Содержание
Введение
1.Описание ситуации
2.Аналитическая часть
2.1.Анализ ситуации
2.2.Анализ проблемы
3.Проектная часть
3.1.Обоснование метода выбора решения
3.2.Определение ограничений и критериев выбора альтернативы
3.3.Разработка альтернатив решения
3.4.Выбор оптимальной альтернативы
3.5.Реализация решения
Заключение
Список использованной литературы
Выдержка из текста работы
Национальная безопасность России определяется во многом ресурсом здоровья нации, который, в том числе, связан с обеспечением населения качественными и безопасными лекарственными средствами. Сегодня, когда Россия занимает одно из первых мест по высокой смертности населения, эта проблема приобретает особую актуальность и становится одной из важнейших задач, требующих незамедлительного решения, как на государственном уровне, так и на региональном уровне.
Цель работы — закрепление теоретических знаний по дисциплине «Разработка управленческих решений» и овладение практическими навыками разработки управленческого решения.
Для достижения поставленной цели необходимо достижение следующих задач:
изучение литературы по дисциплине «Разработка управленческих решений», материалов по поставленной проблеме;
выполнение анализа ситуации фармацевтического рынка;
разработка альтернативных вариантов управленческих решений по решению поставленной проблемы;
разработка оценочной системы принятия управленческого решения при решении поставленной проблемы;
выбор оптимального решения возникшей проблемы;
предусмотрение механизма реализации разработанного управленческого решения;
анализ соответствия полученного результата желаемому решению, его эффективности.
При написании данного курсового проекта были изучены учебные материалы по дисциплине «Разработка управленческих решений», материалы по проблеме занятости молодежи, проблемы и пути выхода из сложившейся ситуации. Был рассмотрен такой вид услуг, как предоставление гражданам лекарственных средств.
Теоретический материал и собранные аналитические данные позволяют провести всестороннее изучение проблемы и разработку взвешенного решения по выявленной проблеме.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ НИЗКОЙ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В г. БЛАГОВЕЩЕНСКЕ
1.1 Основные понятия и этапы разработки управленческого решения
Темой данного курсового проекта, является «Разработка управленческого решения по проблеме низкой доступности лекарственных средств в г. Благовещенске». Для того чтобы, приступить к принятию и разработке решения по данной проблеме, необходимо раскрыть сущность, самого управленческого решения, определить какие существуют этапы разработки управленческих решений.
Существует много подходов к определению управленческого решения. Дадим некоторые из них, наиболее часто используемые при изучении данной дисциплины.
Управленческое решение — это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели. Управленческое решение составляет основу процесса управления. Управлять — это значит решать. Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение — это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управленческое решение — это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.
Управленческое решение — социальное действие, выражающее потребности и интересы личности, коллектива, организации и т.д.
Управленческое решение — выбор из нескольких вариантов действий одного, являющегося наилучшим.
Управленческое решение — результат мыслительной деятельности лица, принимающего решение.
Управленческое решение — информационный продукт
Управленческое решение представляет собой комплексное явление, его основными аспектами являются:
Психологический аспект — его особенность заключается в том, что решение рассматривается, прежде всего, как логико-мысленный акт, т. е внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы.
Информационный аспект — информационная природа принятия решения. Информационное преобразование исходной информации в информацию управленческого решения.
Юридический аспект — правовая сторона принятия решения. Организационно — правовой акт, принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим образом оформленный.
Организационный аспект — момент волевого действия руководителя, состоящий в выборе цели действия и средств ее достижения и организующий практическую деятельность субъектов управления.
Как любой управленческий процесс, процесс принятия решений предполагает наличие цели.
Под целью в принятии решений будем понимать идеальное представление желаемого состояния или результата деятельности.
Если фактическое состояние не соответствует желаемому, то имеет место проблема, которую надо устранить. Для разрешения проблемы разрабатываем план действий. Выработка плана действий по устранению проблемы составляет сущность задачи разработки и принятия управленческих решений.
Следующее основное понятие — управленческая ситуация. Управленческая ситуация — это условие, с которым связана проблема.
Для описания и анализа проблемной ситуации необходима исходная информация.
В теории разработки и принятия решений существует такое понятие как субъект. Субъектом всяких решений является лицо, принимающее решение. Для помощи лицу, принимающему решение в сборе и анализе ситуации, формировании решений привлекается эксперт-специалист по решаемой проблеме.
Разработка и принятие решения происходит во времени, поэтому имеет место процесс разработки и принятия решений. При разработке управленческих решений используется такое понятие как альтернативные варианты решения, т.е. возможные варианты решения, из числа которых следует выбрать наилучшее решение.
Наилучшее решение выбирается по какому-либо признаку (критерию).
Критерий выбора — это одно из основных понятий теории разработки и принятия управленческих решений.
Конечным результатом процесса разработки и принятия решений является оптимальное решение. Решение называется оптимальным (наилучшим), если оно обеспечивает экстремум критерия выбора.
И последнее понятие — эффективность управленческого решения, как характеристика степени достижения цели. Решение тем эффективнее, чем выше степень достижения цели, и ниже затраты на это.
Существует следующая типология управленческого решения, применимая к рассматриваемому мною случаю:
1. По количеству целей:
одноцелевые (теоретические, т.к. практические управленческие решения всегда многоцелевые);
многоцелевые.
2. По субъекту принятия (лицо, принимающее решение):
индивидуальные (более творческие, требуют меньше времени);
групповые (затратные по времени, наилучшее обеспечение информацией, повышают мотивацию лиц, занимающихся разработкой, большая ответственность, влияние давления большинства на принятие решений).
3. По длительности:
оперативные;
тактические;
стратегические (миссия).
4. По степени определенности ситуации:
принимаемые в условиях полной определенности;
принимаемые в условиях относительной определенности, либо риска;
принимаемые в условиях абсолютной неопределенности.
5. По числу критериев:
однокритериальные;
многокритериальные.
6. По методам переработки информации:
алгоритмические;
эвристические.
Управленческое решение, принятое относительно выбора способа повышения доступности лекарственных средств, можно типологизировать по представленным критериям. Конечно, классификация управленческого решения может быть более развернутой, но в данном случае остальные критерии не имеют смысла, и предложенная типология является необходимой и достаточной для полного освещения решения проблемы.
В нашем случае решение является:
многоцелевым.
групповым. В процесс разработки и принятия управленческого решения вовлечены специалисты из разных областей, чье участие позволило наиболее рационально и грамотно разрешить возникшую проблему;
тактическим. Возникшая проблема не является ситуационной, а ее решение требует тщательного рассмотрения многих факторов и требует определенного количества времени;
принимаемым в условиях относительной неопределенности. Нет уверенности в том, что после принятия решения все планируемые результаты будут совпадать с реально полученными;
многокритериальным. Решение оценивается по целой системе критериев, которым оно должно соответствовать;
алгоритмическим. Имеющаяся информация перерабатывается в соответствии с определенным порядком, который позволяет с высокой точностью зафиксировать все необходимые для управления данные.
В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, внутренней культурой.
Тем не менее, имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.
Рассмотрим основные этапы разработки управленческого решения, которые применяются при разработки управленческого решения.
