Выдержка из текста работы
Введение Глава 1. Памятники культурно-исторического наследия — живые свидетели прошлого 1.1. Общественные и гражданские памятники истории и культуры Ишима 1.2. Памятники культового искусства как культурно-историческая ценность Глава 2. Историко-культурное наследие Ишима как важнейший ресурс социального и экономического развития города 2.1. Роль музеев и учреждений культуры в сохранении и осмыслении культурного и исторического наследия города 2.2. Возрождение былой славы Никольской ярмарки 2.3. Роль историко-культурных объектов в формировании потенциала для развития культурно-познавательного туризма Заключение Библиография 3 7 8 19 23 23 28 32 36 38
Введение
Каждый город имеет свою историю. У одних она насчитывает тысячелетия, другие же только начинают отсчет прожитому. Несмотря на это, всё ценное, созданное трудом и талантом народа, всё, что свидетельствует о его пути, должно жить вечно.
Различные проблемы историко-культурного наследия, вернее, отношение социума к нему, к его различным периодам и памятникам, всегда было связано с характером состояния общественного сознания в конкретный исторический период. Проблемы реставрации наследия сегодня — это не только реставрация конкретных произведений и памятников искусства и культуры, это сохранение прежде всего системы духовных ценностей. Воскрешение (или иное прочтение, в силу изменившейся парадигмы истории) забытых страниц, важных событий и героических личностей национальной истории, интерес к культуре религии, реконструкция и реставрация архитектурных памятников, возрождение утерянных промыслов, традиций — актуальная проблема сегодняшнего времени.
Историко-культурное наследие, как совокупность ценностей, оставленных нам предками, воплощено в материальных объектах (продуктах сотворчества человека и природы), людях, точнее в их образе жизни, обычаях, навыках, духовно-культурных феноменах. Помимо прочих функций, наследие обеспечивает достаточно прочную связь времен, своего рода ось, нанизывающую часто значительно больше поколений (участников), чем можно увидеть (различить) при первом знакомстве с конкретными объектами наследия. Именно малые города часто выступают в роли главного хранителя исторических связей, вековых традиций и обычаев, народной мудрости, а также объектов духовного, культурного и природного наследия.
Памятники истории и культуры, культурная среда с ее особенностями и разнообразием должны охраняться как часть историко-культурного наследия и культурной идентичности и как часть окружающей среды.
Историко-культурным наследием являются памятники истории и культуры, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, художественную или иную ценность.
Сохранение наследия предполагает его учет и бережное использование, результатом чего становятся духовно-культурные и материальные преобразования. Не существует другого подхода к сохранению наследия, связующего прошлое и настоящее, кроме как обеспечить ему будущее путем передачи последующим поколениям. Последнее особенно важно в связи с тем, что наследие является потенциальным и реальным богатством и должно служить ценным ресурсом (необязательно в коммерческом смысле) для исполнителей проектов и местного населения и, соответственно, частью процесса устойчивого развития.
Использование наследия может быть реализовано через туризм, промыслы, традиции и прочее. Особую важность представляет вовлечение в проекты по сохранению и использованию наследия местного населения. Это придает дополнительный импульс развитию обновленного образа региона и росту притягательности малых городов в глазах потенциальных новоселов и инвесторов. Разнообразное и богатое наследие малых городов России содержит мощный потенциал противодействия процессам стандартизации и издержкам глобализации. Особенно важным представляется, что именно жители малых городов (при поддержке соответствующих организаций), благодаря капиталу их наследия, могут стать ключевыми фигурами в развитии их территории в интересах всего общества.
Исторический город Ишим является одним из четырех исторических городов юга Тюменской области, он имеет славную историю и высокую насыщенность объектами историко-культурного наследия. В городе издается свой исторический альманах «Коркина Слобода», в котором публикуются материалы об культурно-исторических событиях не только города Ишима, но и прилегающих к нему территорий. Выпуски краеведческого альманаха «Коркина слобода» — бесценное духовное богатство. Главный редактор — Татьяна Павловна Савченкова. В Слове к читателям в первом номере есть такие строки: «Мы испытываем чувство гордости за нашу малую родину, за ее богатую славными событиями историю и выдающееся культурное наследие. Можно назвать это также осознанием некой абсолютной самоценности нашего прошлого, его особой значимости и важности для Государства Российского. Мы — Ишим и Ишимский край — всего лишь струя в мощном потоке бытия Великой державы — но струя яркая, самобытная и во многом неповторимая!» [11].
В 2006 году по инициативе сотрудников литературного музея П. Ершова вышел в свет журнал для детей «Конек-Горбунок». Редакционная коллегия состоит из краеведов, влюбленных в город: председателя комитета по культуре Нины Кузовковой, журналиста «Ишимской правды» Лидии Сарафанниковой, кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы ИГПИ им. П. Ершова Татьяны Савченковой.
