Содержание
Введение3
Глава 1. Современный менеджер в системе управления библиотекой7
1.1. Менеджер — профессиональный руководитель7
1.2. Функции менеджера11
Глава 2. Профессионально-квалификационная и личностная модель современного менеджера15
2.1. Личностная характеристика менеджера15
2.2. Аспекты самоменеджмента21
2.3.Управление персоналом библиотеки27
Заключение31
Список литературы33
Приложение 136
Приложение 237
Приложение 338
Приложение 439
Приложение 540
Выдержка из текста работы
1.3 Как выглядит современный российский и зарубежный менеджер. Профессиональные качества и навыки менеджера в 21 веке, и его роль на предприятии и в экономике…………………………………………………….12
Глава 2. Важные особенности, касающиеся профессии менеджера.
2.1 Уровни управления и типы руководителей…………………………………21
2.2 Подготовка профессиональных менеджеров сегодня……………………….27
2.3 Недостатки современных менеджеров и проблемы возникающие на этой почве…………………………………………………………………………….30
Заключение ……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Управление также старо как человечество. Известно, что как только возникли племена первобытных людей, там появлялся вождь, чьей обязанностью было руководить, заботиться о людях, принимать важные решения, касающиеся не только своей жизни.
Необходимость появления управления сегодня объясняется разделением труда в масштабе всего государства. Процесс производства нуждается в координации. По мнению К. Маркса любой труд, который осуществляется в рамках предприятия или в масштабах целого государства, нуждается в управлении, берущее на себя множество обязанностей. «Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».
Управление присутствует во всех сферах деятельности человека, в том числе и производстве. Но зачастую сегодня во главе компаний сегодня стоит менеджер-это наемный работник, которые выполняет множество функций в рамках существования этого предприятия. Существует, однако, различие между понятиями «руководитель» и «менеджер». Руководитель осуществляет координацию и контроль работы сотрудников как элементов бюрократической системы, которая имеет жесткие формальные правила. Но как оказалось бюрократия-это не самый эффективный способ достижения максимальной эффективности предприятия. Вместе с тем менеджер вбирает в себя роль как формального и неформального лидера, чья работа опирается на живое общение со своими подчиненными. Следуя функции управления в обязанности менеджера входят следующие классы:
· Планирование
· Организация
· Координация, контроль
· Мотивация
· Исследование
· Анализ и регулирование.
Сегодня менеджер-это одна из самых востребованных профессий, так как профессиональное управление приведет фирму к процветанию на рынке. Однако, подготовка менеджера-это довольно сложный и долгий путь. В масштабах государства для воспитания специалистов в этой области необходимы колоссальные изменения:
-создание обширной базы данных
— создание подходящей технической базы
— квалифицированные преподаватели
— интегрированность бизнес -образования и работы организаций( то есть, чтобы студенты получившие теоретические знания могли опробовать их на практике).
Однако, и этих мер недостаточно, так как самому человеку, выбравшему эту профессию необходимо постоянно развивать свои человеческие и профессиональные качества, обновлять свою систему знаний, быть в курсе последних событий и уметь применять на практике свои навыки и умения.
Итак, в рамках данной курсовой работы будут рассмотрены такие вопросы как:
1) Что же такое менеджмент, как выглядит менеджер- настоящий профессионал своего дела
2) Насколько существенны различия между менеджером 21 века и его предшественником
3) Какова система и тенденции обучения менеджменту сегодня
4) И, наконец, какие проблемы, связанные с рассматриваемой темой, сегодня наиболее актуальны.
Глава 1 Профессия менеджера, его функции и роли
1.1. Профессия менеджера: что она представляет из себя
Существует большое количество терминов, дающих определение понятия менеджмент. Итак, согласно Большому экономическому словарю менеджер (англ, manager — управляющий) 1) управляющий, специалист по управлению производством и обращением товаров, работающий по найму. М. организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. М. является должностным лицом фирмы, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. В отличие от членов наблюдательных и контрольных органов менеджеры наделяются исполнительной властью; Но если разобраться в корнях происхождения этого слова, то получится вот что: Итальянское слово maneggio означает деятельность по приручению необъезженной лошади. Тот, кто профессионально занимается этой деятельностью называется maneggio. А французское слово meneger означает ведение домашнего хозяйства. Это говорит о том, что контекстом как итальянских так и французских слов является деятельность по преодолению трудностей самостоятельно или с помощником, но ни в коем случае не исключительными усилиями других людей. Поэтому переводить слово менеджмент как управление можно лишь четко понимая его семантические особенности. Таким образом, вполне очевидно, что менеджер-это всегда наемный работник, привлекаемый владельцем для достижения его целей и соблюдения хозяйских интересов. Менеджмент как специфическая отрасль управленческой деятельности сложился в конце XIX — начале XX веков. Процесс становления менеджмента происходил одновременно и в органической взаимосвязи с процессом передачи управленческих функций от собственника фирмы к наемным специалистам — профессионалам по управлению. Вот тогда-то и возникла специфическая социальная фигура — менеджер, играющая важную роль в организации предприятий, фирм, банков и т.п. и в управлении ими.
Менеджер — это человек, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность, носящую инновационный, творческий, целенаправленный характер и ориентированную на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение эффективности функционирования управляемой организации.
Профессионализация менеджмента определяется тремя факторами. Прежде всего, это профессиональная подготовка самого менеджера, второе-профессионализм персонала управления, третье- организационные и социально-экономические условия, в которых возможно проявление профессионализма, его практическая реализация.
Рассмотрим каждый из этих факторов.
