Содержание
Введение3
1. Социально психологические основы развитого коллектива5
1.1. Понятие и основные признаки коллектива5
1.2. Виды коллективов8
1.3. Психологические характеристики коллектива14
2. Исследование психологических характеристик развитого коллектива21
2.1. Описание методики исследования21
2.2. Анализ результатов21
2.3. Выводы и рекомендации27
Заключение30
Список литературы33
Приложение
Выдержка из текста работы
Существование Вооруженных Сил всегда было связано с проблемой эффективного использования воина на поле боя. Было ясно, что победить противника можно только тогда, когда армия понимает и принимает цели боевых действий, когда она хорошо обучена, оснащена и обеспечена, когда она имеет боевой опыт и укомплектована первоклассным личным составом и полководцами.
Развивающиеся во всем мире социальные процессы создают реальные возможности снижения военной напряженности в международных отношениях и значительного сокращения вооруженных сил. Вместе с тем требования к армиям, к их боеспособности и боеготовности не только не уменьшаются, но даже увеличиваются. Поэтому ученые всех стран ищут пути поддержания высокой боеспособности вооруженных сил при снижении их численного состава.
Среди перечисленных условий на одном из первых мест всегда стояла проблема комплектования личным составом, профессионального отбора юношей, наилучшим образом подходящих на роль вооруженного защитника Отечества.
Но, к сожалению, современное общество еще не достигло столь высокого уровня развития, и у нас сохраняются существенные различия в уровне подготовки юношей к воинской службе, то потребность в военно-профессиональном отборе сохраняется и является весьма актуальной. Анализ результатов изучения качественных характеристик допризывной молодежи и пополнения, прибывающего в войска (силы), позволяет сделать вывод о том, что наметилась тенденция их ухудшения по многим показателям, особенно по состоянию здоровья, физическому развитию и уровню образования.
Министр обороны Российской Федерации Э.Сердюков требует, чтобы должностные лица глубоко и всесторонне изучали и знали своих подчиненных, принимали адекватные меры организационного и воспитательного характера в интересах повышения боевой готовности, организованности и воинской дисциплины.
Одним из направлений решения этой проблемы может быть изучение социально — психологической характеристики воинского коллектива. Изучением занимаются командиры и их заместители по воспитательной работе, психологи, врачи, специалисты подразделений профессионального психологического отбора военных комиссариатов и воинских частей, другие должностные лица.
Порядок этой работы регламентируется целым рядом нормативных документов: созданы и работают штатные и нештатные подразделения профессионального психологического отбора, призванные изучать прибывающее пополнение, войска располагают достаточно большим наработанным методическим материалом. Однако усилия должностных лиц и структурных подразделений пока разобщены, нет единых подходов в применяемом методическом аппарате, формах итоговых документов, нет преемственности в использовании исследовательской информации между различными этапами и звеньями изучения прибывающего пополнения. Все это приводит к дублированию проводимых мероприятий, дискредитации и снижению их эффективности.
1. Социально-психологический характеристика воинского коллектива
1.1 Необходимость использование социально — психологической характеристике в ВС РФ
Морально-психологическое состояние военнослужащих и воинских коллективов оказывает значительное влияние на все процессы, происходящие в Вооруженных Силах.
В Сухопутных Войсках организована и действует целостная система воспитательной работы, направленная на всемерное укрепление морально-психологического состояния войск. Одной из составных частей этого процесса является работа ЗКРВР как система согласованных, целенаправленных мероприятий по поддержанию устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих.
Военная служба является видом деятельности человека, которая по своим характеристикам выходит за пределы обыденного. Ввиду сложности воинского труда, насыщенности его различными стрессогенными факторами, особое место в работе ЗКРВР занимает проблема оказания помощи военнослужащим нового пополнения в период их адаптации к условиям армейской жизни.
С первых дней призыва на военную службу у молодого человека происходит изменение поведенческих стереотипов, меняется режим дня, система питания, увеличиваются физические нагрузки. Все это осложняется и тем, что состояние здоровья молодых людей, проходящих военную службу по призыву, оставляет желать лучшего.
