Выдержка из текста работы
Характер человека напрямую связан с интересами и потребностями, проявляющимися в той или иной степени, которые ярко выражены в наиболее значимых для него сферах жизни. На сегодняшний момент вся трудовая деятельность человека в различных ее проявлениях связана с нервно-психическим напряжением. Актуальность данной темы исследования состоит в том, что все когнитивные и поведенческие проявления личности непосредственно связаны и находятся под влиянием характера. Причинами для возникновения и развития нервно-психических патологий, как правило, становятся информационные перегрузки, урбанизация и ускорение темпа жизни человечества в целом. Такое чрезмерное напряжение способствует выведению проблем психогигиены и психопрофилактики в ряд наиболее важных задач психического здоровья человека.
В силу своих специфических особенностей и проявлений на фоне других различных черт характера, акцентуации характера способствуют возникновению крайне неблагоприятных условий для социализации личности, преимущественно, в подростковом возрасте, которая в свою очередь является основополагающим фактором в дальнейшем формировании личности человека.
В настоящее время наше общество диктует совершенно новые правила и нормы поведения личности — самостоятельная постановка определенных жизненных целей, осуществление свободного выбора, личностная независимость и уверенность в себе. На основе вышеперечисленного, наибольшее внимание психологов приковано именно к подростковому возрасту, так как именно в этом возрасте наиболее интенсивно протекают такие процессы как становление личности, проявление самостоятельности и возникновение собственного чувства зрелости и взрослости. Все вышеперечисленные факторы и являются актуальностью и основой к изучению акцентуаций характера у подростков и развитию дезадаптивных форм.
Изучением и исследованием акцентуаций характера занимались такие исследователи как К. Леонгард (именно им был введен термин «Акцентуированная личность»), А. Личко, Н. Иванов, А. Бандура, М. Бреслав, П. Симонов, П. Ершов.
Проблемой исследования является необходимость в максимально точной диагностики акцентуаций характера и патологических отклонений психики, так как уровень дифференциации между ними невысок. Исследуя данную проблему, становится необходимым понимать, что акцентуации являются крайней степенью нормы, но никак не болезнью.
Гипотеза: проявляющиеся акцентуации характера в подростковом возрасте непосредственно влияют на дальнейшую социализацию индивида в обществе.
Предметом курсовой работы являются специфические особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте.
Объектом исследования данной курсовой работы являются подростки с особенностями характера в его крайних проявлениях.
Цель: рассмотрение особенностей акцентуаций характера и протекающих процессов в рамках данного феномена у подростков.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности подросткового возраста;
2. Установить специфические проявления девиации в поведении у подростков;
3. Рассмотреть теоретические подходы к изучению акцентуаций и дать общую характеристику их научных изысканий;
4. Теоретически изучить динамические процессы акцентуаций;
5. Рассмотреть методики к диагностике акцентуаций характера в подростковом возрасте.
Методы исследования: в данной курсовой работе использовался системный подход к изучению феномена, теоретические методы исследования в соответствии с целью, задачами и гипотезой.
Глава 1.
Предпосылки к формированию акцентуаций характера в подростковом возрасте.
1.1. Психологические особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст, как правило, характеризуется тем, что в жизни ребенка наступает переломный, критический переходный период полового созревания. Этот возраст считается одним из наиболее трудных кризисных периодов не только для самих детей, но также для родителей и педагогов.
В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства».[15]
Как правило, в диапазон подросткового возраста входит категория от 12 до 15 лет (± 2 года) и характеризуется координальной перестройкой организма: половое созревание и интенсивное физиологическое развитие. Организм подростка претерпевает большие изменения, связанные с деятельностью желез внутренней секреции в частности и половых желез. Одной из основных причин общей неуравновешенности подростка, резко возникающей раздражительности, колебаний в настроении (от бурной активности до полной апатии) служат нарушения ранее слаженной деятельности организма и еще не достаточно отрегулированная полноценно функционирующая система. Главной особенностью подросткового возраста является то, что по уровню притязаний и потребностей это уже довольно взрослый, а физиологически — еще ребенок.
