Содержание
Введение3
Глава 1. Поведенческие теории в психологии5
1.1.Основные модели личности в психологической науке5
1.2.Психическая структура личности и ее проявление в деловом общении10
1.3 Индивидуальные особенности темперамента13
Глава 2. Психологические основы поведения работника в организации16
2.1 Профессионализм и компетентность работника организации16
2.2 Морально-психологический климат в коллективе17
2.3 Нормы и правила поведения работника внутри коллектива23
2.3.1 Взаимоотношения внутри коллектива между руководителем и подчиненными23
2.3.2 Взаимоотношения внутри коллектива между руководителями27
Глава 3. Анализ взаимоотношений внутри коллектива организации31
3.1 Анализ взаимоотношений внутри коллектива организации ООО «Домбыттехника»31
3.2 Результаты анализа взаимоотношений внутри коллектива в ООО «Домбыттехника»42
Заключение49
Список использованной литературы53
Приложения56
Выдержка из текста работы
3. Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию методов преодоления сопротивления работников организации к организационным изменениям
Выводы и перспективы развития исследования организационных изменений предприятия
Список литературы
Введение
Актуальность
Наша страна сейчас находится в переходном периоде, пытаясь перестроиться с командной экономики на рыночную систему отношений. И в данной нестабильной ситуации многие российские компании (предприятия) уже сталкиваются или столкнутся в ближайшие годы с необходимостью осуществления организационных изменений с целью выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности. На практике скорость спонтанной реакции отечественных компаний на изменение условий хозяйственной деятельности, происходящее в последние 10 лет, уступает скорости внешних изменений. Не успев адаптироваться к одной волне перемен, они оказываются накрытыми следующей. Большинству российских компаний только предстоит освоить принцип сохранения устойчивости посредством активной инновационной деятельности и таким образом обеспечить стране макроэкономическую стабильность.
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить, что на сегодняшний день, в России в интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений. Важно понимать, что успешность организационных изменений зависит от качественной и продуктивной работы не только директоров и топ-менеджмента, но и каждого отдельного работника. Организационное изменение любого типа – это комплексный процесс, затрагивающий все структуры и уровни организации и, что самое важное, каждого конкретного сотрудника. Нельзя провести изменение одного уровня, одного конкретного коллектива компании. Все взаимосвязано. Необходимо отметить, что организационные изменения любого уровня – это всегда нововведение, изменение рабочего процесса, в той или иной степени. Нововведение – это ситуация, выходящая за рамки привычной работы, привычной системы действий работников. Изменение привычной ситуации, привычного процесса работы, не смотря на то, по чьей инициативе оно проводится, неизбежно ведет к сопротивлению. Люди не любят изменений и находят их трудными и навлекающими критику на их производительность и поведение.
Организационные изменения во многих случаях приводят к появлению рассогласования между характеристиками новой трудовой ситуации и привычной деятельностью работника. Новая трудовая ситуация, складывающаяся в организации, требует от персонала дополнительных усилий по адаптации к измененной организационной среде, что может закончиться как повышением профессионализма и успешности труда, так и дезорганизацией деятельности и сопротивлению нововведениям.
Сопротивление организационным изменениям является одной из основных проблем стоящей перед развивающейся организацией. Поэтому, именно эта проблема легла в основу научных изысканий курсовой работы.
Разработанность темы
Объектом данного исследования является – отношение работников организации к организационным изменениям предприятия. Для максимально полного рассмотрения данного объекта необходимо изучить разработанность проблем: причины и виды возможного отношения работников организации к организационным изменениям и методы их социологического изучения и исследования.
Необходимость преобразований вызвана существующей социально-экономической ситуацией, которая предъявляет высокие требования к ускорению адаптации современных организаций к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности и к повышению конкурентоспособности на рынке. Главная задача современных организаций — преобразование в эффективные субъекты рыночной экономики, способные к самосохранению и саморазвитию. Для выполнения данной задачи предприятиям необходимо изменить подходы к проведению организационных изменений, сделав их управляемыми.
Организационные изменения будут эффективны, при условии, если они будут проводиться системно во всех основных направлениях жизнедеятельности предприятия.
Для обеспечения управления организационными изменениями необходимо создать методическую базу, которая позволит руководителям предприятий проектировать и реализовывать процессы изменений, оценивать их эффективность. Принимая решение о проведении организационных изменений, руководители должны четко представлять позицию, в которой находится предприятие и его желаемое состояние, а также владеть алгоритмом проведения желаемых изменений.
Таким образом, управление организационными изменениями можно считать одним из ключевых путей обеспечения развития предприятия, а методическое обеспечение управления организационными изменениями можно рассматривать в качестве актуальной научной проблемы, имеющей важное значение.
Проблема управления организационными изменениями наиболее глубоко исследована зарубежными специачистами. Признанными авторитетами в этой области являются И. Ансофф, Л. Грейнер, Дж. Ньюстром, К. Дэвис, Р. Блейк, Д. Мутон, X. Виссема, Р. Грант, Э. Шайн, М. Хаммер и Д. Чампи.
Значительное место в исследованиях этих ученых отводится сущности организационных изменений, разработке стратегий, методов и моделей управления этими изменениями. Западные подходы к управлению организационными изменениями отличаются большим разнообразием, но недостаточной проработанностью и дискуссионностью отдельных положений, а разработанные рекомендации, мало пригодны для использования в современных российских условиях.
Среди отечественных исследователей, занимающихся данными вопросами необходимо отметить О.С. Виханского, А.И. Наумова, O.K. Платова, В.И. Лунева, Н.Н. Тренева, И.П. Герчикову, В.К. Тамбовцева, Г.Н. Чернецова. ………..
