Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Особенности становления прокуратуры в России и ее значение для современного общества……………………………………………5
1.1. История возникновения и развития прокуратуры в Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.2. Сущность прокуратуры в современном обществе, ее основные функции……………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. Деятельность следственного комитета как одной из составляющих прокуратуры РФ………………………………………………..13
2.1. Понятие следственного комитета прокуратуры……………………13
2.2. Роль следственного комитета в работе прокуратуры России……..15
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованных источников……………………………………20
Выдержка из текста работы
Прошло три года с начала работы нового следственного органа — Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Его создание стало последовательным шагом на пути реформирования органов прокуратуры и следствия — одного из основных направлений судебно-правовой реформы в Российской Федерации.
Изменения правовой системы государства были вызваны глубокими политическими и экономическими преобразованиями в обществе, смещением приоритетов в пользу защиты прав и законных интересов граждан, острой необходимостью повышения эффективности борьбы с преступными проявлениями. Как мы помним, именно на 90-е гг. прошлого века пришелся разгул организованной преступности, доходивший до открытых войн между преступными группировками. В то время из правоохранительных органов ушли многие опытные профессионалы.
Кризис государственной власти породил чувство безнаказанности, поколебал основной принцип — неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Реализация этого принципа стала важной задачей государства в период проведения судебно-правовой реформы, что неоднократно подчеркивал Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях на совещаниях руководителей правоохранительных органов.
Деятельность Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации напрямую связана с обеспечением принципа неотвратимости наказания. Основными задачами Следственного комитета являются оперативное и качественное расследование преступлений, обеспечение законности при производстве предварительного следствия, защита прав и свобод человека и гражданина, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Исследование учебной и специальной литературы, а также материалов периодических изданий свидетельствует о том, что проблема расследования преступлений в системе следственного комитета при прокуратуре РФ не получила должного освещения. Все это обуславливает актуальность исследуемой темы и определяет объект, предмет, цель и задачи курсовой работы. Объект исследования: Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.
Предмет исследования: деятельность Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации при расследовании преступлений.
Цель курсовой работы — на основе анализа практики сформулировать основные проблемы деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. Рассмотреть задачи и структуру Следственного комитета при прокуратуре РФ;
. Рассмотреть полномочия Следственного комитета при прокуратуре РФ;
. Проанализировать организацию деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ;
. Выявить актуальные проблемы деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ;
. Проанализировать состояние следственной работы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации.
В процессе исследования использовался общенаучный (диалектический) метод познания, а также частнонаучные и специальные методы исследования, проведенные как на эмпирическом (исследование судебных решений), так и на теоретическом уровне (метод системного анализа, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, нормативно-логический, сравнительно-правовой и системно-правовой методы).
1. Правовое положение Следственного комитета при прокуратуре РФ
1.1 Задачи и структура Следственного комитета при прокуратуре РФ
Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (далее Следственный комитет) является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
В соответствии с Положением «О Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 г. № 1007 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», основными задачами Следственного комитета являются:
) разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
) обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;
) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
) обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Следственный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением «О Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации».
Следственный комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему Главное следственное управление Следственного комитета, следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета, в том числе военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, а также следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам (далее также — следственные органы Следственного комитета).
В центральном аппарате Следственного комитета создаются главные управления, управления, отделы и отделения, учреждаются должности советников, старших помощников и помощников Председателя Следственного комитета, помощников первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета, руководителей соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первых заместителей и заместителей, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей, старших референтов и референтов, а также другие должности.
Отдельные должности в центральном аппарате Следственного комитета могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.
В центральном аппарате Следственного комитета на правах структурного подразделения образуется военное следственное управление Следственного комитета, возглавляемое заместителем Председателя Следственного комитета — руководителем военного следственного управления.
В следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлениях Следственного комитета, в том числе военных следственных управлениях Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и других военных следственных управлениях Следственного комитета, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, создаются отделы и отделения, учреждаются должности руководителей указанных следственных органов, их первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников руководителей указанных следственных органов, руководителей соответствующих структурных подразделений этих органов и их заместителей, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей, старших референтов и референтов, а также другие должности.
