Выдержка из текста работы
Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Не избежало этой участи и дошкольное воспитание. Его теоретиками и практиками неоднократно отмечалось, что здоровье детей на протяжении дошкольного периода развития ухудшается, что дети заорганизованы, что они не умеют управлять, своим поведением и плохо подготовлены к школе.
Одной из главных причин такого положения дел в дошкольном воспитании является причиной его недостаточная психологизированность. Сказанное означает, что при построении системы дошкольного воспитания мало учитываются психологические особенности детей, психологическая специфика этого периода развития. Если проанализировать принципы, на которых строится современное дошкольное образование, то легко увидеть, что обучение на занятиях по определенным предметам, способы общения и взаимодействия детей со взрослыми и друг с другом, организация режима дня, где специальные занятия перемежаются со свободной игрой, и многое другое скорее прямо перенесены из других более старших периодов детства, нежели строятся в соответствии с возрастными закономерностями развития дошкольников.
Любая образовательная практика строится на психологической теории, не всегда осознанной. В основе многих систем современного образования лежит деятельностная концепция. Построенные на ее основе программы решают ряд фундаментальных проблем психического и личностного развития детей. Однако существуют вопросы, решить которые в рамках теории деятельности невозможно.
Применительно к интересующему нас дошкольному возрасту можно сказать, что он характеризуется игрой как ведущей деятельностью, но совместно с младшим школьным возрастом, для которого ведущей является учебная деятельность, входит в одну эпоху развития детство. При этом дошкольный период развития связан с ориентацией ребенка на мир людей, в то время как младший школьный возраст на мир вещей.
В основе организации процесса обучения детей. Лежат ведущие принципы дидактики. Их использование обусловлено возрастными и психофизиологическими особенностями и возможностями детей этого возраста. Как и в школе, обучение в детском саду направлено на всестороннее развитие личности ребенка. Оказывая воздействие на становление ведущих видов деятельности детей — игры, учебной, познавательной, трудовой, изобразительной, — обучение становится важнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка. Специфической чертой обучения в детском саду является взаимосвязь обучения с повседневной деятельностью детей, их игрой и трудом.
Цель данной курсовой работы — изучить основные аспекты современного дошкольного образования и его психологические особенности. Данная курсовая работа, содержит сведения об основных моментах развития детей дошкольного возраста. Также в этой курсовой рассматривается дошкольное воспитание детей в детском саду. Изучаются цели, программы и основные методики дошкольного образования. Анализируются проблемы дошкольного образования.
1. Определение понятия "дошкольное образование"
Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И.Реморенко, "нашим традициям ближе понятие образование детей старшего дошкольного возраста".
В основном дошкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много "неорганизованных" детей, поскольку дошкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.
Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% — устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.
Главная задача, которую должно решать дошкольное образование формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.
Переход детей из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.
Дошкольное образование — это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создание условий для развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности решать с их помощью жизненные задачи.
Цель дошкольного образования в создании условий для максимального развития и раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
1.Создание развивающей среды для ребенка.
2. Охрана и укрепления здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры.
. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи эмоциональной сферы.
. Формирование опыта самопознания.
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но осознать самого себя ("я есть"), свои возможности и индивидуальные особенности ("я такой"), уметь общаться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Дошкольное образование в образовательных учреждениях дошкольного образования и в семье. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека. Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависит от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей. Воздействие такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые, индивидуальные отношения и, в то же время, в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на "демократическую" и "авторитарную" (контролируемую).
Для "демократической" формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое позволяет ребенку, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснения принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие детскую любознательность.
"Авторитарная" атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем руководства родителей — "диктаторов" является стиль с опорой на незыблемость своего авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.
Отмечено различие в личностных качествах детей дошкольного возраста "авторитарных" и "демократических" родителей. Дети из "демократических" семей чаще проявляли стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма), обнаруживали больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.
В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношения к детям, т.п.) сочетаются с высоким. А неблагоприятные дети, с низким социометрическим статусом школьника среди сверстников.
Установлено, что чем меньше ласки, тепла и заботы получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.
Роль, влияние каждого члена семьи определяется в значительной степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него сложилось представление и отношение к каждому члену семьи.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленные к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так и иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой невмешательства. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает помощь межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженным.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное представление ребенка о себе, его самооценка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом очень трудно избавится.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление — здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
2. Психологические особенности дошкольного образования
Еще в раннем возрасте возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к современной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко формируется знаковая функция сознания ребенка.
