Содержание
Содержание
Введение3
1. Сиротство, как социальное явление: виды и причины появления6
1.1. Причины появления сирот6
1.2. Проблемы детей сирот8
1.3. Социальные проблемы детей-сирот в современном российском обществе11
2. Профилактика сиротства в современной России14
2.1. Основные пути решения проблемы социального сиротства14
2.2. Профилактические мероприятия по снижению числа сирот19
2.2.1. Патронатные семьи19
2.2.2. Профилактические меры по предотвращению отказа от материнства22
2.2.3. Профилактические меры по снижению сиротства на уровне государства28
Заключение33
Список литературы:36
Введение
Проблема сиротства была включена в сферу научных и практических интересов относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла.
Сиротство это социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время сиротами считались дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. «Дети-сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель» [1].
Социально-экономические и нравственные процессы в обществе, происходящие в XX веке во многих странах мира обусловили появление социального сиротства, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям. «Социальный сирота это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем» [2].
Около 700 тыс. официально признанных по статистике детей-сирот и около трех млн. беспризорных детей (по экспертным оценкам) поставили проблему социализации этой категории детей в ряд наиболее приоритетных национальных проблем [4]. Фактически общество переживает состояние растерянности по поводу возможности разрешить тот комплекс проблем, который обусловлен ситуацией сиротства. Оно ставит перед психологией, педагогикой и медициной как социально ориентированными системными науками острые социальные запросы.
Проблема сиротства была включена в сферу научных и практических интересов медицины и психологии относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла.
Появилось новое направление в психиатрии социальная психиатрия сиротства. Россия приняла международную классификацию болезней, в которую в качестве медицинского диагноза включены расстройства привязанности. Психиатры и клинические психологи активно исследуют факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот. Тезаурус научных исследований пополняется новыми понятиями (например, «синдром сиротства»).
Традиционная, наиболее распространенная в бывшем Советском Союзе и современной России модель воспитания детей-сирот детский дом признана неадекватной потребностям развития ребенка большинством зарубежных и отечественных исследователей.
Конечно, экономический кризис в стране является одним из важнейших источников проблемы сиротства. Она возникала в эпоху экономических кризисов и в Америке, и в Европе. Увеличение пособий малоимущим семьям во многом способствовало ее разрешению. Напомним, что пособие на ребенка в России, независимо от доходов семьи, составляет 90 рублей в месяц (меньше трех долларов США), в то время как на содержание ребенка в детском доме затрачивается в десятки раз больше (около 3-5 тысяч рублей). Увеличить пособие на детей в малоимущих семьях один из самых простых и очевидных путей борьбы с сиротством. Однако в задачи данной монографии не входил подробный анализ экономических аспектов проблемы, так как ее авторы психологи и специалист по организации социальной работы. Мы можем лишь сослаться на опыт западных стран, которые апробировали многие из рассмотренных нами конкретных методов решения проблемы сиротства и сочли их не только соответствующими гуманистическим и моральным нормам, но и целесообразными в экономическом плане.
Нельзя не указать на катастрофический рост потребления алкоголя в последние десятилетия в нашей стране как на важнейший фактор деградации и распада семей, а также высокой смертности мужского населения России, Отмечается рост женского алкоголизма. Проблема алкоголизации родителей это проблема фактически каждой неблагополучной семьи. Пока общество не обратит внимание на эту ситуацию и не примет срочных мер по ее изменению, вряд ли стоит ожидать и существенных сдвигов в решении проблемы сиротства.
Однако простых путей решения проблемы сиротства не существует. Уже из перечисления групп детей и семей, имеющих к ней отношение, видно, сколь сложна и многогранна должна быть система мер, направленная на профилактику сиротства, жизнеустройство детей-сирот, преодоление последствий сиротства.
Таким образом, первый магистральный путь решения проблемы сиротства это поддержка, развитие, распространение позитивного российского опыта решения проблем детей-сирот и детей группы риска.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы сиротства в современной России и определить профилактические пути роста сиротства.
1. Сиротство, как социальное явление: виды и причины появления
1.1. Причины появления сирот
Сиротство как социальное явление существует столько же, столько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Наиболее актуальной данная проблема становится для стран, переживающих различные социальные трансформации, в том числе и для России. Сиротство является неизбежным спутником военных конфликтов, радикальных реформ и революций.
Проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В современном обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. Глобальные изменения, происходящие на мировой арене, позволили философам и культурологам назвать современную эпоху вторым «осевым временем».
Сиротство в нашей стране имеет давнюю историю, и оно связано с периодом формирования феодального государства. С тех пор государственные указы касались институциональной формы обустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в теоретических исследованиях широко используюся два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство — это явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Скрытые социальные сироты это дети, имеющие родителей, которые в силу ряда причин не занимаются их воспитанием. Это приводит к тому, что большая часть данных детей попадают в асоциальную группу.[4; 56]
Социальное сиротство является одной из ключевых социальных проблем современного российского общества. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.
По статистическим данным количество детей-сирот составляет в России на начало 2006 года 800 тысяч детей, из них социальными сиротами являются 90%. В Республике Башкортостан количество детей-сирот составляет 18 тысяч, социальными сиротами являются также 90%.
