Выдержка из текста работы
В настоящее время темпы развития процессов, протекающих в мире, настолько высоки, что современному человеку почти каждый день приходится адаптироваться к новым условиям. В подобной среде воздействие окружающих факторов, влияющих на здоровье человека, крайне негативно. И в процессе адаптации человеку приходится бороться с этими факторами и их влиянием. В этом ему помогают механизмы, осуществляющие защиту организма, такие как, иммунная система, а так же некоторые рефлексы. Но так как человек существо и биологическое и социальное, то воздействие окружающей среды влияет не только на организм, но и на его психологическое состояние. Современный мир полон стрессов и частых делем, как внешних, так и внутренних. Психологические защиты нужны человеку для того, чтобы уберечь его сознание от неврозов. Это как подушка безопасности в автомобиле, при столкновении она открывается и препятствует травмам и смерти человека. Так и психологические защиты, они срабатывают в момент, когда человек сталкивается с внутренними или внешними конфликтами.
Несомненную важность и силу эти механизмы приобретают в юношеский период, который важен для становления личности и формирования мировоззрения. В этот период проблема выбора жизненного пути, самоопределения, проблема взятия на себя ответственности за свой выбор, новое положение в семье и обществе создают огромное эмоциональное напряжение. И поэтому, юноши и девушки прибегают к различным способам психологической защиты и стратегиям преодоления. Но, не обладая необходимыми жизненными навыками и не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, они применяют деструктивные формы защитных механизмов.
Актуальность данного вопроса выражается в том, что понимание функционирования механизмов психологической защиты способствует последующему корректированию поведения человека в стрессовой ситуации, т.е. повышению стрессоустойчивости.
Но, несмотря на актуальность вопроса, механизмы психологической защиты представителей юношеского возраста очень мало изучались.
Данную проблему раскрывали Тулупьева Т.В., Тулупьев А.Л., Пащенко А.Е. в совместном труде «Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте», а так же Улезко Е.Н. в работе «Особенности механизмов защиты в юношеском возрасте».
Объектом исследования стал феномен психологической защиты.
Предметом нашего исследования стали механизмы психологической защиты представителей юношеского возраста.
Целью работы является определение характеристик механизмов психологической защиты, проявляющихся в юношеский период развития человека.
Для реализации заданной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Дать определение психологической защиты и указать её основные виды, основываясь на работах З. Фрейда.
2. Определить психологические особенности юношеского возраста.
3. Определить характеристики механизмов психологической защиты, проявляющихся у представителей юношеского возраста, основываясь на результатах исследований Улезко Е.Н. и Тулупьевой Т.В.
Структура курсовой работы представляет собой: введение; основная часть, состоящая из 2 глав, каждая из которых состоит из двух параграфов; заключение; список литературы.
1. Психологическая защита
1.1 Понятие психологической защиты
В психологической литературе существует большое многообразие понятий психологической защиты. Лишь В.И. Журбин в 1990 году в своей работе «Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса» представил более десяти определений психологической защиты [5,15c.]. Такое разнообразие вызвано тем, что содержание понятия определяется научной парадигмой, в которой работает исследователь. В такой ситуации целесообразно обратиться к истории возникновения этого понятия.
Впервые, термин психологическая защита был введён З. Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы». С этим феноменом З. Фрейд столкнулся в то время, когда занимался терапевтической практикой излечения истерии гипнозом. Но результаты такого лечения были ненадёжными. Из-за чего, З. Фрейд обратился к технике «настаивания» И. Бернгейма. Суть этого метода заключалась в том, чтобы в бодрствующем состоянии пробудить воспоминания об испытанном сомнамбулизме. Применяя эту технику, З. Фрейд столкнулся с сопротивлением, которое оказывали пациенты на попытки врача привести в сознание бессознательные воспоминания. З. Фрейд указывал в своих работах, что ощущалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного, и для выздоровления необходимо избавиться от этого сопротивления. На основе феноменов сопротивления З. Фрейд вводит понятие вытеснения: «Те самые силы, которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание, в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующие патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказанный благодаря неоспоримому существованию сопротивления»[26,357c.].
В последующих работах З. Фрейд подразумевал под психологической защитой в первую очередь вытеснение, так как это был первый механизм защиты, обнаруженный им. Но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он вернулся к старой концепции защиты, введя, наряду с вытеснением, специальные обозначения для других механизмов защиты.
Последнее высказывание З. Фрейда по этой теме встречается в работе 1937 года «Крайний и бескрайний анализ». В этой работе защита впервые представлена как общее наименование всех тех механизмов, которые ослабляют внутренний и внешний конфликт и регулируют поведение индивида.