следственный комитет прокуратура преступление
1.2 Полномочия Следственного комитета при прокуратуре РФ
Следственный комитет в соответствии с Положением «О Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации» осуществляет следующие полномочия:
) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности следственных органов Следственного комитета;
) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство предварительного следствия по уголовным делам и экспертно-криминалистическую деятельность, а также процессуальный контроль и проверку деятельности следственных органов Следственного комитета;
) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе Следственного комитета;
) обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы следственных органов Следственного комитета в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
) участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих следственных органов Следственного комитета;
) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;
) организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета;
) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов Следственного комитета;
) разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, членов их семей и пенсионеров следственных органов Следственного комитета;
) обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
) обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд следственных органов Следственного комитета;
) обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в следственных органах Следственного комитета;
) представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета;
) организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
) организует работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Следственного комитета;
) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечение деятельности Следственного комитета;
) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.
Следственный комитет в целях осуществления своих полномочий имеет право:
) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также от организаций независимо от их организационно-правовой формы документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов системы Следственного комитета;
) формировать и вести федеральные учеты, базы данных криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти;
) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации нагрудные знаки и почетные грамоты Следственного комитета.
1.3 Организация деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ
Следственный комитет возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее — Председатель Следственного комитета), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Председатель Следственного комитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Следственный комитет задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета.
Количество заместителей Председателя Следственного комитета устанавливается Президентом Российской Федерации.
Прокурорские работники, федеральные государственные гражданские служащие и военнослужащие следственных органов Следственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, устанавливаемом Председателем Следственного комитета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Председатель Следственного комитета в соответствии с Положением «О Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации»:
) информирует Президента Российской Федерации о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по основным направлениям государственной политики в установленной сфере деятельности;
) вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
) организует работу центрального аппарата Следственного комитета, утверждает его внутренний распорядок;
) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета по самостоятельному решению возложенных на Следственный комитет задач;
) издает нормативные правовые акты Следственного комитета, в том числе совместно с руководителями федеральных органов государственной власти; заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности; учреждает знаки отличия и знаки различия, другие официальные символы в системе Следственного комитета;
) устанавливает порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников Следственного комитета;
) вносит Президенту Российской Федерации:
представления о назначении на должность и освобождении от должности первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета, а также других прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;
предложения о включении воинских должностей военнослужащих в соответствующий перечень должностей, замещаемых высшими офицерами, о назначении на должность и освобождении от должности военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, о присвоении им воинских званий высших офицеров, а также об увольнении их с военной службы;
представления о присвоении классных чинов государственного советника юстиции 1, 2 и 3 класса прокурорским работникам системы Следственного комитета, классных чинов действительного государственного советника Российской Федерации 2 и 3 класса федеральным государственным гражданским служащим следственных органов Следственного комитета, а также воинских званий высших офицеров военнослужащим следственных органов Следственного комитета;
представления о награждении государственными наградами Российской Федерации прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на Следственный комитет задач, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации;
предложения о численности коллегии Следственного комитета и ее персональном составе;
проект положения о Следственном комитете;
) вносит в Правительство Российской Федерации для последующего представления Президенту Российской Федерации предложения о предельной численности прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих следственных органов Следственного комитета;
) вносит в Правительство Российской Федерации предложения:
о размере ассигнований на содержание прокурорских работников системы Следственного комитета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
о фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих системы Следственного комитета;
) утверждает:
положения о структурных подразделениях центрального аппарата Следственного комитета, следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлениях Следственного комитета, в том числе военных следственных управлениях Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и других военных следственных управлениях Следственного комитета, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации;
структуру и штатное расписание центрального аппарата Следственного комитета, структуры, штатные расписания и нормативы штатной численности следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и других военных следственных управлений Следственного комитета, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, а также типовые структуры, типовые штатные расписания и нормативы штатной численности следственных отделов Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделов Следственного комитета, приравненных к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам;
положение о коллегии Следственного комитета;
составы образуемых Следственным комитетом координационных и совещательных органов (советов, комиссий), в том числе межведомственных;
положения об образуемых в Следственном комитете консультативных и экспертных органах и их составы;
положения о нагрудных знаках и почетных грамотах Следственного комитета, а также их описания;
знаки отличия и знаки различия, другие официальные символы в системе Следственного комитета, а также их описания;
образец служебного удостоверения прокурорского работника Следственного комитета;
перечень должностей прокурорских работников Следственного комитета, с которыми заключаются срочные трудовые договоры;
порядок присвоения прокурорским работникам Следственного комитета классных чинов до старшего советника юстиции включительно;
) создает, реорганизует и упраздняет в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные органы Следственного комитета;
) заключает срочные трудовые договоры с руководителями следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета, их первыми заместителями и заместителями, руководителями следственных отделов Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета;
) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в системе Следственного комитета;
) устанавливает:
в пределах своих полномочий порядок приема на службу (работу) в Следственный комитет;
порядок ведения личных дел прокурорских работников Следственного комитета;
) представляет Следственный комитет в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями;
) отменяет противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Следственного комитета решения должностных лиц Следственного комитета и его следственных органов, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;
) заключает отраслевое тарифное соглашение;
) вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета;
) применяет в отношении прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на Следственный комитет задач, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации виды поощрений;
) имеет наградной и подарочный фонды (в том числе фонды огнестрельного и холодного оружия) для награждения прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на Следственный комитет задач;
) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Следственном комитете образуется коллегия в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц.
