Содержание
Оглавление.
Введение.2
Глава I. Профориентация и пути ее формирования3
§1. Проблема безработицы в современном обществе3
§2. Проблема профориентации молодежи…5
§3. Проблема профориентации школьников..7
§4. Научные основы профориентации учащихся.13
§5. Общая характеристика структуры личности школьника…15
§6. Методы изучения школьников в целях профориентации..17
§7. Профессиональное просвещение..18
§8. Задачи, формы и содержание профконсультации..18
§9. Методика проведения профконсультации…20
Глава II. Подготовка к труду и выбору профессии важнейшая задача школы…21
§1. Мотивы выбора профессии у школьников..21
§2. Роль темперамента в профориентации25
§3. Роль общего физического развития в профориентации28
§4. Значение особенностей характера в профориентации..30
§5. Индивидуальная консультация31
Выводы.33
Список литературы.34
Приложения.36
Выдержка из текста работы
Существует наука о воспитании — педагогика. Но воспитывать человека — это, скорее всего искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены талантом воспитателей.
Учительская профессия, — писал В.А. Сухомлинский, — это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся прикосновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта — постоянно открывать в человеке новое, изумляясь новому, видеть человека в процессе его становления — один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. [11, с. 49]
Высшая потребность человека — потребность в актуализации и развитии способностей (А. Маслоу, К. Роджерс), которая удовлетворяется при обеспечении условий любви, дружбы, безопасности, самоуважения и уважения других людей, Организуя реальность гуманистических межличностных отношений, мы можем удовлетворить потребность человека, тем самым, стимулируя процесс развития и актуализации его способностей.
Гуманистическая педагогика, учитывая наследие прошлого и ориентируя практику современного образования на свободное развитие человека, на стимуляцию его саморазвития, обратила внимание на проблему педагогических межличностных отношений, где доминирующее значение приобрел вопрос любви учителя к ученикам. Любовь к детям считалась необходимым качеством педагога, при наличии которого возникла естественная возможность развивать гуманистические отношения с воспитанниками. Любовь соединяла педагога и воспитанника, делала их единодушными. Предваряла проявление открытости, доверия, побуждала к стремлению развивать собственные способности. [10, с. 198]
Гуманистическая педагогическая традиция сохранилась в передовом опыте современных учителей (И.П. Волков, Т.И. Гончаров, В.Ф. Шаталов, Е.А. Ямбург и др.), доказавших возможность организации творческого взаимодействия и гуманистических отношений с учащимися. Педагог в общении с учащимися не направляет, не навязывает им собственный социальный опыт, а лишь войти в мир культуры, в котором воспитанники самостоятельно определяются.
Такое направление стало центральным в современных педагогических научных исследованиях, рассматривающих проблемы процесса воспитания (Р.А. Валеева), влияние коллектива на развитие личности (Л.И. Новикова), саморазвития личности (Л.Н. Куликова), меж субъективных педагогических отношений учителя и ученика.
Объект исследования — процесс развития гуманистического воспитания его влияние на современную систему обучения.
Предмет исследования — личность ребенка в гуманистическом воспитании.
Цель исследования — рассмотреть историю становления гуманистического воспитания, определить эффективность и актуальность закономерностей, принципов, методов и средств воспитания в современной системе образования, выявить его влияние на формирование гуманности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить процесс развития гуманистического воспитания;
. Выявить и обозначить влияние гуманистического воспитания на современный процесс обучения и формирование гуманности у школьников.
. Разработать комплекс методов по воспитанию гуманности у младших школьников;
. Выявить актуальность гуманистического воспитания в современном процессе образовательной деятельности.
Гипотеза исследования — Мы предполагаем, что с помощью средств и методов гуманистического воспитания (анкетирование, наблюдение и беседа), можно сформировать нравственные качества личности младших школьников, что в свою очередь позволяет достигнуть конечной цели — воспитание гуманного человека. Показать актуальность гуманистического воспитания в современном процессе образовательной деятельности.
Глава 1. Теоретические аспекты гуманистического воспитания
.1 Исторический смысл гуманистической педагогики
Смысл изменения системы воспитания — в ее гуманизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека.
Гуманистическое воспитание, предстоит утвердить в школе, призвано выступить преемником лучшего из культурного наследия, при этом важно отбросить то, что было создано людьми в целях формирования человека — средства, но сохранить то, что способствует возвышению личности. В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной целью; ориентация на личность результат и показатель эффективности воспитания; опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса). [3, с. 45]
Педагогическое наследие веков содержало в себе ряд фундаментальных гуманистических идей, которые оказали определяющее влияние на гуманистический поиск конца XIX — начала XX столетий. Уже в V в. до н.э. Сократ рассматривал воспитательный процесс с точки зрения организации саморазвития человека, пробуждения заложенных в нем от рождения активности и творческого начала. Сократ словом и делом доказал, что подлинная образованность может развиться только личного духовного усилия человека, связанного уже с имеющимся у него опытом.