Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты развития целеустремленности ребенка старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….6
1.1. Развитие произвольности как основа воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..6
1.2. Целеустремленность как нравственно-волевое качество личности старших дошкольников………………………………………………………………………………9
1.3. Деятельность как условие формирования целеустремленности……………17
Глава 2. Экспериментальное исследование на основе модификации методики Бурдона «Волшебный домик»……………………………………………………………………24
2.1. Материалы к эксперименту…………………………………………………………………24
2.2. Применение дидактического комплекса …………………………………………….33
2.3. Планы-конспекты занятий…………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………………………………….50
Список литературы……………………………………………………………………………………51
Выдержка из текста работы
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажа (шестой год жизни). 18
2.1. Исследование уровня развития представлений о пейзажной живописи и навыков изображения пейзажа у старших дошкольников (констатирующий эксперимент) 18
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей детей 6-го года жизни в процессе рисования пейзажа (формирующий эксперимент) 25
2.3. Эффективность проведённой работы по развитию творческих способностей через рисование пейзажа (контрольный эксперимент). 30
Заключение. 34
Список литературы: 37
Приложение 40
Введение.
Актуальность исследования.
Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами — совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы. Также не менее важна изобразительная деятельность дошкольников, которая заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Актуальность темы исследования подтверждается современной ситуацией происходящая в образовании в настоящее время, связанная с выходом нормативных и рекомендательных документов в сфере образования («Закон об образовании в РФ», 2012 г.; ФГОС ДО, 2013г.). доказывает актуальность выбранной темы исследования, т.к. особое место отводится художественно-эстетическому развитию детей, которое предполагает развитие понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру. Также в целевых ориентирах отмечается, что ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Цель исследования: определить значение рисования пейзажа в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучение педагогической и психологической литературы по ознакомлению детей с пейзажем в процессе изобразительной деятельности.
2.Выявить уровень представлений старших дошкольников о пейзаже, особенностях его изображения.
3. Исследовать влияние процесса рисования пейзажа на развитие творческих способностей.
Объект исследования: пейзажная живопись на занятиях изобразительной деятельности в рамках дошкольного образования.
Предмет исследования: развитие творческих способностей в процессе рисования пейзажа.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей старших дошкольников возможно при создании определённых условий:
— организована работа по ознакомлению детей с произведениями пейзажной живописи;
-организована планомерная работа по обучению старших дошкольников рисованию пейзажа;
— учтены возрастные особенности детей при подборе произведений пейзажной живописи и обучению старших дошкольников рисованию пейзажа.
Методы исследования: теоретические теоретический анализ и синтез научно-методической литературы, сравнение, обобщение; эмпирические — изучение педагогического опыта, опытно-практическая работа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что содержащиеся в нем теоретические положения могут существенно улучшить процесс развития творческих способностей, эффективно реализовать методику проведения рисования пейзажа;
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что исследование сопровождалось разработкой и апробацией методических материалов, в которых нашло отражение применение пейзажной живописи, которая позволила существенно улучшить процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
— результаты исследования могут быть использованы воспитателями, педагогами, методистами, родителями.
Глава I. Теоретические основы изучения по проблеме использования пейзажа, как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.1. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития личности ребёнка.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное [18]. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями.[23] Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка.
Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей. В рисовании красками (гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.[13]. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями[18]/
В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. [18].
Важно у детей воспитывать эстетическое отношением к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Нередко дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например, старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре [13].
Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы [29]
В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимыми условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессами памяти происходит запоминание, узнавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаза ребенка и могут быть использованы в разных видах труда [23].
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму[18] Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, рисование имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование — важнейшее средство эстетического воспитания [4].
Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность [8].
Таким образом, основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
1.2. Особенности развития творческих способностей при ознакомлении детей дошкольного возраста с пейзажной живописью.
Система работы по развитию эстетического восприятия образа природы дошкольниками, разработанная Т. А. Котляковой [16] имеет ряд преимуществ. Анализ научных и практических исследований помог разработать и апробировать в ДОУ г. Ульяновска и г. Тольятти экспериментальную методику по развитию эстетического восприятия образа природы у дошкольников. Суть разработанной системы Т.А.Котляковой: последовательность организации данного процесса разработана в соответствии с этапами процесса восприятия (запечетлевание, впечатление, узнавание, наблюдение, понимание) и поэтапностью включения в эстетическое восприятие различных психических процессов (эмоции, чувства, память, мышление, воображение); формы организации педагогической работы по развитию эстетического восприятия природы дошкольниками выбраны в соответствии с компонентами художественного восприятия (чувственный компонент — целевые прогулки; познавательный компонент — дидактические игры; нравственный компонент — упражнения эмпатии). Для реализации системы выделена необходимость создания определённых условий: доверительная, доброжелательная атмосфера; тактичная помощь взрослого (педагог заинтересовывает какими-либо педагогическими приёмами, подготавливает восприятие, ведет от наблюдения к размышлениям); активизация восприятия объектов природы через использование специальных педагогических приёмов; использование специально разработанных форм и методов организации восприятия природы дошкольниками.
Разработана соответствующая модель развития эстетического восприятия природы дошкольниками, которая, характеризует данный процесс как первый этап развития детского творчества. Указанные позиции являются опорными и отражают сензитивные особенности каждого возрастного период.
Компоненты художественного восприятия Формы организации детей
младшая средняя старшая подготовительная
Чувственный Целевые прогулки Ц: вызвать у детей интерес, радость, удивление от созерцания природных объектов Целевые прогулки Ц: вызвать детей передавать эмоциональную оценку воспринятого. Целевые прогулки Ц: учить детей давать объяснение своей эстетической оценке воспринятого природного объекта Целевые прогулки Ц: учить детей давать эстетическую оценку природному объекту, высказывая, личное отношение к нему.
Познавательный Дидактические игры Ц: закреплять представления детей о сенсорных признаках объектов природы. Дидактические игры Ц: закреплять умение выделять типичные и индивидуальные признаки природных объектов Дидактические игры Ц: закреплять умение детально рассматривать и проводить анализ природных объектов Дидактические игры Ц: закреплять умение высказывать суждения и умозаключения о природных объектах
Нравственный Упражнения эмпатии Ц: учить сопереживать природному объекту, демонстрируя эмоции Упражнения эмпатии Ц: учить созданию выразительного образа природного объекта на основе его индивидуальных признаков Упражнения эмпатии Ц: учить созданию целостного художественного образа природных объектов Упражнения эмпатии Ц: учить создавать новый образ при восприятии природных объектов, используя типовые приёмы фантазирования
Результат — развитие собственного творчества детей
Одной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сожетно-тематическим рисованием, основная цель которых — развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное.
Методы, которые педагог использует для развития эстетического восприятия и детского творчества: [29]
1. наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтическом произ……..
ость старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. [Текст]:/ М.Г.Смирнова — Волгоград: Учитель, 2009. — 270 с.
25. Ушинский, К.Д. О наглядности обучения. Избр. пед.соч. Т.2. — М.: Просвещение, 1954. — 642 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
27. Фёдорова, Н.А. Прекрасное и доброе глазами дошкольника [Текст]:/ Н.А.Фёдорова Программа по эмоционально-личностному развитию дошкольников в процессе продуктивной деятельности и ознакомления с искусством.-Ульяновск, 2003.-44 с.
28. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи[Текст]:/ Р.М.Чумичева. Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992. С.12.
29. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста[Текст]:/Н.В.Шайдурова — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.
30. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 160 с.: ил.