Содержание
ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ…………………….6
1.1. Проблемный характер научных географических знаний………………6
1.2. Сущность и дидактические цели проектной деятельности
школьников в обучении геогра-фии………………………………………9
1.3. Структура проектной деятельно-сти……………………………………13
1.4. Проекты и их типы………………………………………………………15
1.5. Правила постановки учебной проектной проблемы………………….18
1.6. Создание проблемной ситуации………………………………………..19
1.7. Способы организации решения учебного проекта……………………20
1.8. Проверка решения и закрепление новых знаний………………………23
1.9. Виды проектов в обучении географии…………………………………24
1.10. Формы и методы проектного обучения географии и их
особенно-сти…………………………………………………………….26
ГЛАВА 2. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ШКОЛЬНОЙ
ГЕОГРА-ФИИ…………………………………………………….27
2.1. Примеры информационных и творческих проектов
на уроках школьной географии в 6-8 классах…………………………27
2.2. Проектная деятельность на уроках географии в 10 клас-се……………36
2.3. Формирование ключевых компетентностей учащихся при
использовании проектной деятельности на уроках географии………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..49
Выдержка из текста работы
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Система образования должна готовить людей, приспособленных к жизни в условиях развития новых технологий и информатизации. Одним из важных умений для человека в настоящее время является умение находить информацию, перерабатывать и использовать ее в нужных целях. В связи с этим, в начальной школе все чаще используется метод проектов, он вызывает большой интерес в педагогических кругах, развивается и совершенствуется быстрыми темпами.
Благодаря проектным методам дети учатся применять полученные знания не только в теории, но и на практике, что значительно отличает данные технологии от традиционного метода обучения. Традиционный подход, по мнению многих педагогов, не в полной мере оправдывает себя, т.к. он предусматривает только воспроизведение знаний учащимися, полученных от учителя, а их реализация в практической жизни не предусмотрена. Ученики лишь усваивают полученные знания, заучивают основные правила, но столкнувшись с реальными жизненными ситуациями, не могут применить свои знания, т.к. в школе они не участвуют в деятельности, которая могла бы показать применение полученных знаний на практике.
Тем не менее, проектные методы не заменяют традиционное обучение, но дополняют и расширяют его. Для выполнения проектов, ученикам необходимо решить несколько интересных и полезных задач связанных с реальной жизнью, применить полученные теоретические знания на практике. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Тема данной работы является актуальной, т.к. сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Цель данной работы заключались в следующем:
— Выявить методические условия, методы и приемы организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи работы:
— Рассмотреть теоретические сведения о проектной деятельности
— Провести анализ стандарта на предмет рассмотрения метода проектов
— Изучить специфику организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
— Разработать проект для использования на уроках литературного чтения во 2 классе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: Использование проектной деятельности в начальной школе.
Методы исследования:
— Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
— Разработка и проведение проекта по литературному чтению в начальной школе.
Глава I. Теоретические сведения о проектной деятельности
1.1 Сущность и понятие проективной деятельности
Для рассмотрения сущности процесса проектирования первоначально следует познакомиться с понятием «проект».
Понятие «проект».
В связи с тем, что проектирование используется во многих сферах деятельности человека, понятие «проект» трактуется неоднозначно.
· Так в наиболее общем плане в словаре русского языка С.И. Ожегова «проект» рассматривается как: 1) разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства или реконструкции чего-либо; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план, намерение.
· Во Всемирной энциклопедии под редакцией А.А. Гоицанова проект рассматривается как прототип, прообраз предполагаемого объекта.
Как мы видим, проект может существовать в любой сфере деятельности, но работа по созданию проекта (т.е. проектирование) требует, во-первых, знания о назначении и функционировании сферы деятельности (действительности), в которую вводятся преобразуемые объекты; во-вторых, знания методик и сущностных характеристик проектирования как специфической деятельности. Основания, определяющие выбор направления преобразований (или идеалы), должны соотноситься с широким контекстом системы, в которую входят изменяемые объекты. Таким образом, для педагогической деятельности необходимо сформулировать свое понимание сущности проекта.
Термин «педагогическое проектирование» был введен в категориальный аппарат отечественной педагогики А.С. Макаренко, который выделил методологическую функцию педагогики как науки, заключающуюся в создании «научных проектов личности», и функцию педагогов-практиков, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта и с учетом индивидуальных особенностей личности.
