Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы изучения психологических факторов агрессивного поведения у студентов6
1.1Понятие и сущность агрессии, виды и причины ее возникновения6
1.2 Социально-психологические особенности студенческого возраста12
1.3Причины агрессивного поведения студентов16
1.4.Методики, используемые в экспериментальных исследованиях для выявления уровня агрессивности студентов19
Заключение24
Список литературы28
Приложение 1.31
Приложение 2.34
Приложение 3.36
Выдержка из текста работы
Проблема агрессивности одна из самых значимых проблем в жизни общества. Почему люди порой стремятся причинить боль и страдания окружающим? Что движет воином, сознательно идущим на смерть, наперекор инстинкту самосохранения? Почему родители избивают собственных детей? Как может самоубийца поднять руку на самого себя? И как в благополучных семьях вырастают будущие насильники и убийцы? Мало кто знает ответы на эти вопросы. Мир стал настолько жесток, что мы, сами того не замечая, причиняем друг другу боль. Именно поэтому, на мой взгляд, эта тема очень актуальна на сегодняшний день. Понять сущность агрессивности, ее истоки, овладеть ею, чтобы в дальнейшем не причинить боль другому человеку – вот главные задачи, поставленные мною в своей работе.
Феномен человеческой агрессии
Издревле человечество проявляло интерес к феномену человеческой агрессии. Особенно это верно для представителей правящих классов, из века в век озабоченных практикой управления своими подданными и стратегиями направленного воспитания законопослушных и исполнительных членов общества. Склонность к агрессивному, захватническому, насильственному поведению досталась нам в наследство от наших животных предков. Завоевание новых территорий, получение свободного доступа к наиболее богатым источникам удовольствия, стремление контролировать наибольшее число членов сообщества и распоряжаться запасами пищи и питья – всем этим более или менее успешно занимались наши далекие предки. Как и большинство животных, представители рода человеческого существенно различаются по степени склонности к проявлению агрессии: помимо тихонь и недотрог есть драчуны и забияки.
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Само слово «агрессия» означает « поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Разные ученые и философы по-разному оценивают этот феномен. Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.
Сила, направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, физиологических и ситуационных факторов. Немаловажное значение при формировании приличного уровня агрессивности играют многие биологические и конституционные факторы – характер рациона человека в немалой степени определяет его воинственность. Но так или иначе, в основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт – осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По своей сути, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой.
Типы агрессии по Фромму
Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками. Эрих Фромм, выдающийся мыслитель нашего столетия, выделил следующие типы агрессии:
· Доброкачественная агрессия
По его мнению, это « биологически адаптивная агрессия – реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе; она свойственна как животным, так и людям; она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие её – устранение либо самой угрозы, либо её причин».
В «доброкачественной агрессии» он выделил несколько видов:
1. Псевдоагрессия. Под этим понятием он понимает «действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения»
а) Непреднамеренная агрессия. Ярким примером непреднамеренной агрессии является случайное ранение человека. Классический пример – это проверка револьвера и непроизвольный выстрел, задевающий находящегося поблизости человека. В результате – несчастный случай.
б) Игровая агрессия. Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Так, например, игрок в своем сражении с противником просто точно выполняет свои достижения, а не желает нанести ему преднамеренный вред.
в) Агрессия как самоутверждение. Важнейший вид псевдоагрессии – самоутверждение. Само слово «агрессия» происходит от aggradi (gradus означает «шаг», а ad – «на»), т.е. получается что-то вроде «двигаться на», «на-ступать». Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Есть один очень важный факт: установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, вцелом ведет себя менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности. Агрессия самоутверждения повышает способность человека к достижению целей, и поэтому она значительно снижает потребность в подавлении другого человека (в жестоком, садистском поведении). Робкий, закомплексованный человек страдает от недостатка наступательной активности, поэтому ему гораздо сложнее достугнуть поставленной цели из-за определенных комплексов.
