Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
дошкольного возраста………………………………………………………5
2. Развитие детей в разных видах детской деятельности………………11
3. Цели и задачи работы по ознакомлению детей младшего
дошкольного возраста с окружающим миром и содержание
работы………………………………………………………………………15
4. Предметная деятельность детей младшего дошкольного возраста как
основа ознакомления с окружающей действительностью……………..21
5. Руководство предметной деятельностью детей в ходе ознакомления с
окружающим миром………………………………………………………27
Выводы…………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………………….35
Выдержка из текста работы
Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одной из серьезных проблем в системе современного образования является ранний детский аутизм. Аутизмом (от греческого autos — сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА) [9].
Ранний детский аутизм характеризуется нарушениями всех сфер психики сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточно развитым социальным взаимодействием с окружающими. Среди нарушений психологического развития выделяют детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет [13].
При раннем детском аутизме нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития, в то время как при других дефектах психического развития, нарушения общения имеют вторичный характер и, значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и слуха и других нарушениях. Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер [20].
С учетом выявленной проблемы сформулированная тема исследования, «Выявление особенностей коммуникативной функции речи у детей с РДА младшего дошкольного возраста», на сегодняшний день является актуальной.
Цель исследования: на основе экспериментального исследования выявить особенности коммуникативной функции речи детей с РДА младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что коммуникативная функция речи у детей с РДА младшего дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей которые могут проявляться в виде эхолалии и аграмматизме.
Объект исследования: коммуникативная функция речи у детей с РДА младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс выявления особенностей коммуникативной функции речи при взаимодействии с окружающими у детей с РДА младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую и коррекционную литературу по данному вопросу.
2.Экспериментально выявить особенности коммуникативной функции речи при взаимодействии с окружающими у детей с РДА младшего дошкольного возраста.
Методическая основа исследования:
1.теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2.наблюдение за деятельностью детей в процессе взаимодействия с окружающими;
.проведение констатирующего эксперимента;
.количественная и качественная обработка результатов эксперимента.
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы выявить особенности нарушения коммуникативной сферы в процессе общения у детей с РДА младшего дошкольного возраста.
Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом
.1 Ранний детский аутизм. Причины возникновения
В настоящее время нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА. Делая выводы на анализе материалов публикаций в интернете и научной литературе: аутизмом заболевают люди с генетической к нему предрасположенностью, в результате воздействия внешних факторов (родовые травмы, вирусы и вакцины, отравления тяжелыми металлами и многое другое) приводящих к дисфункции мозга.
В университете Рочестера обследовали около 60 больных: в половине случаев выявлена мутация определенного гена, которой играет решающую роль в формировании головного мозга на ранней стадии развития эмбриона. Причем для возникновения аутизма достаточно наследования дефектного гена от одного родителя. Как правило, родители больных детей сами нормальны, у них могут быть лишь очень слабые симптомы аутизма [22].
Существует достоверная статистическая корреляция между синдромом слабой Х-хромосомы и наличием аутизма.
Причиной аутизма, как и многих других психических заболеваний может быть конфликт между генами, унаследованными от матери и отца [18]. Известно, что самки млекопитающих «отключают» в своих яйцеклетках многие гены, работа которых выгодна эмбриону, но невыгодна матери, тогда как самцы напротив отключают в своих сперматозоидах гены не выгодные эмбриону, но выгодные матери. Ряд фактов свидетельствует о том, что смещение баланса активности генов в «отцовскую» сторону может привезти к аутизму, в «материнскую» — к депрессии, психозам и паранойе [25].
Ещё одна из возможных причин возникновения аутизма и других расстройств мозга, является недостаток белка Cdk5 (от англ. Cyclin-dependentkinase, циклин-зависимой киназы). Этот фермент участвует в регуляции ряда клеточных процессов — от клеточной подвижности до привыкания к лекарствам. Фермент Cdk5 помогает развиваться синапсам, которые связывают нейроны и лежат в основе способности человека изучать материал и запоминать его. Синапсы — сложные структуры, состоящие из ионных каналов, рецепторов и других сложных белковых комплексов, которые все сообщаются друг с другом для получения и отсылки сигналов. Неправильно сформированные синапсы приводят к задержке умственного развития и мутациям в генах, кодирующим определённые синаптические белки. Этот дефект, в частности, связан с возникновением такого тяжелого заболевания, как аутизм. По мнению многих экспертов, Cdk5 способствует образованию синапсов и взаимодействует с существенными предсинаптическими компонентами, играет важную роль в формировании новых нейронов и правильном мозговом развитии. Также учёные смогли получить молекулярное свидетельство, что Cdk5 влияет и на образование нейродегенеративных расстройств, например, болезни Альцгеймера [16].
Основываясь на том факте, что аутизм тесно связан с эпилепсией и проблемами в обучении, ученые склонны искать причину этой патологии в биологическом и химическом дисбалансе. На сегодняшний день никто даже не приблизился к тому, чтобы объяснить, что именно не так происходит в головном мозге больных. Прослеживается параллель между развитием заболевания и повышенным уровнем в крови свободного или связанного с тромбоцитами серотонина, однако детали патологических механизмов еще только предстоит выяснить. Хотя в каждом конкретном случае очень сложно определить какую-либо причину, предполагается связь аутизма с рядом перинатальных повреждений, врожденной краснухой, фенилкетонурией и младенческими судорогами [22].
РДА — сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распространенность его составляет 2 на 10000 детей школьного возраста. Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким ("аффективная блокада", по L.Kanner), страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома [17].
В разное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА.
Исходя из положения Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В.В. Лебединский и О.Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:
в качестве первичных расстройств при РДА рассматриваются повышенная эмоциональная чувствительность и слабость энергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникают вторичные нарушения.
квторичным относят аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы [4].
Множество авторов предлагают свою классификаций аутизма. Мы решили рассмотреть классификацию Лебединской К.С. и О.С. Никольской.
Они выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:
. Полная отрешённость от происходящего вокруг. При попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.
. Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает, что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящимися к 1-ой группе.
. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.
. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке [11].
При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.
Изучив литературу, мы выяснили, что причину возникновения РДА пока не нашли. Но существует множество версии причин заболевания РДА: аутизмом заболевают люди с генетической к нему предрасположенностью, в результате воздействия внешних факторов (родовые травмы, вирусы и вакцины, отравления тяжелыми металлами и многое другое) приводящих к дисфункции мозга.
Основными проявлениями синдрома, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.
По классификации Лебединской К.С. и Никольской О.С. мы выяснили, что РДА может проявляться от повышенной ранимости до полной отрешённости от происходящего вокруг. Дети наиболее тяжелой, 1-й группы, по классификации К.С. Лебединской и О.С. Никольской, могут так и не овладеть разговорным языком. Для детей 2-1 группы характерны «телеграфные» речевые штампы, эхолалии отсутствие местоимения «я» (называние самого себя по имени или в третьем лице — «он», «она»).
.2 Особенности проявления раннего детского аутизма в детском возрасте
Особенности психического развития при РДА проявляется в специфических нарушениях ощущения и восприятия, внимания, памяти, речи, мышления и эмоционально-волевой сферы.
Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной ceнсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным привлекательным раздражителем, то дети с РДА отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта [6].
Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, могут буквально завораживать детей, что можно использовать для концентрации внимания ребенка. Это может быть какой-либо звук или мелодия, блестящий предмет и т.п. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд [2].
С самого раннего возраста у детей с РДА отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи, при этом строго следят за тем, чтобы читающий стихотворение не пропустил ни одного слова или строчки. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст. Дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу [2].
У детей с РДА отмечается своеобразное отношение к речевой действительности и одновременно — своеобразие в становление экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Лучше ребенок реагирует на тихую шепотную речь. Первые активные речевые реакции, проявляющиеся у нормально развивающихся детей в виде гуления, у детей с РДА могут запаздывать, отсутствовать или быть обедненными, лишенными интонирования. То же самое относится и к лепету. Первые слова у детей появляются обычно рано. В 63% наблюдений это обычные слова: «мама», «папа», «деда», но в 51% случаев они использовались без соотнесения с взрослым. У большинства с двух лет появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением. Но дети практически не пользуются ею для контактов с людьми. Они редко задают вопросы; если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. При этом наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию: что-то рассказывают, читают стихи, напевают песенки. Некоторые демонстрируют выраженную многоречивость, но, несмотря на это, получить ответ на конкретный вопрос от таких детей очень сложно, их речь не сочетается с ситуацией и никому не адресована. Дети наиболее тяжелой, 1-й группы, по классификации К.С. Лебединской и О.С. Никольской, могут так и не овладеть разговорным языком. Для детей 2-1 группы характерны «телеграфные» речевые штампы, эхолалии отсутствие местоимения «я» (называние самого себя по имени или в третьем лице — «он», «она») [2].