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
Обязанности по отношению к окружающим — это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять исходя их роли, которую он взял на себя. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры.
Роль в сюжетной игре дети отражающее их многообразие деятельности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и трудовых во взаимоотношениях взрослых, отражают эпохальные события и т.д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Поэтому, естественно, младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего дошкольника сюжеты игр чрезвычайно разнообразны.
Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр. Так, продолжительность игры у детей трех — четырех лет составляет всего 10-15 минут, у четырех — пятилетних доходит до 40-50 минут, а у старших дошкольников игры могут достигать несколько часов и даже в течение нескольких дней.
Некоторые сюжеты детских игр встречаются как у маленьких, так и у старших дошкольников (дочки-матери, детский сад).
Не смотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: в пределах одного и того же сюжета игра становится более разнообразной у старших дошкольников. Каждому возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета.
Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет основной момент деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в эту игру разное содержание. Так, младшие дошкольники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых. Воспроизведение реальных действий взрослый людей с предметами становятся основным содержанием игры младших дошкольников. Играя в обед, например малыши, режут хлеб, варят кашу, моют посуду, при этом многократно воспроизводя одни и те же действия. Однако нарезанный хлеб к столу куклам не подается, сваренная каша не раскладывается по тарелкам, посуда моется, когда она еще чистая. Здесь содержание игры сводится исключительно к действиям с предметами.
Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадается ему под руки.
Вместе с тем уже у младших дошкольников в ряде случаев содержанием игры могут выступать отношения между людьми.
Младшие дошкольники воссоздают в игре отношения в очень ограниченном, узком круге сюжетов. Как правило, это игры, связные с непосредственной практикой самих детей. Позднее воссоздание отношений людей становится в игре главным моментом. Так, игра у детей среднего дошкольного возраста протекает следующим образом. Действия, производимые ребенком, не повторяются бесконечно, а одно действие сменяется другим. При этом действия совершаются не ради самих действий, а чтобы выразить определенное отношение к другому человеку в соответствии с взятой ролью. Эти отношения могут разыгрываться и с куклой, получившей определенную роль. Действия, производимые дошкольником среднего возраста, более свернутые, чем у младших дошкольников. В сюжетных играх дошкольников среднего возраста основным содержанием становится отношения между людьми.
Развернутая передача отношений между людьми в игре учит ребенка подчиняться определенным правилам. Знакомясь через игру с общественной жизнью взрослых, дети все больше приобщаются к пониманию общественных функций людей, и привил отношений между ними.
Содержанием ролевой игры у старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что "бывает". Поэтому они спорят о том, что не бывает.
Таким образом, развития сюжета и содержания ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируется психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности у детей психических процессов. Та, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и память.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное внимание на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагаются, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструктивная игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок поучается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображения и представления.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые от внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.
Как известно, истоки изобразительной деятельности ребенка относятся к раннему детству. К началу дошкольного детства ребенок, как правило, уже имеет некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют отдаленное сходство.
Умение узнавать предмет в рисунке является, одним из стимулов совершенствования имеет длительную историю. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Среди рисунков детей наряду и изображениями, соответствующими зрительному восприятию, можно встретить такие образы, в которых выражается то, что ребенок выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его. Так, нередко дети плоскую остроугольную фигуру (например, треугольник) после ее ощупывания рисуют в виде овала с отходящими от него коротенькими черточками, которыми они пытаются подчеркнуть остроугольного изображаемого предмета.
В ходе развития рисования у ребенка появляется потребность пользоваться цветом. При этом начинают проявляться две тенденции к использованию цвета. Одна тенденция заключается в том, что ребенок использует цвет произвольно, т.е. может раскрашивать предмет или его части любыми красками, часто не соответствующими реальному цвету предмета. Другая тенденция заключается в том, что ребенок стремиться окрасить изображаемый предмет в соответствии с его действительным цветом.
Часто дети пользуются знанием цвета предмета, установленным со слов взрослых, минуя собственное восприятие. Поэтому детские рисунки заполнены цветовыми штампами (трава зеленая, солнце желтое или красное).
Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, которой в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные возможности.
Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это сотрудничество со сверстниками, с взрослыми, игры, общения и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются различные виды деятельности детей, и ребенок 5-6 лет практически оказывается вовлеченным, по меньшей мере, в семь-восемь различных видов деятельности, каждой из которых специфически интеллектуально и морально развивает его. Влияние социальных институтов на формирование потребностей. Роль взрослых в психическом развитии ребенка признается практически во всех теориях. Само это развитие в большинстве случаев рассматривается как процесс постепенной социализации или адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям, приспособление к миру взрослых. Механизм такой адаптации может быть различным. Это либо преодоление врожденных инстинктивных влечений (как в психоанализе), либо созревание когнитивных структур, подчиняющих себе асоциальные, эгоцентрические тенденции ребенка (как в школе Пиаже), либо подкрепление социально приемлемого поведения (как в бихевиоризме). Но во всех случаях собственная природа ребенка трансформируется, перестраивается, подчиняется требованиям взрослых, которые противостоят ребенку. Принципиально по-другому роль взрослого выступает в культурно-исторической концепции. Здесь социальный мир и окружающие взрослые не перестраивают природу ребенка, а являются органически необходимым условием его человеческого развития. Общество и окружающие люди не противостоят ребенку и не "давят" на него извне, но составляют главный источник формирования его внутренней жизни. Ребенок не может жить и развиваться вне общества. Он изначально включен в общественные отношения, а не входит в них в процессе адаптации. При этом, чем младше ребенок, тем более социальным существом он является. Собственная деятельность ребенка, его человеческие способности и потребности возникают в результате присвоения образцов человеческой культуры. Психическое развитие человека есть, прежде всего, культурное развитие. Носителями этой культуры для ребенка могут быть только взрослые, и только они могут передать ее ребенку. Стать человеком ребенок может только вместе с взрослыми, в процессе совместной жизнедеятельности с ними.
Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Семья — малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.
В том случае если в семье созданы условия для удовлетворения перечисленных потребностей, развитие ребенка будет носить позитивный характер.
Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих. Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные дела, важная работа. Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу, но вполне доступно каждому ребенку. Важным фактором при воспитании дошколят является склонность их к подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А.С. Макаренко: "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение. Затрудняют общение ребенка и взрослого и многие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. ведет к дефициту общения ребенка с взрослым.
Если эти обстоятельства и этот образ жизни идут вперед отношениям доверия и эмоциональной безопасности. В отношениях между членами семьи. Если эти обстоятельства мешают родителям заботиться о своих детях, то воспитывать их и доставлять им радость, если обязанности родителя не встречают поддержки и признания в окружающем мире и если время, проводимое в семейном кругу, наносит ущерб карьере, личному удовлетворению и психическому спокойствию, — именно тогда особенно страдает психическое развитие ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости. В более тяжелых случаях последствия проявляются также и в ухудшении способности мыслить, оперировать понятиями и числами даже на самом элементарном уровне.
Формирование разумных потребностей у ребенка это одна из важных задач нравственного воспитания. В наши дни материальный уровень семьи постоянно растет, решение приобретает особую остроту. С ранних лет надо формировать у ребенка дисциплину желаний, разумно регулируя потребности. Семья несет полную ответственность за воспитание у ребенка разумных запросов. Большое значение в воспитания детей дошкольного возраста имеет их участие в домашнем труде. Начиная с дошкольного возраста, ребёнок должен иметь постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой, само собой разумеющимся делом, обязательным для личного развития ребенка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен не только для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни.
Духовные потребности детей более разнообразны и богаты, нежели физические. Их значение как мотивов поведения весьма велико. Все зависит от его возможностей и характера, от его возраста и окружающей среды, от людей, с которыми он общается и которым подражает. Изучение духовных потребностей своего ребенка помогает родителям понять многие его поступки, поведение в различных ситуациях, дает возможность проанализировать свои воспитательные методы. При этом родителям следует дать ответ на такие вопросы: как поступает ребенок в том случае, когда возникают препятствия в удовлетворении каких-либо его желаний? Отказываясь от удовлетворения какой-то потребности, чувствует ли он себя обиженным, уязвленным, разочарованным? Может ли он настойчиво и даже упрямо стремиться к выполнению своих желаний? А может ли ребенок, желания которого не могут быть выполнены, прибегнуть к агрессивным действиям, чтобы разрядить свое напряжение?