Профессиональная деятельность, которую можно представить или смоделировать в виде профессиограммы, включает в себя первое и самое главное-осознание области профессиональной деятельности, которая определяется не только объемом знаний и навыками их практического использования. Второе- освоение видов профессиональной деятельности, третье-приобретение профессионально- индивидуальных качеств, определяющих успех профессиональной деятельности, четвертое-готовность к роли лица, принимающего решения и берущего на себя ответственность за их реализацию, пятое- формирование интеллектуального потенциала определенного типа и структуры.
Следует добавить, что в профессиональном становлении менеджера большую роль играет не только набор этих качеств, но и их комбинация.
Область определения профессиональной деятельности менеджера-это социально-экономическое поведение человека. Конечно, менеджер, работающий в производстве, воздействует и на технологические процессы, но это воздействие осуществляется через деятельность специалистов, их интеллект, отношение к труду, стимулы и мотивы. Знания технологии производства менеджеру необходимы, но не как основные профессиональные знания, а как дополнительные. Эти знания необходимы не для выполнения инженерной работы, а для понимания характера работы подчиненных ему людей. Это и должно быть основой того, какой должна быть система знаний у профессионально подготовленного менеджера.
Рис. 1. Профессиограмма менеджера
В чем состоят типические особенности деятельности менеджера?
Повседневная деятельность в такой специфической, постоянно изменяющейся ситуации предъявляет к менеджеру ряд требований, стремление осуществлять которые порождает некоторые типические особенности его работы, кристаллизовавшиеся в его социальном портрете. Основные из этих особенностей можно свести к следующему.
Во-первых, повседневная деятельность менеджера характеризуется инновационностью, нацеленностью на постоянный поиск новых и более эффективных способов функционирования организации, в которой он работает. Это принципиально отличает деятельность менеджера от работы бухгалтера или юрисконсульта, которые не склонны к инновации и работают в режиме неукоснительного выполнения установленных норм и правил. Инновационная сущность деятельности менеджера рельефно выражена в концепции латерального мышления, разработанной известным психологом Э. де Боно. В отличие от нашего обычного, вертикального мышления, которое обрабатывает информацию изначально заданным и привычным способом, латеральное мышление, утверждает де Боно, резко усиливает возможности вертикального мышления, не отменяя последнее целиком. Если вертикально мышление избирательно, то латеральное — созидательно; если первое развивается в заданном направлении, то второе само задает направление; если вертикальное мышление последовательно, то латеральное может совершать скачки; если первое сосредоточивается на чем-то одном и отбрасывает остальное, то латеральное ориентировано на любую новую возможность. Кроме того, латеральное мышление, в отличие от вертикального, ведет поиск не в наиболее, а в наименее вероятных направлениях, свободно от каких-либо ограничений и представляет собой вероятностный процесс, несет в себе возможность интуитивных озарений. В силу этих особенностей латеральное мышление позволяет использующему его менеджеру приобрести неизмеримо больший эвристический и творческий потенциал в организации своей деловой деятельности. Поэтому такой способ мышления, имеющий явно выраженный инновационный характер, позволяет менеджеру планировать будущее управляемой им организации в достаточно отдаленной перспективе, выдвигать перед ней масштабные цели и задачи, лучше просчитывать вероятность их достижения, четче представлять последствия достижения намечаемых целей.
Во-вторых, деятельность менеджера ориентируется на тщательное выявление, эффективное использование и всемерную активизацию имеющихся в организации ресурсов — кадровых, финансовых, материальных, технологических, административных. Успех деятельности менеджера в решающей степени определяется его способностями и умением мобилизовать все имеющиеся в организации ресурсы и эффективно их исполь……..
Список используемой литературы
1) Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»
2) «Страховое дело» 2012 №1 стр 12
3) Страховое дело 2012 №1 стр 13
4) Глушаков В., Глушакова Т. Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии. Мн., 2000. Стр 44-47
5) Якокка Ли. Карьера менеджера. Мн., 1996. Стр 82
6) Журнал «Страховое дело» за 2012 год № 1 стр 11
7) Журнал «Высшее образование сегодня» 2011 № 3 « Менеджмент в России: что мы имеем и чего хотим? Или почему у нас так много менеджеров и совсем нет ковбоев?» стр 47
8) Журнал «Высшее образование сегодня» « Ищем менеджеров» 2011№3 стр 30
9) Журнал « Страховое дело» «Менеджер как ключевая фигура в управлении интегрированными структурами в современных условиях» №1 2012 стр 13-14
10) Журнал «Страховое дело» № 1 2011 стр 14
11) Журнал « Страховое дело» «Менеджер как ключевая фигура в управлении интегрированными структурами в современных условиях» №1 2012 стр 15
12) Журнал « Страховое дело» «Менеджер как ключевая фигура в управлении интегрированными структурами в современных условиях» №1 2012 стр 21-24
13) Якокка Ли. Карьера менеджера. Мн., 1996. Стр 80
14) Глушаков В., Глушакова Т. Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии. Мн., 2000 стр 68
15) Кови С. 7 навыков лидера. Мн., 1996 стр 78
16) Журнал «Высшее образование сегодня» «Подготовка менеджеров и социально-экономическое развитие России» стр 11-15
17) Журнал «Высшее образование сегодня 2011 № 3 « Менеджмент в России: что мы имеем и чего хотим? Или почему у нас так много менеджеров и совсем нет ковбоев?» стр 46
18) Журнал « Высшее образование сегодня» 2008 №2 «Менеджмент в России: что мы имеем и чего хотим?» стр 47
19) Теория менеджмента/ Учебник для вузов. Питер, 2009 стр 145