Как отмечают О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, не следует вести речь об отсутствии при РДА отдельных способностей, например способности к обобщению, к планированию. Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно-яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, слабо развиваются предметные действия [6].
Развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости. Это очень ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Однако они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои возможности с тем, чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке.
В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется [6].
Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при синдроме РДА и может проявиться в скором времени после рождения. При аутизме резко отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми — комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Они могут испытывать даже страх перед одним из родителей, могут ударить или укусить, делают все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. К.С. Лебединская и О.С. Никольская выделяют три группы страхов: типичные для детского возраста вообще (страх потерять мать, в также ситуационно обусловленные страхи после пережитого испуга); обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью детей (страх бытовых и природных шумов, чужих людей, незнакомых мест); неадекватные, бредоподобные, т.е. не имеющие под собой реального основания [6].
Таким образом, мы выяснили, что особенности психического развития при РДА проявляется в специфических нарушениях, это выражается в повышенной ранимости, дети с РДА отдают предпочтение разнообразным предметам, нежели лицу человека и его эмоциям.
У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, оно устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд.
У них отмечается хорошая механическая память. Они хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения для получения привычных ощущений, поступающих через органы чувств.
На речь обращённая к ребёнку с РДА может не обращать внимания или вовсе игнорировать, а может встревать в разговор совсем его не касающийся. Лучше ребенок реагирует на тихую шепотную речь. Первые активные речевые реакции у детей с РДА могут запаздывать, отсутствовать или быть обедненными, лишенными интонирования. Речь таких детей не сочетается с ситуацией и не кому не адресована.
Они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои возможности с тем, чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке. В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для РДА.
Нарушение эмоционально-волевой сферы может проявиться в скором времени после рождения. Резко отстает в своем формировании отсутствие фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. У детей с РДА отсутствует характерное для данного возраста желание заслужить похвалу и одобрение. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов.
Вывод по главе I
коммуникативный речь ранний детский аутизм
Делая вывод по первой главе, мы хотим отметить, что РДА редкая форма патологии. Считают, что аутизмом заболевают люди с генетической к нему предрасположенностью, в результате воздействия внешних факторов (родовые травмы, вирусы и вакцины, отравления тяжелыми металлами и многое другое) приводящих к дисфункции мозга. Основными проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома. Лебединская К.С. и Никольская О.С. выделяют 4 группы развития РДА: полная отрешённость от происходящего вокруг; активное отвержение окружающей среды; захваченность аутистическими интересами; чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Самой тяжёлой группой является «полная отрешённость от происходящего вокруг».
Дети с РДА очень ранимы, у них нарушено внимание, отмечается хорошая механическая память, первая активная речь может запаздывать, отсутствовать или быть обеднённой. Дети, страдающие аутизмом не в состоянии приспособится к меняющимся окружению, среде, обстановке. Нарушение эмоционально-волевой сферы может проявиться после рождения. Они склонны к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов.
Глава II. Характеристика коммуникативной сферы у детей с РДА
.1 Содержание и организация исследования
Целью исследования является изучение особенностей развития коммуникативной речи у детей с РДА при взаимодействии с окружающими.
Изучение речевого развития мы выделили как специальный объект исследования. Это обусловлено тем, что нарушение коммуникативной речи занимает большое место среди характерных признаков РДА и отражают основную специфику аутизма, а именно не сформированность коммуникативного поведения.
В исследовании принял участие 2 детей в возрасте 5 лет (старшая группа детского сада). По заключению ПМПК все дети имеют диагноз — ранний детский аутизм.
Исследование было осуществлено в два этапа:
Первый этап — наблюдение за детьми, организация и проведение констатирующего исследования на основе выделенных параметров и критерий оценок.
Второй этап — констатирующее исследование на основе взаимодействия с ребенком.
Наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в свободное время, а также специальные исследования, прежде всего, показывают недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, речевое развитие также отличается своеобразием. Речь не используется (или недостаточно используется) в коммуникативных целях.
На первом этапе изучалось состояние взаимодействия с окружающим миром и людьми у детей с РДА; определялся уровень развития речи; контакт со взрослым зрительный и физический; выявлялись особенности ведения игры; выявлялась эмоциональная реакцияребенка.