· По мнению В.Е. Радионова, проект педагогический- есть мотивированный, целенаправленный способ изменения педагогических действий и упорядочения профессиональной деятельности. Проект педагогической деятельности — это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная педагогическая проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению педагогической ситуации в конкретном учреждении, его структурном подразделении, окружающем социуме.
· Беспалько В.П.: «Педагогический проект — самостоятельная полифункциональная педагогическая деятельность, предопределяющая создание
новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения». [9, 48]
В образовании проект направлен на достижение социально и/или личностно значимой цели и ориентирован на использование в условиях конкретного места, времени и имеющихся в распоряжении ресурсов. Таким образом, сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта. [23, 25]
Суть проектной деятельности состоит в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем, (а часто и вместе с родителями) выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в активную деятельность, учащиеся овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Дети, начиная с первого класса, работая над различными проектами, учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться между собой, договариваться, распределять роли, задания, так как все это необходимо для достижения оптимального результата. И все это происходит не просто так: разрабатывая свои проекты, дети получают навыки письма, счета, познают окружающую их природу через собственный поиск.
1.2 История развития проектных методов в образовании
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющимся мире постиндустриального общества.
Метод проектов возник в начале ХХ века, когда деятельность педагогов и философов была направленна на нахождение способов и путей развития самостоятельного мышления ребенка. Они стремились научить детей не только воспроизводить знания, но и уметь применять их в практической жизни. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они утверждали то, что ребенок с большим увлечением может выполнять только ту деятельность, которая ему нравится и которую он свободно выбрал сам. [2, 98]
Известный австрийский педагог Рудольф Штайнер также считал необходимым учить детей применять теоретические знания в решении практических задач. Он считал, что ребенок должен знать, где и как он сможет воспользоваться своими знаниями если не сейчас, то в будущем. [5, с. 78]
Метод проектов вызывал интерес и у русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России чуть позже, чем были созданы первый разработки американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы данного метода уже при советской власти не оправдало себя, т.к. не смотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объемом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер.
Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. метод проектов был осужден, так как «не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов», и в течение более полувека в России этот метод как самостоятельный не использовался. Однако в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и метод проектов в XX в. приобрели большую популярность. [7, 69]
1.3 Классификация проектной деятельности
В настоящее время в литературе можно встретить множество классификаций учебных проектов по различным основаниям. Рассмотрим некоторые, наиболее распространенные из них.
I. Первая классификация проектов была проведена еще в начале XX века Коллингсом. Ученный рассматривал три группы учебных проектов.
· «Проекты игр» — это детские занятия, цель которых — участие в групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и так далее).
· «Экскурсионные проекты», для целесообразного изучения проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
· «Повествовательные проекты», разрабатывая которые дети получали удовольствие от рассказа в разнообразной форме — устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной.[23]
II. Следующую классификацию В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов предлагают в виде таблицы:
Автор |
Основание классификации |
Типы проектов |
|
У.Х. Килпатрик |
Вид целевой установки |
1. Созидательный — цель: практическое выполнение и использование. 2. Потребительский — цель: развитие потребительских качеств личности. 3 . Интеллектуальный — цель: развитие мышления 4. Проект — упражнение, направленное на выработку определенных умений и навыков |
|
А. Стивенсон |
Уровень интеграции учебного материала |
1. Простой. 2. Комплексный. |
|
М. Уэльс |
По объему учебного материала и времени его проработки |
1. Большой — выполняется в течение учебного года. 2. Малый — разработка отдельных этапов большого проекта. |
|
Е. Когаров |
Продолжительность |
1. Хронологический. 2. Сезонный. З. Датовый. |
|
Форма организации |
1. Структивные, планирующие и итоговые. 2. Индивидуальные и групповые 3. Групповые. |
||
М. Рубинштейн |
По способам выполнения и завершения |
1. Ручной. 4. Незаконченный. 2. Интеллектуальный. 5. Законченный. 3. Комплексный |
|
А.И. Парамонов |
По степени реализации |
1. Учебный — не предполагается реализация проекта или идея проекта нереализуема. 2. Длительностный — есть реальный план реализации или уже сделаны попытки реализации. |
|
В.И. Воропаев |
Тип проекта (по основным сферам деятельности) |
1. Технический. 4. Социальный. 2. Организационный. 5. Смешанный 3. Экономический |
|
Класс проекта (по составу проекта, по его структуре и по его предметной области) |
1. Монопроект — отдельный проект различных типов, видов, масштабов. 2. Мультипроект — комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов, требующий многопроектного управления. 3. Мегапроект — целевые программы развития отраслей, регионов и других образований, включающие в свой состав ряд монопроектов и мультипроектов. |
||
Вид проекта (по характеру предметной области проекта) |
1. Инвестиционный. 2. Инновационный. 3. Научно-исследовательский 4. Учебно-образовательный |
||
Масштаб проекта (по размеру самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир) |
1. Межгосударственный. 6. Межотраслевой. 2. Международный. 7. Отраслевой. 3. Национальный. 8. Корпоративный. 4. Межрегиональный. 9. Ведомственный. 5. Региональный. |
||
Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления) |
1. Долгосрочный (более 5 лет). 2. Среднесрочный (от 3 до 5 лет). 3. Краткосрочный (до 3 лет). |
||
Н.В. Матяш |
По уровню сложности проектных заданий |
1. Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу. 2. Поисковые задания. 3. Творческие задания, направленные на создание новых объектов. |
|
По содержанию |
1. Проекты для решения конструктивно-технических задач. 2. Проекты для разработки новых видов технологий. 3. Проекты как решение задач производственно-коммерческого характера. 4. Проекты как решение дизайн-задач. |
[24, 23.]