Позднее, дочь З. Фрейда, А. Фрейд, автор классического труда «Я и защитные механизмы», развившая теорию своего отца, подчеркивала, что защитные механизмы бессознательны, и они отвергают требования инстинкта.[6]
Итак, из всего выше сказанного можно понять, что психологическая защита — это бессознательный психический процесс, который призван защищать сознание человека от неврозов, вызванных внутренним или внешним конфликтом, путём применения специальных механизмов защиты, тем самым регулируя его поведение.
Однако сами механизмы несут в себе опасность. Так как механизмы защиты при возникновении конфликта искажают восприятие реальности (при внешнем конфликте) или предоставляют нам лишь неполные и искажённые сведения нашего Оно (при внутреннем конфликте).
И пусть при внешнем конфликте, некоторое время можно спасаться бегством и избеганием такой ситуации, чтобы позднее, окрепнув, снять угрозу активным изменением реальности. То при внутреннем конфликте, человек переводит этот конфликт из сознания в бессознательность, тем самым просто ограничивая своё сознание от неприятных мыслей. Этот конфликт может находиться в бессознательном в заторможенном состоянии и никак себя не проявлять. Но при неблагоприятных условиях этот конфликт может проявляться, оказывая травмирующее влияние на состояние человека.
Кроме того, эти механизмы, оказав помощь в период кризиса, не снимают свои заслоны. Я взрослого человека продолжает обороняться от опасностей, которых больше нет в реальности, оно даже чувствует себя обязанным выискивать в реальности такие ситуации, которые хотя бы приблизительно могли заменить первоначальную опасность, чтобы оправдать привычные способы реакций.[25,168c.]
В таких ситуациях человек начинает себя вести неадекватно. Общение может начать снижаться. Защитный стиль жизни становится формой жизни, таким образом, идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации, что может привести к психическим расстройствам тяжелой степени.
Со всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Психологическая защита — это бессознательный психический процесс, который защищает сознание человека от неврозов, вызванных внутренним или внешним конфликтом, с помощью применения специальных механизмов защиты. Однако защита происходит таким образом, что, либо механизмы защиты искажают реальность, либо они действуют на бессознательном уровне. Что в дальнейшем, при неблагоприятном стечении обстоятельств, может оказывать травмирующее влияние на состояние человека.
1.2 Виды психологической защиты
Выделено уже большое количество защитных механизмов, но самыми изучаемыми оказались следующие: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
Все эти защитные механизмы представляют собой пути защиты от внутренней или внешней угроз. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают.[24,с352]
Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте[10].
Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости, проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне мы можем наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции — студент, не подготовившийся, как следует, к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции[10].
Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример — ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя[18].
Рационализация. Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой — это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи рационализации. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом[29,386c.]
Реактивное образование. Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кинокомпании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений[29,387].
Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, — это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью[29,387c].
Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения — тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат[6].
Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях)[18].
Компенсация. Форма защиты, при которой чрезмерно развивается одна наиболее выраженная способность в ущерб другой. Например, умный, но физически слабо развитый мальчик компенсирует свой недостаток тем, что интенсивно изучает шахматную игру и добивается в этой области заметных успехов. На какое-то время это успокаивает, но рано или поздно соматическое неблагополучие может привести к болезни, а плохая осанка и хилый вид помешают добиться взаимности в любви[29,340c].
Со всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Механизмы защиты существуют в различных формах, и первоначальная их функция защитить Я от нежелательных переживаний теми или иными способами. Однако, применение любого из этих механизмов расходует психологическую энергию, что ограничивает гибкость и силы Я. Но так как человек не способен полностью отказаться от механизмов защиты, то З. Фрейд выделяет наиболее более адекватный механизм защиты — сублимацию. Суть этого механизма заключается в выражении внутренних импульсов способом, который считается приемлемым обществом.
2. Юношеский возраст
2.1 Психологические особенности юношеского возраста
Юность — важный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью, это фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной жизни, завершения физического, в частности полового созревания, достижения социальной зрелости. Границы юношества размыты: примерно от 15-16 лет до 18-21 года.
В этот период интеллектуальное развитие провоцирует бурный рост сознания и самосознания, что приводит к расширению сферы осознаваемого и углубления знаний о себе, людях и окружающем мире. Следствием этого является открытие внутреннего мира, а так же изменение мотивации основных видов деятельности: т.е. виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, начинают переходить на второй план, возникают новые виды деятельности, меняется их иерархия, начинается новая стадия психического развития [12,244с.].