Нет людей, которые могли бы в течение своей жизни всегда удовлетворяли все свои потребности, которые бы никогда не знали неудач, не пережили бы разочарований. Поэтому следует воспитывать детей так, чтобы они умели отказываться от реализации некоторых желаний в связи с тем, что это необходимо во имя достижения более высоких целей. Ребенок должен уметь лишать себя удовольствия, если выполнение его желания входит в противоречие с потребностями других людей, причиняет им неприятность, вред. Ребенка нужно научить относиться с уважением к потребностям других людей, считаться с ними, уметь отказываться.
3. Психолого-педагогические проблемы современного дошкольного образования
дошкольный образование педагогический ребенок
Применение развивающих методик в работе с детьми. Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы. Например, популярными среди российских детских садов являются методики Монтессори, Никитиных, Домана. Информацию о применяемых методиках и их особенностях можно найти на сайте дошкольного образования, который сегодня есть практически у каждого детсада.
Все существующие методики дошкольного образования ориентированы на какую-либо одну сторону развития ребенка. Множество разнообразных методик можно также найти на сайтах дошкольного образования.
Методики физического воспитания детей направлены на развитие личности ребенка посредством проведения спортивных мероприятий. Целью данных методик является воспитание у детей привычек, направленных на укрепление здоровья и совершенствование физической формы. К таким привычкам относится, например, ежедневная утренняя зарядка. В данных методиках дошкольного образования спортивные упражнения рассматриваются не только как способ поддержания здоровья, но и как фактор, способствующий формированию волевых качеств. Кроме того, физические упражнения могут стать одним из видов проявления творческой активности.
Современное дошкольное образование немыслимо без методик формирования математических представлений. Целью данных методик является ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами, обучение их обследованию величины и формы предметов, формирование представлений о счете. Согласно данным методикам производится обучение детей сопоставлять формы окружающих предметов с определенными геометрическими фигурами, определять количество и величину предметов. Основным способом познания величины, формы и определения количества является сравнение. Предметы или совокупности предметов сравниваются по геометрической форме, величине, числу элементов и прочему. Дошкольное образование детей старших групп, включает обучение измерению величины предметов с использованием условной мерки.
Детское дошкольное образование обязательно включает в себя творческие занятия. Теоретическая часть методик руководства изобразительной деятельностью включает в себя информацию об особенностях творческого мышления детей, определение понятия способностей, приемы и способы обучения, позволяющие развить творческие способности ребенка. Практическая часть технологии дошкольного образования содержит описания возможных форм организации творческих занятий.
Детям должны быть показаны обобщенные способы получения изображения: рисование, аппликации, лепка. Рисование в детском саду подразумевает обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также знакомство с техниками пальцевой живописи, набрызгав, монотипии и других. В ходе занятий детям должны быть даны понятия о таких видах изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также в рамках методики дошкольного образования дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров.
Неотъемлемой частью дошкольного воспитания в детском саду является знакомство детей с природой. Целью методик ознакомления детей дошкольного возраста с природой является формирование знаний о природных объектах и явлениях. Отношение детей к окружающей среде напрямую зависят от результатов экологического воспитания, поэтому данные методики крайне важны. Задачами, стоящими перед педагогами, являются воспитание бережного отношения к природе, освоение детьми навыков ухода за растениями, усвоение правил поведения на природе. Современное дошкольное образование помимо теоретических знаний должно давать практический опыт взаимодействия с объектами природы. Для этого в детсадах создаются уголки живой природы, цветники, огороды.
Традиционной частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях являются музыкальные занятия. Любая методика музыкального дошкольного образования включает в себя несколько направлений. Первым направлением является знакомство дошкольников с фольклорными музыкальными произведениями, симфонической и инструментальной музыкой. Преподаватель должен дать детям понятие жанра, познакомить с различными музыкальными жанрами и примерами произведений. Другим направлением музыкального дошкольного образования являются игры с использованием различных музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха у детей, расширяют круг познаний, пробуждают интерес к музыке. Третьим направлением, безусловно, является пение. На подобных занятиях дошкольникам дается понятие распевки, объясняются основные правила пения. К тому же разучивание песен способствует развитию памяти.
Последним, и, пожалуй, наиболее интересным направлением, которое включает в себя музыкальное дошкольное образование, является организация детских праздников. Подготовка к проведению утренников включает в себя разучивание детских песен, постановку танцев, репетиции основной сюжетно-игровой составляющей. Участие в праздничных концертах позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы в качестве певца или актера, что, безусловно, повышает самооценку.
