Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение … 3
Глава 1. Психологические проблемы приемных родителей и детей
1.1. Приемная семья и опекунство …. 5
1.2. Особенности адаптации детей в новых условиях . 8
1.3 Психологические проблемы приемных родителей .. 17
Выводы по главе 1 . 19
Глава 2. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений
2.1. Жизнеустройство детей-сирот …… 21
2.2 Решающий этап адаптации в приемной семье . 25
Выводы по главе 2 . 31
Заключение 33
Библиография 34
Выдержка из текста работы
Цель исследования: изучить основы и специфику приёмной семьи как альтернативу государственным формам устройства детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выявить мотивацию реальных и потенциальных приёмных родителей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть генезис семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Проанализировать особенности детей сирот;
3. Изучить мотивацию реальных и потенциальных родителей-воспитателей детей-сирот;
4. Выявить отношение общественности к приёмный семье.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов, анкетирование, математическая обработка данных.
Элементы научной новизны и практической значимости: полученные результаты установили отношение к приёмной семье и выявили мотивацию создания приёмной семьи потенциальных приёмных родителей.
Автор работы подтверждает, что приведённый материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из различных источников положения сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ…………5
1.1. История развития семейных форм устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………5
1.2. Особенности устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приёмную семью…………………………………………………….8
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПРИЁМНОЙ
СЕМЬЁЙ………………………………………………………………………….15
2.1. Изучение мотивации и отношения общества к институту приёмной семьи………………………………………………………………………….….15
2.2. Подготовка и сопровождение родителей — воспитателей и приёмных детей… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития нашего общества динамично развиваются новые социальные институты: приемные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни или городки.
Институт профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь существует вот уже более 10 лет. За это время укрепилась убежденность, что устройство детей, утративших родные семьи, в приемные семьи, детские дома семейного типа дополнительный шанс реализовать право на воспитание в семье для всех детей, независимо от их возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии и поведении, особенностей правового статуса. Пришло понимание, что развитие различных форм замещающей семейной заботы, в том числе и профессиональных, обеспечивает реальную возможность перемещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из «массовых» учреждений в альтернативную, более заботливую среду, в них воспитывается 41% общего числа сирот [21].
На сегодняшний день свыше 25,9 тыс. детей остались без попечения родителей и воспитываются в интернатах и приютах. По сравнению с 2005 годом количество интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось на 14%, а число воспитанников — на 60%. Более 73% вновь осиротевших детей передаются в семьи. Национальное усыновление выросло на 60% по сравнению с 2005 годом [21]. Для ребенка, не имеющего родственников либо имеющего неблагополучную семью, в значительной мере утратившего возможности для усыновления в связи с истечением возраста, благоприятного для усыновления, устройство в приемную семью, детский дом семейного типа является зачастую единственной возможностью реализации права на воспитание в семье.
Более чем десятилетняя правоприменительная практика создания и сопровождения приемных семей, детских домов семейного типа показала, что данное направление деятельности нуждается в определенном упорядочении. Важно обобщить и распространить уже накопленный позитивный опыт. Разработка и внедрение общего порядка работы по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа является в Республике Беларусь государственным социальным заказом. Это подтверждено требованиями проекта подпрограммы «Дети-сироты», «Дети и семья» президентской программы «Дети Беларуси» на 2011-2015 годы; Национальным планом действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2011-2015 годы; Программой демографической безопасности Республики Беларусь.
Проблемой становления института приёмной семьи занимаются такие исследователи, как: Н.С. Поспелова, В.А. Маглыш, Л.И. Смагина, В.В. Чечет, Н.Ф. Дивицына, С.Н. Куровская.
Цель исследования: изучить приёмную семью как альтернативу государственным формам устройства детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выявить мотивацию реальных и потенциальных приёмных родителей.
Объектом исследования данной курсовой работы являются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с приёмной семьёй.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть генезис семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Проанализировать особенности детей сирот;
3. Изучить мотивацию реальных и потенциальных родителей-воспитателей детей-сирот;
4. Выявить отношение общественности к приёмный семье.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов, анкетирование, математическая обработка данных.
