Содержание
Введение 3-5
Глава I. Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе. 6-29
1.1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии. 6-12
1.2. Особенности психического развития детей 6 7 лет. 13-18
1.2.1. Развитие речи. 13-15
1.2.2. Развитие мышления. 15-16
1.2.3. Развитие восприятия. 16-18
1.2.4. Развитие памяти. 18-20
1.2.5. Развитие внимания. 20-21
1.3. Специфика дифференцированного подхода в обучении младших школьников. 21-27
Вывод по первой главе 28
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7-летнего возраста 29-30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Методики исследования 30-33
2.3. Анализ и обсуждение результатов 32-39
Выводы 39
Заключение 40
Литература 41-44
ПРИЛОЖЕНИЕ 45-62
Выдержка из текста работы
2.3. Содержание коррекционной работы по развитию зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр 59
2.4. Результаты коррекционной работы 65
Выводы по главе II 68
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 78
Введение
По данным Всемирной организации здравоохранения, в последние десятилетия во всех странах мира качественно и количественно изменился состав детей с нарушениями зрения. Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия у детей инвалидов по зрению чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации. Компенсация нарушений зрительного восприятия у таких детей может облегчить ориентировку в пространстве, учебно-воспитательный процесс, физическую трудовую подготовку и интеграцию в общество зрячих. Вопросом о необходимости и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения занимались офтальмологи, нейрофизиологи, психофизиологии, тифлопедагоги и тифлопсихологи такие как: Земцова М.И., Новикова Л.А., Кулагин Ю.А., Солнцева Л.И., Куман И.Г., Плаксина Л.И., Зслина Н.Н., Литвак А.Г., Гигорьева Л.П., Федоров С.Н., Каплан А.И. и другие. [1, с 52]
В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в дошкольном возрасте. Это обусловлено отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров реабилитации. В результате чего в специальные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии.
Для детей данной категории необходимо создавать систему специальных, коррекционных, педагогических методов и приемов. Они помогут ребенку восполнить недостатки развития и адаптироваться в нормальный, социально-общественный процесс.
Для детей старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Она обеспечивает всестороннее развитие, поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения игра должна занимать значительное место.
«Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение…»
Эти слова принадлежат известному французскому ученому Ж.Фабру, он хорошо понимал, как много значит игра в жизни ребенка и как важно наставнику, воспитателю, любому взрослому, взявшемуся за самую может быть, ответственную миссию — растить Человека, быть рядом с ребенком в игре тоже, руководить ею, но так, чтобы ребенок видел во взрослом друга, партнера, а не диктатора или надзирателя.
Детская игра является центральной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии. Детская игра привлекает к себе внимание науки, как многоплановая проблема и рассматривается в разных аспектах: историческом, этнографическом, социологическом, этическом, психологическом, педагогическом.
Таким образом, актуальность проблемы нашей работы: каким образом дидактические игры будут оказывать влияние на развитие зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования: процесс развития зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности развития зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством дидактических игр.
Цель исследования: разработать содержание коррекционной работы по развитию зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью определения понятия зрительного внимания и выявления его особенностей в дошкольном возрасте;
2. рассмотреть роль дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;
3. изучить особенности зрительного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;
4. подобрать и систематизировать дидактические игры по развитию зрительного внимания.
Методологическую основу исследования составили теории развития внимания (К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов, З.М. Истомина, П.П. Блонский и др.); психолого-педагогические исследования особенностей внимания (Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и др.); теории обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. (ПлаксинаЛ.И.,Солнцева Л.И., ГригорьеваЛ.П.) и состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики развития внимания, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы.
В первой главе «Теоретические аспекты развития зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения», рассмотрено состояние исследуемой проблемы психолого-педагогической науке, проанализировано особенности внимания, его физиологические и психологические основы, свойства внимания, рассмотрен процесс формирования, особенности развития и активизации зрительного внимания.
Во второй главе описана опытно – экспериментальная работа по развитию зрительного внимания, где проведено исследование особенностей зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
В «Заключении» подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В «Приложении» представлены дидактический наглядный материал для проведения методик по развитию внимания.
База исследования: МБДОУ ДС №138 КВ города Челябинска. В исследовании приняли участие 10 детей с нарушениями зрения 5 – 6 лет с диагнозом косоглазие и амблиопия.
Глава I. Теоретические аспекты развития зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
1.1. Понятие зрительного внимания в психолого-педагогической литературе
Одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф. Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность. Подобно памяти внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому, если опираться на структуру психической организации человека, возможно рассмотрение внимания и как процесса (или стороны какого-либо психического процесса: например сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (например, состояние сосредоточенности), и как свойства личности (например, внимательность).
Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект». [1,с 2]
Т. Рибо, считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. [1, с 8]
Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения 41из……..
Список литературы
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.
2. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.,1974.
3. Лурия А. Р. Внимание и память. — М., 1975.
4. Павлов И. II. Полное собрание сочинении. Т. 3. Кн. 2. — М.: Изд. АН СССР, 1952.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
6. Воспитание слабовидящего ребенка в семье: сб. ст. / под ред. В.П. Ермакова. — Москва: ВОС, 1986.
7. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы раз¬вития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — М.: Просвещение, 1990.
8. Демирчоглян Г.Г. Детское зрение. — М., 1998.
9. Дети с глубокими нарушениями зрения / под ред. М.И. Зем- цовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. — М.: Просвещение, 1967.
10. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Раз¬витие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. — М.: Владос, 2000.
11. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб. 1998.
12. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. — М.: Советский спорт, 1992.
13. Обучение и коррекция развития дошкольников с нару¬шенным зрением: метод, пособие. — СПб.: Образование, 1995.
14. Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в до-школьных учреждениях. — М.: Просвещение, 1978.
15. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / под ред. Л.И. Солнцевой. — М.: Логос, ВОС, 1990.
16. Плаксина Л.И. Содержание медико-педагогической по¬мощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зре¬ния. — М„ 1998.
17. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах с нарушением зрения. — М.: ГороД,1998.
18. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. — Калуга: Адель, 1998.
19. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекци- онных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: Школа — Пресс, 2001.
20. Ремезова JI.А. Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала. — Самара, 2003.
21. Ремезова Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения. — Самара, 2002.
22. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М.: Поли¬граф сервис, 2000
23. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тиф¬лопсихология в системе образования детей с нарушением зрения. — М.: Полиграф сервис, 1999.
24. Солнцева Л.И. Слепые и слабовидящие дети со снижен¬ной умственной работоспособностью. — М.: Полиграф сервис, 1998.
25. Формирование геометрических представлений у до¬школьников с нарушением зрения / под ред. Л.А. Ремезовой. — Тольятти, 2002.
26. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения / под ред. Л.А. Ремезовой. — Тольятти, 2002.
27. Белецкая А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьни¬ков. -Москва: Просвещение, 1982. — С. 122-125.
28. Польских А.Е. Как улучшить зрение без очков. — Минск: Современный литератор, 1999.
29. Гнеушева А.Н Об охране зрения слабовидящих и оста¬точного зрения слепых детей. Воспитание слабовидящего ребен¬ка в семье: сб. ст. — Москва, 1986. — С. 8-14.