Содержание
ВВЕДЕНИЕ4
1 АНАЛИЗ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ВОССТАНАВЛИВАЕМОЙ ДЕТАЛИ6
1.1 Условия работы детали6
1.2 Определение категории технологической сложности восстанавливаемой детали..7
1.3 Разработка ремонтного чертежа головки блока двигателя автомобиля ЗиЛ-130…….10
2 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГОЛОВКИ БЛОКА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-13012
2.1 Анализ эффективности базового и альтернативных способов восстановления головки блока ЗиЛ-13012
2.2 Оформление карт маршрутно-технологического процесса19
2.3 Разработка содержания подготовительных операций20
2.4 Разработка структуры технологических операций20
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ГОЛОВКИ БЛОКА ЗИЛ-13024
3.2 Нормирование технологических операций26
3.3 Разработка конструкции быстросъемного установочно-зажимного приспособления для операции восстановления направляющих втулок, клапанов головок блоков двигателей28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ31
Выдержка из текста работы
По критериям долговечности и экономичности выбран способ восстановления детали под ремонтный размер. Разработана маршрутная технология ремонта, подобрано оборудование и инструмент. Произведен расчет затрат времени на операции по устранению дефектов. Разработаны мероприятия по охране труда и технике безопасности.
Введение
Целью данного курсового проекта является разработка технологического процесса восстановления, головки блока цилиндра автомобиля, с применением наиболее прогрессивных форм и методов организации авторемонтного производства.
Работоспособность и исправность машин может быть достигнута своевременным и качественным выполнением работ по их диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту.
Эффективное использование техники осуществляется на базе научно обоснованной планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта, позволяющей обеспечить работоспособное и исправное состояние машин. Эта система позволяет повысить производительность труда. На основе обеспечения технической готовности машин при минимальных затратах на эти цели, улучшить организацию и повысить качество работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, обеспечить их сохранность и продлить срок службы, оптимизировать структуру и состав ремонтно-обслуживающей базы и планомерность ее развития, ускорить научно-технический прогресс в использовании обслуживании и ремонте машин.
1. Исследовательская часть
1.1 Характеристика детали
Таблица 1 Конструктивно-технологическая характеристика детали
Параметры |
Значения параметров |
||||
Класс детали |
Корпусные |
||||
Материал детали |
специальный чугун |
||||
Твердость поверхности |
HB 183-235. |
||||
Способ получения заготовки |
Литьё |
||||
Термическая обработка |
— |
||||
Шероховатость поверхности |
Rа=1,25 мкм |
||||
Применяемое оборудование |
Оборудование для механической обработки, слесарное оборудование |
||||
Конструктивно-технологические особенности детали |
Отверстия под втулки, шпильки, резьба под болты |
||||
Требования к точности: — размеров — формы и поверхностей — взаимного расположения поверхностей |
-0.010 Ø 30 -0.027
|
||||
Масса детали, кг |
10 кг |
||||
Свариваемость материала |
хорошая |
||||
Установочные базы |
Тески |
Таблица 2 Условия работы детали
№ |
Наименование дефектов |
Род и вид трения |
Действие нагрузки |
Агрессивная среда |
1 |
Трещина в рубашке охлаждения |
Высокие температуры |
агрессивная |
|
2 |
Износ отверстия под направляющие втулки клапанов |
Полусухое |
Постоянные, знакопеременные, ударные |
агрессивная |
1.2 Характеристика дефектов
Таблица 3 Технические условия на дефектацию и сортировку детали
№ |
Наименование дефектов |
Способ установления дефекта |
Размеры |
Заклю- чение |
|
Номиналь- ный |
Допустимый без ремонта |
||||
1 |
Трещина в рубашке охлаждения |
Линейка |
ПМ |
||
2 |
Износ отверстия под направляющие втулки клапанов |
Нутромер индикаторный НИ-50 |
Ø30+0,2 |
Ø30+0,25 |
РР |
Таблица 4 Причины возникновения дефектов
Дефекты |
Причины |
1 Трещина в рубашке охлаждения 2 Износ отверстия под направляющие втулки клапанов |
Ударная нагрузка Ударные нагрузки, не хватка смазки. |
1.3 Выбор способов восстановления детали
Таблица 5 Выбор способов восстановления детали по критериям применимости
Обозначение способов ремонта деталей |
