Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Профессионализм и компетентность государственного служащего5
Глава 2. Состояние профессиональной культуры и профессионализма в государственной службе12
Заключение28
Список использованной литературы:30
Выдержка из текста работы
2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/Под ред. В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф, 2006.-368 с.(30-32).
Содержание занятия
I. Организационный момент.
II. Ознакомление с темой и задачами занятия.
III. Изучение нового материала.
1. Календарно — тематическое планирование.
Педагогический процесс являясь целенаправленным и организованным, требует для реализации своих существенных признаков продуманности и плановости. Даже педагогическое творчество возможно только тогда, когда все организационные вопросы решены в ходе планирования. В практике школ сложились два основных вида планирования в учебной работе – календарно-тематическое и поурочное.
В календарно-тематическом плане указываются в хронологической последовательности темы и разделы курса, количество учебных часов для каждой темы и календарные сроки начала и окончания работы по каждому разделу. Если тема большая, целесообразно указать количество часов и сроки работы по подтемам. В плане также указываются формы организации учебной работы, предусматривая то оборудование, которое нужно заранее подготовить, характер творческих заданий, особенно тех, которые надо дать заблаговременно.
Необходимость заблаговременного составления календарно тематических планов вызывается следующими соображениями: 1) работу по каждой теме необходимо представить в её логической последовательности, имея в виду задачи ознакомления с фактическим материалом и обобщениями, усвоение знаний, формирование умений и навыков; 2) следует выделить и подчеркнуть основные идеи в содержании темы, особенно мировоззренческого значения, и наметить, как сконцентрировать материал вокруг этих стержневых идей; 3) требуется заранее предусмотреть, какая часть работы выполняется на уроках, когда и как включаются в работу экскурсии, семинары, лабораторные и практические занятия и другие формы обучения; необходимо наметить последовательность всех видов занятий, указать тип каждого урока т.е . его основное назначение; 4) после проведения каждого занятия необходимо в колонке «примечание» отметить, что надо учесть на следующий год.
Начинается календарно-тематическое планирование с изучения программы. Эта часть работы выполняется перед началом учебного года и каждой четверти. Особое внимание надо обратить на основные цели и задачи учебного предмета в целом, а также каждой учебной темы. Изучая содержание конкретного раздела, учитель уясняет логическую взаимосвязь его с ранее изученным материалом и с тем, который предстоит изучить позже. Это позволит сформулировать ближние и дальние цели обучения.
Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь должен обратиться к программе для того, чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить на каждом конкретном уроке.
Следующий этап — изучение методической литературы: учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических руководств и статьи в педагогических журналах и других источниках.
Поурочное планирование.
А) Подготовка учителя к уроку. Её можно представить следующим образом.
—Изучая учебник, педагог соотносит характер и логику раскрытия в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет полноте изложения темы и доступности, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для понимания, методика объяснения этих вопросов на урока тщательно продумывается.
—Изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по темам урока. Учитель просматривает не только существующие пособия, учебные диафильмы и кинофильмы, компьютерные программы и материалы, но и знакомится с аннотациями телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание надо уделить учебным демонстрационным лабораторным работам. Технику и методику их организации учитель тщательно отрабатывает.
Б) Разработка плана урока.
План урока- это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. Он составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают:
-тему урока
-цели и задачи урока, при этом надо учитывать возможные цели урока- усвоение знаний , привитие навыков и умений , развитие познавательной сферы учащихся и обогащение творческого опыта и воспитание; сообразно целям следует намечать упражнения , творческие задачи, конструируя, если их нет в пособиях;
-структура урока- последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся;
-перечень и место учебных демонстраций;
-время на каждый этап урока;
-необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.
Учитель в процессе подготовки определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Положения и правила, а также тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и по возможности записаны. Чтобы целенаправленно и тем самым успешно провести опрос, при подготовке урока учитель продумывает, какие вопросы он поставит отдельным ученикам и кого именно он хочет спросить. Только так он сможет равномерно опросить всех и получить представление об уровне знаний.
При подготовке к уроку намечается и домашнее задание. Этим учитель достигает того , что оно становится органической и составной частью образовательной и воспитательной работы и одновременно обеспечивает переход к следующему уроку. При этом необходимо предусмотреть, сколько времени потребуется учащимся для выполнения домашнего задания, исходя из возрастных особенностей и возможностей.
При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. Очень важно заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у слабоуспевающих, и наметить пути их преодоления (наводящий вопрос, дополнительное пояснение учителя или вызванного ученика, рисунок на доске ). Учитель заранее продумывает, когда будет проводиться работа со всем классом и в каких случаях учащиеся должны работать самостоятельно.
В) Письменное оформление плана урока не должно быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подобный план, а по сложным и трудным темам- краткие конспекты уроков. Основные пункты работы на уроке могут быть особо выделены.
Целесообразно фиксировать планы уроков по темам на карточках. Эти карточки содержат распределение материала, замечание к нему, указание литературы и методов, использование учебных и наглядных пособий. Составленные однажды карточки должны постоянно дополнятся. При подготовке к урокам они могут быть только вспомогательным средством, а в каждой новой ситуации должны использоваться творчески.