1. Авгест-Вильгельм Шеер. Бизнес-процессы Основные понятия, теория, методы. – М.: Эко-Тендз, 2005. — 173 с
2. Алексеев Н.С. Эволюция систем и организационное проектирование. // Проблемы теории и практики управления. — 1998. — №4.
3. Аронов И.З., Ляпина Г.И. Анализ структур управления в рыночных условиях. // Методы менеджмента качества. — 2000. — № 5.
4. Басовский Л.Е. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2001. – 212 с.
5. Басовский Л. Е. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям / Л. Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М,2003. — 215 с.
6. Бизнес словарь. lib.deport.ru/slovar/biz/d/diversifikatsija.html
7. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент, М., «Гардарики», 2001.
8. Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект.
9. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента, М., «Инфа-М», 1998.
10. Гмюр М. Национальная специфика теории организации. // Проблемы теории и практики управления. — 2000. — №3.
11. Гринберг А.С., Король И.А., Информационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
12. Губко М.В., Мишин С.П. Оптимальная структура системы управления технологическими связями / Материалы международной научной конференции «Современные сложные системы управления». Старый Оскол: СТИ, 2002. С. 50 – 54.
13. Емельянов Е.Н., Пахомов Ю.В., Проведение системных организационных изменений. Опубликован: Менеджмент в России и за рубежом №3, 2006
14. Иванова С. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 278 с.
15. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. –304с.
16. Комплексный экономический анализ предприятия. Учебник для ВУЗов. – Спб.: Питер, 2007. – 576 с.
17. Классика маркетинга: сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг : Пер. с англ / Сост. Б. М.Энис, К. Т.Кокс, М. П.Моква; Пер. Т.Виноградова, Д.Раевская, Л.Царук, А.Чех; Ред. Ю. Н.Каптуревский. — М. ; Харьков ; СПб. : Питер, 2001. — 746 с. — (Маркетинг для профессионалов). — Пер.изд.: Marketing Classics : A Selection of Influential Articles. — 8th Ed. — New Jersey.
18. Кузнецов И. Кооропоративаня культура. Учебное пособие. – М.: Книжный Дом, 2006. – 304 с.
19. Кузнецова Ю.В., В.И. Подлесных “Менеджмент” ИД “Бизнес-пресса”, Санкт-Петербург 2001
20. Лузин А. Ляпунов С. Новый подход к реструктурированию российских предприятий. // Проблемы теории и практики управления. — 2000. — №2.
21. Магура М., Курбатова М. Сереты мотивации или мотивация без секретов. – М.: Журнал «Управление персоналом», 2007. – 656 с.
22. Мацумото Д. Психология и культура, 1-е издание. Спб.: Питер, 2003.- 720 с.
23. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
24. Менеджмент / Под редакцией Кузнецова Ю.В., Подлесных В.И., СПб, «Бизнес-пресса», 2001.
25. Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 335 с.
26. Мильнер З.Б.Новые требования к построению организаций будущего . /
27. Москвин В. А. Управление качеством в бизнесе: рекомендации для руководителей банков, предприятий и риск-менеджеров. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 380 с.
28. Мухин В.И. Основы теории управления: учебник для вузов / В.И. Мухин. – М.: Экзамен, 2003.-256с.
29. Новиков Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. – 150 с.
30. Новиков Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. М.: ИПУ РАН, 2003. – 108 с.
31. Новиков Д.А. Типология задач управления организационными структурами / Материалы международной научной конференции «Современные сложные системы управления». Старый Оскол: СТИ, 2002. С. 110 – 115.
32. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, применение и внедрение решающих показателей. – М.: Олимп-Бизнес, 2088. – 288 с.
33. Попов С. Эволюция организационных структур: от линейной к дивизиональной. // Проблемы теории и практики управления. — 1997. — №6.
34. Рамперсад Хьюберт К. «Общее управление качеством: личностные и организационные изменения», Изд-во «Олимп-Бизнес», М., 2005 г. 256 с.
35. Рамперсад Хьюберт К. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту эффективности организации. – М: Олимп-Бизнес, 2005. – 176 с.
36. Рыбкин И. В. Коучинг: истоки, походы, перспективы. Сборник статей. – М.: Речь, 2003. – 120 с.
37. Рыбкин. И.В. Коучинг социального успеха. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. – 224 с.
38. Рюэгг-Штюрм Й., Ахтенген Л. Сетевые организационно-управленческие формы – мода или необходимость? // Проблемы теории и практики управления. — 2000. — №6.
39. Сенге П.М. и др. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций /Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. –624с.
40. Сенге П.М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации /Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. –408с.
41. Семенов В. Г. «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ». Издательство Дальневосточного университета, Владивосток, 2000 г. С.20
42. Стандартизация и управление качеством продукции. Сборник. – М.: Юнити, 1999. – 488 с.
43. Стратегический менеджмент. Зуб А.Т. ISBN5-7567-0164-8 c , 2002
44. Сухов С.В. Модель управления предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом, — №6, -2002г.
45. Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко — М.: МГИУ, 1999 г. — 196 с.
46. Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: изд-во РАГС, 2003.-558с.
47. Управление изменениями/ Рубцов С.В., М., 2001.
48. Филонович С.Р. Управление изменениями Государственный университет — Высшая школа экономики, 2000
49. Цезерани Джонни. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синетика в инновационной деятельности. – М.: Граинд-Фаир, 2005. – 224 с.
50. Шарафанова Е. Организационная структура как инструмент управления персоналом: основные тенденции ХХ века. // ПЕРСОНАЛ-МИКС. — 2002. — №3.
51. Широкова Г.В., доцент кафедры теории менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета/Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2005
52. Экономическая теория на пороге ХХ1 в. — 2, М, Юрист, 1998.