Научный сотрудник литературного музея Геннадий Крамор рассказывает в статьях о нравственно-духовных ценностях: подвиге Прасковьи Луполовой, о празднике Покрова Божией Матери и Покровской церкви Ишима, о святителе Николае Чудотворце и Никольской церкви, о Крещении Господнем и Богоявленском соборе. Фотографии Геннадия Крамора украшают журнал, заставляя пристальней всматриваться в неповторимые красоты малой родины: природу, памятники архитектуры.
Тема исследования: «Сохранение и использование историко-культурного наследия исторического города Ишима».
Цель работы: проанализировать и дать оценку использования и сохранения объектов историко-культурного значения в г. Ишиме.
Задачи работы:
Охарактеризовать историко-культурный потенциал города.
Рассмотреть объекты историко-культурного значения Ишима.
Выявить значение учреждений культуры в сохранении и использовании историко-культурного потенциала Ишима.
Определить наиболее значимые моменты и наиболее желательные направления в поиске новых способов и форм развития и реализации возрождения памятников истории и культуры города.
Объект исследования: историко-культурный потенциал г. Ишима.
Предмет исследования: сохранение и использование историко-культурного наследия Ишима в качестве важнейшего ресурса социального и экономического развития города.
Гипотеза исследования: сохранение и использование историко-культурного наследия Ишима позволяет:
— открыть перед городом и областью новые хозяйственные и социальные возможности;
— поможет развитию социального и инфраструктурного комплекса;
— способствовать общему улучшению условий и уровня жизни, а также привлекательности Тюменской области среди других регионов России.
Методы исследования: анализ исторической, искусствоведческой литературы, описательный метод, беседа, интервью.
Методологическую основу курсовой работы составляют материалы исследовательских работ краеведов Ишима: кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы ИГПИ им. П. Ершова Татьяны Савченковой, директора литературного музея П. Ершова, ответственного редактора журнала «Конек-Горбунок» Надежды Проскуряковой, специалиста литературного музея П.П. Ершова в Ишиме Геннадия Крамора; электронные версии материалов Тюменской Областной Научной Библиотеки имени Д. И. Менделеева (электронная библиотека диссертаций) и Областная программа «Сохранение и использование историко-культурного и природного наследия исторического города Ишима и его окружения» (по состоянию на 18 августа 2007 года).
Глава 1. Памятники культурно-исторического наследия — живые свидетели прошлого
На протяжении уже многих десятилетий между миром и людьми существует посредник. И посредник этот — культура. В ней хранится память прошлого и настоящего. А память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если мы не видим за окружающим нас миром его прошлого, он для нас пуст.
Жизнь — это не одномоментность существования. Память не есть привилегия людей преклонного возраста. Конечно, эти люди могут вспоминать больше, чем молодые, но память хранит все, независимо от возраста. Наверное, не случайно величайшие достижения в искусстве и культуре называют памятниками. Они достались нам просто так — в дар от народа, от тех, кто жил и творил до нас, кто сберег их — для нас. От понимания духовной красоты культурно-исторических ценностей прошлого до высоконравственных отношений в нашем обществе должен быть прямой путь.
С созданием, освоением, развитием, сохранением, распространением культурных ценностей напрямую связана и всегда им способствует социально-культурная деятельность. Эта сфера деятельности одновременно является общественно-культурным трудом, который обеспечивает духовное и физическое развитие личности, развитие у нее ценностей культуры. В основе социально-культурной деятельности лежит человек, но в нашем государстве очень мало внимания уделяется людям. Если положение будет оставаться таким же и в дальнейшем, возможна опасность оскудения духовного мира, без которого человек уже не является человеком в истинном смысле слова.
В связи с этой ситуацией возникла необходимость искать пути выхода из сложившегося кризиса. Без тени сомнения мы уверены, что социально-культурную деятельность необходимо совершенствовать, искать новые и новые пути ее развития.
1.1. Общественные и гражданские памятники истории и культуры Ишима
С давних времен у сибирских народов сложились торговые связи со Средней Азией. Приходивших с караванами бухарских купцов в Тобольск подробно расспрашивали о торговых путях. И в «расспросных речах» бухарцев до постройки Коркиной слободы каждый раз отмечалось, что по реке Ишиму селений нет. Со второй половины XVII столетия начинается изучение реки Ишим специально снаряженными экспедициями. В 1660 году отец знаменитого сибирского ученого Семена Ремезова Ульян возглавил «посольство» в степь и проходил по Ишимской дороге. Он также отмечал, что места по Ишиму не обжиты. Новые опорные пункты русской земледельческой колонизации Сибири появились в 70 — 80-х годах XVII века. Встала необходимость защищать освоенные земли, создавать систему укреплений. В Сибири начинается возведение слобод и острогов по берегам рек. Среди других в 1687 году на Ишиме построена Коркина слобода. В 1720 году Петр I ввел в России административно-территориальное деление на дистрикты (округа). Из обширного Тобольского воеводства выделились Ишимский и Ялуторовский дистрикты. С 1744 по 1763 год население Ишимского дистрикта выросло на 40%. А в целом по Тобольской провинции оно за этот период увеличилось только на 23%. Приишимье стало районом самых высоких урожаев, лучшего материального снабжения населения. Все это усиливало приток новых, более предприимчивых переселенцев. Центром вновь созданного дистрикта стала Коркина слобода. Она превратилась в центральное укрепление Ишимской оборонительной линии. Вторую половину XVIII века можно считать периодом окончательного формирования населения Среднего Приишимья, освоения его природных богатств [8,18].