III. Е.С. Полат предлагает классификацию, которая проведена в соответствии с типологическими признаками.
Общедидактический принцип |
Типы проектов |
Краткая характеристика |
|
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности. |
Исследовательский |
Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования |
|
Творческий |
Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату |
||
Ролево-игровой |
Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы |
||
Информационный (ознакомительно-ориентировочный) |
Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация |
||
Предметно-ориентировочный |
Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них |
||
Предметно-содержательная область |
Монопроект |
Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы, требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести |
|
Межпредметный |
Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций |
||
Характер координации проекта |
С открытойй координацией (непосредственный) |
Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта |
|
Со скрытой координацией (телекоммуникацион-ный проект) |
Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся -партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур |
||
Характер контактов |
Внутренний (региональный) |
Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны |
|
Международный |
Предполагает участие школьников из разных стран |
||
Количество участников проекта |
Личностный |
Проводится индивидуально, между двумя партнерами |
|
Парный |
Проводится между парами участников |
||
Групповой |
Проводится между группами |
||
Продолжительность проведения |
Краткосрочный |
Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы |
|
Средней продолжительности |
Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему |
||
Долгосрочный (до года) |
Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему |
[18,233 с.]
IV. Г.П. Щедровицкий выделяет два разных в стратегическом плане вида педагогического проектирования:
· адаптация к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию)
· усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями.
V. В.И. Слободчиков разделил проектирование на два типа:
· психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов: (обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию);
· социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы. [9]
VI. В.П. Бедерханова, отмечая многообразие практических вариантов проектирования, также выделяет два основных направления:
· проектирование и создание проектов в интенсивных формах. Сюда относятся организационно-деятельностные, инновационные, продуктивные игры и проектировочные сборы.
· совместное пошаговое проектированием образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации [1, 40].
1.4 Специфика организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектных методов обучения. С помощью метода проектов можно творчески подойти к изучению любого произведения и жанра литературы, биографии писателя. Можно учиться создавать книги, журналы, диафильмы, инсценировать произведения и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога и учеников.
Проектная работа предполагает исследовательскую деятельность, направленную на развитие внимания, воображения. Одной из самых серьезных и трудных задач на уроках литературного чтения является обучение детей думать, умению творчески самостоятельно мыслить.
Творческие проекты на уроках литературного чтения помогают школьникам развивать аналитические способности. Самое главное, что при использовании этого метода каждый ученик имеет возможность проявить себя на творческом уровне.
Для формирования у школьников творческого мышления нужна система специальных упражнений творческого характера. К таким упражнениям можно отнести следующие:
— создание иллюстраций по содержанию произведения;
— создание инсценировки произведения (работа в группе);
— творческий пересказ текста (от авторов, от героев произведений);
Чаще всего ученики в начальной школе выбирают рисунок, т.к. этот вид деятельности кажется им наиболее знакомым. Работа по созданию иллюстраций осуществляется в несколько этапов:
1. анализ произведения
2. работа с произведениями изобразительного искусства(просмотр и анализ)
3. выполнение иллюстрации к произведению
4. выставка работ
В данном случае во время выполнения творческого проекта можно использовать музыкальное сопровождение, просмотр репродукций картин.
