Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по психологии: Психологические закономерности обучения, развития и воспитания детей 6 лет

Раздел: Курсовая работа

Содержание

Содержание

Введение3

1. Психологическая сущность дошкольного возраста6

1.1. Психическое развитие в дошкольном возрасте6

1.2. Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.7

2. Распределениe времени дошкольников в детских дошкольных учреждениях12

2.1 Организация режима дня (суточный режим)12

2.2 Организация сна детей в детских дошкольных учреждениях13

2.3 Организация питания детей в детских дошкольных учреждениях14

2.4 Организация и методика проведения прогулки в детском саду15

3. Основные задачи педагогики дошкольного возраста21

3.1 Основные задачи обучения, воспитания и развития21

3.2 Воспитание у дошкольников чувства коллективизма28

3.3 Игра как средство воспитания дошкольников30

Заключение34

Список использованной литературы35

Выдержка из текста работы

Необходимость осмысления перемен, происходящих в современном образовании, очевидна. На смену педагогики грамотности, когда система знаний, умений и навыков рассматривается как конечная цель, приходит гуманно-личностная педагогика, в которой абсолютной ценностью признан Ребёнок в процессе его »возрастания до идеального ОБРАЗА».

»Жизнь человека, — писал Л.Н. Толстой, — есть стремление к благу». Исходя из этого, в качестве основной цели, которой должна следовать школа, гуманно-личностная педагогика рисует перед собой ОБРАЗ Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина.

Последние несколько лет общество вновь задумалось о духовном здоровье детей. К этому побуждают негативные явления в детской и подростковой среде, связанные с отсутствием воспитания и усилением асоциального поведения. Не может быть полноценного образования без воспитания личности. Хочу напомнить замечательные слова классика научной педагогики А.С. Макаренко: «Дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972.

Появление новой цели обусловливает необходимость переосмысления влияния личности педагога на развитие ребенка. В последнее время в педагогической теории отмечается тенденция к его толкованию качества образования через такие понятия как воспитание, развитие нравственных качеств Человека, его гражданская социализация. Однако, для большинства учителей и руководителей разного уровня управления (школьного, муниципального, регионального) показателем качества образования остаётся процент учащихся закончивших отчётный период на четыре и пять (без троек), т.е. учитывается только качество обучения. Таким образом, развитие педагогической науки, формирующийся социальный заказ на качественно новую личность выпускника, с одной стороны, и консерватизм педагогической практики, с другой стороны, позволяют говорить об актуальности вопроса о влиянии личности педагога на развитие ребенка

Образовательный процесс дошкольных и школьных учреждений с каждым годом всё более проникается идеями гуманно-личностной педагогики. Однако наряду с положительными сдвигами в образовании, существует противоречие:

* Между стереотипной профессиональной позицией учителей (чаще авторитарной), обученных в русле советской традиционной школы, и требованиями к учителю, предъявляемыми гуманной парадигмой образования.

Достаточно велика в этом случае роль учителя — человека, не только получивший специальное педагогическое образование, но и ощущающего всю полноту ответственности за судьбу доверенного ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, обеспечивающего качество образования. Образование — всеобщая форма психического развития человека. Само слово «образование» буквально означает придание человеку некоторого нового образа, т.е. его преображение, развитие.

В воспитательно-образовательном сотрудничестве со взрослым ребенок не только опирается на то, что ему «дано от природы» или задано в организации внешней среды. В этом процессе он активно преодолевает рамки как «данного», так и «заданного». Такое сотрудничество, даже там, где оно прямо не преследует педагогических целей, может сохранять свою образовательную, развивающую направленность.

Объект исследования — педагогический процесс.

Предмет исследования — влияние личности педагога на нравственное воспитание детей. Исходя из актуальности данной проблемы можно сформулировать цель данной работы — рассмотрение влияния личности педагога на развитие ребенка.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Охарактеризовать деятельность педагога.

2. Определить совместимость учебной и воспитательной деятельности учителя.

3. Изучить профессиональные и личностные качества педагога.

4. Установить современные пути совершенствования педагогического мастерства педагога.

5. Определить гуманистическую парадигму образования.

6. Изучить личностно-гуманную модель общения Ш.А. Амонашвили и интегральную модель М.Н. Берулаевой.

Таким образом, в настоящей работе рассматривается вопрос о влиянии личности педагога на развитие ребенка.

Глава 1. Личность педагога в учебно-воспитательном процессе

1.1 Характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социо-культурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социо-культурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО. Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;

продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;

высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

1.2 Совместимость учебной и воспитательной деятельности учителя

В учебно-воспитательном процессе одним из самых главных и сложных моментов является их пропорциональность, т.е. соотношение. По этому поводу хорошо сказал Сухомлинский: «Уже в первые годы педагогической работы мне стало ясно, что подлинная школа — это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что мы все привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений. Человек, который встречается с учениками только на уроке, по одну сторону учительского стола, а по другую учащиеся, не знает детской души, а кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем. Для такого человека за семью печатями закрыты мысли, чувства и стремления детей.» Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.; Просвещение, 1981.