Состав коллегии Следственного комитета (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.
Следственный комитет является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Местонахождение Следственного комитета — г. Москва.
2. Проблемы расследования преступлений Следственном комитетом при прокуратуре РФ
2.1 Основные проблемы расследования преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ
Происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности — выявили основные проблемы Следственного комитета при Прокуратура РФ при расследовании преступлений.
Коррупция — иностранное слово, но само явление приобрело истинно российские масштабы. Ржавчина взяточничества не только разъедает государственный механизм, она убивает веру граждан в справедливость государственной власти.
Правоохранительные органы с одобрением восприняли заявление Президента РФ Д.А. Медведева о необходимости придать борьбе с разрастанием коррупции в органах государственной власти статус национального проекта.
Конкретную работу по очищению чиновничьего аппарата от коррупционеров предстоит проводить, по мнению Президента, сотрудникам Следственного комитета в тесном взаимодействии с оперативными службами МВД и ФСБ России.
В настоящее время в производстве следователей Следственного комитета находится ряд уголовных дел в отношении высокопоставленных должностных лиц субъектов Российской Федерации и местных администраций, руководителей правоохранительных органов в Приморском крае, Республике Бурятия, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, Волгоградской области и других регионах.
Сотрудники Следственного комитета должны действовать без оглядки на должностное положение обвиняемых. Это распространяется и на лиц, обладающих особым правовым статусом. Перед законом все равны. Следователи должны быть готовы столкнуться с юридически грамотным процессуальным противником, который обладает большими административным и финансовым ресурсами, привлекает к защите своих интересов высокопрофессиональных адвокатов.
Большой проблемой Следственного комитета является расследование налоговых преступлений. Несовершенство налогового законодательства, недостаточная эффективность работы органов налогового контроля предоставляют широкое поле деятельности для злостных неплательщиков налогов по изысканию различных ухищренных способов совершения налоговых преступлений. Масштаб налоговых преступлений гораздо больше того количества уголовных дел, что удается довести до суда.
Установление виновности, прямого умысла совершения налоговых преступлений — одна из проблем, как в теории, так и в практике расследования уголовных дел данной категории. Доказанность совершения преступного деяния по неуплате налогов видится в установлении "заведомости".
Трудности и разногласия возникают не только при соотношении теоретических и практических выкладок в процессе расследования уголовных дел. При проведении криминалистического анализа налоговых преступлений нередко встают вопросы структуры их криминалистической характеристики.
В 2009 году следственными органами отмечается рост числа преступлений, совершаемых иностранными гражданами до 10%. Наибольший рост преступности отмечен в Москве и Санкт-Петербурге, что обусловлено высокой концентрацией иностранных мигрантов в этих регионах. И, конечно же, не меньшее число этих лиц находится в Московской и Ленинградской областях.
Анализ показал, что из всех совершенных иностранными гражданами преступлений убийства и причинение тяжкого вреда здоровью повлекшее смерть составляют около 25%, преступления против половой неприкосновенности — 13%, дача взятки — 11,5%.
