцов. В результате, высказывания детей носят преимущественно репродуктивный характер и отличаются минимальной самостоятельностью. Необходимо отметить, что и в том и в другом случае происходит апеллирование к словесно-логическому мышлению детей, которое в младшем школьном возрасте еще недостаточно развито. Следовательно, не используется в должной мере потенциал доминирующего у младших школьников наглядно-образного мышления [50, с.28].
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью методики, учитывающей психофизиологические особенности мышления младших школьников при обучении устному связному высказыванию на уроках английского языка.
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между объективно существующей необходимостью обучения устному связному высказыванию на ИЯ в начальной школе и недостаточной разработанностью методики, которая должна учитывать психофизиологические особенности мышления младших школьников и обеспечивать целенаправленное поэтапное овладение умениями устного связного высказывания.
Объектом исследования является процесс обучения устной иноязычной речи в начальной школе.
Предметом исследования выступает обучение младших школьников созданию устного связного монологического высказывания на ИЯ на основе образной наглядности.
Целью исследования является поиск такого пути обучения устному связному высказыванию, который предполагает создание и использование невербальных опор для построения устного связного высказывания, предполагающих самостоятельное определение учащимся содержания, языкового оформления и композиции связного высказывания, и который в полной мере задействует потенциал наглядно-образного мышления младшего школьника. В качестве невербальных опор для связного высказывания были использованы средства образной наглядности.
В данном исследовании выдвинута следующая гипотеза — обучение младших школьников связному устному высказыванию на ИЯ будет более эффективным, если:
1) учитывать психофизиологические особенности восприятия детей младшего школьного возраста;
2) целенаправленно и последовательно использовать методику, разработанную Е.А. Романовской, которая предполагает применение средств образной наглядности, сопровождаемых серией упражнении/заданий.
Цель исследования и его гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выделить ключевые характеристики устного связного высказывания и трудностей, возникающих у младших школьников на различных этапах его порождения.
2. Обосновать целесообразность использования образной наглядности в обучении устному связному высказыванию на ИЯ.
3. Рассмотреть психофизиологические особенности младших школьников.
4. Раскрыть дидактический потенциал средств образной наглядности в контексте личностно-ориентированного языкового образования.
5. Проверить эффективность методики, разработанной Е.А. Романовской, предусматривающую использование средств образной наглядности в ходе опытного обучения.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых-методистов таких, как И.Н. Верещагина, Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, И.А. Зимняя, Л.С. Выготский и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение материала Государственного образовательного стандарта и образовательных программ для учащихся начальной школы; изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы в области лингвистики, психофизиологии, психологии, педагогики, методики обучения родному и иностранному языкам; изучение и анализ отечественных и зарубежных учебных пособий по иностранному языку для младших школьников, экспериментальное обучение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов и студентов педагогических вызов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе обучения ИЯ учащихся начальных классов в МБОУ СОШ № 7 имени Героя РФ полковника М.В. Ревенко (г. Волгодонск Ростовская область).
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения…….