Обоснование выбора способов ремонта |
|||
Дефект № 1 |
Дефект № 2 |
|||
Обозначение |
Обоснование |
Обозначение |
Обоснование |
|
РР ДРД ПД РЭС РГС АДС НДФ НУГ ВДН П Н Х Ж ПМ |
— — — — — + — — — — — — — + |
не целесообр. Не целесообр. Не технолог. Не технолог. Не технолог. технолог. Не целесообр. Не целесообр. Не целесообр. Не технолог. Не технолог. Не технолог Не технолог технолог. |
+ + — — — — — — — — — — — — |
технолог. технолог. не технолог. Не технолог. Не технолог. Не технолог. Не целесооб. Не целесооб. Не целесооб. Не технолог. Не целесооб. Не целесооб. Не целесооб. Не технолог. |
Примечание:
РР – обработка под ремонтный размер;
ДРД – постановка дополнительной ремонтной детали;
ПД – пластическое деформирование;
РЭС – ручная электродуговая сварка;
РГС – ручная газовая сварка;
АДС – аргонно-дуговая сварка;
НДФ – наплавка под слоем флюса;
НУГ – наплавка в среде углекислого газа;
ВДН – вибродуговая наплавка;
П — пайка;
Н – напыление
Х – хромирование;
Ж – железнение (осталивание);
ПМ – применение полимерных материалов.
Таблица 6 Выбор способа восстановления детали по критериям долговечности и экономичности
Наименование дефектов |
Способ восстановления по критериям применимости |
Значения критерия |
Принять для ремонта |
|
Долговечности |
Экономичности |
|||
1 Трещина в рубашке охлаждения |
ПМ АДС |
0,62 0,49 |
83,8 30,5 |
ПМ |
2 Износ отверстий под втулки шкворня |
РР ДРД |
0,86 0,81 |
27,5 24,2 |
РР |
2. Технологическая часть
2.1 Проектирование технологического процесса восстановления детали
2.1.1 Обоснование размера производственной партии детали
Суточный объём производственной партии детали (ед.) определяется [6]
Zс = (N Кмр n)/ 253, ( ед. )
где N – годовая производственная программа, N=12 дет.;
Кмр – маршрутный коэффициент ремонта, Кмр =1,3;
n – количество одноименных деталей на объекте ремонта, n = 1
Zс = (12* 1,3)/ 253=0,06(ед.)
2.1.2 Разработка схемы технологического процесса восстановления детали
Таблица 7 Схема технологического процесса восстановления детали
Наименование дефектов |
Способы устранения дефектов |
№ операции |
Наименование и содержание операции |
Установоч- ная базы |
1 Трещина в рубашке охлаждения |
ПМ |
005 010 015 |
Подготовительная Зачистить под углом 70* Обезжирить Нанесение эпоксидной композиции |
Тески |
2 Износ отверстия под направляющие втулки клапанов |
РР |
020 025 030 035 |
Слесарная Выпрессовать старые втулки Сверлильная Расточить отверстие под ремонтный размер Слесарная Запрессовать и раздать новые втулки Сверлильная Развернуть втулки до номинального размера |
Торцевая поверхность То же То же |
2.1.3 Разработка плана технологических операций восстановления детали
Таблица 8 План технологических операций восстановления детали
№ опера- ции |
Наименование и содержание операции |
Оборудование |
Приспособ ление |
Инструмент |
|
Рабочий |
Измери- тельный |
||||
005 |
Подготовительная Зачистить под углом 70* |
||||
010 |
Обезжирить |
Ванны для обезжиривания. |
|||
015 |
Нанесение эпоксидной композиции |
Установка для нанесения полимерных композиций |
пресс форма |
эпоксидный состав |
Линейка |
020 |
Слесарная Выпрессовать старые втулки |
Гидравлический пресс П-6326 |
Подставка |
Оправки |
|
025 |
Сверлильная Расточить отверстие под ремонтный размер |
Алмазно-расточной станок 278 |
3-х кулачков. в центре |
Эльборовый резец |
Нутромер индикаторный НИ-50 |
030 Запрессовать и раздать новые втулки |
Гидравлический пресс П-6326 |
Подставка |
Оправки |
||
035 |
Сверлильная Развернуть втулки до номинального размера |
Вертикально- сверлильный станок 2А150 |
Кондуктор |
Цилиндри- ческая машинная развертка Р18 |
Предель- ная пробка Ø38-0,02 0,06 |
2.2 Разработка операций по восстановлению деталей Расточная операция 020
2.2.1 Исходные данные
1 Наименование детали – Головка блока цилиндра
2 Материал – специальный чугун HB 183-235
3 Твердость – HB 183-235
4 Масса детали – 10 кг
5 Оборудование – Алмазно-расточной станок 278
6 Режущий инструмент — Резец
2.2.2 Содержание операции
1 Установить деталь
2 Расточить втулку
3 Измерить диаметр втулки
4 Снять деталь
2.2.3 Определение припусков на обработку [5]
Рассчитываем припуски на обработку, мм.:
2.2.4 Расчет режимов на обработку [5]
1. Определяем длину обработки:
где -длина обрабатываемой поверхности;
-длина врезания инструмента, 0,5 мм.;
— перебег резца при обтачивании на проход ,2мм;
-взятие пробной стружки 2мм.