Но составленный план урока не должен превращаться в самоцель и приводит к тому, что учитель во время урока работает только по нему, забывая об учениках. В таком случае он теряет руководство классом. Хороший учитель не прикован к плану: если это необходимо, он может отойти от него и, несмотря на измененные условия, достичь намеченной цели.
В некоторых учебных заведениях практикуется коллективное планирование как календарно- тематическое, так и поурочное. Коллективная подготовка охватывает общие вопросы, имеющие одинаковое значение для всех учителей и классов. Она направлена на разработку трудных разделов учебного материала, на выбор лучших методов обучения, учебных и наглядных пособий.
Педагогическим мастерством учитель обладает тогда когда урок им логически продуман, грамотно построен, план его составлен так, что он соответствует дидактическим принципам и правилам, а потом до конца проведен так, как он задуман, и поставленные цели достигнуты.
Цель и пути повышения профессионализма педагога.
Специфика профессиональной деятельности педагога профессионального обучения обуславливает повышенную значимость его профессионального роста. Повышение квалификации является важным звеном непрерывного профессионального образования специалистов, стимулирующим их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально- психологического потенциала личности, обеспечивает социальную защиту специалиста, повышая его конкурентоспособность на рынке труда.
Цельюповышения квалификации является рост профессионализма, который может быть достигнут в процессе решения следующих задач:
-мотивирование саморазвития, самообразования, профессионального роста, карьеры;
-повышение компетентности: социальной, экономической, правовой, специальной, экологической;
-развитие психологических свойств, пвк, коррекции профессиональных форм поведения;
-формирование социальной, профессиональной и персональной компетенции;
-обеспечение условий саморазвития и самообразование личности.
Основные функции повышения квалификации сводятся к следующим:
-диагностическая- предусматривает определение склонностей и способностей, выявление уровня подготовленности и индивидуально- психологических особенностей с целью обеспечения эффективности повышения квалификации;
-компенсаторная- связана с ликвидацией пробелов в образовании, обусловленных недополучением знаний преподавателями общетехнических и специальных предметов и мастерами производственного обучения в процессе их профессионального образования, с устареванием ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно- профессиональными и педагогическими знаниями и умениями;
-адаптационная- развитие информационной культуры , обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования универсальных педагогических технологий и систем с целью ориентации в деятельности при смене статуса учебного заведения, профиля подготовки, должности, места работы;
-познавательная- обеспечивает удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности;
В зависимости от вида образовательных программ предусматривают специальное предметно-профессиональное и педагогическое повышение квалификации.
Специальное повышение квалификацииможет быть проведено по интегрированному учебному плану, разработанному в соответствии с потребностями учебных заведений или индивидуально-личностными запросами слушателей.
Предметно-профессиональное повышение квалификациисвязано с углублением, совершенствованием и обновлением знаний и умений по предмету. Оно необходимо для всех специалистов, а особенно важно для специалистов в области новых информационных технологий обучения, для преподавателей гуманитарного и культурологического циклов, для преподавателей общетехнических и специальных предметов. Для мастеров производственного обучения необходима стажировка.
Стажировка мастеров производственного обучения и преподавателей специальных предметов может быть организована на базе специально созданных профильных кафедр института повышения квалификации, расположенных в опорных профессиональных учебных заведениях, имеющих соответствующее материально-техническое оснащение. Руководство стажировкой возлагается на опытных специалистов высокой квалификации.
Педагогическое повышение квалификациинаправлено на формирование и развитие профессиональной психолого-педагогической компетентности инженерно-педагогических кадров, их ориентацию на новое профессионально-педагогическое мышление. Содержание педагогического повышения квалификации проектируется с учетом того, что эффективность обучения в профессиональном учебном заведении определяется как уровнем квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, так и их ценностными ориентациями.
Результатом повышения квалификации является рост профессионализма, уменьшение сопротивления инновациям, актуализация профессионально-психологического потенциала, формирование профессиональной рефлексии, профессиональное воспитание специалистов. Важная функция повышения квалификации — профессиональное самосохранение специалиста, т.к. профессионализм обеспечивает социальную защищенность и повышает конкурентоспособность.
Повышение квалификации является составной частью системы дополнительного профессионального образования, обладает относительной самостоятельностью и как любая педагогическая система включает присущие ей элементы: цель, содержание, методы обучения, преподавателей, обучающихся, средства обучения.
Формы и характер профессионального развития представляют собой различные виды организованного и самостоятельного повышения квалификации и развития личности. К ним относятся: курсовая подготовка в учебных заведениях повышения квалификации; участие в работе методических комиссий, в семинарах, педагогических чтениях, проводимых методическими службами; стажировка; соискательство; чтение педагогической и специальной литературы; преподавательская работа; подготовка публикаций и т. д.
Результаты профессионального развития выражаются в повышении профессионального потенциала, что, в свою очередь, отражается на улучшении качества труда.
IV. Подведение итогов.
1.Какие основные виды планов практикуются в школах?
2. Чем отличается календарно- тематическое планирование от поурочного?