Содержание
Введение. 3
I.Глава
§ 1 Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости.. 5
§ 2. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению..27
§ 3. Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению35
Вывод.41
II.Глава
§ 1. Программы занятий.43
§ 2. Заключение..53
Библиография.54
Выдержка из текста работы
1.3. Компоненты психологической готовности: а) физическая готовность б) мотивационная готовность в) умственная готовность г) эмоционально-волевая готовность 19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ, ПРОВОДИМОЕ В ЧДОУ «Детский сад №136» ОАО «РЖД» г. Пермь 29
2.1. Первичная диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительной группы 29
2.2. Коррекционно-развивающая работа по психологической подготовке дошкольников к обучению в школе 37
2.3. Вторичная диагностика психологической готовности детей подготовительной группы 39
Заключение 41
Литература 43
Приложение 1 47
Введение
Тема настоящей работы является не только интересной с точки зрения ее изучения, но и актуальной, поскольку детский сад является первым уровнем в системе образования ребенка и безусловно выполняет важную функцию в плане подготовки детей к школе, как с физической точки зрения, так и с психологической. Поэтому насколько качественно будет проходить подготовка от этого зависит успешность ребенка в процессе дальнейшего обучения.
Данную тему нельзя назвать новой, поскольку ей уделяли внимание многие специалисты, так у истоков этого подхода стоит Л.И. Божович , которая еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Подобную точку зрения развивал и А.В. Запорожец , отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.
В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях.
Так, отдельные авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную готовность.
Учитывая выше изложенное можно сформулировать цель дипломной работы, которая заключается в исследовании особенностей психологической готовности детей к школе.
В качестве объекта исследования выступает готовность ребенка к школе с писхологической точки зрения.
Предметом исследования являются писхологические особенности готовности ребенка к учебному процессу в школе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогичечскую литературу по теме исследования.
2.Проанализировать структуру психологической готовности к школьному обучению.
3.Подбрать методики комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
В основе исследования лежит Гипотеза о том, что формирование психологической готовности детей будет более результативным, если будет использоваться комплекс занятий, игр на развитие мотивационной, волевой и зрительно-моторной координации, учитывающий психофизиологические и индивидуальные особенности детей.
В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; беседа; констатирующий эксперимент; метод статистической обработки данных.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения ЧДОУ «Детский сад №136» ОАО «РЖД» г. Пермь в котором приняло участие 10 дошкольников в возрасте 6–7 лет.
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, 2 глав с обобщёнными выводами, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет
Спецификой возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех областях, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Происходит значительное снижение порогов всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется.
Не оценимую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Шестилетний ребенок, если он нормально развивается уже в состоянии правильно правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д.
Усвоение системы общественно выработанных сенсорных эталонов, овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов и основанная на этом возможность дифференцированного восприятия окружающего мира свидетельствуют о том, что ребенок достиг необходимого уровня сенсорного развития для поступления в школу. Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.
В процессе развития и обучения у ребенка происходит формирование новых способов умственных действий, что, безусловно, в большей степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами.
Также необходимо отметить, что дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития различных форм образного мышления.
Далее рассмотрим следующие особенности, которые свойственны мышлению детей в возрасте 6-7 лет, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с позиции его развития в плане интеллекта: •
• ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится вне ситуативным; •
• освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; •
• детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; •
• появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; •
• экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
• складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость .
………….
Список литературы
1. ФЗ РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ // СПС: Консультант Плюс.
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
3. 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» // СПС: Консультант Плюс.
4. Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» // СПС: Консультант Плюс.
5. Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г. // СПС: Консультант Плюс.
6. Алферов А. Д. Психология развития школьников. М.: Волтерс Клувер, 2012. – 386 с.
7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. [Электр. ресурс].
10. Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю., Молоткова Т.Н. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6-летнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения г.Люберцы Московской области // Здоровье населения и среда обитания: Информ. бюллетень. – 2010. – № 1. – С.4–7.
11. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Начальная школа До и После. – 2012. – № 2. – С. 12–14.
12. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. 2-е изд. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Смысл, 2011. – 224 с.
14. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – 2-е изд. – М.: МПСИ, 2010. – С. 51–67.
15. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 3-е изд. М.: Юнити-Дана, 2012. – 256 с.
16. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. – [Электр. ресурс].
17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 5-е изд. СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
18. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет [Электр. ресурс].
19. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10. – С. 197–203.
20. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – М.: Академия Развития, 2011. – 120 с.
21. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учеб. пособие. – [Электр. ресурс].
22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. 3-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2012. – 152 с.
23. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75–86.
24. Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2009. – № 5. – C. 33–36.
25. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
26. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
27. Люблинская А.А. Детская психология [Электр. ресурс].
28. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. – 2010. – № 4. – С. 25–27.
29. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985.—272 с.
30. Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению в кул