Получение информации о ситуации. Получаемая информация и ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной. Недостоверная либо недостаточно полная информация может привести к принятию ошибочных и неэффективных решений.
Целесообразной при получении и обработке информации о ситуации принятия решения является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации, который должен готовиться специалистами, обладающими достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия управленческого решения.
Определение целей. Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления.
Большое значение имеет определение приоритетности целей, поскольку опыт показывает, что при реальном управлении приходится осуществлять выбор. Важно при определении целей четко представлять возможные пути их достижения. Наиболее приоритетной целью разработки управленческого решения по проблеме высокой конкуренции в сфере общественного питания является снижение конкуренции в сфере общественного питания.
3 Разработка оценочной системы. В процессе выработки управленческого решения большое значение имеет адекватная оценка ситуации, различных ее аспектов, учитывать которые необходимо при принятии решений, приводящих к успеху.
Оценочная система состоит из критериев, характеризующих объект оценки. В данной работе будет применена оценочная система, состоящая из пяти критериев. Также для оценки используются шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев, принципов выбора, по которым определяется общая оценка либо производится сравнительная оценка предпочтительности альтернативных вариантов.
Анализ ситуации. Имея необходимую информацию о ситуации и зная цели, к достижению которых стремится организация, можно приступать к анализу ситуации.
Основной задачей анализа ситуации является выявление факторов, определяющих динамику ее развития
Сначала проводится содержательный анализ и на качественном уровне устанавливаются основные моменты, позволяющие выявить факторы, к изменению степени и характера воздействия которых ситуация чувствительна, чтобы иметь возможность установить динамику развития ситуации под воздействием тех или иных факторов, необходимо перейти к количественным методам.
Полезен анализ и оценка устойчивости ситуации к изменению значений факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на ее развитие, либо тех факторов, на изменение значений которых будет направлено управленческое воздействие.
Диагностика ситуации. При анализе ситуации важно выделить ключевые проблемы, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния. В этом и состоит задача диагностики ситуации.
Адекватному пониманию ситуации способствует определение: основных возникающих проблем; закономерностей, в соответствии с которыми происходит ее развитие; механизмов, с помощью которых может быть оказано целенаправленное воздействие на ее развитие; ресурсов необходимых для приведения этих механизмов в действие; активных составляющих ситуации, как внешних, так и внутренних, которые могут оказать существенное, а подчас и решающее воздействие на ее развитие. Адекватная диагностика ситуации во многом способствует принятию эффективных управленческих решений.
Разработка прогноза развития ситуации. Не прогнозируя ход развития событий, невозможно управлять.
Генерирование альтернативных вариантов решений. При генерировании альтернативных вариантов управленческих решений должны в полной мере использоваться информация о ситуации принятия решения, результаты анализа и оценки ситуации, результаты ее диагностики и прогноза развития ситуации при различных альтернативных вариантах возможного развития событий.
Отбор основных вариантов управленческих воздействий.
Разработка сценариев развития ситуации. Сценарии ожидаемого развития ситуации играют важную роль при принятии управленческих решений. Основная задача разработки сценариев — дать ЛПР ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятного ее развития.
Одной из основных задач при разработке сценария является определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития, а также определение альтернативных вариантов динамики их изменения.
Анализ нескольких альтернативных вариантов ситуации, как правило, оказывается более информативным и способствует выработке более эффективных решений.
Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий. Она заключается в выработке коллективного мнения группы специалистов в данной области. К этому моменту имеется уже достаточно много информации об основных альтернативных вариантах управленческих воздействий, сформирована оценочная система.
Коллективная экспертная оценка. На этом этапе целесообразно использовать коллективные экспертизы, обеспечивающих большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений. К методам коллективной экспертизы относятся методы Делфи, «мозговой атаки», комиссий, ПАТТЕРН, Поспелова, Глушкова.
Важно сформировать экспертную комиссию, в состав которой вошли бы действительно компетентные специалисты по всем аспектам анализируемой проблемы, желательно имеющие опыт работы в качестве экспертов, чтобы было обеспечено эффектное взаимодействие экспертов, если это предусмотрено в технологии проведения экспертизы
Принятие решения ЛПР (лицо принимающее решение). Принятие решения — это не только наука, но и искусство, поэтому прерогатива принятия решения принадлежит ЛПР. Наряду с результатами экспертизы при принятии решения ЛПР учитывает дополнительную информацию об объекте принятия решения, которая может быть доступна лишь ему как руководителю. Только ЛПР окончательно принимает выбор и может не согласиться ни с одним из предложенных альтернативных вариантов.
Разработка плана действий. На этом этапе решение принято, но стоит задача — добиться его успеха в реализации. Для этого определяется план действий, ход реализации которого постоянно отслеживаться, наметившиеся изменения условий или отклонения при выполнении плана должны анализироваться.
При планировании должен действовать механизм обратной связи, для достижения организацией успеха. Ход реализации плана должен постоянно отслеживаться, наметившиеся изменения условий или отклонения при выполнении плана должны анализироваться.
Контроль реализации плана. Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации принятых планов действий.
Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий. Реализованный план управленческих воздействий или его фрагмент, представляющий интерес, должны бать подвергнуты тщательному анализу с целью оценки эффективности принятых управленческих решений и их реализации. Такой анализ должен определить: слабые и сильные места принятых решений и планов их реализации; дополнительные возможности и перспективы, открывающиеся в результате происшедших изменений; дополнительные риски, которым может быть подвергнуто достижение намеченных целей. Если результаты анализа заставляют серьезно задуматься о возможном развитии ситуации и возникают сомнения в правильности поставленных целей, то возможно переосмысление и изменение стратегии организации.
1.2 Формы разработки и реализации управленческого решения
В зависимости от условий разработки и реализации УР могут использоваться различные формы разработки: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.
Указ — решение главы государства, утвержденное парламентом. Например, Указ Президента РФ, утвержденный Думой РФ. Указ имеет силу закона.
Указание — решение, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.
Закон — решение высшей государственной власти, носящее общеобязательный и непреложный характер. Например, Конституция страны, Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об акционерных обществах.
Акт — решение широкого круга государственных и общественных организаций. Например, акт о передаче чего-либо в собственность. Акт может быть международным.
Приказ (письменный или устный) — это решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном ее подразделении. Приказ обязателен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Это нормативный документ, который должен храниться в архиве; он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде.
Распоряжение — это решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать решение можно у линейного руководителя данного подразделения или организации.
Протокол — решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.
Инструкция — решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий. Например, инструкция по составлению бизнес-плана, инструкция по работе с персоналом, должностная инструкция начальника бюро технического контроля цеха.
Договор — решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности. Например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем, учредительный договор о создании компании.
Соглашение — решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о намерениях, соглашение между РФ и США об избежании двойного налогообложения, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК.
План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации компании.
Контракт — решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт является подвидом соглашения. Например, контракт на поставку компьютеров, брачный контракт, контракт купли-продажи.
Оферта — решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта. Например, оферта на оптовые закупки холодильников марки ЗИЛ, оферта на оптовую продажу маргарина.
Акцепт — решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт — это вторая сторона контракта, оферта и акцепт составляют контракт.
Положение — решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность. Например, положение о главном инженере, положение об отделе стандартизации и нормализации, положение об отделе внешних сношений.