Работа по созданию иллюстрации непрерывно связана с анализом произведения, просмотром и анализом произведений изобразительного искусства. Это необходимом для самостоятельного выбора детьми изображаемого эпизода. Здесь также ученики учатся передавать настроение произведения. После выполнения проекта делают выставку работ и защиту готовых проектов. Помимо рисунков на уроках литературного чтения можно готовить инсценировки к произведениям. Инсценировки и спектакли, презентации, самодельные книги, поделки, рисунки, собственные стихотворения и сказки также являются продуктами проектной деятельности.
Также важно отметить, что при реализации проектов в начальных классах по литературному чтению, также как и на других предметах, необходимо учитывать возрастные особенности учеников при разработке заданий.
1.5 Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Место проектной деятельности в реализации ФГОС нового поколения.
1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные,предметные и метапредметные результаты);
2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
4. Одним из методов реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Проект — временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект — это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
· Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
· Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
· Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
· Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
· Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
· повышение мотивации учащихся при решении задач;
· развитие творческих способностей;
· смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
· формирование чувства ответственности;
· создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
· умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
· умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
· умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
· умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
· умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
· умение находить несколько вариантов решения проблемы;
· умение выдвигать гипотезы;
· умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
· умение коллективного планирования;
· умение взаимодействовать с любым партнером;
· умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
· навыки делового партнерского общения;
· умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
· умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
· умение вести дискуссию;
· умение отстаивать свою точку зрения;
· умение находить компромисс;
· навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
· навыки монологической речи;
· умение уверенно держать себя во время выступления;
· артистические умения;
· умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
· умение отвечать на незапланированные вопросы. [22]
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения. [19]
Глава II. Разработка проекта по литературному чтению для начальных классов
Во второй четверти 2014 учебного года на базе Ивановской СОШ нами был разработан и реализован проект по литературному чтению во 2 классе на тему: «Создание книжки- сборника по устному народному творчеству».
Тема: «Создание книжки-сборника по устному народному творчеству»
Учебный предмет: Литературное чтение.
Цели проекта:
— расширять кругозор учащихся по народному творчеству;
— прививать любовь к народной культуре;
— пополнять словарный запас;
— учиться правильно извлекать нужную информацию, пользоваться справочной литературой и опросом;
— развивать творческие способности, логическое мышление;
— учить детей работать в коллективе, нести ответственность за порученное дело;
Предполагаемый продукт проекта: Книга- сборник по устному народному творчеству.
Актуальность данного проекта заключается в необходимости приобщения учеников к народному творчеству, культуре, истории. Устное народное творчество в полной мере отражает быт, традиции, обычаи и нравы наших предков. Издавна устное народное творчество являлось одним из средств воспитания, молодое поколение черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. С развитием новых информационных технологий, устное народное творчество отошло на второй план и утратило свою роль в жизни общества на некоторое время. В настоящее время, в связи с возникшими проблемами воспитания, общество осознало необходимость возвращения к культурным народным традициям, которые способствуют гармоничному развитию личности.
В программе » Литературное чтение» на изучение малых жанров фольклора отводится очень мало часов. Развивающие и воспитывающие возможности этих жанров очень велики, поэтому есть необходимость более глубокого их изучения, тем более, что младшие школьники с удовольствием читают, заучивают, анализируют произведения устного народного творчества. Восполнить недостаток выделенных часов помогает метод проектов.
Аннотация проекта:
Проект рассчитан на 3 месяца. Учащимся второго класса предлагается создать собственную книгу- сборник по устному народному творчеству. Первый этап проекта создается во втором полугодии, он представляет собой первую главу книги, которая называется — пословицы и поговорки. Второй этап реализуется этими же учениками при переходе в 3 класс. Учащиеся создают 2 главу книги-потешки, прибаутки, загадки. Третий этап — сказки и былины. На каждый этап отводится один месяц. В целом на протяжении трех месяцев ученики должны создать и оформить книгу. По выполнению каждого этапа учащиеся отчитываются в форме презентации полученных результатов.
Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает свою тему, к которой они должны подобрать пословицы и поговорки на первом этапе. Для нахождения необходимых материалов они должны посетить библиотеку, провести опрос родителей, затем систематизировать полученный материал и красочно оформить в виде страниц для будущей книги. Подводя итоги работы, каждая группа должна представить классу отчет в виде оформленных страниц по своей теме, а затем, совместно с учителем, объединить все созданные страницы в одну общую книгу.