Рост самосознания, определяет рост требований лиц юношеского возраста к окружающим людям и к самим себе, усиление степени их критичности и самокритичности, повышения требований к моральному облику и нравственным качествам своего микроокружения. В следствии чего нередко у юношей и девушек возникает чувство одиночества.
На фоне этого происходит выраженная поло-ролевая дифференциация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек, что свидетельствует о быстром усвоении юношами и девушками половых социальных стереотипов поведения[12, 245с.].
В общении, у юношей и девушек формируются коммуникативные способности — умение вступить в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.
В процессе учебной деятельности идет активное становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
В ходе самоопределения, попыток разобраться в окружающем мире и в самом себе, лицами юношеского возраста осуществляется поиск смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В результате у них формируются не только убеждения и взгляды, но и мировоззрение — взгляд на мир в целом, система убеждений, выражающих отношение человека к миру и его главные ценностные ориентации. В юношеском возрасте созревают когнитивные и личностные предпосылки мировоззрения. И от того насколько этот процесс будет благополучно протекать, зависит то, насколько мировоззрение будет правильно и глубоко отражать объективный мир, будет истинным или ложным, научным или религиозным, материалистическим или идеалистическим, прогрессивным или реакционным, оптимистическим или пессимистическим, насколько личность сможет определить свою социальную ориентацию[14].
Высокий уровень самосознания побуждает юношей и девушек систематизировать и обобщать свои знания о себе, что в свою очередь, приводит к самоопределению через самовоспитание. Последнее проходит через ряд психологических препятствий, свойственных данному возрастному периоду:
— стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приемам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;
— чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему;
— стремление к идеалу и принципиальности в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;
— желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление старшеклассниками ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности[16,194с].
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы. В юношеский период у его представителей происходит бурный рост самосознания, что влечёт за собой повышение требования к моральному облику человека и стремлению к самовоспитанию. В этот период формируется мировоззрение и строятся планы на будущее.
2.2 Психологические защиты в юношеском возрасте
психологический защита юношеский нравственный
Согласно результатам исследованиям проведённых Тулупьевой Т.В. и Улезко Е.Н., в юношеском возрасте присутствуют все виды психологической защиты, однако степень выраженности их неодинакова. В юношеском возрасте наиболее выражен такой вид психологической защиты, как проекция. Преобладание этого защитного механизма говорит о том, что в юношеском возрасте более характерно приписывание другим людям неосознаваемых и неприемлемых для личности чувств и мыслей. Тулупьева Т.В. предполагает, что это связано с наиболее часто применяемым родителями механизмом воздействия на ребенка — воспитанием на примере, а также с характерным для этого возраста выборе юношей или девушкой определенного идеала для себя. Однако Механизмы психологической защиты редко работают обособленно, чаще один механизм поддерживает работу другого[21:22].
В плане полового различия, у юношей в этот период преобладают защитные механизмы внутренней направленности, такие как: вытеснение, рационализация. У девушек наоборот преобладают механизмы внешней направленности — реактивное образование, регрессия.
Преобладание механизмов защиты внутренней направленности у юношей обусловлено тем, что в нашей культуре мальчиков с раннего детства учат не показывать своих чувств, поэтому юноши учатся их скрывать и не показывать окружающим. Со временем вытеснение, как вид защиты, позволяющий выключать из сознания неприемлемые чувства и импульсы, становится одним из основных видов защиты. Юноши интенсивнее, чем девушки, используют рационализацию как механизм психологической защиты. Они чаще, чем девушки, строят убедительные (в первую очередь для самих себя) доводы для оправдания собственного поведения, стремятся использовать только ту часть информации, которая представляет их поведение как хорошо контролируемое.
Девушки же чаще используют механизмы защиты внешней направленности потому, что в нашей культуре в процессе воспитания девочкам объясняется, что они должны выражать социально одобряемые чувства и эмоции. Со временем девушки научаются скрывать осуждаемые импульсы и чувства, заменяя их на противоположные. Возможно, что девушки чаще скрывают от самих себя мотивы собственного поведения, чем от окружающих.
Что касается остальных механизмов защиты, то Тулупьева Т.В. даёт психологические портреты юношей и девушек по активному защитному механизму.
Компенсация. Юноши с активной компенсацией характеризуются инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Обладают плохим самоконтролем, слабо способны придать своей энергии конструктивное направление. Такие юноши ориентируются на групповое мнение, предпочитают работать вместе с другими людьми. Если у девушек компенсация является ведущим типом защиты, то они прямолинейны, наивны, непосредственны, оптимистичны, легко относятся к жизни.