Методика дошкольного образования, направленная на развитие речи дошкольников, дает представление о приемах и упражнениях, предназначенных для формирования связной речи. В любой методике обязательно присутствует теоретическая часть, определяющая основные понятия, такие как связная речь, диалогическая и монологическая речь. Кроме того, методика должна давать понятие об особенностях контекстной речи детей младшего возраста. Методики развития речи, как правило, основываются на диалоге взрослых с детьми. Обязательным элементом подобной методики дошкольного образования являются требования к темам бесед с детьми, их форме и содержанию.
Развитие речи в дошкольном образовании играет едва ли не ведущую роль, поэтому на нем следует заострить свое внимание. Именно развитию речи посвящены многие книги и сайты дошкольного образования. Речевое развитие в дошкольном возрасте происходит стремительными темпами и зависит от интенсивности и качества общения с окружающими. Детское дошкольное образование дает множество стимулов для развития связной речи: это и общение с воспитателями, и совместные игры с детьми, и специальные развивающие занятие. При необходимости с ребенком занимается логопед.
Совершенствование логических способностей также стимулирует речевое развитие. Если ребенок в возрасте двух-трех лет говорит о том, что он видит или делает в данный конкретный момент, то дошкольники пяти-шести лет способны рассуждать об отдаленных вещах. Дошкольное образование в плане развития речи в корне отличается от принципов школьного обучения. Дошкольники не учат правил грамматики, они не знают определений частей речи, особенностей построения предложений. Овладеть грамотной речью он должен практически, разговаривая с взрослыми, слушая их правильную речь. При правильной организации воспитательной работы дети на практике легко усваивают основные правила языка и используют их в своей речи.
Однако развитие речи в дошкольном образовании заключается не только в умении грамотно строить предложения, но и в существенном увеличении словарного запаса. Так, если в среднем словарный запас ребенка 3-х лет составляет 1000 слов, то в возрасте 6-ти запас слов переваливает за 4000. При этом ребенок должен усваивать не только звучание новых слов, но и понимать их значение. Значения слов, являющихся названиями или характеристиками каких-либо предметов, дети понимают легко, зато с определениями отвлеченных понятий им приходится намного сложнее. Сложностью дошкольного образования в развитии речи является именно донесение до детей смысла сложных понятий. Например, как объяснить трехлетнему ребенку понятие совесть или ответственность? Нередки ситуации, когда ребенок запоминает услышанное слово, но трактует его исходя из своего малого жизненного опыта.
Кроме развития диалогической речи, что достигается путем общения, перед воспитателем стоит задача обучения детей монологической речи. Поэтому детское дошкольное образование должно включать в себя занятия, целью которых является обучение рассказу. Первым этапом дошкольного образования в развитии речи-монолога является обучение детей рассказу по картинке. Важным условием является то, чтобы на картинках были изображены знакомые детям предметы. Тогда речь становится более свободной. В процессе подготовки занятия воспитатель должен отбирать такие картины, сюжет которых способствует формированию нравственных переживаний. Тогда одновременно с составлением рассказа, дети учатся сопереживать, а это немаловажное умение в процессе становления личности.
В дошкольном образовании развитие речи — монолога очень важно, еще и потому, что самостоятельный рассказ стимулирует фантазию ребенка. И, если дети младшего возраста могут построить лишь описательный рассказ, то старшие дошкольники учатся додумывать сюжет, привносить в него свои элементы. Более совершенным инструментом развития речи в дошкольном образовании является пересказы литературных произведений. Первые занятия обычно строятся на пересказе хорошо известных детям сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель должен предлагать дошкольникам придумать продолжение сказки, или изменить концовку, стимулируя развитие воображения.
Современное дошкольное образование детей включает работу над совершенствованием звукопроизношения. Младшие дошкольники, как правило, не выговаривают определенные звуки, или заменяют их другими. К наиболее сложным в русском языке относятся звуки [р], [л], [ж], [ш]. По мере совершенствования умения владеть голосовым аппаратом речь ребенка становится более правильной. Во многом этому способствует правильная организация воспитательного процесса, ежедневное общение со взрослыми, проведение развивающих игр и занятий. Если по достижении пятилетнего возраста детская речь не становится чистой, то дальнейшее дошкольное образование детей включает занятия с логопедом.
