Выдержка из текста работы
сущность понятия «личность»:
а) человек — это живое существо, обладающее сознанием и речью, отражающее и преобразующее окружающую действительность, способное изобретать орудия и применять их в своей практической деятельности, ведущее общественный образ жизни, добывающее средства к жизни с помощью труда; б) индивид — каждый отдельный человек;
в) индивидуальность — неповторимые, только данному человеку принадлежащие черты и особенности; то, чем один человек отличается от других;
г) коллектив — та или иная совокупность людей, объединенных общностью целей и вида деятельности, совместно добивающихся решения стоящих перед данным коллективом задач;
д.) личность — конкретный человек во всем многообразии его социальных и психологических особенностей, субъект общественной деятельности и общественных отношений.
Отличительными особенностями личности являются:
1. Самосознание. Человек как личность сознает себя, прежде всего как живое, наделенное соответствующей телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим «Я».
2. Сознание непрерывности и тождественности своего «Я». В процессе своей жизни человек все время изменяется, развивается под влиянием, как природных условий, так и социальной среды.
3. Индивидуальность – это устойчивое своеобразие психических процессов, состоянии и свойств, принадлежащих данной личности как в специфических особенностях качества их содержания, так и способах
и формах проявления.
4. Саморегулирование— способность сознательно управлять своим поведением, психическими процессами и состояниями в связи с требованиями социальной среды или условиями выполняемой деятельности.
5. Активность. Личность всегда деятельна, без этого она не может существовать в окружающей ее социальной и природной среде.
6. Релятивность (от лат. ел. реляцио — отношение). Человек, являясь активным членом общества, всегда находится в определенных отношениях (семейных, бытовых, производственнотрудовых,социально-классовых,идейных и пр.) с окружающими его людьми и обществом в целом.
7.Структурное единство. Личность многообразна
всвоих психологических особенностях, свойствах и
отношениях.
Профессионально важные качества тренера:
—мировоззренческие,
—нравственные,
—коммуникативные (включая педагогический такт),
—волевые,
—интеллектуальные, включая перцептивные, аттенционные (качества
внимания),
—мнемические (качества памяти),
—двигательные (психомоторные).
Профессионально важные качества тренера:
— мировоззренческие
Мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.
2.Нравственные качества
Нравственность, или мораль, — это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.
«Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
К. Д. Ушинский
Только личным примером тренер может заразить учащихся своей профессией.
«Справедливость учителя — это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир
каждого ребенка». В. А. Сухомлинский
3. Коммуникативные качествапомогают тренеру устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера.
4.Волевые качестваимеют большое значение для успешной деятельности тренера.
5. Интеллектуальные качестваподкрепляют дидактические умения тренера, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. Интеллектуальные качества базируются на перцептивных и аттенционных качествах, характеризующих свойства восприятия и внимания (распределенность внимания).
6. Мнемические качества связаны с быстротой и прочностью запоминания.
7. Психомоторные качества также тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д.
Презентация на тему: Авторитет и псевдоавторитет тренера
Авторитет и псевдоавторитет тренера
Авторитет тренера обусловлен его высоким моральным обликом, профессионализмом и завоевывается у спортсменов, прежде всего, добросовестным отношением к труду, объективным отношением к ученикам.
Факторы, обусловливающие авторитет тренера:
—возраст и опыт как бывшего спортсмена;
—внешний вид тренера;
—взаимоотношения с начальством и с тренерами в
других клубах; -интеллектуальныйуровень тренера;
—привлечение спортсменов, имеющих богатый опыт
изнания в своем виде спорта к своей работе, сделать их своими активными помощниками;
—взаимоотношения тренера и членов команды
(«тренер-команда»);
—профессиональная образованность тренера;
—техническая подготовка тренера.
Псевдоавторитет
В основе псевдоавторитета подавления лежит боязнь.
Разновидности псевдоавторитета (А.С.Макаренко):
Во-первых,псевдоавторитет расстояния характеризуется возможно меньшим общением тренера со своими учениками.
—Во-вторых,псевдоавторитет дружбы возникает, когда тренер позволяет спортсменам обращаться к себе как к
приятелю, низводит взаимоотношения со спортсменами до панибратства.
— В-третьих ,тренеры, характеризующиесяотсутствием знания методики организации и руководства наряду с недостаточной моральной и общей культурой проявляют просчеты в обучении спортсменов, ошибочные оценки позитивных и негативных аспектов работы, что ведет к потере авторитета тренера в коллективе.
В-четвертых, псевдоавторитет чванства
основан на хвастовстве, подчеркивании своих прошлых
спортивных заслуг.
В-пятых, псевдоавторитет добротывыражается в
уступчивости тренера.
В-шестых, псевдоавторитет резонерствасостоит в том, что тренер поучает спортсменов, причем даже в
тех вопросах, в которых он некомпетентен.
В-седьмых, псевдоавторитет педантизма
выражается в беспрекословном соблюдении заведенного порядка, порой не от сознательной дисциплинированности самого тренера, а от его
бюрократического руководства.
В-восьмых, непреднамеренный псевдоавторитет
может создаться стихийно.
Модели типов тренеров:
С преобладанием отрицательных качеств:
«Оскорбляющий» – тип тренера, которого больше
всего не любят.
«Крикун» – считающий, что успех его работы зависит
от величины шума, который он создает. «Мститель» – внушающий спортсменам, что их
неудачи ставят под угрозу его мимо и команде, и потому готовый мстить им за недостаточно активную работу и
старание.
«Душитель» – хорошо работающий на тренировках, но по мере приближения соревнований впадающий в шоковое состояние.
«Трясун» – теряющий самообладание во время
соревнований, «закуривает сразу две сигареты». «Генерал Кастер» – не меняющий своей тактики и
стратегии выступления на любых соревнованиях, что и приводит его к поражению, как и известного генерала
Кастера.
«Герой» – бросающийся поздравлять своих
воспитанников, чтобы все видели, кто их тренер. «Профессор» – настраивающий себя и своих
воспитанников с помощью сверхсложных установок и планов на игру.
Модели тренеров с преобладанием положительных качеств:
«Поддерживающий» – всегда рядом со спортсменом, готов поддержать эмоционально в трудных ситуациях, предостерегает от возможных ошибок и ободряет,
ориентируя их на будущие успехи. «Хладнокровный» – сохраняет спокойствие в
напряженных ситуациях и принимает мирные решения в условиях стресса, всегда является примером самообладании дни своих воспитанников, критические замечания высказывает с глазу на глаз и может успокоить спортсменов, если они перевозбуждены.
«Психолог» – может довести спортсменов до оптимального уровня возбуждении перед соревнованиями, также успешно руководит командой после поражения, может превратить страх в преимущество, понимает состояние спортсменов до и
во время соревнований.
«Турист» – контактирует со всеми членами команды, как со «звездами», так и с запасными; беседует и работает со спортсменами, выступающими удачно, и с теми, у кого есть те или иные проблемы; в курсе всех событий, каждому уделяетсякакое-товнимание.