Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы изучения психологических особенностей творческих коллективов и их взаимосвязь с возрастом5
1.1. Психологические особенности лиц, занимающихся вокалом5
2.2. Личностные характеристики людей среднего возраста9
2.3. Особенности психического развития в пожилом возрасте14
Глава 2. Организация эмпирического исследования влияния возраста на психологические особенности лиц, занимающихся вокалом24
2.1. Выборка испытуемых24
2.2. Методика и процедура исследования24
2.3. Методы статистической обработки26
Глава 3. Эмпирическое изучение личностных изменений в среднем и пожилом возрасте у лиц, занимающихся вокалом28
3.1. Результаты эмпирического изучения вокалистов разного возраста28
3.2. Психологические портреты вокалистов разного возраста40
Заключение44
Список литературы46
Выдержка из текста работы
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Понятие творчества
- 1.1 Понятие и природа творчества
- 1.2 Виды творчества и их особенности
- 1.3 Творческий процесс и его содержание
- Глава 2. Творчество и личность
- 2.1 Формирование и развитие личности
- 2.2 Творческая личность и ее жизненный путь
- 2.3 Диагностика и развитие творческих способностей
- Заключение
- Список использованной литературы
- ВВЕДЕНИЕ
- Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи. Но феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью.
- Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
- На рубеже XIX — XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».
- Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества: индивиду приходится самому искать ответы на новые вопросы, к которым не применимы старые подходы; НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее для людей.
- Все вышеприведенные факторы обусловливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе.
- В данной работе мы попытаемся изучить психологические особенности творческой личности.
- Объектом изучения в этой работе послужила психология творческой личности.
- Цель нашего исследования — изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
- Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и природу творчества.
2. изучить виды творчества и их особенности.
3. рассмотреть творческий процесс и его содержание.
4. рассмотреть творческую личность и проследить ее жизненный путь.
5. Изучить возможности диагностики и развития творческих способностей.
Структура работы включает в себя введение, первую часть (понятие, природа творчества, творческий процесс и его особенности), вторую часть (формирование творческой личности, ее жизненный путь, диагностика и развитие творческих способностей) и заключение.
Глава 1. Понятие творчества
1.1 Понятие и природа творчества
1.2 Виды творчества и их особенности
1.3 Творческий процесс и его содержание
Глава 2. Творчество и личность
2.1 Формирование и развитие личности
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь
2.3 Диагностика и развитие творческих способностей
Упражнение «Поиск общих признаков»
Характеристики и аналогии |
Объекты |
||
МОСТ |
СКРИПКА |
||
Основная функция |
Сооружение для соединения берегов |
Музыкальный инструмент |
|
Общее |
Мост соединяет берега, как скрипка — людей.
Смычок ходит по струнам, как люди и машины по мосту. Мост и скрипка требуют тщательного изготовления и служат долго |
||
Признаки |
Железный, деревянный, имеет колебания, разводной, подвесной, выдерживает большие нагрузки |
Деревянная, имеет акустику, красивая, покрашена |
|
Подсистемы |
Опоры, тросы, перила, настил |
Корпус, струны, гриф, лак |
|
Общее |
Строительный материал — дерево и железо.
Натяжение тросов и струн. В обоих словах — буква “с” |
||
Другие функции |
Архитектура, эстетика, ориентир |
Эстетика, ценность, раритет. |
|
Общее |
Архитектура — это застывшая музыка. Сырье для метафор: наводить мосты, быть первой скрипкой и пр. |
||
Надсистема |
Строительное сооружение |
Музыкальный инструмент |
|
Общее |
Мост и скрипка — произведения искусства.
Венеция славится и мостами, и скрипками |
Заключение
Список использованной литературы
1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества. М., Наука, 1971
2. Альтшуллер Г.С., Верткин И. М. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, Беларусь, 1994
3. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1988.
4. Венгер. Л.А. Педагогика способностей. М.: Просвещение, 1973.
5. Выготский Л.С., Психология искусства. Под ред. Ярошевского, М. Педагогика, 1987
6. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 1996
7. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., Искусство, 1991
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 1999
9. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Знание, 1984.
10. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Педагогика, 1976
11. Малых, С.Б. Основы психогенетики. М.: Изд- во МГУ, 1998.
12. Моляко В.А. психология творческой личности. М., Высшая школа. 1978
13. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек. М., Знание 1984
14. Петровский А. В. Быть личностью. М., Педагогика, 1990
15. Симонов В.П. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1986
16. Хьелл Л, Зиглер Д. Теория личности. СПб, Питер, 1997
17. Шадриков В.Д. Способности человека. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: ППО МОДЭК, 1997. — 288 с.
18. Ярошевский М. Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. М., Наука, 1971