Цель: определить уровень коммуникативной сферы. Она достигается с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка, что позволяет на начальном уровне оценить возможные нарушения эмоционально-волевой сферы. Затем в зависимости от демонстрируемых возможностей ребенка мы можем строить дальнейшее изучение его уже в результате установления контакта и организации взаимодействия с ним.
Первый этап эксперимента проводится в виде наблюдения. Мы наблюдали за детьми в привычной для них обстановке.
Наблюдение за ребенком осуществляется с первого момента его появления в комнате. Оно позволяет определить многие специфические характеристики аутичного ребенка. Так, например, мы обращаем внимание на внешние признаки проявления аутичности, а именно: позу, ритм и характер движений, мимику лица. Выражение и мимика лица ребенка могут быть застывшими [10].
При оценке поведения ребенка обращается внимание на его адекватность и заинтересованность или отстраненность от окружающего. Важно отметить, как ребенок реагирует на новую и непривычную для него обстановку.
Обработка экспериментального результата приводится в баллах.
) Зрительный контакт:
·Ребенок не поддерживает контакт глаз (1 балл)
·При контакте глаз присутствует «толчкообразный» взгляд (2 балла)
·У ребенка идет преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения (3 балла)
·Ребенку характерен «бегающий взгляд» взгляд мимо (4 балла)
) Физический контакт:
·Ребенок испытывает дискомфорт при вступлении в контакт с другими людьми (1 балл)
·Ребенок жестко ограничивает свой круг людей (2 бала)
·Физический контакт избегает, при не желательных контактах ребенок становится агрессивен(3бала)
·Ребёнок избегает отношений, если чувствует какую либо преграду (4 бала)
) Реакция на окружающий мир:
·Ребёнок игнорирует даже жизненно важные потребности, активно стремится к одиночеству (1 балл)
·Исключительная консервативность в любых направлениях начиная от выбора еды до использования одних и тех же слов. Тщательная избирательность в контактах с внешним миром (2 бала)
·Укрывается от внешнего мира в своих интересах, проявляющиеся в стереотипичной форме и не носит познавательного характера (3 бала)
·Своевременно появляется боязнь чужого человека. Характерна реакция испуга на неадекватное или просто непривычное выражение лица взрослого человека, на неожиданное поведение ровесника (4 бала)
) Речь:
·Полная утрата речи(мутизм) (1 балл)
·В речи у ребёнка присутствует большое количество речевых и стереотипий, эхолалия (2 бала)
·Речь проявляется в проигрывании стереотипных сюжетов, рано появляются "взрослые" интересы — к энциклопедиям, схемам, счетным операциям, словесному творчеству(3 бала)
·Присутствует небольшая задержка речевого развития (4 бала)
) Эмоциональная реакция:
·Ребёнок не проявляет ни какойсоциальной активности (1 балл)
·При взаимодействии с ребёнком проявляется резкая перемена эмоционального состояния (2 бала)
·Активность в эмоциональных проявлениях выражается в их строгой дозировании. Ребенок может соблюдать дистанцию в общении, ограничение времени контакта (3 бала)
·У ребенка проявляется повышенная ранимость, он эмоционально зависим от родных (4 бала)
) Игры:
·Часто располагает предметы или игрушки рядами по определенным схемам, очень расстраивается и устраивает истерику, если картина нарушается (1 балл)
·Ребёнку характерны стереотипные манипуляции с неигровым материалом (2 бала)
·У ребёнка присутствуют игры цикличного характера; интересы носят мрачный, агрессивный характер (3 бала)
·Почти нормальный навык игры, но изредкасам он в состоянии длительно заниматься какими-то своими манипуляциями, однообразными играми. Редко зацикливается на отдельных частях игрушки (4 балла)
Проанализировав заявленные параметры, мы выделили следующие группы
— 6 баллов
Дети первойгруппы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только не владеют формами контакта, но и не испытывают потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается выраженное нарушение активности, дискомфорт. Они проявляют беспокойство, у них отмечается неустойчивый сон. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий: он проявляется в виде полной отрешенности от происходящего вокруг. В связи с этим авторы выделяют отрешенностьот внешней среды как ведущий патопсихологический синдром.
— 12 баллов
Дети второйгруппы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз развития у этой группы лучше, чем у предыдущей. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей с РДА является отвержениеокружающей реальности.
— 18 баллов
Дети третьейгруппы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии.