2. Определяем число проходов:
где -припуск на обработку ;
-глубина резания.
3. Определяем теоретическую подачу: Sт=0,156 мм/об.
4. Определяем фактическую подачу по паспорту станка Sф= 0,2 мм/об
5. Определяем скорость резания табличную, мм/мин:
где -коэффициент зависящий от условий работы и механических качеств обрабатываемого материала и метала инструмента;
-поправочный коэффициент ;
-глубина резания, мм;
— подача, об/мин.
мм/мин
6. Корректируем скорость с учетом обработки детали, мм/мин.;
где К1 -поправочный коэффициент учитывающий материал детали ;
К2 -поправочный коэффициент учитывающий стойкость резца;
К3 -поправочный коэффициент, учитывающий диаметр детали;
К4 -поправочный коэффициент учитывающий угол резца .
мм/мин.
7. Определяем число оборотов шпинделя, об/мин.:
где -скорректированная скорость, м/мин;
-диаметр детали до обработки, мм.
об/мин.
8. Определяем фактическое число оборотов по паспорту станка:
n = 450 об/ мин.
2.2.5 Расчет норм времени
1. Определяем вспомогательное время, мин.;
где -время на установку и снятие детали, мин. (зависящее от массы и конфигурации изделия, конструкции приспособления, характера и точности установки на станке); -время, связанное с переходами, мин. (время затрачиваемое рабочим на подвод и отвод режущего инструмента, включение и выключение станка, подач и скоростей);
-время, связанное с замерами детали, мин.
мин.
2. Определяем основное время:
где -длина обработки, мм;
-число проходов;
-подача, об/мин;
-число оборотов шпинделя, об/мин.
мин.
3. Определяем оперативное время, мин.:
где -вспомогательное время, мин;
-основное время, мин. (оно может быть: машинным -, машинно-ручным -, ручным -).
мин.
4. Определяем дополнительное время, мин.:
где -процент от оперативного времени.
мин.
5. Определяем штучное время, мин:
где -оперативное время, мин;
-дополнительное время, мин. (время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности).
мин.
6. Определяем дополнительно заключительное время, мин:
мин.
7. Определяем нормируемое время, мин.:
где -нормируемое время, мин;
-штучное время, мин;
-подготовительно-заключительное время, мин;
N -число деталей в партии, шт.
мин.
Нормы времени технологического процесса восстановления полимерными материалами.
Применение полимерных материалов при ремонте, по сравнению с другими способами позволяет снизить трудоемкость восстановления на 20…30%, себестоимость ремонта на 15 … 20%, расход материалов на 40…50%. Это обусловлено следующим: не требуется сложного оборудования, возможность восстановления деталей без разборки агрегатов, отсутствие нагрева детали.
Определяем оперативное время, связанное с выполнением ремонтного воздействия, мин.:
где — оперативное время на подготовку трещин-18 мин ;
— время на обезжиривание трещины – 0,2 мин ;
-площадь поперечного сечения шва, ;
g — плотность композиции,1,4 ;
-время на предварительное приготовление композиции;
-масса предварительно приготовленной композиции, кг;
-время на окончательное приготовление композиции;
-масса окончательно приготовленной композиции
-время нанесения композиции на трещину и ее уплотнения, 0,55 мин.;
— время на наложение накладок из стеклоткани с прикаткой роликом, 5,4 мин.