Правила — решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила внутреннего распорядка, правила дорожного движения, правила Международного морского комитета для электронных коносаментов.
Формы реализации — это деловая беседа, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчет, деловое слово.
Предписание — официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
Деловая беседа — специально организованная руководителем встреча с подчиненным, группой подчиненных или приглашенными специалистами для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.
Убеждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержанию УР для его выполнения (например, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на рабочем месте, убеждение в необходимости использования современных информационных технологий при РУР).
Разъяснение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание УР.
Принуждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить УР путем угроз или повышенного вознаграждения.
Наставление — деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения УР.
Сообщение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения УР.
Личный пример — действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения УР.
Обучение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения УР.
Совет — деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения УР. Совет не является обязательным для исполнения подчиненным.
Деловая игра (тренинг) — специально организованная интенсивная деятельность работников по разработке и реализации УР на основе имитационных моделей реальных процессов. В процессе деловой игры закрепляются навыки РУР многократным повторением однотипных ситуаций, методов и технологий РУР.
Совещания — коллективные деловые беседы, проводимые руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных УР.
Заседания — узко профессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов (например, заседание профкома, заседание президиума и т.д.).
Отчет — решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению УР. Отчет может быть письменным и устным.
Деловое слово — твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.
1.3 Методы и модели разработки управленческого решения
На различных этапах разработки управленческого решения является возможным и желательным применение моделирования. Модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличающейся от самой целостности; иными словами — это физическая или информационная (материальная или идеальная) система, имеющая сходства с реальным объектом в отношении некоторых функциональных характеристик и допускающая исследование этих характеристик
Существуют требования к моделям, применяемым при разработке управленческих решений, к которым относятся:
должны включать проблемную ситуацию;
должно быть время для принятия решения;
необходимы ресурсы для принятия решения;
должны включать систему управленческих и неуправленческих факторов;
должны быть разработаны альтернативные варианты решения;
должна быть выработана система критериев для оценки и выбора лучшего решения;
модель должна быть адекватной в той ситуации, которую она пытается представить.
К основным моделям разработки управленческих решений относятся: матричные модели, рациональная модель, модель Г. Саймона, модели Д. Марча, Г. Минцберга, В. Врума и Йетона.
Рассмотрим модели, которые необходимо применять в случае поиска работы молодым специалистом.
В нашем случае применима модель Герберта Саймона, в которой была выдвинута идея «ограниченной рациональности» и указано на факторы, ограничивающие рациональность лица, принимающего решение. Действительно, человек, независимо от своих интеллектуальных и прочих качеств не может учесть всех аспектов, влияющих на разрабатываемое решение. К таким факторам, носящим название когнитивные или познавательные, относятся недостаточное внимание, информирование, невозможность участвовать в каждом касающемся его принятии решений, невозможность детального анализа всех имеющихся альтернатив и т.д.
Поэтому в нашем проекте используется модель «ограниченной рациональности», которая выглядит следующим образом.
Рисунок 1 — Модель «Ограниченной рациональности» Г. Саймона
Применимой к нашей ситуации также является модель Минцберга. В соответствии с этой моделью на практике сосуществуют три разных типа процесса принятия решения, которые он обозначает «сначала думаю», «сначала вижу» и «сначала делаю». «Сначала думаю» включает следующие этапы: определение проблемы, диагностика, проектирование, решение (выбор). «Сначала вижу» состоит из информационной подготовки, инкубирования, просветления, верификации. «Сначала делаю» включает действие, выбор и закрепление. Для решения нашей проблемы подходящим является тип «сначала думаю». Именно этот тип модели Минцберга является наиболее оптимальным при управлении человеческими ресурсами.
Также в данном проекте будет использоваться имитационное моделирование, применяемое в условиях неопределенности или риска. Управление в условиях риска — это сплошная неопределенность, прежде всего неопределенность результата и условий его достижения, даже может быть и неопределенность целей (задач). Когда мы не знаем, что делать, и уж тем более — как. Как показывает практика рыночных отношений, избежать рисковые ситуации нельзя, поэтому надо уметь оценивать степень риска, не переходить за допустимые пределы. Имитационное моделирование используется в случаях неопределенности и является очень мощными и гибкими в применении.
В тех случаях, когда описать рассматриваемую проблему аналитическими зависимостями не представляется возможным, и ни какими из методов формализованного представления объекта управления не удается получить модель для принятия решений, применяют экспертные методы.
В отличие от математических (количественных), их называют качественными, или методами, направленными на активизацию интуиции и опыт специалистов-экспертов. Последнее показывает их сущность. Иногда встречается название — интуитивные. Видов и разновидностей этих методов много. Общее то, что их объединяет — расчет на знания, опыт, интуицию специалиста и активизация всех этих составляющих в одном психологически организованном мыслительном процессе.
Самые популярные из этой группы методы:
метод вопросов и ответов;
«мозговой штурм»;
методы типа дерева целей;
методы экспертных оценок;
метод взвешенных критериев.
Для выбора наилучшего управленческого решения необходим набор критериев эффективности. Каждый критерий такого набора может иметь количественное или качественное выражение, быть простым и понятным для специалистов. Критерии могут быть единичными и составными. Каждый критерий характеризуется набором показателей и их значениями. Показатели можно дробить на более мелкие.
В набор могут входить один, два или более критериев. Разумность их количества определяется руководителем на базе личного опыта. С увеличением критериев возрастает правильность выбора управленческого решения. Руководителю не стоит гнаться за большим количеством критериев. Если критериев достаточно много, их необходимо сгруппировать вокруг основного критерия путем формирования набора коэффициентов приоритета.
Экспертные методы основаны на совокупном мнении специалистов. Экспертные методы относятся к субъективным. Субъективное не всегда синоним неправильного и неэффективного.
К основным условиям применения экспертных методов относятся следующие:
в состав экспертной комиссии должны входить общепризнанные специалисты в соответствующей области разработки управленческих решений;
решения, принимаемые членами экспертной комиссии, должны быть безусловными для участников, представляющих на оценку свои вариантов решений;
области применения экспертных методов должны давать участникам преимущества перед другими.
Остановимся поподробнее на некоторых методах, которые будут применяться при решении проблемы, а также будет использоваться в проектной части проекта.
Метод дерева решений. Также используются понятия «дерево целей и функций», «дерево направлений развития». Сущность метода заключается в следующем: он ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем направлений, на основе которой выполняется анализ ситуации и разработка управленческого решения.
Метод дерева решений предполагает аналитический подход к выбору наилучшего решения. Он позволяет визуально оценить результаты действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов управленческого решения. В ней приводятся сведения о наименованиях управленческого решения, основных результатах каждого решения и ожидаемой эффективности.
Метод экспертной оценки. Данный метод основан на экспертизе как способе получения информации. Сущность метода это не просто сбор информации, а рациональная организация проведения экспертами анализа проблемы с количественной оценкой суждений и обработкой их результатов. У эксперта должны быть определенные качества, которые могут повлиять на результаты экспертизы, а именно компетентностью, логичностью, конструктивностью мышления, коллективизмом. После определения экспертной группы, проводится непосредственно их опрос. Основными видами опроса являются: анкетирование, интервьюирование, метод Дельфи.