Работа офицера — воспитателя с военнослужащими нового пополнения начинается с первого дня их прибытия в воинские части. Для чего совместно с психологом, проводится углубленное изучение индивидуально-психологических качеств личного состава, анализируются данные лаборатории профессионального психологического отбора и медицинской службы. На каждого военнослужащего заполняется «Первичная социально-психологическая карта изучения личности», где отражаются краткие социально-биографические данные, особенности характера, воспитания в семье, круг друзей, увлечения в настоящем и прошлом, наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них, перенесенные заболевания, травмы и т.д. Но практика работы показывает, что этих сведений не всегда достаточно, чтобы достоверно прогнозировать степень успешности адаптации к военной службе.
Одним из наиболее объективных и надежных способов изучения нового пополнения является метод наблюдения, представляющий собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, отношение военнослужащего к службе в целом.
1.2 Работа ЗКРВР по изучению социально-психологической характеристике подразделения нового призыва
Работа ЗКРВР по изучению социально-психологической характеристике подразделения продолжается на протяжении всего периода их адаптации:
Перед прибытием пополнения:
проводит инструктаж командиров взводов по методике изучения личного состава;
инструктирует сержантов по методам работы с пополнением, оказанию необходимой помощи в адаптации к службе;
готовит формализованные документы по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих:
схему индивидуального собеседования;
форму отчета об итогах изучения личного состава.
осуществляет контроль подготовке командиров взводов и сержантского состава по приему пополнения;
докладывает по команде о проведенной работе и готовности к приему пополнения. На начальных этапах следует обращать внимание на индивидуально-психологические особенности кандидатов, их коммуникативные свойства (в зависимости от характера взаимодействия непосредственное и опосредованное), функциональные возможности анализаторов и центральной нервной системы при совместной служебной деятельности;
В период приема пополнения:
осуществляет общее знакомство с военнослужащими, информирует их об истории воинской части, традициях, требованиях к службе со стороны командования, о порядке обращения по личным вопросам и т.п.;
изучает личные дела военнослужащих. Распределяет военнослужащих для проведения индивидуального собеседования должностными лицами роты;
осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН;
проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими по ранее разработанной схеме, изучает их мотивацию к воинской службе, военно-профессиональную направленность и выявляет лиц с признаками НПН;
обобщает результаты изучения личного состава командирами взводов, сержантским составом и составляет список военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому изучению. Представляет его психологу;
докладывает по команде о результатах изучения пополнения; в дальнейшем выявляются спонтанные контакты между кандидатами (межличностные взаимоотношения), проводится выделение наиболее обучаемых групп. На этом этапе обязателен учет предстоящей деятельности и функциональных обязанностей, входящих в эту группу лиц;
особое место должно занимать изучение предварительно отобранных групп в экстремальных условиях, а также (при необходимости) и в условиях изоляции. В этот период важным вопросом группового отбора является правильное определение психофизиологической структуры группы и соответствие ей типов коммуникативного поведения (лидер, ведомый, сотрудничающий и т.п.) отбираемых кандидатов. Особое внимание обращается на выбор лидера. Использование в этой роли военнослужащего, выявленного на предварительных этапах отбора, крайне целесообразно, так как это резко повышает эффективность групповой деятельности и предупреждает возможность развития конфликтных ситуаций;
По итогам изучения прибывшего пополнения:
разрабатывает социально-психологическую характеристику на прибывшее в роту пополнение;
составляет список военнослужащих требующих повышенного психолого-педагогического внимания;
отдает указания командирам взводов, сержантскому составу по проведению индивидуально-воспитательной работы с пополнением, формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины. на заключительном этапе отбора проводится интегративная оценка эффективности группы. С этой целью определяется, какие формы взаимодействия (психомоторное, коммуникативное, при решении мыслительных задач и т.п.) преобладают в предстоящей групповой деятельности.