Феномен социального сиротства связывается с двумя факторами: кризисом семьи и социально-экономической нестабильностью в обществе. Эти факторы, образуют круг причин, появления социальных сирот:
социальная дезорганизация семей;
материальные и жилищные трудности родителей;
нездоровые отношения между родителями;
слабость нравственных устоев;
негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). [6; 89]
1.2. Проблемы детей сирот
К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:
−умерли;
−лишены родительских прав;
−ограничены в родительских правах;
−признаны безвестно отсутствующими;
−недееспособны (ограниченно дееспособными);
−отбывают наказание в исправительных колониях;
−обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
−уклоняются от воспитания детей;
−отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений,
куда ребенок помещен временно.
Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.
Выдержка из текста работы
Актуальность проблемы исследования. К сожалению, современное состояние общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптация детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а, наоборот, получили дальнейшее развитие. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.
Стоит отметить, что в последнее время среди подростков, которые оказываются на скамье подсудимых, стремительно растет число социальных сирот. Потеряв родительский надзор, они начинают пропускать уроки, искать развлечения на улицах.
По данным Государственного комитета статистики, по состоянию на 01.01.2011 г. в Украине насчитывается 98 119 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Несмотря на то, что в стране функционируют 88 приютов и 32 центра социально-психологической реабилитации детей, количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, остается высокой.
Таким образом, постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорниками.
С целью локализации явления социального сиротства в Украине развиваются инновационные формы опеки, проводится работа с семьей, направленная на формирование ответственного родительства.
Несмотря на имеющийся спектр разнородных научных исследований социального сиротства, дополнительного изучения требуют причины его возникновения, особенности существования в условиях современного украинского общества, реализация опеки над детьми-сиротами, наиболее эффективные формы и методы профилактики этого явления, что и послужило главным мотивом выбора данной темы.
Выше сказанное обозначило выбор темы курсовой работы: Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи детей и молодежи.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что изучению данной темы посвящено значительное количество работ. Исследованиями проблем явления социального сиротства занимались: Брутман В.И., Иванова Н.П., Грибанова Г.В, Карл Е., Цимбал Е.И., Лиханов А., Мухина В.С., Смагиной Л.И. И.В., Рузской А.Г., Чербакова И.М., Галагузовой М.А., Василькова Ю.В., Т.А. Василькова и многие другие, посвятившие свои труды данной тематике. Над проблемой научного определения категории «социальное сиротство «и путями решения этой проблемы в Украине на современном этапе ее развития активно работают С. БАПОР, Л.С. Волынец, Н.М. Комарова, А.Г. Антонова-Турченко, И.Б. Иванова, И.В. ИИеша, С.В. Кононенко, А.Г. Зинченко. Различные аспекты сиротства как социального явления рассматривались в работах таких зарубежных ученых, как А. Адлер, П. Бергер, Дж. Боулби, Т. Лукман, Р. Мертон, К. Роджерс, Н. Смелзер, В. Фалберг и др.., среди российских и отечественных ученых этой проблемой занимались Г. Бевз, Л. Волынец, И. Дементьева, И. Дубровина, А. Капская, Н. Комарова, И. Пеша, В. Смирнов, П. Селянин, И . Шатилов, А. Яременко.
Цель исследования: изучение явления социального сиротства, условий и причин его возникновения, и поиск наиболее эффективных инновационных форм и методов профилактики.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1) уточнение понятия «социальное сиротство», категорий детей, относящихся к социальным сиротам;
2) рассмотрение основных факторов, условий и причин, влияющих на распространение этого явления;
3) выявление последствий социального сиротства;
4) изучение существующих форм и методов профилактики социального сиротства в условиях центра социальных служб и проблем профилактики, а также поиск путей из преодоления;
5) разработка инновационных форм и методов профилактики в условиях специализированного социального центра.
Объект исследования: явление социального сиротства.
Предмет исследования: причины появления социального сиротства и пути его преодоления.
Методы исследования: теоретические методы — изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы.
На основании полученных в процессе исследования научных данных, были разработаны инновационные формы и методы профилактики данного явления в условиях социального центра для «детей улицы».
Апробация результатов исследования. Основные результаты творческой работы отражены в выступлении на конференции на базе РВУЗ КГУ «Неделя науки» (г. Ялта, 2012-2013 гг.), Международной конференции «Студенческая практика-ключ к будущей профессии» (г. Ялта, 2012-2013 гг.), Студенческой конференции «Молодая наука» (г. Ялта, 2012-2013 гг.).
Раздел 1. Социальное сиротство как социально педагогическое явление
1.1 Определение понятий явления социального сиротства
Социальное сиротство — относительно новый феномен жизни украинского социума. Социальное сиротство — явление социальное, обусловленное уклонением или отстранением родителей от выполнения родительских обязанностей по отношению к несовершеннолетнему ребенку. Социальные сироты — это особая социально-демографическая группа детей, которые вследствие социальных, экономических и морально-психологических причин остались сиротами при живых родителях.
Социальное сиротство — явление, обусловленное уклонением или отстранением родителей от выполнения родительских обязанностей по отношению к несовершеннолетнего ребенка. Безпалько с 102-103
Социальные сироты — это особая группа детей, родители которых вследствие социальных, экономических и морально-психологических причин не выполняют родительских функций. Безпалько с 102-103
На сегодня в Украине не существует устоявшегося определения по этой категории детей. В прессе, периодических изданиях, психолого-педагогических трудах, результатах социологических исследований употребляются такие термины, как: безнадзорные; бездомные; беспризорные, дети улицы, дети, лишенные родительской опеки, социальные сироты; несовершеннолетние группы риска. Безпалько с 102-103
Под понятием «сиротство» обычно понимают социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без родительской опеки вследствие лишения последних родительских прав или признания их в установленном порядке не дееспособными. Социальное сиротство является термином социально-психологическим и не имеет соответствующего закрепление в праве, что стало причиной существенных расхождений в оценке уровня распространенности этого явления. Неоднозначность понимания этого понятия связана, прежде всего, с тем, что оно обобщает различные аспекты положения детей, которые нельзя ни с чем сравнить, что влияет на углубления недоразумений, связанных с сущностным содержанием понятия «социальное сиротство «. По мнению украинских исследователей А. Капской, И. Пинчук, С. Толстоуховой, социальное сиротство является социальным явлением, злостного уклонения или отстранением родителей от выполнения родительских обязательств несовершеннолетнего ребенка.