Имитационное моделирование. Методы имитационного моделирования являются очень гибкими и мощными в применении. Они воспроизводят (имитируют) процесс функционирования системы.
Существуют различные методы для имитационного моделирования. Один из самых распространенных — метод Монте-Карло. В данном методе всем переменным присваиваются дискретные значения, даже если на самом деле эти переменные являются непрерывными.
Затем рассматриваются вероятности каждого значения, а в отборе значений переменных из распределения вероятностей используются случайные числа. С помощью описанной процедуры генерируются ряды значений переменных, которые являются основой для построения имитационной модели.
В методе Монте-Карло предполагается использовать таблицу случайных чисел. Таблица случайных чисел содержит в себе ряды чисел от 0 до 99, сформированные случайным образом. Для имитационной модели из таблицы выбирают числа собственные значения вероятностей.
При помощи метода имитационного моделирования мы можем оценить эффективность выбранного управленческого решения.
Таким образом, в данном разделе были представлены методы и модели, на основе которых будет осуществляться разработка и реализация управленческого решения в проектной части проекта.
1.4 Эффективность управленческого решения и определяющие ее факторы
Существует множество вариантов определений «эффективности управленческого решения», некоторые из них:
Эффективность управленческого решения — это степень соответствия ожидаемого уровня полезного эффекта для ЛПР от проведения операции желаемому уровню полезности.
Эффективность управленческого решения — это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения. Выделяют организационную, экономическую, социальную, правовую эффективности и т.д. Один вид эффективности может изменяться за счет другого. Так, уменьшая экономическую эффективность, можно увеличить социальную. Если на первое место поставить экономическую эффективность и не уделять внимания организационной, то все информационные процессы могут замедлиться и это, естественно, отразится на самой экономической эффективности.
Экономическая эффективность управленческого решения — это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного управленческого решения, и затрат на его разработку и реализацию.
Социальная эффективность управленческого решения также может рассматриваться как факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами. Социальные цели реализуют следующие потребности человека: в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе.
Технологическая эффективность управленческого решения — факт достижения опре-деленных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами.
Психологическая эффективность управленческого решения — факт достижения пси-хологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Психологические реализуют следующие потребности человека: в любви, семье, свободном времени.
Правовая эффективность управленческого решения оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Правовые цели реализуют потребности человека в безопасности и порядке.
Экологическая эффективность управленческого решения — это факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Экологические цели реализуют следующие потребности человека: в безопасности, здоровье, в организации устойчивого развития жизни, физиологические.
Этическая эффективность управленческого решения- факт достижения нравственных целей организации и персонала за болей короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения окружающими людьми.
Политическая эффективность управленческого решения — это факт достижения по-литических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Политические цели реализуют следующие потребности человека: в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.
Суждение об эффективности может быть вынесено ЛПР, в качественной шкале и отражать, как минимум, три градации предпочтительности ожидаемого или полученного эффекта: положительный, отрицательный и нулевой эффект.
На исходы операций влияют объективные и субъективные группы факторов.
В группу объективных факторов включены собственные экономические и технические возможности ЛПР, обстоятельства, определяющие степень благоприятности для ЛПР экономической, политической и местной ситуации, наличие хороших и надежных партнеров.
К субъективным факторам относятся характеристики личности ЛПР как управленца (смелость, решительность, твердость в отстаивании и воплощении собственных идей и решений на практике, предприимчивость, инициативность, опыт).
Результаты эффективности управленческого решения во многом будут определятся на сколько серьезно, качественно подошли к решению проблемы. Если управленческие решения были своевременны, целенаправленны, реалистичны, гибки, обоснованы и непротиворечивы, то они окажутся эффективны.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ НИЗКОЙ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Доступность лекарственных средств является важным элементом системы обеспечения граждан Российской Федерации качественной и эффективной медицинской помощью. При этом на сегодняшний день отсутствует единая система ценообразования, позволяющая регулировать цены на лекарственные средства и обеспечивающая их доступность для пациентов.
Доступность определяется как постоянное наличие недорогих лекарственных средств в государственных и частных медицинских учреждениях или аптеках, находящихся в пределах часа ходьбы от мест проживания населения.
В последние годы у нас сформировалась достаточно устойчивая многоуровневая система обеспечения лекарствами льготных граждан, которая базируется на соответствующем законодательстве, важнейшими из которых являются федеральные законы: «О государственной социальной помощи» и «О социальной защите граждан в Российской Федерации».
На федеральном уровне осуществляется обеспечение больных дорогостоящими лекарствами по 7 нозологиям, это злокачественные новообразования лимфоидной и кроветворной систем, гемофилия, муковисцедоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, рассеянный склероз, состояние после трансплантации органов. Средняя стоимость рецептов в этом сегменте 4-5 тысяч долларов. В 2009 году на лекарства этой категории больных было выделено больше 32 миллиардов рублей. И, несмотря на экономический кризис, в проекте бюджета на 2010 год предусмотрено на эти цели 40,6 млрд. рублей. Это достаточно серьёзный аспект социальной защиты и очень важный шаг в обеспечении наших граждан такой дорогостоящей безвозмездной помощью. Лекарства закупаются по заявкам субъектов. В настоящее время в регистре, который ведут совместно с Минздравсоцразвития России и субъекты Российской Федерации, более 68 тысяч больных.
Наличие регистра, это очень важный фактор, который определяет адресность оказания помощи. Конкретную лекарственную помощь из общего числа больных в 2008 году получили 54 тысячи человек. Реализация этой программы спасла тысячи жизней.
За счёт федерального бюджета осуществляется обеспечение вакцинами по Национальному календарю прививок; кроме того, в рамках Национального проекта «Здоровье» закупаются антиретровирусные препараты для лечения больных ВИЧ-инфекцией и СПИДом, гепатитом В и С. В этом году были закуплены лекарственные препараты на сумму 13,7 млрд. рублей.
На региональном уровне осуществляется обеспечение льготных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации за номером 890 в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения в виде набора социальных услуг. И если говорить о финансировании этой программы, то в бюджете на 2009 год было заложено 28,3 миллиарда, исходя из норматива финансовых затрат, 480 рублей в месяц. На 2010 год норматив затрат составил 531 рубль. Это очень важно, потому что, если у людей не будет возможности получить льготные лекарства, социальной напряженности в обществе не избежать, как это было во времена монетизации льгот в 2005 году.
Когда мы говорим о льготной категории граждан, мы должны понимать, что это всего 5 миллионов россиян, а в качественных и безопасных лекарственных препаратах нуждаются все россияне, значит речь идет о 140 миллионах, ведь каждый из нас, к сожалению, может заболеть. И сохранить доступность качественных эффективных лекарств не только для льготных категорий граждан, но и для всех россиян, особенно важно в условиях экономического кризиса, роста безработицы и снижения уровня жизни.
Для обеспечения доступности лекарственных средств для широких слоёв населения должна проводиться государственная политика регулирования фармацевтического рынка. Прежде всего, необходимо говорить о Перечне жизненно необходимых, важнейших лекарственных средств, который рекомендован Всемирной организацией здравоохранения и утверждается во всех странах, независимо от уровня их развития. Перечень, рекомендованный ВОЗ и утверждённый в 2007 году, содержит 337 препаратов, которые наиболее эффективны и экономически обоснованы.