В целом работа ЗКРВР на первоначальных этапах строится на работе с документами, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем на основе биографических данных, которые характеризуют ключевые аспекты развития личности обследуемого. Их изучение позволяет:
выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;
выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления (факты), свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов (функций), об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера;
определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей военнослужащего.
1.3 Анализ официальных документов
При составлении социально — психологической характеристики подразделения необходимо использовать широкий спектр документов от носящих официальный характер дипломов, справок, характеристик и т.д. до неофициальных — автобиографии, заявления, письма и т.п. Особое внимание уделяется надежности и достоверности документов, которые могут быть оценены с помощью уточнения источников их поступления, а также сопоставления с другими данными.
Предметом изучения должны стать:
— социальное положение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории и т.д.;
— особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей и т.п.;
— содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации, поступающей из источников, находящихся за пределами ближайшего окружения, посредством чтения книг, газет, журналов, просмотра телепередач, кинофильмов, бесед с людьми определенных интересов, склонностей и способностей;
— основные события биографии человека, с которыми связаны наиболее кардинальные перестройки индивидуальных особенностей, изменения направления и темпа развития его личности.
Особенный интерес представляют развернутые автобиографические описания, в которых авторы освещают подробности своего семейного, школьного, «уличного», трудового поведения. Из них можно получить сведения о формировании и развитии личности обследуемого лица, его интересах и привычках.
Выраженность профессионально важных качеств обследуемого лица оценивается по следующим правилам:
Для оценки военно-профессиональной направленности кандидата из автобиографии, характеристик и других документов выбираются сведения, характеризующие его информированность об условиях жизни и деятельности в армии, желании проходить военную службу, об интересах и склонностях, которые прямо или косвенно соответствуют будущей военной специальности. При этом должны быть учтены следующие факты; являются ли родители или родственники военнослужащими; проживал ли в военных гарнизонах; участвовал ли в военно-спортивных играх; увлекался ли военно-прикладными вида ми спорта и т. п. При оценке уровня профессиональной направленности и подготовленности учитываются сведения об интересах, соответствующих воинской деятельности, об организаторских способностях, успеваемости по соответствующим предметам, имеющийся трудовой стаж по гражданским специальностям, родственным военным и т. д.
Для оценки моральных качеств обследуемого лица необходимо опираться на сведения, характеризующие особенности поведения, общественную активность, участие и проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий; на такие личностные особенности, как активность, дисциплинированность, правдивость, ответственность, трудолюбие, исполнительность, социальная зрелость. Особенно важно выявить факты, события, в которых проявились эти качества.
В процессе анализа документов следует обращать внимание на сведения о семейной и внесемейной социальной среде обследуемого лица: состав семьи, личностные особенности ее членов, стиль внутрисемейных отношений, социально-бытовые условия; ведущие интересы и увлечения, характер взаимоотношений со сверстниками, поведение в школе; мотивы трудовой и учебной деятельности; материальные потребности, нравственный облик; отношение к порученному делу, к окружающим людям (родителям, учителям, сослуживцам и др. ) и к самому себе.
Очень важно, осуществляя анализ документов, установить наличие неблагоприятных ситуаций и фактов в жизни и деятельности обследуемого лица как основы его возможной нервно-психической неустойчивости. Это могут быть стрессогенные события, эмоциональные потрясения, травмы и инфекционные заболевания головного мозга, постановка на учет в психоневрологическом диспансере, воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у родителей и близких родственников, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовлечение в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, театральная манерность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.
Следует обратить внимание на факты, указывающие на наличие у обследуемого лица качеств, способствующих успешному выполнению воинских обязанностей: практический ум, смелость, настойчивость, трудолюбие и др. Если информации в документах недостаточно, то следует дополнительно запросить интересующие данные с места работы или учебы, из отделения милиции, от родителей и др.
Выводы о свойствах личности кандидата, выявленных на основе документальных источников, уточняются и дополняются с помощью других методик социально-психологического изучения.
Изучая биографию военнослужащего, который является жизненным путем человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.