Отрицание. Юноши и девушки с активным отрицанием характеризуются демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Они склонны к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму. Такие представители юношеского возраста решительны, смелы, имеют тягу к острым ощущениям, не теряются при столкновении с нестандартными ситуациями и быстро забывают о неудачах, не делая необходимых выводов, не предрасположены к страхам[21,238c].
Замещение. Если замещение является ведущим механизмом психологической защиты, то такие юноши и девушки характеризуются неуравновешенностью реакций, возбудимостью. Им нравится доминировать, контролировать, критиковать других людей. Могут быть завистливы, характеризуются подозрительностью, им свойственно большое самомнение. Их интересы обращены на самих себя. Такие юноши и девушки обладают плохим самоконтролем, как правило, не могут организовать себя на выполнение какого-либо дела. У них наблюдается пониженная интернальность в области межличностных отношений[21,240c].
Вытеснение. Если вытеснение является ведущим типом защиты, то такие юноши характеризуются подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Девушки с активным вытеснением неуравновешенны, обладают низким самоконтролем, спокойны, склонны к самоанализу. Сдержаны и отдалены от
всех, кроме близких друзей. Планируют и обдумывают свои действия заранее, не доверяют внезапным побуждениям, серьезно относятся к принятию решений, любят во всем порядок[21,238c].
Проекция. Активная проекция у юношей связана с возбудимой и педантичной акцентуацией. Такие юноши характеризуются, угрюмостью, гневливостью, склонностью к трениям и конфликтам, в которых сами и являются активной, провоцирующей стороной. Раздражительны, вспыльчивы. У них наблюдается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Девушки с активной проекцией импульсивны, им свойственно частая смена настроения, а также зависимостью от внешних событий. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных[21,240].
Рационализация. Юноши с активной рационализацией несколько педантичны, аккуратны, особое внимание уделяют порядку, скрупулезны, добросовестны, склонны жестко следовать плану, в выполнении действий, неторопливы, усидчивы, ориентированы на высокое качество работы и особую аккуратность, склонны к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы. Обладают высоким самоконтролем, Практичны, реалистичны, характеризуются расчетливостью, проницательностью, разумным подходом к событиям и окружающим людям. У девушек рационализация имеет больше связей с проблемами, чем с личностными особенностями. Так рационализация активизируется при наличии проблем в отношениях с друзьями, проблемах в семье и в отношениях с матерью[21,241c].
Регрессия. При интенсивной регрессии у них наблюдаются такие акцентуации характера, как тревожность и неуравновешенность. Таким юношам и девушкам не хватает энергии, и они могут чувствовать себя беспомощными, усталыми и неспособными справиться с жизненными трудностями. Они могут иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и обиду на других, которая зачастую оказывается необоснованной. Они не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, капризность. Они не умеют организовывать свое время и порядок дел[21,239c].
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы.
У представителей юношеского возраста присутствуют все виды механизмов психологической защиты, но выраженность их не равномерна. В этом возрасте наиболее выражен такой механизм как проекция. У юношей в этом возрасте преобладают механизмы внутренней направленности (вытеснение, рационализация), а у девушек наоборот преобладают механизмы внешней направленности (реактивное образование, регрессия). Активное использование какого-либо механизма защиты влияет на поведение представителей данного возраста, однако, активация механизмов в основном происходит из-за проблем с взрослыми или сверстниками.
Заключение
И так, тема нашей работы «Механизмы психологической защиты в юношеском возрасте».
Объектом исследования был феномен психологической защиты.
Предметом нашего исследования были механизмы психологической защиты представителей юношеского возраста.
Проведённое исследование позволило выделить основные характеристики механизмов психологической защиты представителей юношеского возраста, что соответствует поставленной цели нашей работы.
Так же были выполнены поставленные задачи, а именно:
1. Дать определение психологической защиты и указать её основные виды, основываясь на работах З. Фрейда.
2. Определить психологические особенности юношеского возраста.
3. Определить характеристики механизмов психологической защиты, проявляющихся у представителей юношеского возраста, основываясь на результатах исследований Улезко Е.Н. и Тулупьевой Т.В.
Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать следующие выводы:
Психологическая защита — это бессознательный психический процесс, который защищает сознание человека от неврозов, вызванных внутренним или внешним конфликтом, с помощью применения специальных механизмов защиты. Однако защита происходит таким образом, что, либо механизмы защиты искажают реальность, либо они действуют на бессознательном уровне. Что в дальнейшем, при неблагоприятном стечении обстоятельств, может оказывать травмирующее влияние на состояние человека.