При всем этом только около 60% иностранцев, совершивших преступления, находились на территории России легально, имели регистрацию по месту проживания. Зачастую, прибыв легально на территорию Российской Федерации, иностранные граждане пренебрегают правилами пребывания, выпадают из-под системы учета и совершают преступления.
Для решения этой проблемы необходимо постоянно отслеживать ситуацию с совершением преступлений иностранными гражданами, совместно с органами внутренних дел и Федеральной миграционной службы и разрабатывать конкретные меры, направленные на пресечение и предупреждение таких преступлений.
В настоящее время Следственным комитетом разрабатываются предложения по совершенствованию уголовного законодательства, направленные на более эффективную защиту прав работников и повышение ответственности руководителей.
Следственным комитетом в 2009 году в суд направлено 426 уголовных дел в отношении 428 руководителей, за совершение преступлений данной категории.
2.2 История расследования преступлений СК при прокуратуре РФ за 2007 до 2010 гг
В соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» образованы и с 7 сентября 2007 г. приступили к работе военные следственные органы Следственного комитета.
Система военных следственных органов включает:
военное следственное управление центрального аппарата;
12 военных следственных управлений по военным округам, флотам, Объединенной группировке войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, Ракетным войскам стратегического назначения и по городу Москве;
150 военных следственных отделов и 57 отделений.
За пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска, создано 5 военных следственных отделов: в Армении (г. Гюмри), Украине (г. Севастополь), Казахстане (г. Байконур и Приозерск) и Таджикистане (Душанбе).
Военные следственные органы осуществляют свою деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Общая штатная численность военных следственных органов — 1 384 военнослужащих, из них 836 следственных должностей. Некомплект следователей составляет 39 офицеров (4,6 %).
С первых дней деятельности военное следственное управление старается максимально четко организовать работу как в аппарате, так и на местах.
Для своевременного получения информации о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, оперативного принятия процессуальных и контрольных решений, а также для организации выездов на место происшествия и раскрытия преступлений разработаны и приняты организационно-распорядительные документы, созданы нештатные группы раскрытия, организовано круглосуточное дежурство.
Работа управления строится с учетом уровня и характера преступности в войсках.
Так, почти треть расследуемых преступлений составляют нарушения порядка прохождения военной службы — уклонение от прохождения военной службы и дезертирство. С начала 2009 г. количество военнослужащих, разыскиваемых за нарушения порядка прохождения военной службы, возросло на 3,6 %.
В связи с этим самое пристальное внимание уделяется организации розыска лиц, подозреваемых и обвиняемых в уклонении от прохождения военной службы.
С 1 октября 2009 г. во время осеннего призыва совместно с Главной военной прокуратурой, территориальными правоохранительными органами, органами военного управления, общественными и правозащитными организациями проводились широкомасштабные мероприятия, в ходе которых было установлено местонахождение 1 302 военнослужащих; 850 из них явились добровольно.
Трудности при расследовании уголовных дел об уклонении от прохождения военной службы возникают и у территориальных следственных органов.
С уверенностью можно сказать, что создание самостоятельного следственного органа придало новые качественные возможности следствию. В тесном взаимодействии с федеральными и местными органами исполнительной власти, общественными объединениями и организациями Следственный комитет разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве. На новой организационной основе выстраивает сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях быстрого и эффективного раскрытия преступлений и изобличения виновных лиц.
С начала деятельности Следственного комитета по март 2008 года в производстве его следственных органов находилось более 87 тыс. уголовных дел. Среднемесячная нагрузка следователей составила 3 уголовных дела. За 4 месяца окончено расследованием более 38 тыс. дел. Из них в суды направлено 90 % дел (34 тыс.). В ходе следствия дополнительно выявлено и раскрыто 3 тыс. ранее не состоявших на учете преступлений.
По всем без исключения показателям работы Следственным комитетом результаты, достигнутые в 2009 году, превосходят данные 2008 года. За истекший год количество требований прокуроров об отмене решений об отказе в возбуждении уголовного дела в регионах снизилось более чем на 20 тысяч, в 2 раза меньше поступило таких требований о повторной отмене данных решений и в 3 раза меньше прокуроры отменили решений о возбуждении уголовного дела.
Наведение порядка при рассмотрении сообщений о преступлениях позволило в 2 раза снизить и количество уголовных дел, возбужденных после отмен постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Следственные подразделения СКП в 2009 году на 20% снизили прекращаемость уголовных дел, на треть меньше вынесено решений о приостановлении предварительного следствия.
