Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Прогнозирование как метод принятия управленческих решений……..5
1.1.Искусство и наука прогнозирования……………………………………..5
1.2.Классификация основных методов прогнозирования………………….7
1.3.Основные этапы решения проблемы и этапы прогнозирования сложных систем…………………………………………………………………………….11
2.Формальные методы прогнозирования управленческих решений и сферы их использования…………………………………………………14
2.1. Математические методы………………………………………………..14
2.2.Методы логического и функционально-логического прогнозирования………………………………………………………………………………………16
2.3. Методы экстраполяции………………………………………………….18
3. Неформальные методы прогнозирования управленческих решений и сферы их использования………………………………………………………..21
3.1. Экспертные методы …………………………………………………….21
3.2. Модель дерева целей……………………………………………………25
4.Использование методов прогнозирования управленческих решений применительно к организациям в сфере торговли и услуг……………..27
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………36
Приложение 1 Основные уровни технологий и стадии реализации идей…37
Приложение 2 Блок-схема основных этапов разработки прогноза………….38
Приложение 3 Эффективность применения различных методов прогнозирования……………………………………………………………….39
Выдержка из текста работы
Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов и государств. Практическое управление возникло тогда, когда появились организации.
Для эффективного осуществления функций управления необходимы связующие процессы, такие, как принятие решений и коммуникация.
В наши дни трудно представить себе организацию или предпринимателя, которому не приходилось бы принимать управленческое решение. Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным производством обусловило широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов. Во всех сферах жизни управление играет огромную роль. Любая организация нуждается в рациональном и эффективном управлении. Организация — составная часть управленческой деятельности, представляющая собой объединение людей и материальных средств для достижения некоторой цели. Главная задача для любой организации — это получение максимальной прибыли. Принятие решений, так же как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Принятие решений присутствует при осуществлении всех управленческих функций, поскольку и при планировании, и при организации, и при мотивации, и при контроле необходимо принимать управленческие решения. Действительно, не приняв соответствующего решения, нельзя реализовать ни одну из перечисленных выше функций управления. При принятии решения перед руководителем стоят две задачи: выработать возможные варианты решений и из них выбрать наилучшее.
Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно, с началом его сознательной коллективной деятельности. Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений. Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании. Современные организации отличает от организаций старого типа наличие существенно большего числа крупных и гигантских организаций. А в таких организациях роль управленческого решения возрастает. В отличие от организаций старого типа в современных организациях большое количество руководителей высшего и среднего управленческого звена. Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие управленческого решения в соответствии с делегированным ему объемом полномочий. В современной эффективно функционирующей организации занятие руководящего поста происходит по праву компетентности и принятого в организации порядка. Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать. Деятельность современной организации отличает наличие сравнительно большого числа специалистов, не являющихся даже руководителями, которым в силу делегированных им полномочий в организации необходимо принимать важные для организации решения. Коллективная работа и рациональность, в основе которых профессиональное управленческое решение, стали стержнем организационной культуры современной фирмы.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном, динамично развивающимся мире всё большее значение придают изучению управления, вследствие чего появляется потребность в изучении основ принятия управленческих решений.
Целью исследования является изучение вопросов, связанных с управлением, а также с принятием управленческого решения.
В соответствии с целью исследования были выявлены следующие задачи:
· раскрыть содержание понятия управленческое решение;
· выявить основные этапы принятия управленческого решения;
· проанализировать деятельность организации и выявить проблемы;
· сформировать варианты управленческих решений;
· обоснованно выбрать наиболее рациональное управленческое решение.
При написании работы использовались учебники и учебные пособия, монографии, статьи в научных и периодических изданиях.
Глава 1. Теоретико-методолгические закономерности принятия управленческих решений в системе менеджмента
1.1 Сущность, понятие и место управленческих решений в системе
менеджмента.