С 1782 г. согласно указу Екатерины Великой Коркина слобода стала именоваться городом Ишимом Тобольского наместничества. Назван он был по имени реки, на которой стоит. По поводу наименования есть много предположений. Народное предание рассказывает, что река Ишим получила свое название от имени сына татарского хана Кучума Ишима, который утонул в безымянной реке, названной позднее в его честь. Также слово «Ишимак» с татарского переводят «разрушающий». Так как река, несмотря на свои малые размеры, протекая среди рыхлых, легко поддающихся размыву горных пород, сумела обрушить участок, где были первые дома слободы, она и получила соответствующее название. А в словаре Брокгауза и Ефрона указано, что слово Ишим сложилось из начальных букв имени правившего в этих краях татарского хана Иш-Магомета (с помощью соединительной «и»). В марте 1785 г. был высочайше утвержден герб: золотой карась в синем поле — «… в знак того, что в окружности онаго города находится множество озер, которыя изобилуют сею рыбою и отменною величиною оных…» [14,102].
В лавках Ишима продавались шелковые, бумажные (российские и китайские) ткани, сукно, обувь. Все это торговцы получали из Ирбита, Тобольска и крепости Святого Петра (Петропавловска). Свои товары увозили в те же города, покупая в уезде сало, масло, кожи, заячьи и горностаевые шкурки. Железные таганы, звериные ловушки (капканы) и прочую мелочь продавали ташкентцам и киргизам. Горожане имели «ремесло портное, чеботное, шапошное, столярное, плотнишное, кузнечное, слесарное, каменное и кирпичное». Крестьяне «упражнялись» в хлебопашестве и скотоводстве. Была у ишимцев кожевня, где в год обрабатывали по 60 кож. Одна мыльня в год варила мыла по 70 пудов, салотопильня давала сала до 3000 пудов. На тринадцати ……..
Библиография
1. Алисов Д. А. Культура городов Западной Сибири (вторая половина XIX-начало XX века). — М.: Озон, 2004. — 196 с.
2. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. — М.: Просвещение, 1969. — 70 с.
3. Гераськин А. Сохранить культуру — святая обязанность // Российская газета. — 1997. — №4. — С. 2.
4. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. — М.: Промо, 1990. — 34 с.
5. Доброе сотрудничество // Сибирская православная газета. — 2005.- № 3.
6. Ершовские чтения: Тезисы докладов и сообщений научных конференций /Под ред. Т.П.Савченковой и др. — Ишим, изд-во ИГПИ им. П.П. Ершов: 1998. — 96 с.
7. Западносибирское краеведение. Научно-информативный сборник. — Ишим: изд. ИГПИ, 1997. — 184с.
8. Ишим далекий — близкий: Научно-популярные очерки / под ред. Т.П. Савченковой и др. — Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 1997. — 182 с.
9. Ишим: Исторические очерки. — Ишим: Изд. ИГПИ, 1993. — 256 с.
10. Колосович Т.С. Былое не развеется, как дым // Знамя. — 2003. — № 4. — С. 5.
11. Коркина слобода: Ист.-краеведч. альманах. — Вып. 1 — 4. — Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 1999 — 2002 гг.
12. Кутырева Н. Художество — под крышу // Тюменская область сегодня. — 15.06.2007 г.
13. Музеи — особо ценные объекты культурного наследия. Аналитические материалы. — М.: ЭКСМО, 2000. — 87 с.
14. От Урала до Енисея. Народы Западной и Средней Сибири. Кн. 1. — Томск, 1995. — 249 с.
15. Разумов С. Церковно-приходская школа. Далее — училище… // Тюменская область сегодня. — 21.11.2003 г.
16. Тупицина Г.Ф. Не прервётся связь времён // Знамя. — 2000. — № 4.
Электронные материалы
17.
18.
19.
20. Тюменская Областная Научная Библиотека имени Д. И. Менделеева. Электронная библиотека диссертаций.
21. Областная программа «Сохранение и использование историко-культурного и природного наследия исторического города Ишима и его окружения» (по состоянию на 18 августа 2007 года).