В России Перечень жизненно необходимых важнейших лекарственных включает 658 международных непатентованных наименований лекарственных средств, из которых 248 жизненно важных лекарственных препаратов, не производится на территории Российской Федерации. Из них — 103 — это лекарственные средства наивысшей степени эффективности. А 30 наименований, из которых существенным образом влияют на повышение показателей летальности и смертности населения.
К сожалению, на сегодня не сформирована чёткая государственная политика в сфере обращения лекарственных средств. Сегодня российское здравоохранение находится в зависимости от импортных лекарств. 80 процентов — это импортные лекарства.
На совещании, которое состоялось 9 октября в Зеленограде, Председатель Правительства Путин отметил, что сейчас для России вопрос реализации стратегии развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года крайне важный. Он отметил, что если мы не добьемся здесь серьезного продвижения вперед, не добьемся инновационного прорыва, то не сможем решить задачи повышения доступности лекарств для наших граждан, и обеспечить их должное качество. И еще раз обратил внимание всех собравшихся на то, что эти вопросы напрямую влияют на продолжительность жизни в стране, уровень заболеваемости и смертности населения.
С осени 2008 года в нашей стране явно происходил очень значительный рост цен в целом на лекарственные средства. Кроме того это объясняется в первую очередь существенной зависимостью российского рынка лекарственных средств от импорта. Вместе с тем, в период экономического кризиса ситуация резкого роста цен на фармацевтическом рынке открывает широкие возможности для недобросовестной конкуренции и искусственного завышения цен на некоторые лекарственные препараты. Разумеется учитывая высокую социальную значимость цен на лекарственные средства, ФАС совместно с другими ведомствами усиливает контроль за возможными злоупотреблениями в сфере ценообразования в рамках своих полномочий.
На настоящий момент, цены на лекарства не регулируются напрямую законодательством. Однако, объектом регулирования являются оптовые и розничные торговые надбавки. Во всяком случае максимальный размер этих надбавок устанавливается нормативными актами исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации исходя из особенностей рынка конкретного региона.
В сложившейся на конец 2009 года непростой ситуации ФАС России поручила своим территориальным подразделениям включить в региональные Реестры хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, соответствующие торговые аптечные сети. Так вот, по состоянию на лето 2010 года в региональные Реестры в включено около 1000 сетей.
По тем препаратам, которые вошли в список, в каждом субъекте РФ установлены предельные розничные надбавки. Кстати, превышение торговой наценки аптечными сетями, занимающими доминирующее положение, влечет за собой нарушение статьи 10 пункта 10 закона «О защите конкуренции», выражающееся в нарушении порядка ценообразования.
3. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ НИЗКОЙ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В Г.БЛАГОВЕЩЕНСКЕ
3.1 Разработка альтернативных вариантов управленческого решения
Темой данного курсового проекта является «Разработка управленческого решения по проблеме низкой доступности лекарственных средств в г. Благовещенске». Объектом исследования является фармацевтический рынок г. Благовещенска.
Главной рассматриваемой проблемой является низкий уровень доступности лекарственных средств. Следовательно, целью разработки управленческого решения — повышение доступности лекарственных средств в г. Благовещенске на 20 %. В данном случае лицом принимающим решения будет являться Министр здравоохранения Амурской области.
Для достижения сформулированной цели предлагается следующий перечень альтернативных решений, реализация которых позволит повысить доступность лекарственных средств в г. Благовещенске на 20 %
1. Повышение государственного контроля в сфере реализации лекарственных средств.
Совершенствование сферы обращения лекарственных средств требует создания адекватной нормативной базы. Необходимо упорядочить процедуру государственной экспертизы и регистрации лекарственных средств. Привести в соответствии с международными стандартами систему контроля качества лекарств. Требуется ужесточение системы ответственности за фальсификаты и продажу лекарств с истекшим сроком годности.
В Министерстве здравоохранения и социального развития готовится законопроект «Об обороте лекарственных средств», в рамках которого будет упорядочена процедура государственной экспертизы и регистрации лекарственных средств, установлена система контроля качества лекарств в соответствии с международными стандартами и система контроля ценообразования на лекарственные средства.
2. Увеличение количества социальных аптек.
В настоящее время количество социальных аптек по городу недостаточно для полного обеспечения населения, оказываемыми ими услугами. Предполагается увеличить число аптек до такого количества, чтобы на 1000 проживающих в этом районе человек приходилась одна аптека.
3. Увеличение суммы льгот для определённых категорий граждан.
Обеспечение льготных категорий граждан бесплатными лекарствами идёт на двух уровнях: федеральном и региональном. Так как мы рассматриваем ситуацию на фармацевтическом рынке г. Благовещенска, то на федеральный уровень мы повлиять не можем. Что же касается регионального уровня предполагается увеличение соответствующей статьи бюджета Амурской области на 2011 год на 540 тыс. рублей. Не стоит забывать, что доступность лекарственных средств рассматривается для всего населения, а не только для определённых категорий граждан.
4. Распространение дисконтных карт.
В настоящее время дисконтные карты не получили достаточного распространения среди широких слоёв населения для того чтобы повлиять на общую ситуацию на рынке лекарственных средств. Если условия получения дисконтных карт сделать более приемлемыми для всех слоёв населения, то это в последствии для владельцев аптечных сетей приведёт к повышению заинтересованности у покупателей, а для потребителей повысит уровень доступности лекарственных средств.
5. Информирование граждан о реальной стоимости лекарственных средств через СМИ
Повысить информированность граждан о реальной стоимости лекарственных средств можно с помощью публикаций информации в местных газетах, создания единой медицинской справочной службы, выпуска бесплатного еженедельного печатного издания Министерства здравоохранения, распространения листовок , создание собственного сайта Министерства здравоохранения или страницы на сайте Правительства Амурской области.
6. Бездействие.
Из представленных альтернатив и придётся сделать выбор Министру здравоохранения Амурской области.
Разработка оценочной системы. Выбор оптимального решения.
Любое решение, к которому может прийти лицо принимающее решение должно соответствовать определенной системе критериев. Выполнение заданных требований позволит получить оптимальный результат, действие которого будет наблюдаться в течении длительного промежутка времени.
В нашем случае оценочная система будет содержать такие пункты:
1 Минимальные финансовые затраты (не более 3 млн. руб.)
2 Повышение уровня доступности лекарственных средств (целевой критерий)
3 Срок реализации проекта до 01.01.2011 года
4 Степень риска (финансовый, временной, человеческий фактор, неудовлетворённость результатом).
5 Политический
6 Социально-экономический
Поскольку вариант бездействие не отвечает ни одному критерию, то при разработке управленческого решения он рассматриваться не будет.
При рассмотрение данной проблемы перед нами возникла дилемма какой из предложенных альтернативных вариантов стоит реализовать на практике.
Для оценки значимости альтернатив воспользуемся методом экспертных оценок. Исходя из предложенных альтернатив были сформулированы проблемы, влияющие на доступность лекарственных средств, экспертам была поставлена задача оценить по пятибалльной шкале эти проблемы. Чем выше значимость фактора, тем выше балл. Самый высокий балл присваивается самому значимому фактору, далее по убыванию. В качестве экспертов выступили:
Начальник отдела по реализации национальных проектов администрации г. Благовещенска.