— 24 баллов
Дети четвертойгруппы характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на передний план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологическим синдромом является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Второй этап констатирующего эксперимента был проведен на занятиях психолога.
Мы выделили критерии для определения уровня речевого развития детей с РДА, взяв классификацию клинических групп Т.И. Морозовой и О.С. Никольской.
Цель: определить уровень речевого развития и способность ребенкавступать в контакт с помощью речи.
Обработка экспериментального задания приводится в баллах.
Таблица 1 Критерии особенностей речевого развития детей с аутизмом
№Критерии особенностей речевого развития детей с аутизмомНе выраженно /низкий (1 балл)Слабо выраженно (2 балла)Сильно выраженно (3 балла)1Речь не используется (или недостаточно используется) в коммуникативных целях2Монологическая речь без предшествующего ей диалога3Уровень речевого развития в диапазоне возрастной нормы4«Попугайная» речь5«Штампованная» речь6Эхолалия7Аграмматизм8Отсутствие в речи местоимения "я"9Неологизмы10Автономной речи11Речевой мутизм12Телеграфный стиль речи13Склонность к словотворчеству14Повышенная аффективная и сенсорная ранимость, особенно в процессе общения15Замедленный темп речи16Рифмотворчество17Испытывает существенные затруднения в процессе речевого взаимодействия с собеседником18Ребенок способен к диалогу19Может использовать в речи правильные грамматические конструкции в виде штампов20Специфическая модуляция голоса с повышением тона к концу фразы21Малодоступен контакту22Стереотипные действия23Задержка речевого развития24Страдает фонематическая сторона речи25Неловкость движений26Недоразвитие произвольной деятельности27Снижен психический тонус28Отрешенность от окружающего мира29Навыки социального поведения30Затруднено самообслуживание
— 40 баллов
группа. Дети для которых характерны наиболее глубокие аффективные расстройства, резкое снижение психического тонуса, выраженное недоразвитие произвольной деятельности, как бы отрешены от окружающего мира, соответственно, общение с ними осуществляется на элементарном уровне. У них отсутствует потребность в контактах, навыки социального поведения не сформированы, затруднено самообслуживание. Довольно часто раннее речевое развитие у детей этой группы в сравнении со здоровыми детьми несколько ускоренно. Первые слова появляются достаточно рано, но они оторваны от потребности ребенка. Обычно они произносятся четко, хотя сложны по слоговой и фонетической структуре. Произносимые фразы нередко отличаются сложностью лексической конструкции и часто представляют собой цитаты из радиопередач, телепередач, фрагменты песен и речи взрослых. Эти фразы не несут никакой коммуникативной нагрузки и, как справедливо подчеркивает Т. И. Морозова, являются отсроченной эхолалией. Распад экспрессивной речи у этих детей начинается приблизительно в 2-2,5 года на фоне значительных расстройств в аффективной сфере. У подавляющего большинства детей, по наблюдениям Т. И. Морозовой, потеря речи достигает уровня мутизма. На фоне высокого аффективного напряжения у детей могут появиться бессвязные слова, крики, а в острых аффективно насыщенных ситуациях могут наблюдаться слова и даже простые фразы.
— 60 баллов
группа. Дети характеризуются повышенной аффективной и сенсорной ранимостью, тормозимостью, робостью, особенно в процессе общения. Первые слова и фразы появляются у них своевременно, но наблюдается оторванность новых слов от потребностей ребенка. По данным Т.И. Морозовой, для них часто характерен регресс в речевом развитии в возрасте 2-2,5 лет, однако он не достигает полногомутизма. Между тем автор отмечает высокое развитие импрессивной (внутренней) речи, а также нарушения звукопроизношения, замедленный темп речи.
— 70 баллов
группа. Дети малодоступны контакту, у них наблюдается значительное число стереотипных действий, речевых штампов. Как отмечает Т. И. Морозова, для них также характерна специфическая задержка речевого развития. Она проявляется в более позднем развитии гуления, произнесении первых слов. У детей наблюдаются отсроченныеэхолалии. Серьезно страдает фонематическая сторона речи, прослеживается взаимосвязь речевого и общего моторного недоразвития, признаками которого являются гипотония, неловкость движений. Имеет место глубокое нарушение грамматического строя речи: отсутствие предлогов, согласований, употребление глаголов в неопределенной форме.