И. Козубовская, И. Мигович определяют социальное сиротство как социальное явление устранения значительного круга лиц от исполнения ими родительских обязанностей или безразличия в этом (деформация родительского поведения).
В рамках социологической науки под этим понятием принято понимать социальное явление, вызванное уклонением или отстранением родителей от выполнения родительских обязанностей в отношении несовершеннолетнего ребенка
Между тем в этом определении без внимания остается состояние детей, которые являются социальными сиротами.
В настоящее время различают два типа сиротства: сироты (дети до 18 лет, которые не имеют родителей) и социальные сироты (дети, имеющие биологической родителей, которые по любым причинам лишены родительских прав). Причем большинство таких детей в Украине являются социальными сиротами, то есть имеют живых родителей, но находящихся под опекой государства.
Это свидетельствует о функциональной несостоятельности большого количества граждан воспитывать собственных детей, что является серьезной социальной проблемой современного украинского общества. Следовательно, понятие «социальное сиротство» является составной понятия «сиротство». С точки зрения интересов ребенка, по разным причинам потерявшего родительское попечение, наиболее принципиальным является то, что такой ребенок лишен возможности иметь социальные связи с родителями или с одним из них. К категории детей-сирот, согласно действующему законодательству, принадлежат: дети, у которых умерли или погибли родители, дети, оставшиеся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, отобранные у родителей без лишения родительских прав, дети, чьи родители считаются без вести пропавшими или недееспособными, объявлены умершими, дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы и находятся под стражей на время следствия, разыскиваемых органами внутренних дел из-за уклонение от уплаты алиментов и отсутствие сведений об их местонахождении, дети, родители которых длительное время болеют и не имеют возможности выполнять свои родительские обязанности, дети, родители которых неизвестны, дети, от которых отказались родители; беспризорные дети.
Существенные различия сущностного содержания терминов «дети-сироты», «дети, лишенные родительской опеки», «биологические и социальные сироты» указанными сферами их использования: в нормативно-правовых документах используют только первые два варианта, зато в социально-педагогической, психологической и социологической литературе — все варианты.
Основываясь на вышесказанном, уточним сущность понятия «социальное сиротство» не с позиции родителей, а с позиции детей как его объекта, поскольку такой подход считаем более целесообразным. Социальное сиротство — такое явление, при котором дети остаются без родительской опеки, а родители или не могут, или не хотят исполнять свои родительские обязанности и функции.
Главным признаком, по которому ребенка относят к этой категории является факт его пребывания на улице большую часть суток и отсутствие у нее совокупности благоприятных условий для физического, духовного и интеллектуального развития.(Н.М. Комарова, А. Зинченко, И.В. Пеша). При психологическом трактовке категории учитывают субъективные ощущения ребенка, когда она чувствует себя одинокой: социальные сироты — это дети, которым не хватает близкого эмоциональной связи с родителями, во взаимных отношениях преобладает холод, равнодушие, а иногда даже враждебность. Критерий отнесения к социальным сиротам ребенка на основании того, что он чувствует себя одиноким не очень убедительным, поскольку, во-первых, высокие субъективные чувства могут быть неадекватными действительности, в которой находится ребенок, во-вторых, ребенок действительно одинок, может не осознавать свою ситуацию. С точки зрения педагогики определяющим при понимании понятия социального сиротства является воспитательное воздействие среды, в которой оказываются дети.
Неоднозначность касается понятия «социальное сиротство», а потому охватывает оно разнообразные положения детей, часто такие, которые нельзя ни с чем сравнить; увеличивается количество дополнительных значений, таких как психологическое, эмоциональное, духовное, правовое, временное, вторичное, кажущееся сиротство, безсемейность, в зависимости от авторских взгляде! на эти явления и различных способов анализа и критериев наилучшего, Так, по определению ЮНИСЕФ (Детского фонда ООН) в социальные сирот («детей улицы») относятся:
- дети, которые не общаются со своими семьями и живут в временных хранилищах (заброшенных зданиях и т.п.) или не имею вообще постоянного хранилища и каждый день ночуют где угодно;
- первоочередными потребностями их есть физиологическое выживание и поиск жилья;
- дети, которые поддерживают контакт с семьей, но из-за бедности, перенаселенность, различные виды эксплуатации и злоупотреблений по отношению к ним проводят большую часть дня, а иногда и ночи на улице;
- дети — воспитанники интернатов и приютов, которые по разным причинам сбежали из них и находятся на улице.