Директор сети аптек «Семейная аптека»
Представитель министерства здравоохранения
Директор «Амур-Фармация»
Представитель Амурстата.
В ходе работы были выделены следующие проблемы:
1. Отсутствие государственного контроля в сфере реализации лекарственных средств
2. Недостаточное количество государственных аптек
3. Низкая информированность граждан о реальной стоимости лекарственных средств
4. Недостаточная сумма льгот на лекарственные средства для определённых категорий граждан.
5. Невостребованность дисконтных карт широкими слоями населения
Результаты оценки проблем представлены в таблице 1.
управленческий решение лекарственный доступность
Таблица 1 — Оценка факторов по степени важности в соответствии с оценками экспертов
№ Эксперта п/п |
Факторы |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
? |
||
Эксперт 1 |
5 |
3 |
4 |
2 |
1 |
15 |
|
Эксперт 2 |
4 |
2 |
5 |
4 |
1 |
15 |
|
Эксперт 3 |
4 |
3 |
5 |
1 |
2 |
15 |
|
Эксперт 4 |
3 |
2 |
5 |
3 |
1 |
15 |
|
Эксперт 5 |
5 |
3 |
4 |
2 |
1 |
15 |
|
? |
21 |
13 |
23 |
11 |
6 |
По данным таблицы можно сделать вывод, что такой проблема как низкая информированность граждан о реальной стоимости лекарственных средств и отсутствие государственного контроля в сфере реализации лекарственных средств являются важными причинами низкой доступности жизненно-важных лекарственных средств.
Для оценки степени согласованности мнения экспертов необходимо рассчитать коэффициент конкордации. Для нахождения этого коэффициента требуется:
Рассчитать среднюю сумму баллов:
Sср = mn(n+1)/2n
Где m — число экспертов
n — число факторов
Sср =5*5(5+1)/2*5=150/10=15
Найти алгебраическую разность между суммой рангов каждого фактора и средней суммой рангов:
di =Si — Sср
Рассчитать сумму квадратов алгебраических разностей:
К = di2
К=36+4+64+16+91=201
Рассчитать средний квадрат алгебраических разностей:
Кmax=1/12*(m2(n3-n))
Кmax=1/12*(25(125-5))=1/12*3000=250
Найти коэффициент конкордации:
Кконк = К/ Кmax
Кконк =201/250=0,804
Полученные в результате расчётов данные занесены в таблицу 2.
Таблица 2 — Оценка согласованности мнений экспертов
Показатель |
Факторы |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1. Сумма рангов |
21 |
13 |
23 |
11 |
6 |
|
2. Средняя сумма рангов |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|
3.Алгебраическая разность |
6 |
-2 |
8 |
-4 |
-9 |
|
4. Квадраты алгебраических разностей |
36 |
4 |
64 |
16 |
81 |
|
5. Сумма квадратов алгебраических разностей |
201 |
201 |
201 |
201 |
201 |
|
6. Максимальный средний квадрат алгебраических разностей |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
|
7.Коэфициент конкордации |
0,804 |
0,804 |
0,804 |
0,804 |
0,804 |
В результате проведенных расчётов коэффициент конкордации получился равным 0,804 и это значение значительно превышает установленные 0,4. Следовательно, в этом исследовании согласованность мнений можно назвать практически полной.
В результате проделанной работы задача была достигнута — удалось выявить те проблемы, которые в наибольшей степени влияют на низкую доступность лекарственных средств аптеках г.Благовещенска. Это — низкая информированность граждан о реальной стоимости лекарственных средств и отсутствие государственного контроля в сфере реализации лекарственных средств.
Для определения наиболее эффективного управленческого решения также применим метод взвешенных критериев. Сначала введем обозначение альтернативных вариантов решения:
А — Повышение государственного контроля в сфере реализации лекарственных средств.
Б — Увеличение количества социальных аптек.
В — Увеличение суммы льгот для определённых категорий граждан.
Г — Выдача дисконтных карт.
Д — Информирование граждан о реальной стоимости лекарственных средств через СМИ.
Оценка альтернатив представлена в таблице 3
Таблица 3 — Оценка альтернатив согласно методу взвешенных критериев
Критерии |
Вес критерия |
Оценка альтернатив |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|||
Минимальные финансовые затраты (не более 3 млн.руб.) |
0,9 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
|
Повышение уровня доступности лекарственных средств (целевой критерий) |
0,95 |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
|
Срок реализации проекта до 01.01.2011 года |
0,85 |
2 |
3 |
2 |
4 |
5 |
|
Степень риска |
0,8 |
4 |
3 |
2 |
5 |
3 |
|
Политический |
0,78 |
5 |
4 |
5 |
1 |
4 |
|
Социально-экономический |
0,82 |
5 |
5 |
5 |
2 |
3 |
|
Минимальные финансовые затраты (не более 3 млн.руб.) |
0,9 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
4,5 |
3,6 |
|
Повышение уровня доступности лекарственных средств (целевой критерий) |
0,95 |
3,8 |
2,85 |
2,85 |
2,85 |
4,75 |
|
Срок реализации проекта до 01.01.2011 года |
0,85 |
1,7 |
2,55 |
1,7 |
3,4 |
4,25 |
|
Степень риска |
0,8 |
3,2 |
2,4 |
4,6 |
4 |
2,4 |
|
Политический |
0,78 |
3,9 |
3,12 |
3,9 |
0,78 |
3,12 |
|
Социально-экономический |
0,82 |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
1,64 |
2,46 |
|
Итого |
19,4 |
17,72 |
16,85 |
17,09 |
20,58 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что наилучшими вариантом решения проблемы низкой доступности лекарственных средств является вариант Д — Информирование граждан о реальной стоимости лекарственных средств через СМИ. А наименее приемлем вариант В — Увеличение суммы льгот для определённых категорий граждан.
С помощью построения «дерева решений» можно наглядно представить, какая из предложенных альтернатив будет наиболее эффективной. Анализ проведем по целевому критерию повышение доступности лекарственных средств. На концах ветвей «дерева решений» будет указаны исходы: увеличение (“-“ уменьшение) доступности лекарственных средств в процентах. «Дерево решений» представлено на рисунке 2.
Обозначим альтернативные варианты решения проблемы:
А — Повышение государственного контроля в сфере реализации лекарственных средств.
Б — Увеличение количества социальных аптек.
В — Увеличение суммы льгот для определённых категорий граждан.
Г — Выдача дисконтных карт.
Д — Информирование граждан о реальной стоимости лекарственных средств через СМИ.