Описание проекта:
1. Подготовительный этап. Вводное занятие. Проект начинается с обсуждения с учащимися темы проекта, ее значимости и актуальности. Затем ученики вместе с учителем обсуждают конечные результаты работы и способы их достижения, разрабатывают план работы, выбирают исследовательские методы. Также перед началом проведения работы с учениками обсуждается, как найти источники информации по теме. Учитель рекомендует список ресурсов (школьная библиотека, учебная литература, опрос старшего поколения и другие).
2. Организация деятельности. Второе занятие. На этом этапе учащиеся с помощью педагога делятся на 3 группы. Затем каждая группа получает тему: 1. Лень и трудолюбие, 2 — Дружба, 3 — Жадность и щедрость. После этого учитель обсуждает конкретные цели с каждой группой, намечает план (последовательность выполнения работы). При необходимости внутри каждой группы каждому ученику даются определенные обязанности: двое отвечают за поиск литературы в библиотеке, двое собирают опрос (учителей, родителей), один отвечает за оформление. Но при этом каждый член группы может принимать участие в любом виде работ.
3. Основной этап. Выполнение работы. (3 недели) Этот этап характеризуется реализацией проекта, самостоятельной работой учеников по нахождению информации, ее систематизации и оформлению. В течении выполнения работы, учитель контролирует и корректирует деятельность учеников, но при этом основная ответственность за работу и инициатива лежит на учениках. Они лишь могут обращаться за советами к учителю.
Данный этап выполняется последовательно в 2 пункта:
1. Поиск материалов (2 недели)
2. Оформление страниц (1 неделя)
4. Рефлексивно- оценочный этап. Презентация групповых работ. (1 день)
На этом этапе проходит представление полученных результатов. Каждая группа иллюстрирует свои странички для книги, рассказывая классу о своей теме, зачитывая пословицы и поговорки, показывает способы оформления работы. Также каждая группа делиться впечатлениями, рассказывает о том, как они искали материалы для работы, в чем были сложности. Вместе с учителем подводятся итоги первой части проекта. Ставятся оценки. После презентации все 3 группы вместе с учителем объединяют созданные странички в одну книгу. Получается готовый продукт- первая глава книги- сборника по Устному народному творчеству, где собраны пословицы и поговорки по актуальным темам.
Работа оценивается по следующим критериям:
1) качество выполнения работы по теме;
2) самостоятельность работы над проектом;
3) умение отвечать на вопросы;
4) количество собранных и выученных пословиц и поговорок;
5) оригинальность оформления страниц для книги;
Анализ полученных результатов.
В ходе реализации проекта был выполнен первый этап работы. Учащиеся посещали школьную библиотеку, где занимались поиском литературы по устному народному творчеству, опрашивали родителей и учителей, оформляли странички книги. Таким образом, на протяжении одного месяца учениками была создана первая глава книги- сборника по устному народному творчеству, под названием «Пословицы и поговорки», которая включает в себя 3 темы: Лень и трудолюбие, Дружба, Жадность и щедрость. (Приложение№1).
В ходе защиты проекта ученики получили следующие оценки:
Критерий |
Оценка |
|||
1 группа |
2 группа |
3 группа |
||
1. качество выполнения работы по теме; |
5 |
5 |
5 |
|
2.самостоятельность работы над проектом; |
5 |
4 |
4 |
|
3. умение отвечать на вопросы; |
4 |
5 |
4 |
|
4. количество собранных и выученных пословиц и поговорок; |
(15) 5 |
(11) 4 |
(14) 5 |
|
5. оригинальность оформления страниц для книги; |
5 |
5 |
5 |
|
6.Итог |
5 |
5 |
5 |
Группам были присвоены следующие звания:
1 гр.- самая трудолюбивая;
2 гр.- самая творческая;
3 гр.- самая дружная;
Данная работа вызвала у учащихся эмоциональный отклик: на этапе рефлексии 100% детей дали положительную оценку своей работе (Приложение №2). Дальнейшая реализация проекта планируется в следующем учебном году.