Исходя из необходимости принятия этого понятия и уточнения его сферы была проведена попытка выяснить содержание понятия в области, его непосредственно касается. Ведь явление беспризорности царит именно в детском окружении, причем настолько близко к нему, что при проведении анкетирования у одного мальчика даже возник вопрос «А кто это вам такое о себе расскажет? «
Признаки, характерные для безнадзорного ребенка, среди них: живет на улице, без матери, никто о нем не заботится, бродит по улице, не имеет поддержки, голодный, не имеет близких людей, отец-пьяница, не ходит в школу, одинокий, бьют родители, не хватает ласки и тепла, просит милостыню, относится к группе риска, сам себе зарабатывает на жизни, сам решает свои проблемы, ищет приключений, имеет заброшенный, неопрятный вид и другие, которые условно можно разделить на три группы: психологические, социальные, педагогические факторы. Участникам анкетирования было предложено выполнить 2 задачи: из перечня признаков выделить три, по их мнению характерные, которые обязательно присущи бездомному ребенку; и дать собственное толкование понятия «Беспризорный ребенок».
На сегодняшний день в Украине не существует устоявшегося определения по этой категории детей. В прессе, периодических изданиях, психолого-педагогических работах, результатах социологических исследований употребляются такие термины, как:
- безнадзорные;
- бездомные;
- беспризорные;
- дети улицы;
- дети, лишенные родительской опеки;
- социальные сироты;
- несовершеннолетние группы риска.
Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) относит к ним:
- детей, которые не общаются со своими семьями и живут во временных хранилищах;
- детей, которые поддерживают контакт с семьей, но из-за бедности, различные виды эксплуатации и злоупотреблений по отношению к ним проводят большую часть дня, а иногда и ночи, на улице;
- детей-воспитанников интернатов и приютов, которые по разным причинам ушли с ним и находятся на улице.
Это обобщенная характеристика «детей улицы», поскольку в зависимости от социально-экономических условий в стране степень маргинализации имеет свои специфические проявления.
Так, в странах Латинской Америки, в частности Бразилии, Аргентине, есть определенное количество детей, живущих па улице и совершают подавляющее количество асоциальных поступков.
В странах Европы детская беспризорность включает в себя не только детей, не имеющих постоянного жилья. Так, в Бельгии различают три группы «детей улицы»: дети улиц течение большей части дня, дети, которые попрошайничают, работающих на улице, дети, которые живут дома, но улица является средой их постоянного местопребывания.
В Швеции детей, не контактирующих с родителями, проводят большинство времени во временных помещениях и па улице, называют «брошенными».
В Италии по детской беспризорности употребляется термин «несовершеннолетние группы риска».
В Великобритании человек улице зависимости от возраста называют «юные беглецы» — дети до 18 лет, которые ушли из дома или воспитательного учреждения, «молодые бездомные» — лица, не имеющие работы и постоянного места жительства, «те, что спят на улице» — подростки и молодежь, не имеющих постоянного пристанища, ночуют под мостами и в разных местах уличных зданий.
В Греции, Турции, Хорватии «детьми улицы» называют преимущественно цыганчат и детей беженцев.
Таким образом, из приведенных примеров можно сделать вывод о том, что во многих странах существует социальная проблема детей, жизнедеятельность которых в подавляющем большинстве обусловлена условиями улице.
В «детей улицы» в Украине относят следующие группы несовершеннолетних:
- беспризорные дети — дети, не имеющие постоянного места жительства в связи с потерей родителей, асоциальными формами поведения взрослых в семье, и дети, которых выгнали из дома родители;
- безнадзорные дети — дети, имеющие определенное место жительства, но вынуждены находиться на улице в результате материальной несостоятельности опекунов (родственников, бабушек, дедушек) психических расстройств родителей; безразличного отношения последних к воспитанию детей;
- дети-беглецы из воспитательных учреждений — дети, подвергшиеся психологическому, физическому и сексуальному насилию в учреждениях интернатного типа и приютах;
- дети-беглецы из внешне благополучных семей — дети с высоким уровнем конфликтности, патохарактерологическими особенностями, отклонениями в психическом и личностном развитии;
- дети, по своим психологическим признакам подвержены постоянного пребывания на улице — дети, лишенные систематического родительского попечения; аутсайдеры школьных коллективов, дети с ярко выраженными признаками трудновоспитуемости, подвержены бесцельного времяпрепровождения.
1.2 Причины и условия, провоцирующие явление социального сиротства
Причинами социального сиротства в Украине могут выступать явления несущие последствия: потери родителями контроля над ребенком, побега из дома, отказ от ребенка являются:
1) низкий материальной уровень жизни многих семей, безработицы обоих или одного из родителей;
2) занятость родителей «челночным бизнесом», что требует частого и длительного отсутствия родителей;
3) отсутствие постоянного жилья (малообеспеченные семьи продают свои дома, чтобы обеспечить себе средства существования, заранее выписывая детей, оставляя их без крыши над головой);
4) асоциальный образ жизни одного или обоих родителей, как то различные виды зависимости: (пьянство, наркомания, токсикомания), проституция, участие в противозаконной деятельности;
5) принуждение детей к попрошайничеству со стороны взрослых членов семьи.
6) разнообразные формы насилия в отношении детей в семье.
Среди основных причин, которые влияют на увеличение количества социальных сирот, ученые определяют:
1) асоциальное поведение,
2) распространение алкоголизма и наркомании,
3) жестокое обращение с детьми;
4) недееспособность родителей, в том числе и через психические расстройства;
5) преждевременная смертность родителя
6) увеличение количества внебрачной рождаемости
7) высокий уровень безработицы и бедности в стране
8) увеличение числа несовершеннолетних родителей, не способны самостоятельно воспитывать детей;
9) рост преступности, когда родители отбывают наказание в местах лишения свободы;
10) разрушение традиционных семейных ценностей.
