Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Стратегическое развитие, как функция менеджмента в стратегическом развитии и прогнозировании…………………………………………………….5
1.1 Понятие «стратегия» и сущность стратегического планирования и программы СЭР..………………………………………………………………….5
1.2 Содержание стратегического плана развития города, района, региона……………………………………………………………………..11
1.3 Стратегический план – механизм ответственной власти. Инвестиционная стратегия…………………………………………………………………………14
1.4. Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития города, региона…………………………………….17
2. Разработка проекта стратегии развития муниципального образования (региона, города, района)……………………………………………………….22
2.1. Разработка стратегического плана муниципального развития. Базовый уровень…………………………………………………………………………..22
2.2. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования………………………………………………………………..…27
Заключение………………………………………………………………….….33
Список литературы…………………………………………………………….36
Выдержка из текста работы
Актуальность. Планомерное развитие общества — одно из основных достижений человеческой цивилизации. С помощью прогнозирования, планирования и программно-целевого подхода обеспечивается комплексность развития всех звеньев хозяйственной системы.
Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.
Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения и т.д.
Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.
Управление социально-экономическим развитием России и его субъектов регулируется Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В законе содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития.
Закон установил, что результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Наиболее важные его положения могут и должны быть применены для разработки прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне.
Политика социально-экономического развития государства должна быть основана на взаимосвязи и взаимообусловленности развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития. Действительно, все объекты социальной и экономической деятельности региона дислоцируются на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому уже сформировавшиеся принципы региональной политики государства могут служить методологической базой для решения проблем социально-экономического развития муниципальных образований.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики прогнозирования, планирования и государственного регулирования экономики, соответствующие законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам управления социально- экономической сферой.
В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным проведение исследования прогнозирования и планирования социально-экономического развития субъекта РФ.
Объект исследования – Октябрьский район Челябинской области.
Предмет – система прогнозирования и планирования социально-экономического развития Октябрьского района Челябинской области.
Цель работы – разработка прогнозирования и планирования социально-экономического развития Октябрьского района Челябинской области на 2015 год.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования социально – экономического развития региона в рамках стратегического планирования;
2. Определить основные положения социально-экономического положения Октябрьского муниципального района в 2014 году;
3. Проанализировать проблемные аспекты социально-экономического развития Октябрьского района;
4. Провести разработку основных направлений стратегии развития октябрьского района;
Методами исследования являются: теоретический анализ литературных источников, анализ документации, системный анализ.
Практическая значимость результатов выполненного исследования состоит в возможности использования разработанных теоретических положений и практических рекомендаций при разработке прогнозов и планов в Октябрьском районе Челябинской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета 2014 № 6418.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
3. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. №30. Ст. 2871
4. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. №803 // Российская газета. 1996. №23, ст. 2756
5. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №1. Ст. 1.
6. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 декабря 1998 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №7. Ст. 785
Литература:
7. Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д., Прикладная статистика. Исследование зависимостей. – М.: Финансы и статистика. 2013. – 490 с.
8. Астахов А.И. Финансовое планирование. – М.: Финансы, 2014. – 388 с.
9. Герасимов А.Н. Стратегический мониторинг муниципальных образований. – М.: СГИ, 2014. – 229 с.
10. Зотов В.Б. Муниципальное управление. – М.: СГИ, 2012. – 320 с.
11. Зотов В.Б. Система муниципального управления. – М.: Олма-Пресс, 2014. – 495 с.
12. Иванов В.В., Коробова А.Я. Муниципальный менеджмент. – М.; ИНФРА-М, 2011. – 340 с.
13. Куценко В.А., Сиднев С.П. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении. – М.: Статистика, 2012. – 395 с.
Периодические издания:
14. Гапонов К.Л. Взаимосвязь стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования // Финансовая газета. №31. 2014. С.31-36
15. Герасимов Е.Н., Русин А.С. Сбалансированная система показателей как инструмент реализации стратегии // Финансовая газета. №7. 2014. С.29-34
16. Грувман Т.Б. Использование социальных технологий в реализации стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Управление персоналом. №10. 2014. С.14-18
17. Миролюбова О.В. Стратегия развития отрасли сельского хозяйства // Ремедиум. №11. 2014. С.18-21
18. Морозов А.Н., Сухоруков Е.Ф. Стратегия использования человеческого потенциала, как критерий устойчивого развития муниципального образования // Управление персоналом. №16. 2014. С.8-14