Выдержка из текста работы
Продовольственная проблема остается актуальной для России и в настоящее время, поскольку у значительной части российских граждан рацион питания скуден, занижены нормы потребления многих видов продуктов. По калорийности суточного рациона одного среднестатистического человека России уступает не только развитым, но и некоторым развивающимся странам. Основные проблемы качество питания и производственная безопасность.
Продовольственная безопасность (food security, более точный перевод продовольственное обеспечение) — обеспечение гарантий физической и экономической доступности продовольствия для населения, издавна считается главной обязанностью государственной власти. Во всяком случае, власти, претендующей хотя бы на самосохранение.
Предмет продовольственной безопасности законы, закономерности, тенденции и особенности развития продовольственной безопасности, а также взаимосвязь продовольственной безопасности РФ с внешними экономико-политическими процессами.
Цель данного реферата выявление основ развития продовольственной безопасности как предмета изучения, определение основных направление развития системы продовольственной безопасности РФ и проанализировать перспективы вступления РФ в ВТО. Понятие продовольственной безопасности. Критерии и параметры национальной продовольственной безопасности России
Согласно модельного закона о продовольственной безопасности, продовольственная безопасность государства (далее — продовольственная безопасность) — состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Правовой основой продовольственной безопасности являются конституция государства, настоящий Закон, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры государства, а также принятые на их основе другие нормативные правовые акты по реализации прав граждан государства на полноценное питание и свободу от голода.
Правительство государства в соответствии с нормами международного права гарантирует права граждан на свободу от голода и полноценное питание на уровне физиологических норм питания.
Правительство государства обеспечивает продовольственную безопасность государства, в том числе:
необходимый уровень производства продуктов питания в государстве;
наличие, обновление и пополнение государственного продовольственного резерва независимо от воздействия внутренних и внешних неблагоприятных факторов;
соответствие качества производимых и реализуемых в государстве гражданам продуктов питания требованиям государственной системы стандартов.
При возникновении продовольственного кризиса либо его угрозе органы исполнительной власти на ограниченное время могут устанавливать особые режимы обеспечения продовольственной безопасности, в том числе определять меры по нормативному распределению продуктов питания.
Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности осуществляют правительство государства, органы государственной власти субъектов государства, а также государственные службы и инспекции в пределах своей компетенции. Иные государственные органы исполнительной власти могут осуществлять функции государственного контроля за обеспечением продовольственной безопасности исключительно по поручению правительства.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
В январе 2010 г. президентом Российской Федерации была утверждена Доктрина продовольственной безопасности, которая определила цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности страны.
В Доктрине определены показатели продовольственной безопасности и критерии их оценки, возможные риски и угрозы, основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности страны.
Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности считается одним из приоритетов социально-экономической политики государства. Существующая нормативная правовая база во многом отражает комплексное решение этой проблемы.
В то же время следует отметить, что принятие Доктрины совпало с периодом, когда ситуация в мировой экономике характеризовалась весьма противоречивыми процессами. С одной стороны, это увеличение потребления продовольствия в развивающихся странах, с другой — экономический и финансовый кризис, который вызвал спад производства и доходов населения.
Для России вопросы продовольственной безопасности являются особенно важными в силу того, что эти противоречия в той или иной мере характерны и для нашей экономики.
В сфере макроэкономики — реальные располагаемые денежные доходы в 2010 г. выросли лишь на 4,3%, инвестиции в основной капитал, по данным за 9 месяцев, снизились на 2,8%. Как следствие, можно ожидать низких темпов технологического развития в сельскохозяйственных организациях.
Агроэкологический фактор обусловлен тем, что на территории России каждый год бывает засуха в каком-то из регионов, а примерно каждые 10 лет случается полномасштабная чрезвычайная ситуация. Усугубляет положение невысокая агротехнологическая дисциплина отдельных производителей.
В сфере внешней торговли — на российскую экономику влияют конкурентные преимущества зарубежных производителей, значительные колебания цен на мировом рынке. В этом году мировые цены на продовольствие близки к новой рекордной отметке. По оценке ФАО в 2010 г. они в среднем выросли на 28,3 пункта
Рост продолжается в текущем году. На этом фоне отмечается рост импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в Россию. Таким образом, в ближайшей перспективе нам придется работать в жестких макроэкономических условиях, и одновременно преодолевать последствия нынешней засухи, не исключая новых, более локальных случаев, а также испытывать изменчивость конъюнктуры мировых товарных рынков.