Рассмотрение факторов, влияющих на распространение социальной сиротства, позволяет сгруппировать их в две категории: внутрисемейные и общегосударственные.
К внутрисемейным относят:
1) безответственное отношение родителей к выполнению своих обязанностей,
2) употребление родителями алкоголя и наркотических веществ,
3) преступная деятельность и агрессивное поведение родителей.
К причинам, имеющим общегосударственный характер, относятся:
1) бедность семей, отсутствие действенных социальных программ поддержки семей с детьми,
2) снижение морального уровня населения страны,
3) повышение уровня смертности и психической заболеваемости населения.
Доминирующими детерминантами распространение сиротства и беспризорности детей является нестабильность и неупорядоченность общественной жизни, материальные невзгоды, а также кризис семьи: изменение форм семейной организации, увеличение количества внебрачных рождений, ослабление ее воспитательного потенциала, разрушение традиционных моральных норм, потеря фундаментальных человеческих ценностей, на которые обращают внимание современные социологи.
Стабильность государства, ее экономическое развитие в значительной степени зависят от физического и духовного развития ребенка, отношение государства к проблемам детей, их интересов и потребностей.
Сиротство — это один из показателей болезненного состояния общества. Как социальное явление его условно можно разделить на два типа.
К первому типу следует отнести тех детей, у кого нет отца или матери или нет обоих родителей (круглые сироты).
Второй тип сирот — социальные сироты — это дети, которые стали таковыми при живых родителях. Это дети родителей, находящихся в местах лишения свободы, признании недееспособными или находятся на длительном лечении, а также дети родителей, место нахождения которых неизвестно. Почти один процент новорожденных становятся социальными сиротами в первые часы жизни вследствие отказа от них.
Раздел 2. Профилактика социального сиротства как направление деятельности в работе центра социальных служб для семьи, детей и молодежи
2.1. Уровни профилактики социального сиротства
Одной из актуальных и социально значимых задач, а также перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе, является профилактика социального сиротства.
Р.Н. Войтлев, О.Н. Чалова, выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:
1) общесоциальный уровень — деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере;
2) специальный уровень — целенаправленное воздействие на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;
3) индивидуальный уровень — профилактическая деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или девиаций [4, с. 26].
Специализированными службами социальной поддержки семей проводится работа по профилактике раннего социального сиротства.
Профилактика первого уровня.
Цель профилактики первого уровня — создание условий, сокращающих возможности возникновения ситуаций с риском социального сиротства. Целевые группы: подростки, молодежь, не состоящая в браке, и семьи. Первый уровень профилактики направлен на повышение уровня социализации подростков и молодежи и обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивную, педагогическую, функцию социализации, и т.д.), а также предотвращения появления асоциальных семей.
Основной метод: просвещение, информационная поддержка, социальное диспетчирование, социальное посредничество.
Основные инструменты: информационные, обучающие и PR-программы; единая служба информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям («телефон доверия» — диспетчерская служба — «скорая помощь»).
Профилактика второго уровня (докризисный патронат).
Целью профилактики второго уровня является предотвращение социального сиротства. Целевая группа — одинокие матери и семьи групп риска по социальному сиротству с момента беременности и рождения ребенка. Таким образом, объектами профилактики второго уровня являются асоциальная и неблагополучная семья, беременные женщины и одинокие матери.
Основные инструменты: межведомственная система сбора информации о семьях с риском социального сиротства; единая служба информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям; социальный патронат ребенка и семьи в соответствии с индивидуальным планом.
Профилактика третьего уровня (кризисный патронат).
Цель профилактики третьего уровня — преодоление кризисной ситуации. Целевая группа: дети, нуждающиеся в государственной защите, и их семьи. Таким образом, объектом профилактики третьего уровня является дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Основной метод: социальный патронаж. Основные инструменты: социальный патронат ребенка и семьи по индивидуальному плану; временное помещение ребенка в дневной приют, замещающую семью, интернат и др.
Целью попечительского патроната является опека и воспитание детей-сирот. Объектом попечительского патроната являются дети, оставшиеся без попечения родителей, и замещающие семьи.
Основной метод: воспитание ребенка в замещающей семье.
Основные инструменты: опекунские, приемные, патронатные семьи, интернатные учреждения для детей со специальными потребностями, уполномоченные службы. Социально-психолого-правовая поддержка замещающих семей. Скрининг развития ребенка.
Постпопечительский патронат.
Цель постпопечительского патроната — социальная адаптация, предотвращение воспроизводства социального сиротства. Целевая группа: бывшие воспитанники интернатных учреждений и замещающих семей до 23 лет.
Основной метод: информационная поддержка, социальное диспетчирование, социальное посредничество.
Основной инструмент: уполномоченные службы постпопечительского патроната.
2.2 Формы и методы профилактики социального сиротства
Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире, можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества.
В профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны [3, с 98].
К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и помощь многодетным и юным семьям — это действительно базисные условия, существенные для предупреждения социального сиротства.
Важными мероприятиями в масштабах государства являются:
1) увеличение продолжительности декретного отпуска и мера его оплаты;
2) открытие и распространение учреждений, помогающих семьям в воспитании детей начиная с яслей, детских садов и домов социальной опеки сирот, опекающими семьями, интернатами и пр.
Очень важным фактором являются также бесплатные службы здравоохранения.
Специальной формой социально-педагогической деятельности, нацеленной на молодежь, является воспитание родительских чувств и обязанностей.