На данном этапе развития помимо обретения чувства взрослости у подростка пробуждается и проходит становление самосознание, осознание своей половой принадлежности и чувство собственного достоинства. Специфическим свойством подросткового возраста является повышенная критичность: будучи еще ребенком многие события окружающего мира для индивида могут казаться менее значимыми и оценивание определенных ситуаций протекает снисходительно; став уже подростком, индивид склонен к резкой переоценке ранее знакомого и привычного, вынося свои умозаключения, как правило, прямолинейные, бескомпромиссные и категоричные. В конечном итоге авторитетность родителей и учителей скоропостижно снижается или утрачивается совсем.
Подростки, зачастую, довольно остро реагируют на оценивание не только касающегося личностных качеств и особенностей, но также и оценки касающейся близкого окружения в виде родителей. Семьи и любимых учителей.
Л.С. Выготский полагал, что подростковый возраст представляет собой «…совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему…».[6] Вышеперечисленные факторы позволяют заметить, что это не только крайне осложняет задачу учебного и воспитательного процесса, но и делают ее совершенно невозможной. Л.С. Выготский считал, что подростковый возраст — есть историческое образование. По его мнению, продолжительность и особенности протекания в рамках данного периода заметно варьируют, завися от уровня развития общества.
В рамках данного подхода к изучению подросткового возраста, Э. Шпрангером была разработана культурно-психологическая концепция. По Э. Шпрангеру, подростковый возраст является периодом «врастания» в культуру. Он писал, что «психическое развитие — есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи».[20] Разрабатывая данную концепцию, Э. Шпрангер выделил три типа отрочества:
Первый тип представляет из себя бурное, резкое, кризисное течение, вследствие которого отрочества переживается как второе рождение и в конечном счете происходит становление нового «Я».
Второй тип развития характеризуется тем, что происходит более медленный, плавный и постепенный рост организма; подросток приобщается к социальной среде и взрослой жизни без серьезных и глубоких сдвигов в формировании личности.
Третий тип: подросток самостоятельно активно воспитывает и формирует себя, прикладывая к этому усилие воли, преодолевает кризисы и внутреннюю тревожность.
Главными новообразованиями Э. Шпрангер считал возникновение рефлексии, осознание собственной уникальности. Руководствуясь представлением о том, что одно из главных задач психологической науки я……..
Список использованной литературы
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995. 36 с.
2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999.
3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М., 1990. — 136 с.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. — М., — 1875.
5. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перовского. — М., 1979. — 288 с.
6. Выготский Л.С. Педология подростка. — Москва, 1984 г. — 55 с.
7. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. — СПб., 1994. — 196 с.
8. Зимняя И.А., Педагогическая психология, М.: Владос, 1999.
9. Иванов Н.Я., Личко А.Е. “Патохарактереологический диагностический опросник для подростков”, М., С.-Петербург “ФОЛИУМ”, 1994.
10. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб., 2001. — 34 с.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем.- Киев, 1981 г.
12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983 год.
13. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — Питер, 2004.
14. Немов Р.С. Психология (психодиагностика), М.: Владос, 1999.
15. Немов Р. С. Общая психология. — Издательский дом» Питер», 2008.
16. Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М., 1996. — 312 с.
17. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. — М., 1981.
18. Психология. Учебник // Под ред. Крылова А.А. М.: Проспект, 1998.
19. Психология индивидуальных различий. Тесты // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.: МГУ. 1982.
20. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста //Педология юности».-М.-Л.: Литература. — 1931.
21. Эйдмиллер Э. Г., Личко А. Е., Богдановская Л. В. Некоторые особенности психотерапевтического подхода в подростковой психиатрической клинике //АЕ Личко, ЛБ Богдановская, ЭГ Эйдемиллер//Психотерапия при нервных и психических заболеваниях, Л. — 1973. — С. 69-66.