Обновление содержания дошкольного образования. Обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм.
Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система в инфраструктуре района, которая может решать задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, организации семейного культурного досуга, медицинского просвещения, оказание психологической помощи, педагогического родительского всеобуча.
Такие подходы придадут педагогическому процессу целостный, последовательный характер только тогда, когда проблемы дошкольного и начального общего образования будут решаться не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие детей, полученное в дошкольном образовательном учреждении. А это возможно при условии взаимодействия и сотрудничества всех участников педагогического процесса: педагоги, дети и их родители.
Современное образование должно обеспечивать комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения. Камнем преткновения на пути гармоничного развития каждого ребенка является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. Нужно отметить, что в настоящее время в построении преемственности между различными звеньями образовательной системы сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему.
Любой, кто берется исследовать проблему преемственности, непременно заметит: "Тема очень сложная". А казалось бы, что в ней сложного? Известно, что "гладкой" преемственности в развитии человека не бывает, и любой переход в новое состояние, даже самый приятный — это всегда стресс. Поскольку без стрессов обойтись невозможно, надо попытаться "сделать" их менее вредными и более полезными для развития.
Для учителя начальных классов все просто: преемственность — это наличие у ребёнка перед поступлением в школу определённых знаний и навыков. И только. Психологическая готовность, желание ребёнка учиться и познавать новое, общаться со сверстниками для него не главное. И это понятно, так как основным показателем работы учителя является отметка. Какова отметка — таков и ученик. Перед большинством учителей ребёнок не предстает целостной личностью.
Для воспитателей дошкольных учреждений преемственность — забота о том, чтобы к детям, когда они придут в школу, не было никаких претензий. Если исходить из определений преемственности, представленных в различных словарях, то можно сказать, что преемственность — это идущий в порядке последовательности процесс, основанный на переходе чего-либо непосредственно от одного к другому. На ступени "дошкольное образовательное учреждение — начальная школа" мы имеем следующее. Начальная школа должна обеспечить максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели. Главной целью является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учет тех достижений, которых они смогли достичь на ступени дошкольного образования.
В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово "преемственность" приобрело новую актуальность. Однако что мы вкладываем в это понятие: стыковку программ? Реализацию единого стиля обращения с ребенком? Представление о жизни ребенка как некоем социально-психологическом целом? Чаще всего проблема преемственности возникает как проблема взаимонепонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами начальной школы.
Жизненные радости ребенка подготовительной группы детского сада сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба? Эта тревога передается детям-дошкольникам. Детям подготовительной к школе группы был задан вопрос: Хочется ли тебе идти в школу? Анализ результатов пороса показал следующее: из 45 детей — 35% хотят идти в школу (привлекает внешняя атрибутика, желание быть старше, много знать), 65% — отрицательно.
На вопрос "Для чего нужно учиться в школе?" дети дали, следующие ответы:
— чтобы много знать,
— чтобы быть отличником как сестра,
— иметь много друзей.
Образовательная среда школы коренным образом отличается от образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, и не только тем, что в детском саду кормят вкуснее и туалеты там чище. В школе — совершенно иная организационная культура, к сожалению, менее индивидуализированная. У ребенка не будет персонального шкафчика, кровати, полотенца и правила жизненного распорядка здесь строже, нормативы поведения более стандартны. Образовательная среда школы представляет собой совокупность менталитета педагогов, истории и традиций школы. На все это накладывает свой отпечаток окружающая социальная микро-макросреда. Ситуация перехода ребенка из детского сада в школу осложняется тем, что существует огромный разрыв между высокими достижениями выпускников детского сада и теми требованиями которые предъявляет школа (особенно инновационная, престижная, поступающим на обучение детям.)
Будут ли учителя, наконец, учитывать то, что и мы, дошкольники, работаем с детьми, обучаем их чему-то?
Вариативность образовательных программ, обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию педагогического процесса. Педагогический процесс в дошкольных учреждениях района строится на основе комплексных программ: "Детство", "Школа 2100", "Программа воспитания и обучения в детском саду". Кроме комплексных программ в ДОУ используются парциальные программы по различным направлениям развития ребёнка — экологическому, познавательному, ОБЖ., правовому воспитанию. Внедряется в работе с детьми метод проектов.