Основными источниками биографических данных являются:
— официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);
— практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);
— автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).
Для получения дополнительной информации офицер — воспитатель проводит анкетирование. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др.
Анкеты, основаны на самооценки опрашиваемыми своих свойств и качеств, а также своих действий в конкретных жизненных ситуации. Интересующие вопросы рассматриваются в личной беседе в зависимости от которой она может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической. При умелом проведении беседы офицер может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д. Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого впоследствии целесообразно строить индивидуальную работу с военнослужащим.
2. Работа ЗКРВР по составлению социально-психологического характеристики воинского коллектива
2.1 Составление социально-психологической характеристики воинского подразделения
Социально — психологическая характеристика воинского коллектива, наряду с общим параметрическим описанием подразделения (функциональное предназначение, композиция, социально-демографические характеристики личного состава, уровень профессиональной подготовленности и опыт боевой деятельности) включает:
оценку групповых социально-психологических процессов деятельности (процессы группового целеполагания, совместные действия, срабатывание, руководство деятельностью), общения (межличностное восприятие, информирование и взаимодействие, группообразование, ролевая дифференциация, сплочение, конфликты, реализация групповых санкций) и внутриколлективного поведения отдельных членов коллектива (конформность, лидерство, отклоняющееся поведение, социально-психологическая адаптация, групповое самоопределение и самоутверждение);
оценку динамической структуры коллектива (структура коммуникаций, функционально-ролевых взаимосвязей, эмоциональных межличностных предпочтений);
оценку групповых социально-психологических образований (групповые потребности, интересы, цели, нормы и ценности, внутригрупповые роли и ролевые ожидания, микрогруппы, традиции, групповые санкции, морально-психологический климат коллектива, включающий межличностные отношения, групповое мнение и настроение).
Средства изучения характеристики воинского коллектива.
Основным средством деятельности командира подразделения по изучению военнослужащих является наблюдение. Оно позволяет правильно оценить поступки воинов, определить истинные причины их поведения, заметить то, что отличает действия воинов от “нормальных”. Каждый командир (начальник), который намерен быть в курсе всего происходящего в коллективе, должен уделять постоянное внимание так называемым «мелочам» в поведении подчиненных. Многое становится понятным при анализе поступков воинов в процессе служебно-боевой деятельности, при выполнении хозяйственных работ и т.п.
Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку в некоторых подразделениях активно используется метод групповой беседы. Опыт показывает, что это делается так. Командир подразделения со своим заместителем подбирают для участия в собеседовании 5-7 военнослужащих (солдат и сержантов) разных национальностей, периода службы, представляющих в основном все категории военнослужащих. Для получения желаемого результата важно, чтобы все эти военнослужащие отличались в лучшую сторону, были честными и дисциплинированными.
В ходе разговора офицер стремятся расположить к себе подчиненных, создать доверительную обстановку. В начале беседы офицер сообщает, что целью совещания является поиск путей в налаживании нормальной морально-психологической атмосферы в коллективе. Непринужденность поведения офицера, четкость его позиции, озабоченность нуждами личного состава способствуют установлению взаимопонимания. Офицер терпеливо и внимательно выслушивает мнения солдат и сержантов, не навязывая им своих суждений. В ходе беседы нежелательно делать какие-либо записи.
После собеседования офицеры осмысливают его результаты, обобщают их для себя письменно, чтобы структура взаимных зависимостей воинов, существующие в коллективе микрогруппы, и их характеристики были не только в памяти, но и перед глазами.
Продуктивен и метод индивидуальной беседы. С его помощью можно получить информацию о том, кто из воинов общителен, а кто нет, кто оказывает сослуживцам помощь, о направленности взглядов, поступках этих военнослужащих, о лидерах микрогрупп. Обобщив результаты индивидуальных бесед, проведенных по единому замыслу, можно получить пофамильные списки состава микрогрупп, их лидеров, а также данные об их направленности, влиятельности, взаимосвязях.