— 80 баллов
группа. У детей раннее речевое развитие происходит несколько быстрее, чем у здоровых детей. У них отмечается бурное развитие словарного запаса, раннее освоение сложной фразовой речи. Нередко наблюдается склонность к рифмотворчеству и словотворчеству. Однако коммуникативная функция речи у них нарушена. Дети часто произносят длинные монологи на аффективно значимые темы, но испытывают существенные затруднения в процессе речевого взаимодействия с собеседником. В аффективно значимых ситуациях ребенок способен к диалогу, может использовать в речи правильные грамматические конструкции, представляющие собой заимствованные штампы. Наблюдается задержка в использовании личных местоимений. По данным Т. И. Морозовой у детей часто наблюдаются нарушения звукопроизношения, темпа речи, имеет место специфическая модуляция голоса с повышением тона к концу фразы [15].
.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Анализ полученных экспериментальных данных показал, что речевое развитие детей средней группы детского сада комбинированного вида характеризуется рядом специфических особенностей.
Констатирующий эксперимент выявил нарушения коммуникативной функции речи.
Полученные результаты показали не достаточность развития коммуникативных навыков у испытуемых. На первом этапе мы выявили не способность удерживать контакт глаз, ограничение себя в круге людей, закрытость от внешнего мира, присутствует страх новых людей, небольшая задержка речи, при вступлении в контакт держатся на расстоянии, перемена настроения при взаимодействии с Настей. Игры носят цикличный характер. У Игоря отмечается почти нормальный стиль игры, но и присутствует однообразие.
ФИОНастя Г.Игорь П.1Зрительный контакт342Физический контакт233Реакция на окружающий мир344Речь345Эмоциональная реакция236Игры34
Согласно таблице 2 можно сделать вывод и соотнести Настю Г.по количествам набранных баллов к 3 группе. У неё отмечается преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения. Укрывается от внешнего мира в своих интересах, проявляющиеся в стереотипичной форме и не носит познавательного характера. При вступлении в контакт в первый раз проявляет негативную реакцию, тем самым строго ограничивая количество людей окружающих её. В речи отмечаются «речевые штампы» при разговоре. Присутствуют игры цикличного характера, с укладыванием куклы спать и сопровождая всё проговариванием используя «речевые штампы». Но в тоже время присутствует произвольность в поведении.
Игорь П. по набранным баллам (22 балла) относится к 4 группе. При взаимодействии с окружающими проявляется повышенная ранимость и робость. Присутствует бегающий взгляд, при помощи взрослого может удерживать контакт глаз на некоторое время. Физический контакт избегает, при не желательных контактах возникает агрессия. Испытывает страх при неожиданном поведении окружающих, неадекватном или просто непривычном выражении лица. У Игоря наблюдается развёрнутая, менее штамповая речь. Вступая в контакт, Игорь выдерживает дистанцию, характерно встав боком к собеседнику не смотр к нему в глаза. Время взаимодействия по-своему ограничивая. Почти нормальный навык игры, но изредка сам он в состоянии длительно заниматься какими-то своими манипуляциями, однообразными играми. Редко зацикливается на отдельных частях игрушки.
Второй этап эксперимента для большей эффективности проводился на занятиях психолога. Проводились упражнения на выявление особенностей речевого развития. Мы выделили критерии для определения уровня речевого развития детей с РДА, взяв классификацию клинических групп Т. И. Морозовой и О. С. Никольской.
Таблица 3 Результаты второго этапа констатирующего эксперимента
№Критерии особенностей речевого развития детей с аутизмомНастя Г.Игорь П.1Речь не используется (или недостаточно используется) в коммуникативных целях112Монологическая речь без предшествующего ей диалога223Уровень речевого развития в диапазоне возрастной нормы234«Попугайная» речь215«Штампованная» речь326Эхолалия337Аграмматизм338Отсутствие в речи местоимения "я"339Неологизмы3310Автономной речи3311Речевой мутизм1112Телеграфный стиль речи2113Склонность к словотворчеству2214Повышенная аффективная и сенсорная ранимость, особенно в процессе общения3315Замедленный темп речи3316Рифмотворчество3217Испытывает существенные затруднения в процессе речевого взаимодействия с собеседником2218Ребенок способен к диалогу2319Может использовать в речи правильные грамматические конструкции в виде штампов3220Специфическая модуляция голоса с повышением тона к концу фразы3221Малодоступен контакту2222Стереотипные действия3223Задержка речевого развития1124Страдает фонематическая сторона речи2125Неловкость движений2126Недоразвитие произвольной деятельности1127Снижен психический тонус1128Отрешенность от окружающего мира2129Навыки социального поведения2330Затруднено самообслуживание11
В целом у детей наблюдаются недоразвитие коммуникативной стороны речи, эхолалии, неологизмы, склонность к автономной речи. У обеих испытуемых не сильно выраженно монологическая речь без предшествующего ей диалога. У Насти Г. Не сильно выражена «попугайная» речь. «Штамповая речь» больше наблюдается у Насти Г. чем у Игоря П.. Эхолалия, Аграмматизм, Неологизмы, одинаково выраженно у обоих испытуемых. Отмечается повышенная ранимость, особенно в процессе общения. При разговоре у испытуемых замедленный темп речи. Насти Г. к концу фразы повышает тон голоса, это можно отметить как специфическую модуляцию голоса. Игорь П. в отличие от Насти Г. больше идёт на контакт.