Чрезвычайно актуальной формой деятельности по предупреждению отказов от материнства является конкретная работа в группах повышенного риска. Одно из таких форм является женский кризисный центр.
Так, как одной из главных причин социального сиротства является неблагополучие семьи, одной из форм профилактики социального сиротства является работа с семьями, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства, формирование позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей [4, с 75].
Таким образом, профилактика семейного неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемых в практике социальной работы. Профилактикой семейного неблагополучия занимается центр социальных служб для семьи, детей и молодежи.
Так, основными направлениями социально-педагогической деятельности центра социальных служб для семьи, детей и молодежи являются:
1) определение правовых основ социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
2) разработка и реализация общегосударственных, региональных программ социальной поддержки семей, детей и молодежи, социального становления молодежи и других программ по семей, детей и молодежи;
3) организация и осуществление социальной работы с семьями, детьми и молодежью, предоставление им социальных услуг;
4) осуществления менеджмента в социальной работе с семьями, детьми и молодежью;
5) обеспечения соблюдения минимальных социальных стандартов осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
6) создание благоприятных условий для функционирования и укрепления семьи;
7) содействие ответственному отношению родителей к созданию условий, необходимых для всестороннего развития и воспитания детей;
8) развитие различных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
9) утверждение здорового образа жизни в семейной, детской и молодежной среде;
10) осуществление социально-профилактической работы, реабилитационных мероприятий по восстановлению социальных функций, психологического и физического состояния детей и молодежи, подвергшихся жестокости и насилия, пострадавших от торговли людьми, привлекались к наихудшим формам детского труда, социальная поддержка ВИЧ-инфицированных детей, молодежи и членов их семей;
11) интеграция в общество детей и молодежи с функциональными ограничениями;
12) содействие общественным организациям, иным объединениям граждан, физическим лицам в реализации ими собственных социально значимых инициатив и проектов в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью в порядке, определенном законодательством;
13) развитие и поддержка волонтерского движения в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
14) осуществления кадрового, научно-методического, финансового, материально-технического, информационного обеспечения социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
15) установления и укрепления связей с социальными службами за рубежом, интеграция в международную систему социальной работы.
В центре социальных служб для семей, детей и молодежи социальная профилактика в семье предусматривает осуществление:
1) комплексных мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в семье и жестокого обращения с детьми, торговли людьми, наихудшим формам детского труда; системного учета и ухода за детьми и молодежью, которые проявили склонность к асоциальному поведению;
2) информационно-просветительской, пропагандистской работы в семьях, среди детей и молодежи по месту жительства, учебы или работы, направленной на формирование у личности стандартов позитивного поведения, здорового образа жизни.
3) предупреждения насилия в семье и механизм их взаимодействия при осуществлении таких мероприятий.
В центре социальных служб для семьи, детей и молодежи социально педагогическую деятельность осуществляет специалист по социальной работе, в должностные обязанности которого входят:
1. Организация выявление и регистрация на территории города, на предприятиях, в организациях, учреждениях семей, отдельных граждан, подростков и детей, нуждающихся в социальной, медицинской, юридической, психологической, педагогической, материальной и иной помощи, охраны и защиты их нравственного, физического и психологического здоровья.
2. Способствует формированию семейных ценностей и принципов ответственного родительства.
3. Организация выявление уязвимых категорий граждан с признаками сложных жизненных обстоятельств (подростков, семей с детьми) и осуществляет их социальное инспектирование и оценку потребностей.
4. Обеспечение осуществление социального сопровождения семей в сложных жизненных обстоятельствах.
5. Содействие привлечению благотворительной помощи и других возможностей для поддержки уязвимых категорий граждан и решение их проблем.
6. Установление причин конфликтных ситуаций и отклонений, которые вызвали асоциальные явления.
7. Регистрация асоциальные явления и разрабатывает комплекс мер по их устранению, уменьшению негативного влияния на социум.
8. Пропаганда здорового образа жизни, нормы поведения и использования свободного времени, методы семейного планирования и хозяйствования, воспитания детей, бережного отношения к ветеранам и инвалидам, высокие образцы этики и культуры социальных отношений.
9. Разработка мероприятий по профилактике негативных явлений, правонарушений в детской и молодёжной среде.
10. Содействие трудоустройству лиц, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
11. Сотрудничество с органами охраны общественного порядка в вопросах устранения причин и профилактики негативных социальных явлений.
12. Проведение психологических, информационных, юридических, педагогических консультаций.
13. Принятие мер по устройству лиц, нуждающихся в помощи, в лечебные учреждения, интернаты для детей, профессионально-технические училища и т.п.
14. Предоставление в соответствующие организации материалы и документы по проблемам неисполнения родительских обязанностей, вопросам опеки, попечительства, воспитания, ухода, помощи, лечения и т.п.
15. Участие в работе учреждений и организаций, обеспечивающих социальную деятельность по: реабилитации, адаптации, социальной помощи и защиты, опеки и попечительства, приютов, интернатов, центров для молодежи, подростков и детей, клубов, ассоциаций и объединений по интересам.
Таким образом, не в задачах, не в направлениях деятельности центра социальных служб для семьи детей и молодежи, и должностных обязанностях специалиста по социальной работе нет упоминания о профилактики социального сиротства, однако каждый спектр их деятельности в какой-то степени направлен на профилактику социального сиротства, так как деятельность центра направлена на устранение самих причин социального сиротства.