Механизмы защиты существуют в различных формах, и первоначальная их функция защитить Я от нежелательных переживаний теми или иными способами. Однако, применение любого из этих механизмов расходует психологическую энергию, что ограничивает гибкость и силы Я. Но так как человек не способен полностью отказаться от механизмов защиты, то З. Фрейд выделяет наиболее адекватный механизм защиты — сублимацию. Суть этого механизма заключается в выражении внутренних импульсов способом, который считается приемлемым обществом.
В юношеский период у его представителей происходит бурный рост самосознания, что влечёт за собой повышение требования к моральному облику человека и стремлению к самовоспитанию. В этот период формируется мировоззрение и строятся планы на будущее.
У представителей юношеского возраста присутствуют все виды механизмов психологической защиты, но выраженность их не равномерна. В этом возрасте наиболее выражен такой механизм как проекция. У юношей в этом возрасте преобладают механизмы внутренней направленности (вытеснение, рационализация), а у девушек наоборот преобладают механизмы внешней направленности (реактивное образование, регрессия). Активное использование какого-либо механизма защиты влияет на поведение представителей данного возраста, однако, активация механизмов в основном происходит из-за проблем с взрослыми или сверстниками.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что понимание функционирования механизмов психологической защиты в юношеский период, способствует более качественной реализации индивидуального подхода в процессе обучения представителей данного возраста. Разумеется, знания о механизмах защиты могут применять не только преподаватели, но и психологи, работающие в учебных заведениях, для корректирования поведения в стрессовой ситуации, и повышения стрессоустойчивости учащихся.
психологический защита юношеский нравственный
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С.Абрамова. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 811 с.
2. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. 1969. №2. 118-126 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
4. Виды психологических защит / Психологос [электронный ресурс] URL: http://www.psychologos.ru/Виды_психологических_защит (дата обращения 27.03.2012)
5. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4. 14-22 с.
6. Защитный механизм / Википедия свободная энциклопедия. [электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Защитный_механизм (дата обращения: 23.03.2012)
7. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
8. Мадди Сальваторе Р. Теория личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 539 с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2002. — 592 с.
10. Механизмы психологической защиты личности / Психика /Психология электронный ресурс [электронный ресурс] URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihologicheskaya-zashchita-lichnosti.html (дата обращения: 27.03.2012)
11. Мухина В.С. Возрастная Психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. Вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2: Психология образования. — 608 с.
13. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологические защиты у детей. — СПб.: Речь, 2000. — 507 с.
14. Общая характеристика юношеского возраста / УссуриВики [электронный ресурс] URL: http://wiki.uspi.ru/index.php/Общая_характеристика_юношеского_возраста (дата обращения: 27.03.2012)
15. Период юности / Мир психологии [электронный ресурс] URL: http://psychology.net.ru/talk/viewtopic.php?t=25182 (дата обращения: 27.03.2012)
16. Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. М.: Академический Проект : Альма матер, 2005. — 256 с.
17. Психологическая защита / Эти-Дети . Возрастная психология, развитие и воспитание детей [электронный ресурс] URL:
http://www.eti-deti.ru/obchie/132.html (дата обращения 27.03.2012)
18. Психологические защиты / Психология и жизнь [электронный ресурс] URL: http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/psy-zashiti (дата обращения 27.03.2012)
19. Психологические защиты личности: типология, функции, виды / Библиотека «Полка букиниста» [электронный ресурс] URL: http://society.polbu.ru/demina_psychehealth/ch08_i.html (дата обращения: 27.03.2012)
20. Соколова Е.Т. Феномен психологической защиты. // Вопросы психологии. 2007. 66-79 с.
21. Тулупьева Т.В., Тулупьев А.Л., Пащенко А.Е. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте : автоматизация обработки данных исследования и их статистический анализ // Труды СПИИРАН. Вып. 3, т. 2. — СПб.: Наука, 2006. 224- 243 с.
22. Улезко Е.Н. Особенности механизмов психологической защиты в юношеском возрасте // Современные проблемы психологии личности: теория и практика : Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Лидии Ильиничной Божович. М.: Издательство московского психолого-социального института; Издательство НПО «МОДЭК», 2008. 179-186 с.
23. Фрейд А. психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
24. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Бассин и М.Г. Ярошевский. — М.: Наука, 1989. — 456 с.
25. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. — М.: Медецина, 1991. — 288 с.
26. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. ст. М.Г. Ярошевский.- М.: Просвещение, 1989.- 448 с.
27. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. — 1040 с.
28. Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теория личности. Пер. с англ. Н.Б. Гриншпун. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 592 с.
29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 608 с.
30. Юношеский Возраст / Академик [электрический ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/2204 (дата обращения: 27.03.2012)
Размещено на