Как это отразится на экономике сельскохозяйственного производства и реализации Доктрины продовольственной безопасности? Это будут факторы, которые осложнят достижение целей и аграрной политики, и Доктрины.
В качестве главной проблемы, генерирующей негативные тенденции в развитии сельскохозяйственного производства, мы выделяем низкую доходность организаций.
В последние три года прибыль по всей хозяйственной деятельности сократилась.
В 2010 г. прибыль в сельскохозяйственных организациях составила около 75 млрд руб., что меньше, чем было в 2009 г., на 8 млрд руб. При этом рентабельность по всей хозяйственной деятельности (включая субсидии) уменьшилась соответственно с 9,7 % до 7,5 %.
По нашим расчетам, основные изменения в сумме прибыли в 2009 г. произошли в связи с результатами от реализации зерна и молока. А в целом по основным видам сельскохозяйственной продукции в результате снижения цен в 2009 г. недополучено более 64 млрд руб., или 78 % к сумме полученной прибыли.
Во втором полугодии 2010 г. засуха способствовала росту цен сельскохозяйственных производителей, в результате к концу года они увеличились на 23,6 %. В то же время, этого уровня цен недостаточно, чтобы компенсировать снижение объемов производства на 11,9 %.
Финансовое положение сельскохозяйственных организаций удалось несколько выправить благодаря своевременной поддержке правительства Российской Федерации. Были выделены средства для компенсации потерь в связи с засухой 2010 г., профинансированы предусмотренные ранее мероприятия по обеспечению финансовой устойчивости.
Вместе с тем, сокращение доходности сельскохозяйственных организаций третий год подряд, а так же неблагоприятная макроэкономическая ситуация повлекли за собой существенный спад инвестиций в 2008-2010 гг.
Такое снижение произошло как за счет уменьшения использования собственных средств, так и привлеченных, в которых основную долю составляли инвестиционные кредиты.
По расчетам ВНИИЭСХ, лишь за 3 первых года реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы было недоинвестировано в отрасль от предусмотренного объема около 300 млрд руб в текущих ценах.
Дефицит инвестиций ведет к тому, что среднегодовой прирост продукции сельского хозяйства за 2001-2010 гг. составил лишь 1,7 %, что существенно отстает от роста экономики в целом
Низкие темпы развития отечественного аграрного производства ведут к росту импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
По оперативным данным Росстата, в 2010 г. в Россию ввезено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 36,4 млрд долл. США, что на 21,3 % больше, чем годом ранее.
По сравнению с 2009 г. возросли физические объемы импорта масла подсолнечного в 2,6 раза, сахара-сырца в 1,7 раза, молока и молочной продукции на 44,1 %, в том числе молока сухого в 2,1 раза, овощей на 29,2 %. В то же время ввоз мяса свежего и мороженого (без мяса птицы) остался практически на уровне предыдущего года (рост 0,3 %), а мяса птицы — сократился на 30,2 %.
По многим видам сельскохозяйственного сырья и продовольствия в 2010 г. произошел рост средних контрактных цен. Наибольший рост контрактных цен отмечен, в том числе на ячмень (в 2,3 раза), молоко и сливки сгущенные (на 51,6%), масло сливочное (на 38,6 %), мясо птицы (на 19,1 %). Импортные цены на мясо свежее и замороженое (без мяса птицы) остались примерно на уровне предыдущего года.
Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства также сдерживается тем, что не все товаропроизводители имеют доступ к государственной поддержке. Субсидии выделяются крайне неравномерно как в разрезе регионов, так и хозяйствующих субъектов. Известно, что получить кредит могут лишь 30 % сельскохозяйственных организаций, 10 % крестьянских (фермерских) хозяйств, 2,7 % личных подсобных хозяйств. Удельный вес сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших договора страхования, из общего их числа составляет менее 4 %, а удельный вес посевной площади застрахованных культур — 18,2 %, причем динамика этих показателеТаким образом, можно сделать вывод, что многие элементы совокупности действующих механизмов государственной поддержки АПК не обеспечивают результат, достаточный для устойчивого развития сельского хозяйства, а, следовательно, и обеспечения продовольственной безопасности.
Необходимо сбалансировать инструменты повышения доступности кредитов с обеспечением доходности производственной деятельности.
Устойчивое производство сельскохозяйственной продукции служит основой устойчивого развития производства пищевых продуктов, что в совокупности обеспечивает продовольственную безопасность страны