Стыковка программ и обучающих методик возможно и необходима. Ведь учителю в начальных классах надо на что-то опираться! Он не может делать вид, что передним сидит не ребенок, а чистый лист бумаги. Причем преемственность на наш взгляд должна осуществляться не только на уровне учебных знаний и умений, но и навыков поведения, самообслуживания, саморегулирования. Более того, детский сад ведь не просто дает знания. Он выстраивает, формирует детское мировоззрение. Как же учитель может это игнорировать! Культура поведения на уроке тоже закладывается на занятиях в детском саду: как надо слушать, как грамотно и правильно отвечать.
Но мы ведь действительно зависим от школы! Позиция школы порождает у родителей своеобразную моду, на подготовку ребенка к школе. Школа для родителей это важно, а детский сад — это проходной, незначимый этап. Родители, приводя ребенка в школу на занятия, не задумываются, что ребенок испытывает большие перегрузки, т.к. в детском саду у него тоже были занятия, пусть в игровой форме, но требующие умственной, физической активности, а ему без организации сна еще необходимо сидеть на подготовительных курсах. А мы говорим о сохранности здоровья детей. Такая подготовка не снимает проблем, которые могут возникнуть у ребенка в школе, а наоборот, может сформировать новые проблемы из-за нерациональной организации занятий, несоответствия требований, неадекватных задач, которые ставятся перед дошкольниками. Не в высшие же учебные заведения мы их готовим, они должны прожить свое дошкольное детство полноценно, они должны наиграться. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей формируются начала деятельности учебной. Школа не должна принимать на подготовительные курсы детей, посещающих детский сад. И надо ли потом удивляться, что ребёнку неинтересно учиться в школе и его познавательная активность падает? И тем самым обесценивается значимость детского сада, успехи детей, получается, что детский сад плохо подготовил к школе. Не надо учите его раньше времени считать, писать и говорить по-английски, и проблем не будет! С ребенком необходимо работать постоянно. Прежде всего, эта работа должна быть индивидуальной, учитывающей особенности развития и возможности ребёнка.
Заключение
В заключение можно сделать выводы.
Основными функциями дошкольного учреждения являются:
охрана и укрепление физического психического здоровья детей;
обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка;
забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного учреждения, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Главное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.
Принципы, на которых основывается дошкольное образование, состоят в следующем:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
— светский характер образования государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
автономность образовательных учреждений.
Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми в дошкольных учреждениях можно проводить по следующим направлениям:
отказ от преподнесения детям политики и конкретных сведений при ознакомлении с окружающим миром;
изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа (переход от фронтальных занятий к занятиям с небольшими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);
насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;
изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы — совместной со сверстниками или индивидуальной.
Педагогический процесс предполагает построение личностно — ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
Глоссарий
ПонятиеОпределениеВозрастные особенностикачественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека.Психикасубъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.Интеллектуальная готовностьразвитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности.Психическое отражениеактивное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностямиДействиеосновная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.Сенсомоторные процессыэто процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения.Личностная готовностьопределенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения; умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.Значениесодержание общественного сознания, усваиваемое человеком, (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные, житейские и научные значения — понятия).Физическая готовностьсостояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.Поведениепонимать внешние проявления психической деятельности человека.Возрасткатегория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития.
Список использованных источников
1Фельдштейн, Д. И., Педагогическая психология воспитания [ЭР] / Д. И. Фельдштейн, О. В. Лишин. — М.: ИКЦ "Академкнига", 2003 Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su) (гриф УМО).
Иващенко, Ф. И. Педагогическая психология [Текст]: практикум / Ф.И. Иващенко. — Минск: БГУ, 2008.
Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник / И.А. Зимняя. — М.: Литературное агентство "Университетская книга", 2008.
Давыдова, И. С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / И. С. Давыдова-М.: Риор, 2006.
Эльконин Д.Б. Психология игры. 1976 г.
Мухина В.С. Детская психология. 1985 г.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психология развития дошкольника. 1971 г.
Эльконин Д.Б. Детская психология. 1960 г.
Асеев В.Г. Возрастная психология. 1989 г.
Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение с взрослыми и психологическая подготовка детей к школе, / отв. ред. Силвестру А.И.; НИИ педагогики. — Кишинев: Штиинца, 1987г.
Кулик Л.А., Берестов Н.И "Семейное воспитание" М.,Просвящение 1990г.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л.А. Венгера. — М., 1986. — 224 с.
Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. — М., 2005.