В повседневной деятельности не всегда предоставляется возможность для тщательного сопоставления данных, полученных в ходе проведения многочисленных отдельных бесед. Поэтому психологами для получения интересующей информации о взаимоотношениях в коллективе довольно часто применяется метод социометрии.
Социометрия, как метод психологического изучения, представляет собой совокупность методических приемов для количественной оценки и графического представления межличностных отношений типа «симпатий-антипатий» в группах и коллективах. Его достоинством является возможность за относительно короткое время охватить изучением всех членов группы с возможностью получения довольно объемной и разносторонней информации. Метод социометрии позволяет:
— выявить структуру межличностных отношений путем определения взаимных чувств, симпатий, неприязни, безразличия среди военнослужащих — членов данной группы;
— определить уровень авторитетности лидера, а также место (статус) каждого члена группы в структуре межличностных отношений;
— определить наличие и состав микрогрупп, взаимоотношения между ними;
— дать оценку групповой сплоченности.
Суть метода состоит в выборе каждым ее членом из состава группы партнера для совместных действий и общения в различных предполагаемых ситуациях. С этой целью с помощью социометрической карточки, в которой по алфавиту перечислены все члены группы, проводится опрос военнослужащих. Для оценки предлагается конкретная ситуация, позволяющая выявить индивидуальное отношение военнослужащего к другим членам коллектива по определенному критерию (деловому, нравственному, коммуникативному, эмоциональному, ролевому).
Все результаты индивидуальных выборов заносятся в социоматрицу — обобщающую сводную таблицу, в которой напротив фамилии каждого военнослужащего проставляется положительный и негативный выбор других членов коллектива. На основе анализа односторонних и взаимных выборов определяются основные социометрические показатели: социометрический статус, взаимные предпочтения, микрогруппы и их состав, эмоциональная экспансивность, коэффициент сплоченности коллектива, степень совместимости членов коллектива, уровень конфликтности, в том числе лица, находящиеся в психологически напряженном (конфликтном) состоянии.
Приступая к составлению социально-психологического характеристики подразделения, который представляет собой составление письменного отсчета на основе, проведенного анализа полученного материала, ЗКРВР в своей работе должен обратить внимание на следующие аспекты, которые должны оказать существенное на воинский коллектив:
1. Тип коллектива, где описывается функциональное предназначение, место в военно-организационной системе среди других групп, время создания).
2. Композиция — качественно-количественные параметры состава: количество членов, их возрастные, профессионально-квалификационные, социальные, образовательные, этнические характеристики, семейное положение — на основании личных дел, индивидуальных бесед, результатов проверки уровня военно-профессиональной подготовленности.
3. Динамика групповой жизни — групповые процессы, которые описываются направленность и способы осуществления совместной деятельности и общения, приводящие не только к решению военно-профессиональных задач, но и к дифференциации и интеграции коллектива как группы (соответствующие процессы и формы проявления: образование микрогрупп, ролевая дифференциация, конфликты, групповое сплочение, совместимость, сработанность, формы регуляции поведения индивида в группе).
4. Динамическая структура подразделения в которой исследуется:
а) структура функционально-ролевых взаимосвязей (деятельностное измерение):
— формально-статусный уровень организационно-штатных ролей (изучается штатное расписание, функциональные обязанности);
— уровень реального взаимодействия; (здесь: отношения руководства-подчинения, военно-профессиональных ролей и специфического делового лидерства — наблюдение, опросы ролевой идентификации, опросники стиля руководства и общения военного руководителя);
б) структура коммуникаций (коммуникативное измерение): (выявляются связи непосредственного профессионального общения — «коммуникативные сети», а также сети межличностных коммуникаций внеслужебного характера — включенное и невключенное наблюдение с регистрацией элементов, направленности, частоты коммуникаций);
в) структура эмоциональных межличностных предпочтений (социометрическое измерение): (здесь: анализируются отношения социально-психологической власти, внутригрупповые и межличностные роли, система эмоционально-референтных предпочтений и антипатий — социометрия и референтометрия, методика изучения совместимости личности и группы).
