Содержание
Содержание
Введение…3
1.Понятие государства и права5
2.Признаки государства и права………8
3.Происхождение государства история и теория……..13
3.1 Закономерность возникновения и развития государства.13
3.2. Особенности происхождения государства у различных народов мира ….17
3.3. Теории происхождения государства..24
4 Происхождение права история и теории34
4.1 Возникновение и развитие права.34
4.2Основные теории происхождение права..37
Заключение.40
Список использованной литературы…42
Введение
Актуальность темы заключается в том, что происхождение государства и права это одна из кардиналь¬ных проблем юриспруденции.
Задачами курсовой работы являются рассмотрение понятий государства и права и их основные признаки, истории и теории происхождение государства и права.
Объектом исследования курсовой работы является государство и право.
Предметом исследования курсовой работы понятия и признаки государства и права, истории и теории происхождения государства и права.
На протяжении многих десятиле¬тий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собст¬венности и государства». Отступление от энгельсовского понима¬ния процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.
После того, как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений уче¬ных-юристов по данной проблеме.
Многие из них настолько свыклись с теорией происхождения государства и права, разработанной, как указывает в предисловии к своей работе Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, что отказы¬ваться от нее и не собирались. Даже при искреннем желании осов¬ременить трактовку данной проблемы в их рассуждениях «уши» Маркса и Энгельса все равно торчали.
Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и поданно¬му вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.
Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода раз¬вития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.
Позиция четвертой группы ученых мне представляется не про¬сто весьма любопытной, но и в определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство которых, не зная досконально специфику таких явлений, как государство и право (и это нельзя им поставить в упрек), представляют процесс образования государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: госу¬дарственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями
Государство единая организация суверенной политической публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории, устанавливает и взыскивает налоги.
Право это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
1.Понятие государства и права
При определении понятия государства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явле¬ний разными людьми, но и сложность и многогранность самого государ¬ства как явления.
В каких смыслах, по мнению Кельзена одного из основателей теории правового нормативизма, может употребляться и употребляется понятие государства?
Во-первых, понятие государства может применяться в юридическом смысле. Государство може рассматриваться исключительно с «чисто «юридических позиций». Оно может представляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». В силу этого «с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка». Причем государство выглядит не иначе как «такой образ действий и порядок поведения лю¬дей, который мы обычно называем правовым порядком».
Государство как юридический феномен предполагает, что «отноше¬ния между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отно¬шениями между правом и индивидуумом». Это означает, по мнению Кельзена, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкцио¬нирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и дей¬ствиях связано правом».
Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте оно должно пониматься как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности».
Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, ха¬рактерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам. Фактически, не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существова¬ло и существует несколько командных структур. В результате их дея¬тельности всегда возникало значительное число доминирующих в обще¬стве отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что назы¬вается социологическим государством.
В-третьих, понятие государства может определяться как живой, «ес¬тественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассмат¬ривается не иначе как «форма социальной биологии».
Подобный взгляд на понятие государства до Кельзена разделялся многими авторами, в основном сторонниками так называемой органиче¬ской теории государства. Достигнув апогея в свом развитии на рубеже XIXXX в., данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом общество полностью ото¬ждествлялось с организмом, а государство считалось «единственным ин¬ститутом, предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и еще не родившихся граждан».
Наконец, в-четвертых, понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками — нормативистами как «система норм», как «норма¬тивный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть».
Государство, подчеркивал автор, имеет политический характер, про¬является прежде всего как политическая организация потому, что оно устанавливает «порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы».
Итак, сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.
Право, употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, оно означает то, что «всегда является справедливым и добрым», т, е. естественное право. Во-вторых, право это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право». По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений.
В полной мере сохранили свою значимость и актуальность, например, положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юри¬стами о неразрывной связи права и справедливости, права и добра.
Важную роль в формировании представления о сущности и содержании права, а также в его определении играют и такие факторы, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.
