Содержание
Введение3
Глава 1. Становление законодательства о несостоятельности (банкротстве)5
1.1. История развития законодательства о несостоятельности (банкротстве)5
1.2. Новое в законодательстве о несостоятельности2 (банкротстве)11
Глава 2. Процесс банкротства: правовые основы и особенности наблюдения16
2.1. Наблюдение как процедура банкротства16
2.2. Особенности деятельности временного управляющего при проведении наблюдения22
Заключение27
Список использованной литературы и источников29
Выдержка из текста работы
Институт несостоятельности (банкротства) является важным инструментом активизации экономической деятельности неплатежеспособных организаций, повышения производительности труда, решения социальных вопросов.
В настоящее время нормативно-правовую базу института банкротства составляют федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (26.10.2002, N 127-ФЗ), который отменил закон от 08.01.98, N 6-ФЗ, «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (25.02.99, N 40-ФЗ), «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (24.06.99, N 122-ФЗ).
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вступил в силу с начала 1998 г., сменив собой действовавший с 1 марта 1993 г. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
В нем устранены многие недостатки в правовом регулировании отношений банкротства, выявленные пятилетней практикой применения процедур банкротства. В частности, было отменено действовавшее раньше правило, по которому на долги предприятия, признанного банкротом, в течение 18 месяцев внешнего управления продолжала «накручиваться» пеня. Прежде арбитражные суды сами делали финансово-экономический анализ терпящего бедствие предприятия, теперь их решения основываются исключительно на заключении собрания кредиторов. Впервые введена в практику процедура наблюдения за должником, предшествующая внешнему управлению.
Однако практика применения закона показала, что закон имеет много недоработок, которые препятствуют эффективной реализации заложенных в нем норм. Наглядным свидетельством несовершенства закона стало резко увеличение числа скандальных банкротств, которые вопреки устремлениям авторов закона превратились в инструмент передела собственности.
Недостатком закона о банкротстве 1998 г. следует признать и то, что он не ориентирован на ликвидацию несостоятельных организаций и предоставлял таким предприятиям возможности для злоупотреблений.
В законе четко не определены условия, при которых сам должник обращается в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, что может привести к нарушению прав кредиторов.
Значительную «опасность» для должника представляет назначение внешнего или конкурсного управляющего. Это мера воздействия на администрацию может быть эффективной только в том случае, если новый управляющий достаточно квалифицирован и действует исключительно в интересах кредиторов должника. На практике финансовая политика должника чаще всего не меняется, т.к. новым управляющим обычно становится заместитель прежнего руководителя.
Поэтому стала актуальной необходимость в подготовке новой редакции закона о банкротстве, который бы учел накопившийся опыт и был бы направлен на выход неплатежеспособного предприятия из состояния банкротства с минимальными потерями для кредиторов.
Реализуя это направление, Государственная Дума 26 октября 2002 г. приняла Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ. Новая редакция закона по сравнению с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ содержит целый ряд существенных изменений в области законодательного регулирования процедур банкротства.
Таким образом, в настоящее время наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования. Она предполагает поиск основных направлений изменения указанного законодательства и ясное представление о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.
Глава 1. Становление законодательства о несостоятельности (банкротстве)
1.1. История развития законодательства о несостоятельности (банкротстве)
Историческое развитие института банкротства было по началу таково, что разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Так Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление……………………..
Заключение
Принятие нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» обусловлено развитием прежних и появлением новых экономических предпосылок совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации, а также и тем, что действовавший ранее Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не мог обеспечить наиболее эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Законодатель стремился исправить упущения Федерального закона от 8 января 1998 г. и более четко урегулировать сложные отношения в обозначенной сфере. Однако новый Закон тоже не решает всех проблем, кроме того, ряд введенных им новелл вызывает сомнения с точки зрения их эффективности и необходимости применения на практике. Рассмотрим некоторые из них.
Говоря о понятиях, используемых рассматриваемым Законом, следует отметить, что их перечень значительно расширен. Закон содержит ряд новых понятий:
финансовое оздоровление (процедура банкротства, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности);
административный управляющий (арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения финансового оздоровления);
саморегулируемая организация арбитражных управляющих (некоммерческая организация, основанная на членстве, которая создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, имеющая своей целью регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих);
регулирующий орган (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций).
Установлено ряд особенностей, связанных с регулированием отношений по несостоятельности субъектов естественных монополий, стратегических предприятий и организаций, чего не было в предыдущем Законе о банкротстве.
Многое свидетельствует о кардинальных изменениях в российском законодательстве в области несостоятельности (банкротства). Однако непроработанность отдельных положений, легко предсказуемые сложности их практического применения — все это наводит на мысль: жизнь внесет в новый Закон существенные коррективы.
Список использованной литературы и источников
I. Законодательные и нормативные акты. Судебная практика
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета 1993 №237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1994г. № 32.Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрании законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4190
4. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 7 января 1993 г. — №1. — ст. 6.
5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 октября 2002 г. N 1424/02 // Официально опубликован не был
II. Специальная литература
6. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). — М.: Норма, 2001. — С.179.
7. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). — М.: Норма, 2001. — С.179.
8. Бунич П. Новый Закон о банкротстве: шансов для спасения больше // Экономика и жизнь. Январь, 2002 г.№ 4.
9. Весенева Н. Слушается дело о банкротстве. // Бизнес – адвокат, 2003г., № 3
10. Весенева Н., Безнадежному банкроту помочь невозможно. // Бизнес – адвокат. 1998 г. № 13.
11. Витрянский В.В. Понятие, критерии и признаки несостоятельности // Вестник ВАС, 2001, специальное приложение к N 3.
12. Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве // Вестник ВАС РФ. — 2001. — Спец. прилож. к N 3. — С.103.
13. Гражданское право: Учебник./ Под ред. Цыбуленко З.И. – М.: Юристь, 1998 г
14. Никитина О.А. Конкурсное производство // Вестник ВАС РФ. 2001. Спец. прилож. к N 3. — С.147.
15. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. М, 2001, с.13-15;
16. Свириденко О.М. Новеллы законодательства о банкротстве // ЭЖ-Юрист. — 2002. — N 47 (251). — С.2-3.
17. Телюкина М. Развитие законодательства о несостоятельности и банкротстве //Юрист, 2002, № 11.
18. Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. — Казань, 1898. — С.358.
19. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М, 2000, с.87-91