Данное утверждение свидетельствует о том, что профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи детей и молодежи проводится через социальную профилактику в семье специалистом по социальной работе.
Однако, как видно из социальной ситуации в стране, не смотря на деятельность центров социальных служб для служб для семьи детей и молодежи, число социальных сирот неукротимо растет. Данный факт свидетельствует о том, что без специфически направленных мер по предупреждению явления социального сиротства, не будет должного результата.
Таким образом, появляется потребность создания специального центра, в задачи которого входила профилактика социального сиротства.
Так одним из форм профилактики социального сиротства может быть создание на базе центра социальных служб для семьи, детей и молодежи «Центр социально-педагогической помощи детям улиц». Так как в категорию «Детей улицы» входят в основном дети и подростки, имеющие статус социальных сирот. Можно говорить, что основной задачей центра будет профилактика социального сиротства, безнадзорности, преступности, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, возвращение детей в нормально функционирующие полноценные семьи.
Задачи деятельности центра:
1. Выявление и изъятие с улицы бездомных детей и подростков.
2. Реабилитация «Детей улиц» и возвращение их в семью
3. Информирование несовершеннолетних и их родителей в рамках реализации программы по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних.
4. Оказание индивидуальной и групповой консультационной помощи по вопросам воспитания детей, профилактики алкоголизма наркомании и СПИДа, а также по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и защите их прав.
5. Психолого-педагогическая поддержка, коррекция, реабилитация и социально-правовая защита детей и семей группы риска (дети, подростки, молодёжь с девиантным поведением).
Направления деятельности:
1. Проведение консультативной, профилактической, коррекционной и психодиагностической работы среди несовершеннолетних.
2. Привлечение к работе по профилактике правонарушений и безнадзорности профильных учреждений с целью: организации досуговой деятельности детей и подростков и воспитания подрастающего поколения, ориентированного на социально приемлемые формы поведения.
3. Координация работы социальными педагогами Центра с досуговыми центрами, кружками, секциями и т.д. в целях проведения мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни.
4. Разработка и реализация специальных программ с учетом индивидуального подхода в работе с несовершеннолетними по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма и наркомании.
Таким образом, инновационной формой профилактики социального сиротства является создание специализированного «Центра социально-педагогической помощи детям улиц»
2.3 Проблемы профилактики социального сиротства и пути их преодоления
социальный сиротство профилактика
В лице социальных служб и специальных ведомств государство должно защитить ребенка и дать ему шанс на нормальную жизнь. Однако каждый десятый ребенок ежегодно сбегает из приюта, каждый третий оказывается в местах лишения свободы, каждый пятый становится бомжем, каждый десятый сводит счеты с жизнью.
Законодательная база, достаточная, чтобы эффективно заниматься проблемой социального сиротства. Трудности возникают при переносе документальных положений в реальную жизнь [3].
Одной из основных причин невысокой эффективности профилактики социального сиротства является позднее выявление семейного и детского неблагополучия, отсутствие комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса. Помощь семьям и детям строится как набор отдельных услуг, зачастую нескоординирована и не выстроена как единый процесс реабилитации. В недостаточной степени распространены и используются современные технологии профилактической работы. Многие семьи, переживающие раннюю стадию развития кризисной ситуации, имеют внутрисемейные и личностные ресурсы для ее преодоления. Необходимым условием восстановления выступает своевременное получение извне целенаправленной помощи, использующей потенциал семьи для реабилитации ее способностей осуществлять воспитание детей и уход за ними. Раннее выявление семейного неблагополучия позволяет минимизировать затраты и усилия специалистов, необходимые для восстановления семьи, обеспечения соблюдения прав ребенка. Организация работы с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, позволяет сохранить детям кровную семью, сократить число лишений родительских прав [4].
На региональных уровнях отсутствует единая межведомственная система выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству для проведения профилактической работы. Только начинает формироваться система информирования и кризисного консультирования нуждающихся в помощи несовершеннолетних детей и семей (Телефоны доверия).
Помощь семьям и детям группы риска по социальному сиротству осуществляется различными ведомствами разрозненно, по разным критериям и основаниям и из-за отсутствия эффективного взаимодействия не представляет собой единого комплекса мероприятий. Деятельность по реабилитации детей и семей и социальный патронаж семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не имеют достаточного нормативного обеспечения. Отсутствуют стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, предоставление необходимых социальных услуг этим семьям не гарантировано. Недостаточно развита система включения детей группы риска по социальному сиротству в систему дополнительного образования и досуговую деятельность. Система постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только начинает свое развитие. Отсутствует система профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства [1].