Все эти меры позволили повысить эффективность принятия процессуальных решений.
Повышение эффективности следственной работы сказалось и на качестве расследования уголовных дел. В 2009 году на треть сократилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования. Процент таких возвратов составил 2,6 от числа дел, направленных прокурору вместо 3,3% — в 2008 году.
Результативно работали следственные органы Приволжского федерального округа. Хорошие показатели направленных в суд уголовных дел в республиках Башкортостан, Татарстан и Мордовия, Чувашской Республике, Приморском крае и других регионах.
Примерно десятая часть уголовных дел расследуется военными следователями, на которых лежит основная нагрузка по борьбе с преступностью и коррупцией в войсках, обеспечению правовой защиты военнослужащих.
К сожалению, в работе следственных органов выявились и некоторые негативные тенденции.
Прокуроры стали чаще возвращать уголовные дела для производства дополнительного расследования. Если в 2006 г. следователям прокуратуры было возвращено 1 200 уголовных дел, за 2007 г. следователям Следственного комитета — 3 679, за 2008 — 3405, за 2009 — 2980.
Недоработки как следователей, так и руководителей следственных органов, осуществляющих процессуальный контроль, отмечаются в Республике Коми, Чеченской Республике, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Тверской областях, Южном следственном управлении на транспорте. В следственных органах республик Дагестан, Калмыкия и Курганской области для производства дополнительного расследования возвращается каждое десятое дело, Камчатского края — четверть всех уголовных дел, направленных прокурору. Такое положение, первый заместитель генерального прокурора Российской Федерации Председатель Следственного отдела при прокуратуре Российской Федерации, Бастрыкин А.И. считает нетерпимым.
Основными причинами возвращения уголовных дел по-прежнему остаются неполнота следствия, неправильная квалификация действий обвиняемых, нарушение их права на защиту.
Вызывает обеспокоенность и состояние дел с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства.
Следователями Следственного комитета прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям в отношении 532 лиц, из них 158 — содержались под стражей. Необходимо, правда, отметить, что решения о предъявлении им обвинения или об избрании меры пресечения принимали следователи органов прокуратуры до 7 сентября 2007 г. Но в целом это не меняет тенденции. В 2009 году следователями Следственного комитета прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям в отношении 352 лиц, из них 138 — содержались под стражей.
июня 2009 года в Казани прошел расширенное заседание коллегии по итогам работы следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации за первое полугодие 2009 года и о мерах по повышению эффективности противодействия коррупции, незаконному захвату чужого имущества (рейдерству).
С докладом выступил Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Александр Бастрыкин. Характеризуя состояние преступности в стране, Бастрыкин отметил, что на протяжении нескольких лет наблюдается тенденция снижения преступности. Только за 5 месяцев этого года оно составило 8 %. Во многом этому способствовало особое внимание профилактике правонарушений.
Вместе с тем, несмотря на положительные статистические тенденции, криминальная обстановка в стране остается сложной.
Из зарегистрированных 1 миллиона 300 тысяч преступлений более трети остались нераскрытыми, в том числе 715 убийств, почти 3 тысячи причинений тяжкого вреда здоровью, из них 464 — повлекших смерть потерпевшего. В результате преступных посягательств погибло более 19 тысяч человек, здоровью 23 тысяч граждан — причинен тяжкий вред.
За рассматриваемый период судами оправдано 16 человек, из них 8 — содержались под стражей. Наибольшее число оправданных — по уголовным делам, находившимся в производстве следственных органов республик Дагестан и Саха (Якутия), Ставропольского края, Московской, Курской, Липецкой и Тюменской областей.
Анализ недостатков следственной работы показал, что в большинстве случаев их можно устранить, лишь повысив требовательность к организации процессуального контроля со стороны руководителей следственных органов и квалификацию самих следователей. Немаловажно также при раскрытии и расследовании преступлений прошлых лет, совершенных в условиях неочевидности, шире использовать достижения науки и техники, современные возможности экспертных учреждений, повышать роль криминалистических служб.
На Первом Всероссийском совещании руководители следственных органов высказали обеспокоенность по поводу имеющихся пробелов в законодательстве.