г) Оборонительная агрессия. Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. «Человек, как зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам»[I, с.371]. Каждый человек нуждается в эмоциональном равновесии, поэтому любое покушение вызывает гнев; индивид пытается любой ценой избавиться от боли и страха. Результат всего этого – оборонительная агрессия.
· Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность.
По мнению Э. Фромма, «биологически неадаптивная, злокачественная агрессия вовсе не является защитной от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является спецификой только для человека; она приносит биологический вред и социальное разрушение»[IV,133].
Главные проявления такой агрессии – убийство и жестокие истязания. Они не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. В основе «злокачественной агрессии» лежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал.
Такая агрессия встречается в двух различных формах: спонтанной и связанной со структурой личности.
1. Спонтанные формы.
Спонтанные проявления агрессивности обусловлены не человеческой природой, а тем деструктивным потенциалом, который произрастает в определенных постоянно действующих условиях. Однако в результате внезапных травмирующих обстоятельств этот потенциал мобилизуется и дает резкую вспышку (войны, религиозные или политические конфликты, нужда, чувство обездоленности).
а) Деструктивность отмщения. Агрессивность из мести – это ответная реакция индивида на несправедливость, которая принесла страдания ему или кому-либо из членов его группы. Такая агрессия возникает уже после того, как причинен вред. Самое страшное, что она отличается значительно большей жестокостью. Неслучайно в языке бытует выражение «жажда мести».
б) Эстатическая деструктивность. Если человек страдает сознанием одиночества, беспомощности и тоски, он может попытаться преодолеть свою проблему путем перехода в состояние экстатического транса, где он (как бы «вне себя») приходит к единению с самим собой и с природой. Для этого есть много возможностей (употребление наркотиков, сексуальный акт, различные ритуалы). Человек, накладывающий на себя руки, тоже относится в какой-то степени к этой категории.
2. Деструктивный характер: садизм.
Существуют различные формы садизма, поэтому мне не хотелось бы подробно их описывать. Главная его цель заключается в «желании причинить боль вне зависимости от наличия или отсутствия сексуальных мотивов». Ощущение абсолютной власти над другим существом, чувство своего всемогущества – вот главная сущность садизма.
Типы агрессии по Бассу
По мнению Баса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая.[VI] Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.
1.Физическая – активная – прямая. Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.
2.Физическая – активная – непрямая. Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.
3.Физическая – пассивная – прямая. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).
4.Физическая – пассивная – непрямая. Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).
5.Вербальная – активная – прямая. Словесное оскорбление или унижение другого человека.
6. Вербальная – активная – непрямая. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.
7.Вербальная – пассивная – прямая. Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.
8.Вербальная – пассивная – непрямая. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
Факторы, способствующие агрессии
Главной целью в области агрессии остаются поиски её причин и анализ природы тех факторов, которые способствуют агрессии. При этом можно выделить два основных направления поисков:
1) Выявление ряда индивидуально-личностных признаков. Они содействуют осознанию роли и места самого субъекта агрессии в тех различиях, которые наблюдаются в проявляемых им видах деятельности. Так, например, американские социологи и психологи К. Джеклин, Р. Джин и другие исследуют агрессию с точки зрения половых характеристик субъекта. Ученые П. Бэлл, Э.О`Нил, Р. Роджерс и другие уделяют большое место вопросу о том, какое воздействие оказывает на проявление межличностной агрессии расовая принадлежность индивида.
2) Стремление раскрыть природу действия внешних факторов, оказывающих также весьма существенное влияние на проявление агрессивности. Речь идет о негативных факторах окружающей среды, таких как влияние шума, загрязнение воды, воздуха, большого скопления людей, посягательство на личное пространство и др.
Определенное место в исследованиях этого направления находят также вопросы о выяснении роли таких факторов, как алкоголь и наркотики. Тем более, что в настоящее время, это одна из самых важных проблем в мире.
Заключение
II. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке.- М.,1991, с.89-133.
III. Морозов А.В. Социальная психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений -2-е изд. – М: Академический проект; Триста, 2005-336с.
IV.Фромм. Э. Анатомия человеческой деструктивности – М, 1994.