Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1.Прокуратура Российской Федерации5
1.1. Прокуратура Российской Федерации5
1.2 Конституция Российской Федерации о прокуратуре РФ и ее месте в системе государственных органов8
1.3 Система, структура и организация органов прокуратуры8
1.4 Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров13
1.5 Направления деятельности прокуратуры13
1.6 Независимость прокуроров15
Глава 2. Прокурорский надзор в Российской Федерации20
2.1Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры20
2.2 Цели и задачи прокурорского надзора28
Заключение30
Список использованной литературы32
Выдержка из текста работы
Прокуратура РФ– единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»). А также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция (ст. 129), Закон о прокуратуре от 17.01.1992 № 2202-1, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ.
Систему прокуратуры РФсоставляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральную прокуратуру РФвозглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.
В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы на правах управлений: Главная военная прокуратура, Главное следственное управление; управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел, за расследованием особо важных преступлений; управление криминалистического обеспечения. Существуют также управления по организации работы, статистики и делопроизводства, по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе, по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе, по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных дел, по делам несовершеннолетних и молодежи; управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, а также другие управления и отделы.
На управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах возложены следующие полномочия:
- координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;
- надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;
- надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно- розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД России;
- расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.
При выполнении своих функций управления Генеральной прокуратуры РФ не подменяют прокуратуры субъектов РФ, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта РФ недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства.
Прокуратуры субъектов РФобразованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством Российской Федерации. Существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области.
Прокуратуры субъектов РФ возглавляют назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ соответствующие прокуроры. Руководители прокуратур субъектов РФ имеют первого заместителя и заместителей, которые также назначаются на должность Генеральным прокурором РФ.
Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и иных административно-территориальных единиц. Они уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.
Прокуратуры районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров, а также старших следователей и следователей и их помощников.
Специализированные прокуратуры.Систему органоввоенной прокуратурысоставляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Природоохранные прокуратурысозданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.
Транспортные прокуратурыдействуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры осуществляют также надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания или иных мер принудительного характерадействуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.
Прокурорский надзор– деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.
Цель прокурорского надзора– результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.
Целями прокуратуры являются:
1) обеспечение верховенства закона;
2) обеспечение единства и укрепления законности;
3) обеспечение защиты прав и свобод человека
и гражданина;
4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Статья 23.Протест прокурора
1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Статья 24.Представление прокурора
1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской ФедерацииКонституцииРоссийской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.
Статья 25.Постановление прокурора
1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленныйзаконом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Статья 25.1.Предостережение о недопустимости нарушения закона
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицампредостережениео недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Проблема: Вступивший в силу с 1 июля 2002 года новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях фактически вывел из оборота пункт 1 ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которым прокурор наделен полномочиями возбуждать производство по делу об административном правонарушении только в отношении должностных лиц. Дело в том, что ст. 28.4 КоАП РФ, то есть норма специального закона, принятого значительно позже, чем ст. 25 Закона о прокуратуре, позволяет прокурору выносить постановления о любом выявленном в ходе надзорной проверки факте административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом либо законом соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом закон не ограничивает прокурора и кругом привлекаемых к ответственности персоналий, то есть процедура административного преследования может быть инициирована прокурором в отношении как должностных лиц, содержание понятия которых в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ значительно шире, чем в ст. 21 Закона о прокуратуре, так и граждан и юридических лиц, не являющихся поднадзорными прокурору субъектами.
Прокурор, в силу своего статуса представителя надзорного органа, не относящегося к исполнительной ветви власти, не должен активно участвовать в привлечении виновных к административной ответственности. Иными словами, возможность возбуждения им производства по делу об административном правонарушении должна рассматриваться как применение полномочий компенсационного характера, когда должностное лицо соответствующего органа административной юрисдикции по тем или иным причинам не может инициировать процедуру административного преследования. В связи с этим достаточно непродуманной представляется позиция законодателя, который в семнадцати из девятнадцати перечисленных выше статей оставил прокурора один на один с правонарушителями, фактически возведя его в ранг, а точнее низвергнув до уровня должностного лица органа административной юрисдикции, уполномоченного составлять протоколы. Едва ли можно всерьез оправдывать такой выбор законодателя необходимостью укрепления позиции прокуратуры как правозащитного органа, поскольку за прокурором закреплены лишь десять из пятидесяти двух статей, объединяемых главой 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».
Сказанное позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, прокурор при выявлении в ходе проверки деяния, наказуемого в соответствии с любой статьей Особенной части КоАП РФ либо законом об административной ответственности за нарушение отдельных видов законодательства субъекта Российской Федерации, в котором он осуществляет свою деятельность, вправе вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении любого лица, могущего нести административную ответственность.
Во-вторых, что следует из первого, часть 1 ст. 28.4 КоАП РФ необходимо изменить, изъяв из нее упоминание о тех самых восемнадцати статьях, и ограничиться лаконичной формулировкой о том, что «при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить производство по делу о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом соответствующего субъекта Российской Федерации».
В-третьих, вне всякого сомнения, прокурора необходимо вывести из зоны исключительной ответственности по названным восемнадцати статьям и возложить обязанность составлять протоколы о фактах совершения соответствующих правонарушений на должностных лиц органов административной юрисдикции, для чего следует внести необходимые изменения и дополнения в часть 2 ст. 28.3 КоАП РФ.