мин.
2.3 Оформление маршрутной и операционной карт
М.У. В этом разделе указать значение маршрутной и операционных карт в технологическом процессе, какие основные параметры и показатели включены в данные карты.
Маршрутные и операционные карты оформляются отдельно и размещаются в приложении курсового проекта. (Бланки карт взять у преподавателя).
3. Конструкторская часть
3.1 Планировка поста слесаря
Таблица 9 Наименование и объём работ на рабочем месте
Наименование работ |
Объём работ |
Норма выработки деталей |
|
в чел-ч |
в штуках |
||
Расточить отверстие под ремонтный размер |
1,7 |
15,6 |
75 |
Применение полимерных материалов |
15,34 |
15,6 |
8,1 |
Объём работ расточной операции Qш1, чел-ч [ 6 ]
Qш1 =
где N – годовая производственная программа, дет., согласно задания N =12 ;
КМР – маршрутный коэффициент ремонта, согласно задания КМР =1,3;
п – количество одноименных деталей, п = 1 дет.
ТН – техническая норма времени на операцию, 6,4мин (принимается из п.2.2);
Р – количество исполнителей на рабочем месте, принимается 1 чел.
Qш1=
Объём работ в штуках Qш2 [ 6 ]
Qш1.1 = N· КМР·п
Qш1.1 = 12· 1,3·1=15,6
Норма выработки НВ1, дет.
НВ1 =
где tсм – продолжительность смены в часах, принимается 8 часов;
НВ1 ==75
Объём работ гальванической операции Qш2, чел-ч
Qш1 =
где N – годовая производственная программа, дет., согласно задания N =12; КМР – маршрутный коэффициент ремонта, согласно задания КМР=1,3;
п – количество одноименных деталей, п = 1 дет.
Топ – техническая норма времени на операцию, 59мин (принимается из п.2.2);
Р – количество исполнителей на рабочем месте, принимается 1 чел.
Qш2=
Объём работ в штуках Qш2 [ 6 ]
Qш2.1 = N· КМР·п
Qш2.1 = 12· 1,3·1=15,6
Норма выработки НВ1, дет.
НВ1 =
где tсм – продолжительность смены в часах, принимается 8 часов;
НВ1 ==8,1
Таблица 10 Режим работы на рабочем месте
Наименование затрат времени |
Время, мин |
Примечание |
||
общее |
начало |
окончание |
||
1 Продолжительность смены 2 Обеденный перерыв 3 Регламентированные перерывы 4 Сдача продукции ОТК 5 Обслуживание рабочего места |
468 60 15 15 10 10 |
800 1200 1000 1500 1640 1650 |
1700 1300 1015 1515 1650 1700 |
Таблица 11 Технологическое оборудование и оснастка на рабочем месте
Наименование |
Тип, модель |
Количество |
Габаритные размеры, мм |
Занимаемая площадь,м2 |
1 Алмазно-расточной станок 278 2 Гидравлический пресс 3 Верстак 4 Подставка под ноги 5 Стеллаж для деталей 6 Тумбочка для инструмента |
П-6326 б/н соб.изг. соб.изг. 06.50015 |
1 1 1 3 1 1 |
3100х2100 2500х4500 1400х800 1400х800 1500х400 750х400 |
6,51 11,25 1,12 1,12 6,00 0,30 |
3.2 Охрана труда и техника безопасности
Таблица 12 Факторы, обеспечивающие безопасность условий труда
Наименование |
Единицы |
Контролируемые |
Периодичность |
измерения |
параметры |
контроля |
|
1 Вентиляция |
кратность |
5÷6 |
4 раза в год |
2 Температуру |
|||
Летом |
0С |
21-23 |
Ежедневно |
Зимой |
0С |
17-19 |
Ежедневно |
3 Влажность |
|||
Летом |
% |
40÷60 |
Раз в месяц |
Зимой |
% |
40÷60 |
Раз в месяц |
4 Скорость движении |
м/с |
0.3 |
Раз в месяц |
воздуха |
|||
5 Шум |
дб |
до 85 |
4 раза в год |
6 Освещение |
|||
Общее |
лк |
200 |
Ежедневно |
Комбинированное |
лк |
300 |
Ежедневно |
7 Содержание |
|||
вредных веществ на |
|||
рабочем месте |
|||
Пыль |
Н2/м3 |
6 |
Раз в месяц |
Азотаокислы |
Н2/м3 |
5 |
Раз в месяц |
Бензин |
Н2/м3 |
100 |
Раз в месяц |
3.2.1 Инструкция по охране труда и технике безопасности
Значительное число несчастных случаев при механической обработке деталей происходит из-за отсутствия ограждений, применения неисправных инструментов и приспособлений, а так же от поражения металлической стружкой, электрическим током и по другим причинам. В целях предотвращения травм соблюдают следующие условия.