Право это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
2.Признаки государства и права
За всю историю развития человечества великими мыслителями и по¬литическими еятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.
Так, древнегреческий ученый и философ Демокрит (460370 гг. до н.э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. «…Хоро¬шо управляемое государство, писал он, есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».
Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (10643 гг. до н.э.) рассматривал в качестве одного из ос¬новных признаков государства дело, «достойное народа». Причем под народом им понималось «не любое соединение людей, собранных вме¬сте каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связан¬ных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».
Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. В чем оно за¬ключалось? Говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной по¬литической власти.
Основным признаком государства является также наличие аппара¬та принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принуди¬тельных учреждений (тюрьмы, лагеря и т. п.).
Аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами воору¬женных людей в литературе нередко называют публичной властью, при¬давая ей первостепенное значение.
В условиях первобытного строя власть имела общественный ха¬рактер. Она целиком и полностью совпадала непосредственно с насе¬лением. В обществе не было людей, которые бы не занимались произ¬водительным трудом, а только властвовали и управляли. Непосредст¬венно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существо¬вавших в рамках первобытнообщинного строя, выполнялись не выде¬ляющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях госдарственной организации, а самими заняты¬ми производительным трудом взрослыми членами этого общества.
Среди основных признаков государства выделим такой, как разде¬ление населения по территориальным единицам. В отличие от пер¬вобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от них принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, при госу¬дарственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, «в политическом отношении пре¬вращались в простую принадлежность территории».
Независимо от кровнородственных связей они выступают на терри¬тории государства либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства, под дейст¬вие его законов.
Территория государства своего рода материальная база, без кото¬рой оно не может существовать. Это естественное (а не какое-либо иное, в том числе общественное) условие существования и функциони¬рования государства.
Одним из основных признаков государства является суверените. Что он означает? Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международной арене.
Верховенство проявляется в способности государственной власти са¬мостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государст¬венных и партийных, общественных органов и организаций.
В суверенитете государства находит свое политическое и юридиче¬ское выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выра¬жается способность государства, независимо от других государств, фор¬мировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.
В мире всегда существовали и существуют государства с формаль¬ным или ограниченным суверенитетом.
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу рас¬пространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со сто¬роны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета допускается самим госу¬дарством по взаимной договоренности с другими государствами, напри¬мер, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добро¬вольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединя¬ются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Выдержка из текста работы
Федеральное агентство по образованию |
|
Восточно-Сибирскийгосударственный технологический университет |
УДК 32.001(075.8) |
Институт экономики и права |
ББК 66.1я73 |
Кафедра государственно-правовыхдисциплин |
М 13 |
|
Рецензенты: |
|
Минникес И.А. к.ю.н., |
Доржиев Ж.Б. |
доцент Байкальского государственного университета |
экономики и права, г. Иркутск |
|
|
Раднаев В.М., к.ю.н., доцент, |
|
заведующий кафедрой ВСГТУ, г. Улан-Удэ |
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Учебно-методическоепособие для студентов специальности 021100 «Юриспруденция»
Издательство ВСГТУ, 2005 Улан-Удэ:
Доржиев Ж.Б.
Экологическое право. Учебно-методическоепособие.
– Улан-Удэ:Изд-воВСГТУ, 2005. – _345__ с. ISBN
Учебно-методическоепособие подготовлено на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 021100 – Юриспруденция). Предлагаемое пособие содержит краткий лекционный материал, планы семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы и материал для контроля знаний студентов, распределенных по блокам, в которые объединены соответствующие, логически взаимосвязанные темы и тестовый материал к ним.
Предназначена для студентов юридических и неюридических специальностей. Может быть полезна для преподавателей.
Учебное пособие обсуждено и одобрено кафедрой «Государственноправовые дисциплины» Института экономики и права.