Так пути решения данных проблем могут быть следующие:
- организация взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих функции по защите прав детей, профилактике сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения на основе внедрения единого механизма защиты прав каждого ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите;
- формирование единого реестра услуг для семей и детей группы риска по социальному сиротству, детей-сирот и лиц из их числа;
- внедрение региональных стандартов бюджетных услуг по защите прав детей, профилактике социального сиротства и семейному устройству;
- оптимизация межведомственной системы сбора информации о семьях группы риска по социальному сиротству, о детях, нуждающихся в государственной защите, о кандидатах в усыновителях, опекунах, приемных родителях, воспитателях патронатных семей, а также о семейных воспитательных группах и замещающих семьях, создание региональных баз данных и реестров по замещающим семьям различных типов, по детям, находящимся в различных формах замещающей заботы;
- внедрение механизмов контроля качества оказываемых услуг;
- разработка и внедрение дополнительных мер, обеспечивающих позитивную социализацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте 18-23 лет);
- создание системы раннего выявления и кризисной помощи для семей с детьми, нуждающимися в государственной защите, из следующей составляющих: сбор информации о фактах нарушений прав детей, расследование, принятие решения об открытии/закрытии случая; оказание реабилитационных услуг для семьи и ребенка, мониторинг;
- формирование первичной сети специалистов, осуществляющих координацию реабилитационной работы с семьей и детьми, нуждающимися в государственной защите, по месту их проживания (из расчета 1 специалист на 10-20 семей), развитие реабилитационных услуг для семей в социально опасном положении;
- создание системы социальной реабилитации детей, нуждающихся в государственной защите, включающая инфраструктуру подростковой занятости и досуга детей, реабилитации и социальной адаптации детей групп риска (на базе учреждений общего и дополнительного образования);
- реализация мер по расширению образовательных возможностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, включая проекты по профессиональному самоопределению, организации дополнительных образовательных курсов для воспитанников и выпускников детских сиротских учреждений;
- развитие услуг для одиноких матерей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих детей до 7 лет;
- объединение усилий науки и практики по разработке и апробации на базе окружных опорно-экспериментальных учреждений, созданных из числа социальных учреждений, работающих с семьей с детьми, инновационных форм и технологий профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей [5].
Общие ВЫВОДЫ
Итак, на основе существующих определений социального сиротства, в работе это социальное явление рассмотрено со стороны детей, а не их родителей. Основными факторами, влияющими на увеличение количества социальных сирот, является асоциальное поведение, распространение алкоголизма и наркомании, недееспособность родителей, в том числе и через психические расстройства, увеличение количества внебрачной рождаемости, преждевременная смертность населения, рост преступности, увеличение числа несовершеннолетних родителей, разрушения традиционных семейных ценностей. Эти явления современного социума приводят к увеличению масштабов социального сиротства, последствиями которого являются нарушения физиологического, психологического и социального развития детей-сирот.
Поэтому создание оптимальных условий для поддержки социально незащищенных категорий детей является одной из важнейших задач настоящего, которое заключается не в изоляции обездоленных детей от общества, а в их интеграции в социум через приоритетность в социальной политике семейных форм воспитания детей-сирот, эффективную социально-психологическую поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их имущественных, жилищных и юридических интересов, а также развитие государственной социальной политики, направленной на формирование семейных ценностей как первоочередных основ развития общества.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что социальное сиротство — это сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в Украине сегодня. Профилактика социального сиротства- это, прежде всего, создание различных фондов, которые в свою очередь будут разрабатывать, и внедрять региональные и модели профилактики социального сиротства; разрабатывать и внедрять профилактические услуги для семьи и детей; реализовать образовательные программы; оказывать экспертные и консультационные услуги; осуществлять проекты, направленные на остановку роста социального сиротства. Только такими способами Украина сможет преодолеть такое кризисное состояние, как социальное сиротство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. БАПОР Сильвия. Теория и практика опекунства в Польше. — Ивано-Франковск, 2000.80
2. Бевз Г.М. Приемные семьи / Г.М. Бевз. — М.: Главник, 2009. — 112 с.
3. Государственный комитет статистики Украины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ukrstat.gov.ua.
4. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. — М., 2007.
5. Методические рекомендации социальным работникам по социального сопровождения приемных семей / Н.М. Комарова, Т.М. Бевз, Л.С. Волынец и др.. -К., 2009.
6. Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Воспитание и развитие детей в детском доме / В.С. Мухина. — М., 1996.
7. Пеша И. В. Социальная защита детей-сирот и детей лишенных родительской опеки. — К., 2010.
8. Пеша И.В. Причины социального сиротства и развитие семейных форм вос-ния детей-сирот в условиях трансформации украинского общества [Электронный ре-сурс] / И.В. Пеша. — Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/ Usoc/2006_2/59-68.pdf.
9. Понятийно-терминологический словарь по социальной работе / [сост. И.В. Козубовский, И.И. Мигович, В.В. Сагарда и др..; Под общ. ред. И.В. Козубовская, И.И. Миговича]. — Ужгород: УжНУ: Художественная линия, 2011. -124 С.
10. Приюты для несовершеннолетних: статус и особенности работы. — К., 2008.
11. Психолого-педагогические аспекты работы с «детьми улицы» / Под ред. В. Безпалько.-К., 2010.
12. Словарь-справочник для социальных педагогов и социальных работников / [под общ. ред. А.И. Капской, И.М. Пинчук, С.В. Толстоуховой]. — М.: Логос, 2000. — 260 с.
13. Социальная педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.И. Папского. -К., 2000.
14. Социальное сиротство в Украине: экспертная оценка и анализ существующей в Украине системы содержания и воспитания / Авт. кол. Л.С. Волынец, Н.М. Комарова, И.Б. Иванова и другие. — К., 2008.
15. Социологический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/sotziologicheskiij-slovar.
16. Таболова Е.М. Феномен социального сиротства: современное состояние проблемы, пути преодоления [Электронный ресурс] / Е.М. Лагерная. — Режим доступа: http://www.psyh.kiev.ua/.
17. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2009.
18. Технологии социальной работы: Учебник под общей редакцией проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2010.
19. Шепелева А. Социальное сиротства: постановка проблемы
20. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: учеб. пособ. / Л.М. Шипицина. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун.-и, 2012. — 628 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Рис. 1. Социальное сиротство в Украине
Приложение 2
Рис. 2. Карта Социального сиротства в Украине
Размещено на