5. Групповые образования.
— потребности, интересы, цели (открытые и закрытые вопросы анкет);
— нормы и ценности (ранжирование предлагаемых списков ценностей по М. Рокичу);
— групповые ролевые ожидания — составление эталонных перечней личностных качеств;
— групповые роли (статусно-ролевые социометрические опросы, индивидуальная психодиагностика типа тестов Лири, многофакторных опросников);
— традиции;
— групповые санкции, групповой социальный контроль (наблюдение за формами общения);
социально-психологический климат:
— межличностные отношения (поведенческий компонент — наблюдение со шкалированием форм поведения, социометрия, цветовой тест отношений);
групповое мнение (познавательный компонент — анкетирование по конкретному вопросу);
групповое настроение (эмоциональный компонент — цветометрический тест эмоционального потенциала коллектива по Лутошкину, тест Люшера);
микрогруппы (социометрический опрос).
2.2 Отработка формализованных документов
Результаты изучения представляются заместителю по воспитательной работе батальона и командиру роты в виде справки-доклада, в которой указываются: наименование подразделения, основные вопросы изучения, описание выявленных проблем, выводы и предложения.
Офицеры подразделения используют результаты изучения в своей работе по улучшению морально-психологического климата, формированию благоприятных межличностных отношений, совершенствованию управленческой деятельности, укреплению воинской дисциплины, организованности, комплектованию экипажей и расчетов, подбору младших командиров.
Материалы изучения личного состава, воинских коллективов сформированные в дела (в папках, журналах), хранятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению служебной документации. Информация, полученная в процессе изучения военнослужащих носит конфиденциальный характер и не должна распространяться среди личного состава. Срок хранения — не менее 2 лет.
Заключение
Подводя итог рассмотрения теоретических и прикладных аспектов составления социально — психологического портрета подразделения, можно сделать заключение о перспективности этого направления дальнейшего совершенствования профессионального отбора личного состава для Вооруженных сил Российской Федерации.
Являясь характеристикой воинского коллектива в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно — бытовой сферах, социально — психологический портрет проявляется в глубоком анализе документов, в личной заинтересованности офицера для получения более полной информации о своем подразделения с целью более эффективной работы. От степени доверительности во взаимоотношениях воинов к офицеру, от уровня их служебно-профессионального подготовки и важных морально — профессиональных качеств зависит моральный дух войск, характер обслуживания и боевого использования техники и оружия.
Социально — психологический портрет может быть качественно и количественно оценен при помощи различных должностных лиц, которые заинтересованы в высокопрофессиональной деятельности подразделения, а результаты такой оценки являются основанием для проведения более эффективной воспитательной работы среди личного состава по совершенствованию отношений в воинском коллективе. Для того, чтобы уметь использовать информацию социально — психологического отбора, офицерский состав должен овладевать хотя бы минимальными психологическими знаниями, методами изучения психического мира личности, приемами управляющих воздействий на характер взаимоотношений в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах.
Завершая рассмотрение сущности и возможностей понятия «социально — психологического портрета воинского коллектива», можно с уверенностью предположить, что его использование принесет несомненную пользу . Об этом свидетельствует не только то, что подобная практика для российских офицеров не является новшеством. Ведь практически весь офицерский и генеральский корпус получил военное образование в системе Советской Армии, где психологическое обеспечение было поставлено на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне.
Подводя итог, можно сделать заключение о перспективности продолжения работы по использованию социально психологического портрета воинского коллектива в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Список литературы
1. Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению индивидуально- психологических особенностей пополнения (методическое пособие) ГУВР Москва, 1997 г.
2. Галкин М.С. Новый путь современного офицера. М., 1996.
3. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. М.: ВУ, 1995.
4. Военная педагогика и психология. / Под редакцией А.В. Барабанщикова. — М.: Воениздат, 1986.
5. Барабанщиков А.В., Дёмин В.Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967.
6. Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей школе. М.: ВПА, 1990.
Размещено на