Ключевые слова: теория государства, теория права, понятие о государстве, понятие о праве, правоотношения, система права , юридическая ответственность
Печатается по решению редакционно-издательскогосоветаВосточно-Сибирскогогосударственного технологического Университета
ISBN |
ББК |
© Ж.Б. Доржиев, 2000 г.
© ВСГТУ, 2000 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Программа курса
2.Краткий курс дисциплины:
Тема 1. Теория государства и права как наука. Тема 2. Происхождение государства и права. Тема 3. Основные понятия о государстве.
Тема 4. Правовое государство.
Тема 5. Правопонимание в юридической науке. Тема 6. Основные понятия о праве.
Тема 7. Право в системе социального регулирования. Право и правосознание. Правовая культура.
Тема 8. Правовое регулирование.
Тема 9. Правотворчество и нормативные акты. Тема 10. Система права.
Тема 11. Нормы права.
Тема 12. Правовые отношения.
Тема 13. Реализация правовых норм. Правоприменение. Тема 14. Толкование права.
Тема 15. Юридические документы и юридическая техника.
Тема 16. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
Тема 17. Законность и правопорядок в современном обществе. Тема 18. Правовые системы современности.
3.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
4.Примерный перечень курсовых работ
5.Планы семинарских занятий
6.Примерная тематика контрольных работ. Ч. 1.
7.Примерная тематика контрольных работ. Ч. 2.
8.Задания к проведению промежуточного контроля
9.Тестовые задания к промежуточному контролю
3 |
4 |
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебно-методическоепособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 021100 – Юриспруденция).
В системе юридических знаний теория государства и права является базовой онтологической и методологической наукой. Основные цели его изучения: усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовыхявлениях; получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; уяснить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.
Учитывая фундаментальный характер теории государства и права, нужно иметь в виду широкий диапазон связей не только с философскими, экономическими, историческими, политологическими учениями, но и с отраслевыми юридическими науками. Теория государства и права как наука исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовыхявлений; сущность государства и государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Пристальное внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, правопониманию и правовой культуре, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности.
Предлагаемое пособие содержит краткий лекционный материал, планы семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы и материал для контроля знаний студентов, распределенных по блокам, в которые объединены соответствующие, логически взаимосвязанные темы и тестовый материал к ним.
ПРОГРАММА КУРСА 1. Общая характеристика курса
Курс является обязательной базовой дисциплиной, читается в 1 и 2 семестрах.
В курсе изучаются теоретические и практические аспекты общих закономерностей возникновения, становления и развития государства и права на различных исторических ступенях общества, сущность, содержание, формы и функции государства и права, правовое регулирование, правотворчество и правореализация.
2. Общие требования ГОСВО, требования ГОСВО к циклу дисциплин, региональный компонент (дидактические единицы)
Теория, общие закономерности возникновения и развития государства и права; Сущность и функции государства и права, их характерные признаки, формы, содержание и черты; место и роль государства и права в жизни общества и его политической системе; право, правосознание, законность и конституционность; правовое регулирование; законность и конституционность; правовое регулирование; законодательный процесс; реализация права; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность; законность и правопорядок.
3.Предметные цели обучения
Дать студентам знания и навыки в области овладения основами теории государства и права, необходимыми и достаточными для дальнейшего изучения правовых явлений, углубленного изучения отраслевых и специальных дисциплин.
Формы проведения занятий: лекции, семинары. Формы контроля:
•текущий контроль – проведение тестов, фронтальный, выборочный и групповой опросы, подготовка домашних заданий и др.;
•итоговый контроль – зачет, защита курсовой работы, экзамен, включающий ответы на поставленные вопросы;
•Итоговая оценка выставляется по бальной системе: выводится суммарный балл за семестр; состоящий из баллов, полученных на семинаре, при промежуточном и итоговом контроле, учитываются баллы за выполнение домашних заданий, за проявление активности на семинарских занятиях, за посещаемость лекций и семинаров, участие в научных семинарах и конференциях. Суммарный балл переводится в пятибалльную оценку.
5 |
6 |