Элементы научной новизны и практической значимости: полученные результаты установили отношение к приёмной семье и выявили мотивацию создания приёмной семьи потенциальных приёмных родителей.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
1. ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1. История развития семейных форм устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Социальное сиротство — это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Беларуси призрение детей — сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь. Забота о сиротах всем миром преобразовалась в дома при скудельницах, могильниках, где строилась сторожка и всем миром кормили брошенных малюток. В скудельницах (божедомках) собирались бездомные старики и старухи, которые были воспитателями брошенных детей.
Великий князь Владимир I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. Дети, по его мнению, должны делать все сами, так как только труд оградит ребенка от пороков. Только пример старших и способность к подражанию дадут положительные результаты [9, с. 15].
Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как искусственное «сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи, совершалось и в пору язычества.
Опека над несовершеннолетними своими корнями уходит далеко вглубь истории. Потребность в ней существовала во «все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. И всегда она связана с заменой родительской власти. Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году. После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших [20].
Следует обратить внимание на литературные памятники дошедшие до нас. В литературных произведениях Руси как «Житии Феодосия Печерского», «Поучении Владимира Мономаха» (XI в.), в житиях Александра Невского и Сергия Радонежского (XIII — XV вв.), в «Домострое» и «Повести о Горе-Злочастии» (XVI в.) рассматриваются социальные проблемы семьи, отцов и детей, подготовки детей к жизни, решений семейных, общественных и социальных конфликтов. В каждом из этих произведений проходит отдельной темой забота о сиротах и вдовах, помощь нищим и больным. В работе В.В.Белякова «Сиротские детские учреждения в России» утверждается, что первый сиротский государственный дом был построен в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре, который перенял опыт миланского архиепископа, открывшего в 787 г. дом для подкидышей……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив социально – правовую защиту детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Беларусь, мы видим, что:
1. Брошенные дети всегда были в поле зрения государства, общества и церкви. Первый случай опеки над ребенком относится к 879 году. В литературных произведениях Руси как «Житии Феодосия Печерского», «Поучении Владимира Мономаха» (XI в.), в житиях Александра Невского и Сергия Радонежского (XIII — XV вв.), в «Домострое» и «Повести о Горе-Злочастии» (XVI в.), в каждом из этих произведений проходит отдельной темой забота о сиротах и вдовах, помощь нищим и больным. Иваном Грозным Стоглавым Собором (1551) было определено каждой церкви открывать училище «для наставления детей грамоте», а для сирых и немощных создавать при церквах богадельни. Призрение бедных и страждущих, куда входили и дети-сироты, было прерогативой приказов.
История развития института замещающей семьи начинается с XVIII века, когда Екатерина II издала Указ «Учреждения для управления губерниями» от 7 ноября 1775 г. В годы правления Павла I устройство судеб сирот взяла на себя супруга императора Мария Федоровна. Она предлагала отдавать на воспитание детей-сирот в государевы деревни добропорядочным крестьянам. После Октябрьской революции 1917 г. воспитание детей было объявлено государственной заботой, а сам воспитательный процесс был унифицирован. В 1988 году произошла реанимация патронатной модели, в связи с «перестройкой», и уже в более совершенном виде дошла до нашего времени.
2.Объектом исследования являются дети, изъятые из кризисных семей по причине угрозы их здоровья и жизни, вплоть до решения судебными органами их дальнейшей судьбы. Приемная семья предназначена для детей, страдающих от недоедания и отсутствия ухода со стороны родителей, а также перенесших формы физического, психического или сексуального насилия. Приемная семья является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель приемной семьи — создать благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная и методическая реабилитация их родителей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. Договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия.
3. Оценивая результаты нашего исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время население достаточно информировано о проблемах сиротства, о формах устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и о приёмных семьях. Основная масса принявших участие в исследовании положительно относится к созданию приёмной семьи, некоторые допускают возможность в будущем стать приёмными родителями. Преимущественно руководствовались бы мотивом, основанном на морально-нравственных качествах, таких как, желание дать любовь и заботу ребёнку, лишённому родительской опеки.
4. В процессе создания приёмной семьи приёмные родители вместе с приёмным ребёнком проходят ряд этапов, включая подбор и подготовку кандидатов в замещающие родители, помощь в выборе ребёнка, сопровождение процесса адаптации ребёнка к новым социальным условиям, адаптации приёмных родителей и членов семьи к приёмному ребёнку, а так же дальнейшее сопровождение ребёнка на всех этапах жизнедеятельности семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вершинин, В. «Раздача» сирот, приёмная семья: на что надеемся, господа?/ В.Вершинин //Социальная педагогика. — 2008. — №4. — С. 89-100.
2. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.
3. Гуминская, Л.Н. Адаптация ребенка в приемной семье / Л.Н. Гуминская Сацыальна-педагагічная работа. — 2011. — № 2. — С. 16-17.
4. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 288 с.
5. Довгалевская, А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей: автореф. канд. дис. / А.И. Довгалевская. — М. 1957. — 34 с.
6. Кодекс о браке и семье Республики Беларусь: принятый Палатой представителей 3 июня 1999 года.: одобренный Советом Республики 24 июня 1999 года. — 51 с.
7. Козыра, Т.М. Реализация программы «приемная семья» // Сацыяльна-педагагічная работа. Серыя «У дапамогу педагогу». — 2010. — № 4. — С. 30-33.
8. Кочинева, А. Кто и почему становится приёмными родителями / А. Кочинева // Вопросы социального обеспецения. — 2008. — №9. — С. 12-13.
9. Куровская, С.Н.Охрана и защита детства: учеб.-метод, пособие / С.Н. Куровская. Гродно : ГрГУ им. Я.Купалы, 2007. — 367 с.
10.Мартынова, В.В. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи: Учеб.-метод. Пособие / В.В. Мартынова, Н.С. Поспелова, В.А. Маглыш, Т.П.Михневич, Г.И.Руденкова, А.П.Лаврович. — Мн.: ОДО «Тонпик», 2004 — 240 с, ил.
11. Мисевич, О.Б. Защита детства — государственная задача / О.Б.Мисевич //
Сацыяльна-педагагічная работа. — 2011. — №2. — С. 5-11.
12.Об административных процедурах, осуществляемых государственными
органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Респ. Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.
13.Об утверждении положения о приемной семье: Постановление совета
министров Республики Беларусь 28 октября 1999 г. №1678, с изм. и доп. 14.Палиева, Н.А. Психологические факторы эффективности замещающих
семей / Н.А. Палиева, Г.Н. Соломатина // Вопросы психологии. — 2010.
№5.- С. 146-153.
15.Подофедова, А.С. Приемная семья как форма зашиты прав и законных
интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //
Адукацыя i выхаванне. -2007. -№ 2. — С. 11-15.
16. Поспелова, Н.С. Отношение к профессиональной семейной заботе: начни
с себя, педагог! / Н.С. Поспелова // Адукацыя i выхаванне. — 2009. — № 4.
— С. 18-22.
17.Смагина Л.И.Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Л.И. Смагина [и др.]; Ред. Смагина Л.И. — Мн.: Універсетэтскае, 1999. — 144 с.
18.Тычило, Н.М. Приемная семья: взгляд изнутри // Сацыяльна-педагагічная работа. Серыя «У дапамогу педагогу». — 2008. — № 3. – С. 20-24.
19.Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: Учебно-методическое пособие / В.В. Чечет. — Мн.: Красико-Принт, 1998. — 256 с.
20.История усыновления в России [Электронный ресурс] / Центр развития социальных проектов. Москва, 2009. Режим доступа:httр://www.usnovlуnе.ru/ехреrt/hgiогу/сhарiеri/. Дата доступа: 23.01.2012.
21. «Приёмная» и «Семья» [Электронный ресурс] / Национальный центр
усыновления Министерства образования Республики Беларусь. — Минск,
2011. — Режим доступа: child.of.by/zamecaucaia-semia/rasskazy-
priemnyh-roditeley/113-nichem-ne-otlichayutsa.html. Дата доступа: 23.01.2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета
Вашему вниманию предлагается анкета, целью которой является выявление осведомлённости и отношения к приёмной семье в обществе. Анкета является анонимной. Данные анкеты будут использованы только в научных целях. Инструкция: Вам будет предложен ряд вопросов. Внимательно прочитайте их. Отметьте наиболее устраивающие Вас варианты ответа. В некоторых вопросах возможно несколько вариантов ответа.
1. Ваш возраст;
2. Ваш пол;
3. Образование;
4. Семейное положение;…………….