По результатам второго опыта констатирующего эксперимента, представленным в таблице 2, Настю Г. можно отнести к 4 группе. В которой для неё характерно повышенная аффективная и сенсорная ранимость, тормозимость, робость, особенно в процессе общения. Первые слова и фразы появляются своевременно, но наблюдается оторванность новых слов от потребностей ребенка. По данным Т.И. Морозовой, для них часто характерен регресс в речевом развитии в возрасте 2-2,5 лет, однако он не достигает полногомутизма. Между тем отмечается высокое развитие внутренней речи, а также нарушения звукопроизношения, замедленный темп речи.
Игоря П. мы отнесли ко второй группе. У него раннее речевое развитие происходит несколько быстрее, чем у здоровых детей. Отмечается бурное развитие словарного запаса, раннее освоение сложной фразовой речи. Наблюдается склонность к рифмотворчеству и словотворчеству. Однако коммуникативная функция речи у него нарушена. Часто произносит длинные монологи на аффективно значимые темы, но испытывает существенные затруднения в процессе речевого взаимодействия с собеседником. В аффективно значимых ситуациях ребенок способен к диалогу, может использовать в речи правильные грамматические конструкции, представляющие собой заимствованные штампы. Наблюдается задержка в использовании личных местоимений. По данным Т.И. Морозовой часто наблюдаются нарушения звукопроизношения, темпа речи, имеет место специфическая модуляция голоса с повышением тона к концу фразы.
Таким образом, используя метод наблюдения и не прямой контакт с детьми, мы увидели особенности их развития и поведения.
Вывод по II главе
Проведенное нами исследование показало, что коммуникативная сфера речевого развития воспитанников детского сада комбинированного вида характеризуется рядом значительных специфических особенностей:
.Присутствует небольшая задержка речевого развития. Также, у таких детей отмечено отставание в способности правильного использования в своей речи личных местоимений. Малыш может долго называть себя "ты", "он". Ребенок с аутизмом не задает вопросов и может не отвечать на обращения — избегает речевого общения. Это происходит вследствие того, что аутичный ребенок не «не хочет», а «не может» вступать в контакт с окружающими в силу своего заболевания;
.Основным патопсихологическим синдромом является повышенный страх, ранимость, зажатость при вступлении в контакт с другими людьми;
.Ограниченное повторяющиеся и стереотипное поведение, интересы и активность.
В заключение данной главы отметим, что на наш взгляд, для успешного развития у детей младшего дошкольного возраста коммуникативной сферы необходима специальная, коррекционно-направленная работа, целью которой является приспособление ребенка с РДА к окружающему миру, а так же развитие коммуникативной функции речи.
Заключение
Данная работа посвящена изучению коммуникативных навыков детей с РДА дошкольного возраста. С целью выявления особенностей коммуникативной функции речи.
В I главе представлен анализ литературы по особенностям данного заболевания. Мы отметили, что РДА редкая форма патологии. Основными проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.
Дети с РДА очень ранимы, у них нарушено внимание, отмечается хорошая механическая память, первая активная речь может запаздывать, отсутствовать или быть обеднённой. Дети, страдающие аутизмом, не в состоянии приспособится к меняющимся окружению, среде, обстановке. Нарушение эмоционально-волевой сферы может проявиться после рождения. Они склонны к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов.
Во II главе описана методика констатирующего эксперимента по выявлению особенностей речевого развития детей с РДА дошкольного возраста, и полученные результаты, которые показали, что у детей с РДА присутствует небольшая задержка речевого развития. Основным патопсихологическим синдромом является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими, присутствие различных нарушений в речи (эхолалия, аграмматизм, неологизмы и т.д.).