И далее: «С болью видишь, как даже у знающих свой предмет учителей воспитание иногда превращается в ожесточенную войну только потому, что никакие духовные нити не связывают педагога и учеников, и душа ребенка — застегнутая на все пуговицы рубашка. Главная причина уродливых, недопустимых отношений между наставником и питомцем, имеющих место в отдельных школах, — это взаимное недоверие и подозрительность: иногда учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не переживает детских радостей и горестей, не стремится мысленно поставить себя на место ребенка.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак в одном из писем напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему. Это очень тонкая мысль, в сущность которой нам, педагогам, надо глубоко вникнуть».

Таким образом, чтобы быть хорошим педагогом, нужно, чтобы дети тебя воспринимали не только в качестве учителя, но и как товарища и даже друга! Учитель, добившийся этого, может по праву считаться мастером своего дела.

Здесь я хотел бы привести пример из личного опыта. Я хочу рассказать про преподавателя, прекрасно совместившего учебную и воспитательную часть работы.

Эта преподаватель работает в нашем <Саратовском.- примеч.авт.> Пединституте на кафедре русского языка и литературы дефектологического факультета. Она у нас вела русский язык на вечерних подготовительных курсах. Так как нас готовили к вступительным экзаменам, то в ее задачу входила выработка у нас грамотной речи, а не только грамотного письма, чтобы мы не опозорились перед экзаменаторами. Она сумела организовать эту работу так, что мы даже и не догадались, на что она была направлена. После написания диктанта (а это было на каждом занятии), мы ждали, пока она их проверит. И во время проверки она нам говорила каждый раз:» Расскажите мне что-нибудь, что у Вас там в школе сегодня интересного». И мы ей действительно рассказывали, причем не только интересное, но и различные ситуации и положения, в которые попадали и в которых нужен был совет друга. И она нам давала такой совет, совет не учителя, не вузовского «препода», а ТОВАРИЩА! Мы рассказывали ей не только потому, что она нас об этом просила, а потому, что мы ей доверяли как самому близкому человеку. Я считаю, что достигнуть этого, чего достиг этот человек, далеко не каждому удается. И я изо всех сил буду стремиться к этому.

1.3 Профессиональные и личностные качества педагога

Для определения основных качеств профессии учителя используется

профессиографический подход. Каждая профессия имеет свои качества, свои требования, поэтому в квалификационной характеристике (профессиограмме) должны быть отражены основные требования к формированию личности будущего специалиста.

Профессиональные и личностные качества учителя могут быть представлены в следующей модели:

I. Свойства и характеристики личности:

а) Направленность личности:

— мировоззрения, убеждения, идеалы;

— система социальных ценностей, смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой деятельности;

— отношение личности и общества — жизненное самоопределение, гражданская ответственность, взгляд на чувства долга и социальную активность;

б) Познавательная деятельность (когнитивная):

— уровень развития познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представления);

— интеллектуальная активность (качества мышления и воображения);

— стремление к познанию, самообразованию, научная эрудиция и т.д.

в) Эмоционально-волевая деятельность:

— оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность.

г) Психические свойства:

— темперамент — активность, реактивность, их соотношение, сензитивность (чувствительность к внешним и внутренним воздействиям), темп реакции, пластичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир);

— характер — сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность, ее степень;

— способности — дидактические, организаторские, экспрессивные, перцептивные (ощущения), коммуникативные, любовь к детям, волевые способности, педагогический такт, эмоциональные способности, высокая степень

распределения, внимание, зоркость и наблюдательность, педагогическое воображение, научно-познавательные способности, субъективные способности (способность оказывать внушение, воздействие на людей).

II. Требования к психолого-педагогической подготовке:

а) знания:

— психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены;

— знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей

развития личности на отдельных возрастных этапах;

— знания методики изучения личности учащихся.

б) умения:

— дидактические (обучающие), общественные, организаторские, экспрессивные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные и т.д.

III. Требования к специальной подготовке:

— знание содержания предмета;

— его наиболее актуальных проблем;

— владение категориальным аппаратом предмета и т.п.

IV. Требования к методической подготовке по специальности:

а) знание основных компонентов процесса обучения:

— целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на со-

временном этапе развития образовательной школы;

б) знания о самом себе как учителе:

— особенности личности, профессионализм и его уровень, недостатки.

1.4 Культура речи в педагогической деятельности

Похожие работы

  • реферат  Особенности развития и воспитания старшеклассников
  • курсовая  Развитие творчества у детей 5 лет на занятиях по рисованию сказочных птиц
  • курсовая  Развитие и воспитание личности
  • дипломная  Развитие речи у детей с ОНР
  • реферат  Развитие физических качеств детей дошкольного возраста
  • курсовая  Сюжетно-ролевая игра как средство развития самосознания у детей среднего дошкольного возраста

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка