Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1.1. Общая характеристика права социального обеспечения………….5
1.2. Понятие и значение сроков в праве социального обеспечения……………………………………………………………………..12
1.3. Понятие и виды процессуальных сроков………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….30
Выдержка из текста работы
- Введение
- Глава 1. Общая характеристика права социального обеспечения
- 1.1 Предмет права социального обеспечения
- 1.2 Источники правового регулирования права социального обеспечения
- Глава 2. Характеристика процессуальных сроков в праве социального обеспечения
- 2.1 Понятие и значение сроков в праве социального обеспечения
- 2.2 Понятие и виды процессуальных сроков
- Заключение
- Список используемой литературы
Однако одних норм Конституции РФ для регулирования отдельных правоотношений явно недостаточно и в этой связи, в отечественном праве, существуют различные отрасли права: конституционное (государственное), гражданское, административное, трудовое, семейное право и другие.
Особенностью права социального обеспечения является его «надотраслевой» характер, поскольку к регулированию отношений, возникающих в сфере социального обеспечения как непосредственно, так и косвенно, относятся все отрасли права.
В предмет отрасли права социального обеспечения наряду с материальными, включаются и процедурно-процессуальные отношения. Все социально значимые для социального обеспечения обстоятельства не могут войти в правовое регулирование без их законного процедурно-процессуального оформления.
Процедурные отношения возникают по поводу установления юридических фактов либо реализации права на конкретный вид социального обеспечения на основании волеизъявления гражданина, который вправе требовать, а компетентный орган обязан на основе фактических обстоятельств принять решение в установленные законом сроки о применении нормы права. Процессуальные — возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением гражданина на действия соответствующего государственного органа или должностного лица.
Стремление государства к совершенствованию права социального обеспечения сопровождается появлением все большего количества норм, в том числе норм о процессуальных сроках, в которых обывателю, не обремененному юридическим образованием, трудно разобраться.
Отдельные вопросы, прямо или косвенно, связанные с указанной тематикой, исследовались такими авторами как: В.С. Андреев, В.А., Л.Я. Гинцбург, М.Л. Захаров, Игольникова, С.В. Люминарская, В.А. Тарасова, В.Н. Толкунова, Э.Г. Тучкова, М.Ю. Федорова, М.В. Филлипова, Я.М. Фогель, В.Ш. И.А.Яблокова. Однако комплексного исследования обозначенной проблемы до сих пор не проведено.
Вместе с тем, одной из сторон социальных правоотношений, являются граждане из числа наиболее социально незащищенных — пенсионеры, инвалиды, дети и другие лица, нуждающиеся в помощи государства.
Таким образом, исследование процессуальных сроков в праве социального обеспечения, систематизация полученных знаний и изложение их в одной работе, доступным для обывателя языком, имеет исключительную важность.
Именно это и объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является учебная и специальная литература по теме исследования.
Предмет — процессуальные сроки в праве социального обеспечения.
Цель курсовой работы: исследовать процессуальные сроки в праве социального обеспечения.
При выполнении работы были поставлены задачи:
1. исследовать предмет права социального регулирования;
2. определить источники права социального обеспечения;
3. исследовать понятие и значение сроков в праве социального оебспечения;
4. исследовать понятие и виды процессуальных сроков.
При проведении настоящего исследования использовались следующие методы: метод анализа.
Структура выполненной работы состоит из введения двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы.
1.1 Предмет права социального обеспечения
право социальное обеспечение
Общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения могут быть материальными и процессуальными. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 7..
В рамках материального правоотношения реализуются материальные нормы права, то есть права, устанавливающие субъективные права и обязанности субъектов, а также ответственность за несоблюдение прав и неисполнение обязанностей. Материальные правоотношения включают в себя, как известно из общей теории права, отношения имущественные и неимущественные Ершов В.А, Толмачев И.А. Право социального обеспечения. — М.: Гросс-Медиа, 2009г. С.3.. Материальные отношения в социальной сфере являются имущественными. Однако они обладают большой спецификой, отличающей их от гражданско-правовых отношений. Такой отличительный признак метода правового регулирования, как недоговорный характер установления прав и обязанностей субъектов, в какой-то мере утратил свою универсальность, т.е. распространение на все без исключения виды общественных отношений в области социальной деятельности государства. В настоящее время некоторые виды услуг оказываются на договорной основе. Примером может служить оказание медицинской помощи и лечения на основании договора обязательного медицинского страхования, в подтверждение заключения которого каждому застрахованному лицу выдается страховой медицинский полис. Типовая форма договора обязательного медицинского страхования утверждена Правительством РФ. Однако необходимо отметить, что большинство отношений в области реализации социальной политики государства по-прежнему имеют недоговорную основу Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 7..
Процессуальные отношения по социальному обеспечению выступают формой реализации указанных субъективных прав и юридических обязанностей. Например, они включают отношения, связанные, с одной стороны, с обращением субъекта за тем или иным материальным благом, составляющим предмет обязательств по социальному обеспечению, а также с совершением правообязанными субъектами, с другой стороны, действий, направленных на предоставление данных благ Ершов В.А, Толмачев И.А. Право социального обеспечения. — М.: Гросс-Медиа, 2009г. С.3..
В зависимости от институциональных норм регулируемые ими отношения по социальному обеспечению могут составлять следующие классификационные группы, в том числе:
1) отношения по социальному страхованию, которое исходя из вида страхового риска включает:
— пенсионное страхование;
— обязательное медицинское страхование;
— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страхование профессиональных рисков);
— страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти;
2) отношения по пенсионному обеспечению, включая отношения, связанные с государственным пенсионным обеспечением, и отношения по предоставлению трудовых пенсий;
3) отношения по предоставлению пособий;
4) отношения по социальному обслуживанию.
Эти же отношения образуют организационно-правовые формы социального обеспечения.
Отношения, складывающиеся в связи с разрешением споров или разногласий в этой области, могут возникать на различных стадиях реализации физическим лицом своего права на конкретный вид социального блага. Споры по таким вопросам разрешаются вышестоящими органами социального обеспечения, а при несогласии с их решением — в судебном порядке.
При рассмотрении спора вышестоящими органами возникают административные отношения, а при разрешении его судом — гражданско-процессуальные Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 8..
В общем же виде правовые отношения по социальному обеспечению можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения по реализации субъективных прав граждан на предоставление им в порядке социального обеспечения предусмотренных законом материальных благ.
Данные материальные блага являются объектом правоотношений по социальному обеспечению. Субъектами этих отношений выступают, с одной стороны, граждане, имеющие в соответствии с законом право на получение названных благ (правоуполномоченные субъекты), и, с другой стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные и муниципальные организации, на которых законом возложены обязанности по социальному обеспечению граждан (правообязанные субъекты).
Исходя из приведенной характеристики правовых отношений по социальному обеспечению, составляющих предмет права социального обеспечения, можно сформулировать следующее его определение. Право социального обеспечения представляет собой совокупность относящихся к разным отраслям права и образующих комплексную отрасль правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу предоставления гражданам в порядке социального обеспечения предусмотренных законом материальных благ.
Помимо предмета важной характеристикой отрасли права и осуществляемого в ее рамках правового регулирования является метод регулирования Ершов В.А, Толмачев И.А. Право социального обеспечения. — М.: Гросс-Медиа, 2009г.. С.4. Метод представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 7..
В общей теории выделяют, прежде всего, императивный и диспозитивный методы. Императивный метод характеризуется установлением безальтернативного варианта поведения субъектов. Примером применения императивного метода в праве социального обеспечения может служить регулирование обязанностей государственных и муниципальных органов, которые не могут отказать управомоченному субъекту (при наличии у него соответствующих оснований) в предоставлении ему соответствующего вида социального обеспечения.
Диспозитивный метод выражается в закреплении нормой права определенного диапазона вариантов возможного поведения, который может быть выбран субъектом по его усмотрению. Например, некоторым категориям граждан предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), право отказа от социального обслуживания и т.д. Ершов В.А, Толмачев И.А. Право социального обеспечения. — М.: Гросс-Медиа, 2009г.. С.5
Социальные отношения отличает четкая правовая формализованность поведения сторон. Все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по их соглашению. Даже в случаях, когда допускается применение договора, отступление от утвержденных государственным органом типовых условий практически исключается. В некоторых отношениях (например, при оказании социальной помощи семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума) государственный орган наделяется «усмотренческими полномочиями», т.е. может производить оценку ситуации и принимать решение по собственному усмотрению, но в строго регламентированных пределах. Пределы дозволенной меры усмотрения ограничены законом или прямо вытекают из его смысла.
По общему правилу возникновение, изменение или прекращение социальных правоотношений обусловливается сложным юридическим составом:
— наступлением социально-правового основания обеспечения;
— обращением заинтересованного лица к компетентному государственному органу;
— принятием государственным органом решения. При предоставлении единовременных выплат или разовых услуг соответствующие отношения прекращаются исполнением государственным органом своих обязанностей.
Перечисленные особенности отражаются в методе правового регулирования следующим образом: участники отношений являются экономически неравными, но административно независимыми друг от друга.
Кроме того, имущественные права и свобода выбора поведения принадлежат только физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государственные органы (или учреждения). Поэтому отношения, складывающиеся между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами при реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, можно назвать отношениями координации Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 8..
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Предметом права социального обеспечения являются общественные отношения по социальному страхованию, по пенсионному обеспечению, по предоставлению пособий и по социальному обслуживанию. Общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения, могут быть материальными и процессуальными. Социальные отношения имеют формализованный характер, что обусловлено тем, что все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по их соглашению.
1.2 Источники правового регулирования права социального обеспечения
В теории права под источниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенной форме. В качестве такой формы выступает нормативный правовой акт. Кроме того, в силу закрепленного Конституцией Российской Федерацией примата международного права общепризнанные нормы и принципы последнего, будучи ратифицированы в установленном порядке, становятся частью российской правовой системы и обретают в ее рамках статус источника права Ершов В.А, Толмачев И.А. Право социального обеспечения. — М.: Гросс-Медиа, 2009г.. С.4..
Нормативные правовые акты могут содержать только нормы права в области социального обеспечения (например, Федеральный закон от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, N 247, 20.12.2001.), либо состоять из норм различных отраслей права (Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета, N 162, 31.07.2004.).
Источники права нельзя путать с актами компетентных государственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности.
К источникам права социального обеспечения относятся акты международного права и нормативные правовые акты Российской Федерации.
Актами международного права, имеющими статус источника права социального обеспечения, являются конвенции Международной организации труда (МОТ), межгосударственные договоры и соглашения Российской Федерации. Среди последних важное значение имеют соглашения государств — участников СНГ. В частности, Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств» 1997 года и др.
Российские источники права социального обеспечения подразделяются по правовой силе.
Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает Конституция РФ, являющаяся актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения.
Далее источники права, регулирующие отношения в социальном государстве, делятся на законы и подзаконные акты. Законы могут быть конституционными и текущими. К конституционным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, N 52, ст. 1865.
Текущие законы касаются отдельных институтов социального права (пенсий за выслугу лет, пособий гражданам, имеющим детей, пособий по безработице и пр.). Текущими законами в сфере социального обеспечения являются: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета, N 263, 23.11.2011., Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета, N 247, 20.12.2001., «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, N 247, 20.12.2001., «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации // Российская газета, N 243, 19.12.1995., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета, N 150, 04.08.1995., «О ветеранах» Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» // Российская газета, N 1 — 3, 05.01.2000..
По сфере действия законы, регулирующие социальные отношения в государстве, могут быть федеральными, субъектов РФ и местными. Согласно Конституции РФ регулирование отношений в социальной сфере относится к совместному ведению России и ее субъектов. Поэтому значение законодательства субъектов РФ и местных органов власти в области социальной деятельности государства и особенно государственной социальной помощи в настоящее время возрастает.
Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства, носящих социальный характер. Речь идет о дифференциации права в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) и природно-климатических районов либо с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые). Специальными нормами устанавливается льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 8..
Следующими, по юридической силе, после законов, идут подзаконные нормативные правовые акты. В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Ступенью ниже в этой иерархии находятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правом издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, наделены также другие органы исполнительной власти — министерства, федеральные агентства, федеральные службы.
Значительное количество среди подзаконных источников права социального обеспечения составляют постановления и приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Как правило, такие акты конкретизируют порядок предоставления гражданам конкретного вида социального обеспечения. Подзаконными являются также акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления Ершов В.А, Толмачев И.А. Право социального обеспечения. — М.: Гросс-Медиа, 2009г.. С.5..
Подзаконные нормативные правовые акты обязательно должны соответствовать законам. Применяется общий правовой принцип о том, что в случае противоречия между ними действует закон.
Предмет социального права регулируется нормами иных отраслей права.
Право социального обеспечения образуется за счет системной интеграции:
— норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере);
— норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения);
— норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения);
— норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению); — финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению);
— норм гражданского — процессуального права (в части регулирования отношений, возникающих в процессе судебных споров, вытекающих из права социального обеспечения);
— норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения.
Отсутствие единого консолидированного нормативного акта типа основ законодательства или кодекса в области социального регулирования существенно усложняет систему социального законодательства, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.
Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин:
— противоречиями переходного периода;
— сложной экономической ситуацией в стране;
-отсутствием единой концепции социального государства в новых социально-экономических условиях;
— постоянным реформированием органов управления в социальной сфере.
Вместе с тем разработка и принятие основ законодательства или кодекса позволили бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права, регулирующие отношения в социальной сфере государства.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Источниками права социального обеспечения являются Акты международного права и нормативные правовые акты Российской Федерации. В число отечественных нормативных правовых актов, полностью, либо частично регулирующих социальные отношения водит Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, многочисленные федеральные законы и подзаконные акты. При этом комплекс норм права социального обеспечения состоит из норм непосредственно регулирующих социальные отношения, а также нормы иных отраслей права: норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере); норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения); норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения); норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению); финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению); норм гражданского — процессуального права (в части регулирования отношений, возникающих в процессе судебных споров, вытекающих из права социального обеспечения).
2.1 Понятие и значение сроков в праве социального обеспечения
Развитие социального законодательства сопровождается появлением все большего количества норм, регламентирующих разнообразные аспекты времени, иллюстрируя тем самым стремление государства к совершенствованию системы социального обеспечения. И «сроки» при этом получает разнообразное содержание, в одном случае сроками, заложенными в механизм расчета размера материальных предоставлений определяется объем предоставляемых выплат и социальных услуг, в другом — сроками, являющимися одними из распространенных оснований классификации, регламентируется существование правоотношений по социальному обеспечению во времени.
При этом срок всегда напрямую обусловлен целью социального предоставления, связан с тем социальным риском, возможное наступление которого вызывает необходимость социального обеспечения граждан в тех или иных случаях. Кроме того, зачастую срок служит необходимой связкой — точкой пересечения смежных правовых отраслей. Огромное значение сроков бесспорно и в упорядочении осуществления отдельных прав и обязанностей, регулировании процедурных и процессуальных аспектов социального обеспечения. Таким образом, сроки в социально-обеспечительном аспекте выступают важным элементом механизма правового регулирования, хотя их роль отнюдь не ограничивается только измерением, а напрямую связана с проблемой соотношения интересов участников правоотношений по социальному обеспечению теми задачами, которые стоят перед отраслью и которые реализуются через функции отрасли.
Термин «срок» обозначает, во-первых, определенный промежуток времени, во-вторых, момент наступления, исполнения чего-либо Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57 000 слов / Под ред. чл.-кор. АН
СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд. стер. М., 1988. С. 621.. Действительно, определение категории «срок» как отрезка времени позволяет выявить природу соотношения времени и срока, как соотношения между общим (течение времени) и частным (течение срока), между объективным (течение времени) и субъективным (влияние воли людей на течение определенного срока).
Кроме этого, исследуя эту правовую категорию, следует акцентировать значение «срока» как юридического основания. Как отмечает А.З. Долова, в тех случаях, когда со сроком не связывается наступление юридических последствий, он не подвержен правовому воздействию и не может быть предметом изучения юридической науки. В этой связи необходимо согласиться и с тем, что срок как юридический факт и время как объективная реальность соотносятся как часть и общее, срок содержит элемент субъективного (устанавливаются границы, порядок его исчисления), поэтому можно говорить о сроке как о субъективном факторе и о времени как об объективной реальности.
Однако следует обратить внимание на существование «широкого» и «узкого» подходов к определению рассматриваемой категории. Так, ряд исследователей общей теории права и отраслевых юридических наук (Г.П. Бужинскас, П.И. Жигалкин, В.Д. Мордачев и др.) для характеристики юридической категории «срок» используют термины «период» и (или) «момент» времени («сроки-периоды», «сроки-моменты»). Другие, например А.В. Жгунова, В.М. Жуковский, придерживаются иной позиции, рассматривая срок в узком смысле.
Так, исследуя сроки в гражданском праве, А.В. Жгунова указывает: «Сроки характеризуются тем, что имеют протяженность во времени. Они составляют часть времени. Момент же не имеет протяженности во времени, длительности, а представляет собой какую-либо конкретную точку во времени, мгновение». Поэтому, считает автор, момент во времени не является сроком, ибо последний — это отрезок времени, момент же — всего лишь точка в нем.
Такой вывод, вероятнее всего, обусловлен двойственностью философского понимания термина «момент» (синоним — «мгновение»), когда, с одной стороны, это реальный (наименьший) интервал существования (деления) какого-то объекта, его свойства, отношения, характеристики, жизни объекта, какой-то системы, а с другой — формальное и абстрактное явление, которое можно свести к форме или фазису вырождения дления, иначе говоря, к стягиванию последних в точку, не имеющую измерения, близкую к абсолютному нулю. Второе значение момента времени — необходимая и полезная абстракция (ноумен), имеющая специальное значение в кинематике, а также в динамике — не учитывает специфику правовой действительности, специальное значение сроков в праве, их юридическую природу. В этой связи узкая трактовка срока в праве представляется ошибочной, поскольку если рассматривать срок как часть целого — времени, то часть эта может быть как периодом определенной продолжительности (и таким образом длиться в пределах такого периода), так и моментом (очень кратким промежутком деления, кратчайшим интервалом длительности или продолжительности существования, но в то же время именно временной частью).
Другая часть научной дискуссии, проводимой вокруг исследуемой категории, посвящена месту срока в общепринятой классификации юридических фактов — делении последних на события и действия.
Так, большая группа исследователей отнесла сроки к первой группе юридических фактов — событий, при этом одни авторы (О.А. Красавчиков) определяли сроки как события абсолютные, другие (В.С. Ем) — как относительные.
В.П. Грибанов, опираясь на определение соотношения времени и срока как отношения, в известной мере, объективного и субъективного (в частности, субъективность присутствует в аспектах влияния воли лиц на течение срока, возможность его восстановления и продления), не называет срок ни относительным, ни как абсолютным событием, ни действием («так как течение срока есть частный случай течения времени, которое течет независимо от воли и деятельности людей»), а приходит к выводу, что срокам в системе юридических фактов следует отвести особое место, как чему-то среднему между событиями и действиями.
В то же время Е.А. Суханов утверждал, что, поскольку сроки являются формами бытия различных явлений и процессов материального мира, то сами соки и указанные явления и процессы — явления разноплановые, их нельзя смешивать как форму (сроки) и содержание (явления и процессы). Поскольку одни материальные сроки исчисляются продолжительностью или стадиями материальных процессов (например, достижение человеком определенного возраста), а другие — годами, месяцами, сутками и т.д., то первые следует отнести к юридическим фактам-событиям, а вторые следует выделить в отдельную группу юридических фактов.
В настоящее время проблема такой классификации сроков в целом продолжает оставаться дискуссионной. Например, в одном из последних исследований (посвященном проблематике процессуальных сроков) Е.В. Исаева указывает, что по своей юридической природе срок ближе всего к фактам — событиям, и определяет место правовых сроков среди фактов — относительных событий, утверждая, что «к юридическим фактам — абсолютным событиям нельзя отнести ни один из правовых сроков»16. Отправной точкой такого утверждения служит довод о том, что сроки установлены человеком, это «изобретение человека в целях упорядочивания осуществляемой им деятельности, путем соотнесения с фактором времени» (Там же). Однако в таком случае все юридические факты (раз они закреплены человеком в качестве юридически важных, порождающих правовые последствия обстоятельств и соотнесены с множеством явлений и процессов) приобретают подобный характер.
В этой связи для решения вопроса о месте сроков в праве социального обеспечения в общей классификации юридических фактов следует разграничить сроки-периоды и сроки-моменты. Так, сроки-периоды имеют в своем составе: 1 — момент начала течения срока; 2 — протяженность срока во времени — последовательное деление; 3 — абсолютно или относительно определенный момент окончания. При этом, несмотря на то, что все три составляющих срока-периода установлены субъективно и прямо обусловлены социальными интересами участников правоотношений, сами такие сроки не всегда можно охарактеризовать как события относительные.
Исходя из определения относительных событий как «явлений, вызванных деятельностью человека, но выступающих уже независимо от причин его породивших», для части сроков-периодов момент начала их течения действительно обусловлен человеческой деятельностью (момент начала срока может быть связан с обращением за выплатой, вынесением решения правоприменительного органа о назначении выплаты и т.п.), а для части сроков периодов момент начала обусловлен объективно (например, связан с рождением ребенка). Таким образом, сроки-периоды как сложные правовые явления можно определять как события абсолютные (если начало течения срока не обусловлено человеческой волей) и относительные (если есть такая обусловленность). Дальнейшему течению времени человек не может противопоставить свою деятельность, хотя оценка течения времени может быть различной. Даже в случае приостановления, продления, восстановления пропущенного срока объективно время течь не перестает, а сами приостановление, продление, восстановление срока выступают как закрепленные в схеме юридических фактов последствия правовых явлений иного порядка.
Иным образом следует решить вопрос с классификацией сроков моментов. Поскольку их наступление волей участников правоотношений не обусловлено, поэтому они должны быть определены как события абсолютные (например, достижение пенсионного возраста, наступление определенной календарной даты и пр.).
Подводя итог сказанному, правовую категорию «срок» можно рассматривать как часть и меру темпоральных процессов, объективную форму бытия правовых явлений и в то же время как отправную точку движения прав и обязанностей, вызывающую наступление правовых последствий, предусмотренных законом, договором или иными волевыми действиями людей, а значит — как отражение интересов участников правоотношений и двигатель правового сознания.
Следует отметить также способы закрепления сроков в праве социального обеспечения:
1) указанием на точную календарную дату наступления срока (например, 1 июля года, следующего за годом назначения или перерасчета трудовых пенсий, возникает обязанность государства по индексации накопительной части соответствующих пенсий);
2) указанием на период существования правоотношения (например, пенсия по инвалидности устанавливается на весь период инвалидности) или продолжительность совершения отдельных юридических действий (например, заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается в пятидневный срок);
3) указанием на событие, которое, неизбежно наступая, отражает ход времени (например, достижение 80-летнего возраста, дающее право на перерасчет (повышение базовой части) размера трудовой пенсии по старости);
4) указанием на сроки других отраслей права (например, подача жалобы на решение суда по спору, вытекающему из отношений, регулируемых правом социального обеспечения, возможна только в течении 10 дневного срока, закрепленного в ГПК РФ).
Таким образом, с учетом выше обозначенной исследовательской позиции можно сформулировать следующую дефиницию: срок в праве социального обеспечения — это определяемый законодательством (или в соответствии с требованиями законодательства волевыми действиями людей) период или момент времени, с истечением или наступлением которого связаны правовые последствия в виде возникновения, изменения, приостановления, прекращения прав и обязанностей участников правоотношений по социальному обеспечению, отражающий государственную политику в области гарантий функционирования системы социального обеспечения.
Социальное обеспечение как комплексное системное образование включает в себя несколько подсистем — отношений по формированию средств, предназначенных для социального обеспечения, по сбережению и управлению этими средствами и их распределению. Безусловно, сроки важны для каждой из этих трех групп отношений, однако основное внимание в настоящем исследовании уделено срокам, использующимся в подсистеме распределения. Именно они, будучи основаниями правоотношений по социальному обеспечению, позволяют выделить специфику, роль и значение норм данной отрасли, являются своеобразными проводниками в реализации отраслевых функций.
Исходя из вышеизложенного, важным представляется определить место норм о сроках в системе права социального обеспечения. При этом следует уточнить, что вопрос о системе отрасли, структуре ее общей и особенной части находится в центре острых дискуссий, кроме того, в связи с отсутствием базового кодифицированного акта в сфере социального обеспечения анализ этого вопроса перемещается в научно-теоретическую плоскость. В частности, М.О. Буянова полагает, что сроки не составляют самостоятельного института права социального обеспечения ввиду разнородности регулирующих их правовых норм, хотя срок необходимо считать важной понятийной категорией, «имеющей основополагающее значение для всей отрасли права социального обеспечения». В то же время ряд авторов для характеристики сроков считают возможным и необходимым использование категории «правовой институт». Так, М.Л. Захаров при определении содержания общей части отрасли отмечает, что «институт сроков не может быть включен в общую часть отрасли, поскольку его нормы не имеют основополагающего значения для всех общественных положений, входящих в предмет данной отрасли: предметом его регулирования являются отдельные элементы, общие для незначительного числа отношений, что не дает оснований для признания их принципиально важными для всей отрасли в целом».
Иной научной позиции придерживается В.Ш. Шайхатдинов, полагающий необходимым отнесение института сроков в праве социального обеспечения к общей части отрасли.
В этой связи хотелось бы отметить ряд основополагающих моментов.
Во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих различные аспекты сроков в праве социального обеспечения, имеет важное значение практически для всех отношений, входящих в предмет отрасли. При этом в условиях децентрализации правового регулирования отношений по социальному обеспечению, когда праву социального обеспечения постоянно приходится доказывать свою самостоятельность, роль сроков, связанную с правовой регламентацией, упорядочением общественных отношений, обеспечением стабильности этих отношений, созданием уверенности в завтрашнем дне у незащищенных групп населения, сложно переоценить. Нет ни одного правового института отрасли, где не использовалась бы категория «срок», в частности, наиболее тесна взаимосвязь срока с институтами трудового (страхового) стажа, пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, компенсациями, социального обслуживания, разрешения споров в области социального обеспечения.
Сроками регламентируются материальные аспекты правообразования, механизмов расчета размеров выплат, на сроках базируются процедурные и процессуальные отношения по социальному обеспечению. Фактически последние изменения законодательства иллюстрируют унификацию правил о сроках, оформляющих взаимодействие государственных органов и граждан — получателей социального обеспечения.
В теории права разработан вопрос о признаках института права, к таким признакам относятся: фактическая и юридическая однородность отношений, подлежащих урегулированию; полнота правовых средств, способность правового института самостоятельно регулировать определенный участок общественных отношений; наличие его особой юридической конструкции. Нормы о сроках в праве социального обеспечения способны самостоятельно урегулировать широкий круг общественных отношений. Кроме того, в основе данной совокупности норм лежит формально определенная модель поведения субъектов при реализации их субъективных прав и обязанности по социальному обеспечению. Таким образом, исследуемые отраслевые сроки можно рассматривать как многоуровневое явление; с одной стороны, это комплексный институт законодательства, с другой — внутриотраслевой «сквозной» институт, поскольку нормы о сроках в праве социального обеспечения не имеют четких границ локализации в рамках отрасли и рассредоточены почти по всем ее структурно-правовым образованиям.
На современном этапе институт сроков активно развивается, при этом многие исследователи отмечают ряд проблем, в числе которых необходимость совершенствования механизмов разрешения судебных споров, административных процедур в праве социального обеспечения и др.
Кроме того, в качестве важного аспекта функционирования правопорядка в области социального обеспечения, защиты интересов нуждающихся граждан необходимо предпринимать усилия по информированию населения о сроках, позволяющих достичь максимальной реализации прав граждан на социальное обеспечение, а сама обязанность по информированию населения должна быть закреплена в нормативных правовых актах. Пропаганда знаний о механизмах защиты права на социальное обеспечение должна стать составной частью мероприятий по повышению юридической грамотности населения. Такой вывод полностью согласуется с программой административной реформы в Российской Федерации на 2006 — 2008 гг., где в качестве основных целей и задач определены:
— повышение качества и доступности государственных услуг;
— повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти;
-разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
— оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;
— повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;
-модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
Таким образом, на современном этапе перед государством стоит ряд задач, требующих дальнейшего развития социального законодательства. Успех такой работы во многом связан с необходимостью его кодификации, развитием правовых институтов, дальнейшим совершенствованием системы отрасли Люминарская С.В. Правовое понятие и значение сроков в праве социального обеспечения // Вестник удмуртского университета. — 2006. № 6. С. 140-141..
Значение сроков для граждан можно показать на следующем примере. С 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон РФ N 173-ФЗ, кардинально изменивший пенсионное законодательство. Однако не все граждане знали новеллах в законодательстве. Многие из них, узнав, что они недополучают деньги, стали обращаться в суды, и решения выносились в их пользу. Правда, с момента подачи заявления в Пенсионный фонд России,
то есть с 2005 года, а не с 1 января 2002 г., когда Федеральный закон РФ N 173-ФЗ вступил в силу. Только в Московской области было более 20 тыс. таких решений. Правда, решение в пользу одного пенсионера никак не распространялось на других. Каждый должен был идти в суд и бороться за свои права самостоятельно. Пенсионный фонд России, в свою очередь, подавал многочисленные кассационные жалобы против пенсионеров. И суды стали с октября 2007г. отменять свои же решения, принятые в пользу пенсионеров. Это при том, что сам Закон не менялся, однако содержал пункты, которые противоречили друг другу. По новым делам суды стали принимать решения в пользу Пенсионного фонда с 22 ноября 2006г.
Европейский суд по правам человека приступил к ускоренной процедуре рассмотрения жалоб и предложил властям России представить свои предложения по мирному урегулированию спора. Российские власти на мировую не пошли. Однако без огласки ветеранам восстановили льготный размер пенсии и вернули деньги, не выплаченные после судебного «пересмотра». Это произошло не со всеми, кто работал на вредном производстве, а только с теми, кто уже судился, имел положительные судебные решения по своим надбавкам, позже отмененные. Таким образом, власти не признали незаконным «пересмотр», не отменили соответствующие решения судов, не сообщили в Страсбург о восстановлении прав пенсионеров.
Федеральным законом от 30 декабря 2008г. N 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было закреплено, что те, кто работал на вредном производстве, раньше выходят на пенсию, но размер пенсии всем будут рассчитывать одинаково. А тем, у кого было решение суда о перерасчете пенсий, денежные суммы были выплачены, несмотря на то что потом были суды с отказными решениями.
В октябре, ноябре и декабре 2009г. были приняты Постановления Европейского суда по правам человека, которыми усмотрены нарушения прав пенсионеров, отработавших на вредном производстве и претендующих на повышенную пенсию. Наше государство признано виновным в нарушении прав человека и обязано устранить эти нарушения. Европейский суд по правам человека взыскал в пользу пенсионеров с государства компенсацию в размере по 2000 евро на человека. Умножить на 320 жалоб — 640 тыс. евро. А это далеко не все поданные иски.
В вышеприведенном примере налицо нарушение и процедурных, и процессуальных норм в праве социального обеспечения. И это далеко не единичный случай. Отмены решений судов по спорам, вытекающим из законодательства о праве на социальное обеспечение, имеют место достаточно часто. И в первую очередь из-за неправильного применения обширного, сложного, противоречивого законодательства о социальном обеспечении.
Все это в целом отражает недостатки в законодательстве в сфере права социального обеспечения и перспективы эволюции норм о сроках и позволяет прийти к выводу, что со временем можно будет говорить о формировании общей части института сроков права социального обеспечения, куда войдут общие положения о сроках и их исчислении, и особенной части института сроков, куда следует отнести нормы о специальных пенсионных сроках, сроках, связанных с выплатой пособий, компенсаций, предоставлением медицинских услуг и лечения, сроках социального обслуживания и др. Люминарская С.В. Правовое понятие и значение сроков в праве социального обеспечения // Вестник удмуртского университета. — 2006. № 6. С. 141-142..
На мой взгляд, следует согласиться с учеными, считающими целесообразным создание специализированных судов для рассмотрения споров в области социального обеспечения. Е.Е. Мачульская справедливо подчеркивает, что в экономически развитых странах они существуют и подтвердили свою практическую эффективность Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник. — М.: Юрайт, 2010. С. 83..
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Под сроком в праве социального обеспечения следует понимать определяемый законодательством (или в соответствии с требованиями законодательства волевыми действиями людей) период или момент времени, с истечением или наступлением которого связаны правовые последствия в виде возникновения, изменения, приостановления, прекращения прав и обязанностей участников правоотношений по социальному обеспечению, отражающий государственную политику в области гарантий функционирования системы социального обеспечения. Сроки подразделяются на сроки-периоды и сроки моменты. Верное и своевременное определение сроков в праве социального обеспечения, имеет большое значение, в связи с чем, с учетом недостатков в праве социального обеспечения, накопленного опыта нашего государства и зарубежных стран следует провести ряд мер законодательного характера, в частности: систематизировать сроки в праве социального обеспечения; повысить качество и доступность государственных услуг социального направления; повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти; разработать и внедрить институт социальных судов и регулирующие их деятельность процессуальные нормы и др.
2.2 Понятие и виды процессуальных сроков
Возникновение и развитие процессуальных правоотношений осуществляется в результате процессуальных действий суда, участвующих в деле лиц и лиц, содействующих правосудию. В целях своевременности осуществления правосудия процессуальные действия участниками судопроизводства должны совершаться в сроки, установленные ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011) // Российская газета, N 220, 20.11.2002. и иными федеральными законами, либо в сроки, назначенные судом, если они не установлены законом.
По определению Д.Б. Абушенко, процессуальный срок представляет собой «предусмотренный законом или назначаемый судом определенный промежуток или момент времени, с которым процессуальный срок связывает необходимость совершения конкретных процессуальных действий либо наступления иных правовых последствий».
Таким образом, можно сформулировать следующую дефиницию: процессуальный срок в праве социального обеспечения — это предусмотренный законом или назначаемый судом определенный промежуток или момент времени, с истечением или наступлением которого связаны правовые последствия в виде возникновения, изменения, приостановления, прекращения прав и обязанностей участников правоотношений по социальному обеспечению, отражающий государственную политику в области гарантий функционирования системы социального обеспечения.
Процессуальные сроки можно подразделить на два вида:
1) сроки рассмотрения гражданских дел судом;
2) сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле.
Первые сроки адресованы суду, вторые — иным участникам процесса.
Кроме того, процессуальные сроки можно разделить на установленные федеральным законом и самостоятельно судом.
К срокам, установленным законом для процессуальных действий суда, относятся сроки рассмотрения гражданских дел, а также сроки совершения отдельных процессуальных действий судом.
Общими сроками разрешения гражданских дел в суде первой инстанции являются сроки, установленные в ст.154 ГПК РФ. Они не могут быть изменены (продлены или сокращены) ни соглашением сторон, ни постановлением суда.
Верховный Суд РФ постоянно обращает внимание нижестоящих судов на обязательность соблюдения общих сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел. Нарушение этих сроков не только препятствует быстрому восстановлению нарушенных гражданских прав, но и умаляет честь и достоинство судей, а также снижает авторитет судебной власти.