Таким образом, в результате проведённого исследования представленная нами гипотеза о том, что коммуникативная функция речи у детей с РДА младшего дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей, полностью доказана.
Список использованной литературы
1. Ананьев, Б.Г. Теория ощущений. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1961 — С.456.
2. Башина, В.М. Аутизм в детстве. // Дефектология. — 1999 — С.123.
. Выготский, Л.С. Мышление и речь. — М.: Соцэкгиз, 1934 — С.323.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. Мышление и речь. — М.: 1982 — С.504.
. Иванов, Е.С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция: Учеб.пособие / Е.С. Иванов, Л.Н.Демьянчук, Р.В. Демьянчук; МУСиРим. Р. Валленберга, Ин-тспеи. педагогики и психологии. СПб.: Дидактика Плюс, 2004.
.Исаев, Д.Н. — Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения// психология. — 2002 — С.411.
7. Иванов, С. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия. СПб.: МУСиР им. Р. Валленберга, 1997.
8.Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста. // психология. — 2001 — C.343.
9. Каган, В.Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина/ — 1981 — C.198.
. Каган, В.Е., Исаев, Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей, Л.: ЛПМИ. — 1976 — C.455.
11. Лебединская, К.С., Никольская, О.С., Баенская, Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм.// Дефектология — М.: — 2007 — С.128.
12. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, — 2007 — 23с.
13. Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм психологические и нейропсихологические механизмы. // Манелис Н.Г. М.: Просвещение. — 1999 — С.143.
. Мастюкова, Е.М., Ульянова, Р.К. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС //Дефектология. — 1990 — № 5 — 66-71с.
15. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах: пособие для учителя-дефектолога/ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. — 2007 — 27-28с.
16. Москаленко, А.А. Нарушение психического развития детей — ранний детский аутизм. // Дефектология. — 2008 — №2 — С.92.
17. Никольская, О.С. Проблемы обучения аутичных детей. // Дефектология — 2006 — С.214.
. Власовой, Т.А., Лебединского, В.В., Лебединской, К.С.. Ранний детский аутизм //Под ред. (ротапринт). М.: — 1981 — С.112.
. Сатмари, П. Дети с аутизмом / П.Сатмари. — СПб.: Питер, — 2005 — С.224.
20. Хаустов, А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма / А.В. Хаустов // Дефектология. — 2004 — №4 — 69-74с.
21. Стернин, И.А. — Понятие коммуникативного поведенияи проблемы его исследования [Электронный ресурс]: Режим доступа commbehavior.narod.ru/RusFin/RusFin2000/Sternin1.htm.
22. Детский аутизм — Причины возникновения [электронный ресурс]: Режим доступа autist-ru.narod.ru/prichini.html.
23. Психология — Симптомы аутизма [Электронный ресурс]: Режим доступа referat.yabotanik.ru/psihologiya/simptomy- autizma/71715/67903/page1.html.
. Социальная психология общения — Структура и функции общения [Электронный ресурс]: Режим доступа www.psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=3.
25. Эрик Мэш, Дэвид Вольф — Детская патопсихология. [Электронный ресурс]: Режим доступа bookap.info/genpsy/kidspat/gl75.shtm.
26. Википедия — Невербальное общение [Электронный ресурс]: Режим доступа ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80 %D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.
27. Конспекты занятий с детьми с различными отклонениями в развитии [Электронный ресурс]: Режим доступа www.moska-sd.narod.ru/evs_abstract.html.
28. Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека [Электронный ресурс]: Режим доступа www.vitaminov.net/rus-anatomy-face-section492-20197.html.
. Куприянов В.В., Стовичек Г.В.Лицо человека [Электронный ресурс]: Режим доступа www.vitaminov.net/rus-anatomy-face-section492-20193.html.
. Энциклопедия — Пантомимика [Электронный ресурс]: Режим доступа psi.webzone.ru/st/076000.html.
. Ребенок — сайт родителей — Психическое развитие ребенка третьего года.
жизни [Электронный ресурс]: Режим доступа www.kid.ru/forum/ <http://www.kid.ru/forum/> index.php?showtopic=28650
. Детский консультационно-развивающий центр «Зазеркалье» — Общая характеристика детей с аутизмом [Электронный ресурс]: Режим доступа www.za-zerkalye.ru/harakteristika-detey-s-autizmom.