Металлообрабатывающие станки необходимо располагать так, чтобы не было встречных и перекрещивающихся грузопотоков, а вращающиеся части станков не стесняли проходов к двери. Расстояние между станками выдерживают не менее 1м, а между станками, стеной и колоннами не менее 0,5 м. При этом учитывают максимальный вылет подвижных стволов, ползунов и других выдвижных частей станков, а также место для площадок под заготовки, готовые детали, инструмент и материалы. Проходы и проезды устраивают так, чтобы между используемым транспортом и границей рабочей зоны были разрывы 0,2м.
Правила безопасности труда предусматривают надежное заземление станков, ограждение всех их приводных и передаточных механизмов (ремней, шкивов, цепей, валов), а так же вращающихся приспособлений и некоторых режущих инструментов (фрез, наждачных кругов).
Оградительные устройства должны быть прочными, жесткими, простой и гладкой формы. Наружную часть оградительных устройств окрашивают в один цвет со станком, а внутреннюю часть в красный цвет, который сигнализирует об опасности при открытом или снятом ограждении.
При работе на металлорежущих станках соблюдают следующие меры безопасности:
надевают защитные очки, если нет защитного экрана
при работе с охлаждающей эмульсией применяют специальные ограждения для защиты рабочего от зачистке деталей не используются напильники без ручки и не защищают детали шлифовальной бумагой вручную.
Запрещается останавливать вращающиеся детали станка (шпиндели, патроны и др.) руками, придерживать обрабатываемую деталь рукой, работать без ограждений или снимать кожухи ограждений, применять неисправные приспособления для закрепления детали, надевать, снимать или переводить приводные ремни на ходу, оставлять ключ в патроне, оставлять инструмент и детали на станке, работать в рукавицах, а так же без головного убора. В процессе работы нельзя накапливать много стружки на станке и около станка, убирают ее специальным крючком или щеткой.
Создание безопасных условий труда должно быть определяющим в любой сфере производственной деятельности человека. И тем более там, где работа связана с повышенной опасностью для здоровья человека. В России существует государственная система стандартов безопасности труда, устанавливающая общие требования безопасности работ (ГОСТ 12.3.017-85), которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта грузовых и легковых автомобилей, автобусов, тягачей, прицепов и полуприцепов (далее автомобилей)предназначенных для эксплуатации на дорогах общей сети России.
За обеспечением безопасных условий труда ведут наблюдение прокуратура, госсанинспекция, гортехнадзор, пожарная инспекция и другие службы государственного контроля. Ответственность за выполнение всего объёма задач по созданию безопасных условий труда возлагается на руководство автотранспортного предприятия в лице директора и главного инженера.
Литература
1 Ремонт автомобилей. Под ред. С.И. Румянцева, М., Транспорт, 1988. -327с.
2 Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей. М., «Академия», 2002. – 496с.
3 Матвеев В.А. Техническое нормирование ремонтных работ в сельском хозяйстве. М., Колос, 1979.
4 Справочник технолога авторемонтного производства. Под ред. Малышева А.Г. М., Транспорт, 1977.
5 Мельников Г.Н. Ремонт автомобилей и двигателей. Методика выполнения курсового проекта. Н.Новгород, 1999. – 155с.
6 Корольков Л.К. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Технологические процессы в сервисе». Смоленск, 2006.