По инициативе Следственного комитета принят Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который более четко определил процессуальные полномочия руководителя следственного органа.
С учетом предложений руководителей территориальных следственных органов подготовлен проект закона, предоставляющего руководителю следственного органа право лично рассматривать сообщения о преступлениях, возбуждать уголовное дело и производить по нему предварительное следствие в полном объеме, другие полномочия. Дополнительно регламентируется порядок проведения отдельных процессуальных действий до возбуждения уголовного дела и порядок соединения уголовных дел.
При этом надо учесть, что у дознавателей не имеется навыков в расследовании преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, военной службы, преступлений в сфере компьютерной информации, а также других преступлений, требующих проведения сложных и значительных по объему процессуальных действий.
Заключение
Деятельность Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации напрямую связана с обеспечением принципа неотвратимости наказания. Основными задачами Следственного комитета являются оперативное и качественное расследование преступлений, обеспечение законности при производстве предварительного следствия, защита прав и свобод человека и гражданина, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Созданная в системе прокуратуры структура следственных органов функционирует короткий промежуток времени. Думаю, что какие-либо масштабные оценки давать еще рано.
За столь непродолжительный срок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определенно наметились как положительные, так и некоторые отрицательные тенденции. Можно отметить два основных аспекта, которые затрагивают фундаментальные права человека: возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела. Здесь в первоочередном порядке должны быть обеспечены законность и обоснованность решений, принимаемых следственными органами прокуратуры, и не могут быть допущены ошибки.
Считаю, что работникам правоохранительных органов следует более полно и тщательно собирать доказательства, чтобы подтвердить обоснованность предъявленного обвинения в суде. Для исключения подобных фактов нужно повысить требовательность к следователям и руководителям следственных подразделений, своевременно и качественно проводить служебные проверки по каждому случаю нарушения прав граждан, устанавливать персональную ответственность работников. Обеспечение законности при производстве предварительного следствия, защита прав и свобод человека, а также охраняемых законом интересов общества и государства от преступлений, принятие мер по восстановлению нарушенных прав — это первоочередные задачи следственных органов.
В настоящее время в производстве следователей Следственного комитета находится ряд уголовных дел в отношении высокопоставленных должностных лиц субъектов Российской Федерации и местных администраций, руководителей правоохранительных органов в Приморском крае, Республике Бурятия, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, Волгоградской области и других регионах.
Сотрудники Следственного комитета должны действовать без оглядки на должностное положение обвиняемых. Это распространяется и на лиц, обладающих особым правовым статусом. Перед законом все равны. Следователи должны быть готовы столкнуться с юридически грамотным процессуальным противником, который обладает большими административным и финансовым ресурсами, привлекает к защите своих интересов высокопрофессиональных адвокатов.
Список использованных источников и литературы
I Нормативно правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации // Российская газета, №7, 21.01.2009;
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Российская газета № 238-239, 08.12.1994 г.
3.Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 17.06. 1996, № 25, ст. 2954.
.Уголовно-процессуальный кодекс РФ, №147-ФЗ // Российская газета, №249, 22.12.2001.
.Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета, №273, 06.12.2007г.
6.Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 122, 08.06.2007.
.Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 г. № 1007 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 06.08.2007г, №32, Ст.4122.
II Литература:
1.Деришев Ю.В. Органы предварительного расследования: прошлое, настоящее, будущее. — Омск, 2008. 22-23с.
2.Интервью руководителя Главного управления процессуального контроля Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации В.В.Игнашина информагентству «РИА-новости» // <#»justify»>4.Материалы всероссийского совещания руководителей следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации об основных итогах работы в 2007 г. и задачах на 2008 г. // Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, № 1, 2008.
.Миронов Д.П. Деятельность Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. — М.: Статут, 2009. 359с.
6.Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. М. Лебедева. — М.: Спарк, 2002. 269c.
.Отчет о деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации за 2008-2009 гг // Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, № 1, 2010. 13-45с.
.Соловьев Н. Реформа следственного аппарата: от перераспределения подследственности до модернизации УК // Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, № 1, 2010. 46-57с.
.Темираев О.Г. Процессуальная самостоятельность следователя Законность. 2008. N 4. .28-29с.
.Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.Н. Григорьева. — М., 2010. 661с.