Содержание
Введение
1. Формирование функционального базиса письма
1.1 Понятие письменной речи
1.2 Понятие функционального базиса письма
1.3 Особенности функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи
2. Методы и методики особенностей внимания, мелкой моторики, восприятия, воображения
2.1 Анализ состояния функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи
Заключение
Библиографический список литературы
Выдержка из текста работы
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт.
Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей.
Цель: Раннее профориентирование детей дошкольного возраста.
Задачи:
— дать понятие профориентированию;
— определить раннюю профессиональную ориентацию дошкольников;
— обозначить значение труда в развитии ребенка;
— проанализировать исследование уровня сформированности трудовых навыков в ознакомлении с профессией в дошкольном возрасте.
База исследования: приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 42» города Ангарска в количестве 20 человек.
Глава 1. Теоретические аспекты раннего профориентирование детей дошкольного возраста.
1.1. Понятие профориентации
Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сам профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.
“Итак, профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать, как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В недалеком прошлом в профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации…
Заключение
Результаты работы по вопросу ранней профориентации легко проследить в процессе проведения диагностики сформированности представлений о профессиях. Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты стимулируют педагогов ДОУ на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации
Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, или строит новый космодром, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.
Итак, целью данной работы было выявить и обосновать содержание и формы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме трудового воспитания детей дошкольного возраста, изучили опыт педагогов по трудовому воспитанию дошкольников.
Анализ теоретического материала по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста позволил сделать выводы:
– приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с трудом взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств;
– понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали тему трудового воспитания К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и многие другие;
– в педагогическом руководстве формированием трудовых навыков у детей разного дошкольного возраста есть много общих методических приемов, общих требований, которые воспитателю следует соблюдать. Но в этой работе и много своеобразного, специфического, обусловленного особенностями возраста дошкольников. Поэтому, используя общие требования, методы педагогического руководства, взрослый должен непременно заботиться о выборе таких приемов, которые позволят наиболее эффективно решать задачу формирования трудовых навыков и у малышей, и у старших детей;
В практической части нашего исследования мы выявили уровень сформированности трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста, провели опытно-экспериментальную работу по изучению состояния трудового воспитания в детском саду, проанализировали полученные данные и сделали выводы.
Итак, на констатирующем этапе исследования после проведения диагностики трудового воспитания детей 6-7 лет мы выяснили, что большинство детей в группе со средним уровнем развития трудовых навыков.
На втором этапе проводился формирующий эксперимент, направленный на формирование трудовых навыков детей 6-7 лет, с помощью разработанной нами «Программы трудового воспитания старших дошкольников». После формирующего эксперимента нами была проведена вторичная диагностика трудового воспитания детей 6-7 лет и мы выяснили, что большинство детей после формирующего эксперимента с высоким уровнем развития трудовых навыков.
Также нами было проведено анкетирование воспитателей для изучения опыта педагогов по трудовому воспитанию дошкольников. Оно показало, что все воспитатели уделяют должное внимание трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, используют в своей работе все виды и формы организации труда воспитанников, учитывают возрастные особенности детей.
Список используемой литературы.
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В. Алешина. -М.: «Педагогическое Общество России», 2000. — 128с.
2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. -М.: Просвещение,1974.-192с.
3. Егорошин А.П. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов 3-е издание Н.Новгород: НИМБЮ,2007 – с.
4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
5. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников – М. – 1988.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – РН/Д, 1996.
7. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий / В. П. Кондрашов. – Николаев: Знание, 2009. – 52 с.
8. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В.Логинова, Л.Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56-63.
9. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987.
10. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
11. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильево, В.В.Герюовой, Т.С.Комаровой.- 5-е изд.испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 208с.
12. Логинова В. И. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.
13. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996.
14. Шатова А. Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание: традиции и современность. – М., 2002.