Рассчитаем ожидаемые исходы с учётом вероятностей от реализации имеющихся альтернатив:
М(А) = 0,15(0,75*0,2+0,25*(-0,05)) =0,0125
М(Б) = 0,25(0,65*0,15+0,35*(-0,03)) = 0,163
М(В) = 0,1(0,55*0,2+0,45*(-0,1)) = 0,0065
М(Г) = 0,15(0,55*0,02+0,45*(-0,02)) = 0,148
М(Д) = 0,3(0,65*0,15+0,35*(-0,1)) = 0,2375
Размещено на http://www./
Рисунок 2 — Дерево решений по повышению доступности лекарственных средств
Таким образом, согласно построенному «дереву решений» и рассчитанным математическим ожиданиям каждого варианта по решению проблемы можно сделать вывод, что наилучшим управленческим решением является альтернатива Д — информирование граждан о реальной стоимости лекарственных средств через СМИ. В этом случае ожидается наибольшее увеличение доступности лекарственных средств на 23,75%. Наименее эффективной будет альтернатива В — увеличение суммы льгот для определённых категорий граждан, при которой увеличение доступности составит 0,65%.
Окончательный вариант «дерева решений» представлен на рисунке 3.
Размещено на http://www./
Рисунок 3 — Окончательное дерево решений по повышению доступности лекарственных средств
Опираясь на результаты проведенных методов можно сделать окончательный выбор, что наиболее приемлемым вариантом решения проблемы по повышению доступности лекарственных средств будет повышения уровня информированности граждан о реальной стоимости лекарственных средств.
3.2 Механизм реализации выбранного решения
Наиболее приемлемым вариантом решения проблемы низкой доступности лекарственных средств было выбрано повышение информированности граждан о реальной стоимости лекарственных средств.
Повысить информированность граждан о реальной стоимости лекарственных средств можно с помощью публикаций информации в местных газетах, создания единой медицинской справочной службы, выпуска бесплатного еженедельного печатного издания Министерства здравоохранения, распространения листовок, создание собственного сайта Министерства здравоохранения или страницы на сайте Правительства Амурской области.
Чтобы использовать местные печатные издание для публикации подобного рода информации необходимо заключение договора на предоставление печатной площади с редакциями газет. Разработкой проекта договора на условиях устраивающих обе стороны будет заниматься специалист по связям с общественностью Министерства здравоохранения Амурской области.
Создание единой медицинской справочной службы, предоставляющая медицинские консультации по телефону бесплатно, может быть предоставлено коммерческой структуре при поддержке и контроле действий Министерства здравоохранения Амурской области. Поступающие в справку звонки принимаются операторами, которые фиксируют жалобы и пожелания клиентов. Затем полученная информация обрабатывается врачами профильных специальностей, определяющими список необходимых анализов и обследований. При выборе клиник учитывается местонахождение пациента, удобное для него время визита, а также, что немаловажно, его финансовые возможности. Уточнение вариантов лечения происходит во время ответного звонка по телефону клиента, время которого оговаривается заранее. «МедСправка» должна сотрудничать с десятками клиник и исследовательских центров, расположенных во всех районах города . Все эти медицинские учреждения должны будут пройти суровый отбор согласно жестким критериям:
наличие высокопрофессиональных врачей и опытного медперсонала
современное оборудование
гибкий график работы
удобное местоположение
качественный сервис
Позвонив по телефону 232-11-66, клиент сможет получить консультацию специалиста, узнать о возможных вариантах лечения, выбрать наиболее подходящую клинику, узнать о стоимости нужных ему лекарственных средств и записаться на прием нужному вам врачу в любое время, не выходя из дома. Телефоны бесплатной медицинской справочной будут работать круглосуточно.
Создание еженедельного полноцветного иллюстрированного издания «Медицинский вестник», который будет выходить тиражом — 4000 экземпляров, объём — от 12 полос. В данном печатном издании будут рассматриваться различные вопросы медицины и здравоохранения. В том числе в нём будут публиковаться данные о стоимости медицинских лекарств и услуг, мест их предоставления и многое другое.
Распространение листовок с информацией может проходить в оживленных местах города, на предприятиях, в крупных магазинах, в социальных аптеках, могут быть распространенны вместе с почтой. Также для привлечения внимания на листовках может быт размещена информация, какого то другого характера. Ответственность за разработку и распространение листовок ложиться на отдел о связям с общественностью Министерства здравоохранения Амурской области.
Что же касается сайта или страницы, то страница Министерства здравоохранения Амурской области уже создана на сайте Правительства Амурской области. Её необходимо дополнить информацией о стоимости лекарственных средств. Эта обязанность возлагается на разработчиков данного сайта.
Во всех представленных случаях лицо принимающее решение, в нашем случае это Министр здравоохранения Амурской области, осуществляет контролирующие функции за деятельность полномочных структур.
3.3 Оценка эффективности и качества выбранного управленческого решения
Для оценки эффективности выбранной ранее альтернативы принятия решения мы построим имитационную модель. С помощью данной модели определим приведет ли реализация управленческого решения по повышению информированности граждан о реальной стоимости лекарственных средств к повышению уровня доступности лекарственных средств. Информирование населения в данном случае может быть проведено несколькими методами: Интернет сайт, бесплатный медицинский еженедельник, распространение листовок, местные газеты, единая медицинская справочная служба. Узнав о информированности граждан, мы сможем предположить выбор аптеки (социальная либо коммерческая) при покупке лекарственных средств.
Для наиболее эффективной реализации метода необходимо разделить респондентов по возрастным группам, так как для каждой группы характерен свой канал получения информации.
Группа |
Возраст |
Вероятность |
|
Дети |
0-14 |
0,14 |
|
Молодежь |
15-35 |
0,15-0,35 |
|
Люди среднего возраста |
36-60 |
0,36-0,6 |
|
Пожилые люди |
61-100 |
0,61-1 |
Введем переменные в данную модель, в их роли выступят возможные источники информирования:
Х1 — местные газеты
Х2 — листовки
Х3 — Интернет сайт
Х4 — бесплатный еженедельник Министерства здравоохранения
Х5 — единая медицинская справочная служба
Для каждой переменной введем варианты реализации, вероятности и значения. Оформим данные в виде таблиц.
Таблица 4 — Распределение вероятностей для значения переменной Х1
Местные газеты |
Вероятность |
Кумулятивная вероятность |
Значение |
|
Прочитают |
0,6 |
0,6 |
40-100 |
|
Не прочитают |
0,4 |
1 |
0-39 |
Таблица 5 — Распределение вероятностей для значения переменной Х2
Листовки |
Вероятность |
Кумулятивная вероятность |
Значение |
|
Прочитают |
0,85 |
0,85 |
15-100 |
|
Не прочитают |
0,15 |
1 |
0-14 |
Таблица 6 — Распределение вероятностей для значения переменной Х3
Интернет сайт |
Вероятность |
Кумулятивная вероятность |
Значение |
|
Посетят |
0,45 |
0,45 |
15-60 |
|
Не посетят |
0,55 |
1 |
0-14 и 61-100 |
Таблица 7 — Распределение вероятностей для значения переменной Х4
Еженедельник Министерства здравоохранения |
Вероятность |
Кумулятивная вероятность |
Значение |
|
Прочитают |
0,6 |
0,6 |
40-100 |
|
Не прочитают |
0,4 |
1 |
0-39 |
Таблица 8 — Распределение вероятностей для значения переменной Х5
Единая медицинская справка |
Вероятность |
Кумулятивная вероятность |
Значение |
|
Прочитают |
0,85 |
0,85 |
15-100 |
|
Не прочитают |
0,15 |
1 |
0-14 |
Построим на основе заложенных данных модель. Данные представлены в таблице 9.