Суд (судья) обязан назначать разумные сроки для совершения другими субъектами соответствующих процессуальных действий с учетом требований закона об общем сроке производства по гражданскому делу, а также ориентироваться на него при решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела. Лишь по сложным делам, требующим длительного времени для их подготовки к судебному разбирательству, судья при подготовке дела с учетом мнения сторон в соответствии с ч.3 ст.152 ГПК РФ вправе выйти за пределы установленных сроков рассмотрения и разрешения дел.
Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены ГПК РФ, а мировым судьей — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
Дела о взыскании алиментов и о восстановлении на работе рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.
Федеральными законами могут устанавливаться и более сокращенные сроки.
Гражданский процессуальный кодекс устанавливает следующие сокращенные процессуальные сроки:
1) заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено в течение трех дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования — немедленно (ч.7 ст.260 ГПК РФ);
2) заявление, поданное в суд до дня голосования в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в течение пяти дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение по нему принимается не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления;
3) решение об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается не позднее чем за пять дней до дня голосования;
4) заявление относительно решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня его подачи;
5) судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления в суд заявления о вынесении судебного приказа;
6) заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом в течение 10 дней, а Верховным Судом РФ — в течение двух месяцев;
7) заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца, а Верховным Судом РФ — в течение трех месяцев со дня его подачи;
8) заявление о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, рассматривается судьей в течение пяти дней со дня возбуждения дела.
В общие сроки рассмотрения гражданских дел входит и время подготовки дел к судебному разбирательству.
Пропуск процессуального срока, установленного законом или назначенного судом, влечет за собой погашение права на совершение процессуальных действий.
Жалобы и документы, поданные по истечении процессуальных сроков, не рассматриваются судом и возвращаются истцу, который их подал, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных сроков.
3. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции и в те же сроки.
Сроки рассмотрения дел в кассационной инстанции зависят от того, какой суд выступает в качестве кассационной инстанции, а также от сложности рассматриваемого дела. Так, Верховный суд субъекта Российской Федерации должен рассмотреть дело в течение месяца со дня его поступления. Верховный Суд РФ должен рассмотреть дело, поступившее по кассационной жалобе или представлению, в пределах двух месяцев со дня его поступления.
По отдельным категориям дел могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения кассационных жалоб, представлений (ст.348 ГПК РФ).
В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем месяц, в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца.
Срок рассмотрения заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам не установлен. Действуют общие сроки рассмотрения дела, установленные для соответствующего суда.
К срокам совершения судом (судьей) отдельных процессуальных действий относятся:
1) срок для составления мотивированного решения — не более пяти дней со дня оглашения резолютивной части решения (ст.199 ГПК РФ);
2) срок для рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания — до пяти дней со дня подачи замечаний (ст.232 ГПК РФ).
4. К срокам, установленным законом для лиц, участвующих в деле, относятся:
1) срок для подачи в суд заявления о вынесении дополнительного решения — до вступления в законную силу решения суда (ст.201 ГПК РФ);
2) срок для подачи в суд заявления о разъяснении решения — до истечения срока, в пределах которого оно может быть принудительно исполнено (ст.202 ГПК РФ);
3) срок для подачи в суд заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего — в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении его прав и свобод ( ст.256 ГПК РФ);
4) срок для подачи жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении — 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии либо об отказе в совершении нотариального действия (ст.310 ГПК РФ);
5) срок для подачи кассационной жалобы, представления (принесения протеста) — 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме (ст.338 ГПК РФ);
6) срок для подачи заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам — три месяца со дня установления этих обстоятельств (ст.394 ГПК РФ).
Существуют, как отмечалось, также сроки, устанавливаемые судом для совершения отдельных действий. Суд может самостоятельно устанавливать сроки представления письменных, вещественных доказательств и др. Мохов А.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: Контракт, 2011. С.129
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Процессуальный срок в праве социального обеспечения — это предусмотренный законом или назначаемый судом определенный промежуток или момент времени, с истечением или наступлением которого связаны правовые последствия в виде возникновения, изменения, приостановления, прекращения прав и обязанностей участников правоотношений по социальному обеспечению, отражающий государственную политику в области гарантий функционирования системы социального обеспечения.
Процессуальные сроки устанавливаются для рассмотрения гражданских дел судом и для совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле. Первые сроки адресованы суду, вторые — иным участникам процесса. И те и другие, в настоящее время, закреплены в ГПК РФ.
8. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации // Российская газета, N 243, 19.12.1995.
9. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета, N 150, 04.08.1995.
10. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» // Российская газета, N 1 — 3, 05.01.2000.
11. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, N 52, ст. 1865
12. Ершов В.А, Толмачев И.А. Право социального обеспечения. — М.: Гросс-Медиа, 2009г. С.3.
13. Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 7.
14. Лушникова М.В. Социальное право: опыт комплексного исследования // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. — 2007. — № 1. — С.46-51.
15. Люминарская С.В. Правовое понятие и значение сроков в праве социального обеспечения // Вестник удмуртского университета. — 2006. № 6. С. 140-141.
16. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник. — М.: Юрайт, 2010. С. 83.
17. Мохов А.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: Контракт, 2011. С.129
Размещено на Allbest