Выводы по главе
На основе проведения исследования, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность действительно положительно сказывается на работе учащихся. В ходе реализации проекта все дети активно и с интересом принимали участие в работе. Даже те ученики, которые обычно пассивны на уроках, стремились тщательно выполнять порученные им задания. Заметно было, что для достижение общей цели класс сплотился и коллективно выполнял работу. При выполнении проекта, у детей иногда возникали ссоры и несогласия, которые приходилось разрешать совместно с педагогом.
Технология проектной деятельности украшает и вносит разнообразие в процесс обучения, кроме того, что данная работа позволяет детям более успешно осваивать материал, благодаря своему насыщенному и интересному содержанию, она также облегчает работу учителя, которому проще и интересней работать с детьми, которые заинтересованы и увлечены деятельностью. Кроме того, благодаря использованию данного метода, учитель приобретает опыт, закрепляет и пополняет свои знания благодаря тому, что он выступает не в роли докладчика в учебном процессе, а в роли слушателя или равноправного деятеля в коллективе учеников.
В ходе выполнения проекта были достигнуты поставленные цели. Данная работа сплотила учеников, заинтересовала их поиском новой информации, расширила кругозор учащихся, положила основу для формирования исследовательских навыков и познавательного интереса, способствовала развитию навыков работы в коллективе, умения находить и совместно исправлять ошибки, умения отстаивать свою точку зрения и находить компромиссы.
Сложность работы состояла в том, что дети во 2 классе еще не умеют на длительный срок запоминать задачу. С ними периодически приходилось повторять значение пословиц и поговорок, их отличительные особенности. Не смотря на положительный отклик и проявленный интерес к предложенной работе, детей систематически приходилось контролировать, направлять и корректировать их деятельность, т.к. самостоятельная работа для них еще сложна.
Заключение
В ходе работы были рассмотрены теоретические основы проектной деятельности, различные точки зрения на определения проекта, метода проектов, изучены положительные аспекты использования метода проектов, возможные трудности, возникающие в ходе организации проектной деятельности. А также был выявлен уровень разработанности исследуемого вопроса в методической и педагогической литературе. Определены принципы и требования организации проектной деятельности, ее цели, рассмотрены классификации проектов по различным основаниям.
В ходе анализа литературы, установлено, что возможность организации проектной деятельности в процессе обучения литературному чтению довольно полно освещено.
Разработан проект по литературному чтению на тему: «Устное народное творчество». Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты.
Изучив литературу по данной проблеме, проведя собственное исследования, можно сделать вывод о том, что метод проектов является площадкой для творчества, дает возможность учителю сделать процесс обучения веселым, интересным и увлекательным. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость.
Библиографический список
1. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. — Краснодар, 2001. — 178 с.
2. Господникова М.К, Н.Б. Полянина Проектная деятельность учащихся 2013 г. — 131 с.
3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, №3, 2003, с. 20-24
4. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. — М., 2000. — С. 32-33.
5. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. — СПб., 1997.
6. Землянская Е.Н., Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, №9, 2005.
7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа 2004 №2.
8. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ПИ и Общ 2002 №9.
9. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. —- М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
10. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.- Чебоксары 2007.
11. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Начальная школа-2006 №1.
12. Кравец Т.Н., Телеганова Н.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования. // Нач. образование — 2005 №2.
13. Матяш Н.В., Симоненко В.Д., Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов — М.: Вентана-Граф, 2007.
14. Меняева И.Н. О методе проектов. // Педагогическая мастерская, №4, 2004.
15. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, №7, 2008.
16. Орлова Л.А., Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе // Начальная школа, №3, 2007.
17. Пахомова Н.Ю., Проектирование в образовании, учебное и ученическое. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. — М.: МИОО, 2005.
18. Полат Е.С. Как рождается проект: Москва, 1995 г. 233
19. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / — М.: Просвещение, 2011. — 192 с. — (Работаем по новым стандартам).]
20. Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работ. общеобраз. учрежд. — М.: АРКТИ, 2007.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии 1998 г.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.
23. Щербаков А.В., Кисляков А.В. Научно- методический журнал «Классный руководитель» №1 — 2012.]
24. Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности: Проектная деятельность на уроках технологии в 5-9-х классах / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2005. — №2. — С. 17-23
25. Хохлова М.В., Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников // Педагогика, №5, 2007.
26. Якимов И.А. Организация проектной деятельности учащихся гуманитарно-ориентированных классов в области литературы и искусства: Сборник научных трудов. — М.: Компания Спутник+, 2008.
27.
Приложение
Размещено на