Таблица 9 — Модель имитационного моделирования
№ п/п |
Сл. Вел. |
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 |
Х5 |
Принял данные к сведению |
|
1 |
26 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
2 |
2 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
3 |
12 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
4 |
14 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
5 |
58 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
6 |
56 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
7 |
69 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
8 |
53 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
9 |
84 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
10 |
25 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
11 |
12 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
12 |
32 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
13 |
88 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
14 |
95 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
15 |
86 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
16 |
45 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
17 |
51 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
18 |
54 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
19 |
95 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
20 |
85 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
21 |
73 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
22 |
24 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
23 |
39 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
24 |
35 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
25 |
94 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
26 |
88 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
27 |
19 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
28 |
20 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
29 |
60 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
30 |
64 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
31 |
58 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
32 |
81 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
33 |
95 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
34 |
65 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
35 |
45 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
36 |
74 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
37 |
29 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
38 |
84 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
39 |
36 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
40 |
46 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
41 |
6 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
42 |
9 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
43 |
16 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
44 |
49 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
45 |
93 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
46 |
56 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
47 |
64 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
48 |
26 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
49 |
19 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
50 |
37 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
51 |
64 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
52 |
87 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
53 |
49 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
54 |
78 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
55 |
37 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
56 |
34 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
57 |
94 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
58 |
71 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
59 |
24 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
60 |
63 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
61 |
58 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
62 |
49 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
63 |
53 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
64 |
13 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
65 |
18 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
66 |
17 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
67 |
82 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
68 |
64 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
69 |
45 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
70 |
52 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
71 |
28 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
72 |
27 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
73 |
46 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
74 |
34 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
75 |
29 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
76 |
37 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
77 |
86 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
78 |
61 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
79 |
29 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
80 |
31 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
81 |
99 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
82 |
18 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
83 |
34 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
84 |
29 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
85 |
63 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
86 |
82 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
87 |
60 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
88 |
34 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
89 |
41 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
90 |
50 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
91 |
43 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
92 |
61 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
93 |
92 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
94 |
18 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
95 |
37 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
96 |
36 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
97 |
56 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
98 |
52 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
99 |
89 |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
100 |
16 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
Проанализировав полученные данные можно сделать вывод. В данной ситуации из 100 проинформированных граждан 93 примут полученные данные к сведению. Это говорит о том, что люди, владея информацией в сфере реализации лекарственных средств, в дальнейшем могут при покупки лекарственных средств выбирать социальные аптеки, в которых уровень доступности лекарственных средств выше, чем в коммерческих аптеках.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что принятое решение о повышении информированности граждан с помощью распространения информации через различные источники, является в достаточной степени эффективным.
Качество принятого управленческого решения можно оценить с помощью контрольных вопросов:
Какова цель разработки управленческого решения?
Целью разработки управленческого решения является повышение доступности лекарственных средств в г.Благовещенске на 20 %.
Сформулируйте проблему, по которой разрабатывается управленческое решение.
Главной рассматриваемой проблемой является низкий уровень доступности лекарственных средств.
Кто в рассматриваемой ситуации является лицом принимающим решение?
В данном случае лицом принимающим решения будет являться Министр здравоохранения Амурской области.
4. Какие альтернативы были предложены в ходе разработки управленческого решения?
При разработки управленческого решения был предложен следующий перечень альтернативных решений, реализация которых позволит повысить доступность лекарственных средств в г.Благовещенске на 20 %:
повышение государственного контроля в сфере реализации лекарственных средств.
увеличение количества социальных аптек.
увеличение суммы льгот для определённых категорий граждан.
распространение дисконтных карт.
информирование граждан о реальной стоимости лекарственных средств через СМИ бездействие.
5. По каким критериям оценивались предложенные альтернативы?
В нашем случае оценочная система будет содержала такие пункты:
минимальные финансовые затраты (не более 3 млн.руб.)
повышение уровня доступности лекарственных средств (целевой критерий)
срок реализации проекта до 01.01.2011 года
степень риска (финансовый, временной, человеческий фактор, неудовлетворённость результатом.)
политический
социально-экономический.
Какие методы были применены при разработки управленческого решения?
При разработки управленческого решения были применены методы экспертных оценок, взвешенных критериев, дерева решений.
Какова эффективность принятого управленческого решения?
С помощью имитационного моделирования был определена достаточно высокая эффективность принятого варианта решения проблемы.
8. Какие задачи были поставлены при написании курсового проекта?
При написании курсового проект передо мной стояли следующие задачи: изучить теоретические основы разработки управленческого решения,
закрепить теоретические знания при разработке конкретного управленческого решения по поставленной проблеме.
Какие теоретические основы были рассмотрены при написании курсового проекта?
При написании курсового проекта были рассмотрены основные понятия и этапы разработки управленческого решения, типология управленческих решений, модели и методы принятия управленческого решения, формы разработки и реализации принятия управленческого решения, эффективность и качество управленческого решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема данного курсового проекта: «Разработка управленческого решения по проблеме низкой доступности лекарственных средств в г. Благовещенске».
Проблемой выявленной в ходе работы курсового проекта является низкий уровень доступности лекарственных средств. Следовательно, целью разработки управленческого решения — повышение доступности лекарственных средств в г. Благовещенске на 20 %. .
Для решения данной проблемы было разработано шесть возможных альтернативных варианта:
повышение государственного контроля в сфере реализации лекарственных средств.
увеличение количества социальных аптек.
увеличение суммы льгот для определённых категорий граждан.
распространение дисконтных карт.
информирование граждан о реальной стоимости лекарственных средств через СМИ
бездействие.
Для оценки всех альтернатив были разработаны следующие критерии:
минимальные финансовые затраты (не более 3 млн.руб.)
повышение уровня доступности лекарственных средств (целевой критерий)
срок реализации проекта до 01.01.2011 года
степень риска (финансовый, временной, человеческий фактор, неудовлетворённость результатом.)
политический
социально-экономический.
В данном курсовом проекте субъектом и лицом, принимающим необходимое решение явился Министр здравоохранения Амурской области..
Выбор оптимального управленческого решения проводился с помощью метода «дерево решений», метод экспертных оценок, метода взвешенных критериев. Оценить эффективность приятого управленческого решения нам позволило имитационное моделирование.
Наиболее оптимальным решением было выбрано о повышении информированности граждан с помощью распространения информации через различные источники.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Варфоломеев В.И. Принятие управленческих решений / В.И. Варфоломеев.- М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001. — 288 с.
2. Воробьев С.Н. Управленческие решения / С.Н. Воробьев. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. — 317 с.
3. Литвак Б.Г. Управленческие решения / Б.Г. Литвак. — М.: ЭКМОС, 2006. — 248 с.
4. Ременников В.Б. Управленческие решения / В.Б. Ременников. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — 144 с.
5. Рыбакова Л.В. Лекции по разработке управленческих решений.
6. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений / Э.А. Смирнов.- М.: ЮНИТИ — ДАНА, 1999. 240 с.
7. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения / Р.А. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА, 2001. — 283 с.
8. Рынок лекарственных средств: современное состояние/ В.А. Мигрин// Социально-гуманитарные знания, 2007. — №3. — С.12-16.
Размещено на