Каждый человек в течение дня принимает десятки, а на протяжении жизни тысячи решений. Некоторые из них весьма индивидуальны: где пообедать? что делать? Другие решения более сложны и требуют тщательного обдумывания. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения.
Cуществует много определений управленческого решения. Вот некоторые из них:
· Решение — это выбор альтернативы.
· Решение — это рациональный выбор как минимум из двух альтернатив.
· Управленческое решение представляет предписание к действию (перечень конкретных необходимых мер), позволяющих привести систему (объект) в требуемое состояние.
Эти приведенные определения подразумевают наличие некоторой проблемы и/или ситуации, требующей принятия решения для своего разрешения или изменения. Однако для менеджера принятие решений — это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.
Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, то есть планирование, организация, мотивация и контроль. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий:
· выработку и постановку цели;
· изучение проблемы;
· выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;
· рассмотрение вариантов решений;
· выбор и окончательное формулирование решения;
· принятие решения;
· доведение решений до исполнителей;
· контроль за выполнением решений.
Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Принятие эффективных решений — одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации. Принятие решений затрагивает практически все области человеческой деятельности и есть неотъемлемая часть процесса управления.
Основными критериями, отличающими управленческие решения являются:
Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально — экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений — гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения[4,с 402].
Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за её пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.
Таким образом, управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений.
Существует несколько точек зрения на место процесса принятия управленческих решений в управлении организацией. Из всех подходов можно выделить два наиболее часто встречающихся, которые определяют процесс принятия управленческих решений как: связующее звено, важную часть для выполнения всех других функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). В рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции; управление есть совокупность циклических действий по разработке и принятию управленческих решений.
Таким образом, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую (субъект на объект управления), что в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей. Принятие управленческих решений представляет собой процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации, либо какой-то возможности, и заканчивается выбором решения — действия по устранению проблемной ситуации либо снижением ее остроты или использованием возможности [8,с. 12 ].
1.2 Классификация управленческих решений.
Виды управленческих решений. Их можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности, риска (неопределенности). (Некоторые авторы рассматривают решения, принимаемые в условиях риска и неопределенности, раздельно.)
В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив.
В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.
В данном случае важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решений вне ее.
Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:
· по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;
· по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
· по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
· по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;
· по сложности: простые и сложные;
· по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.
Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.
· Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.
· Алгоритмические — предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.
Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и (рациональные решения.
· Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.
Организационные решения можно разделить на две группы:
· запрограммированные;
· незапрограммированные.
В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
Запрограммированные решения — это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу запрогра……..
Список литературы:
1. Балдин К.В., Управленческие решения, М.: «Дашков и К», 2007, 496 с.;
2. Батрик Р., Техника принятия эффективных управленческих решений, Спб: «Питер», 2006, 416 с.;
3. Вертакова Ю., Управленческие решения: разработка и выбор: Учебное пособие, М.: «КНОРУС», 2005, 352 с.;
4. Голубков Е. П., Технология принятия управленческих решений, М.: «Дело», 2005, 544 с.;
5. . Гончаров В.И.Менеджмент- Мн, 2003.- С.163
6. Дорофеев В.Д. и др. Менеджмент- М.,2008.- 251
7. Злобина Н.В. Управленческие решения. 2007.
8. Кабушкин Н.И.Основы менеджмента М., 2005.- С.20
9. Литвак Б.Г Управленческие решения. — М.: Экмос, 2003. — 124 с..
10. Мескон М.Х., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента./ Пер. с анг.: — М.: Дело, 1994.
11. Саак А.Э. , Тюшняков В.Н., Разработка управленческого решения: Учебник для вузов , Спб., 2007;
12. Смирнов Э.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 109 с. (серия Вопрос — ответ).
13. Травин В., Подготовка и реализация управленческих решений, М.: «Дело», 2005, 80 с.
14. Уткин Э.А. Управление фирмой. — М.: Акалис, 1996.
15. www.management.web-standart.net