Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. Сущность финансового планирования малого бизнеса4
2. Специфика предприятия малого бизнеса6
3. Разработка финансового плана7
4. Недостатки финансового планирования. Предложения по совершенствованию финансового планирования предприятия малого бизнеса10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ20
Выдержка из текста работы
2. Проблемы и перспективы развития малых предприятий в России на современном этапе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Этапы развития малого предпринимательства в РФ . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Состояние малого бизнеса в России на современном этапе развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Введение
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство, как обстоятельно показано в литературе — существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.
В последние годы проблеме развития малого предпринимательства уделяли довольно большое внимание и экономисты и социологии. Исследовали его роль в обществе, его социально-экономические последствия, изучали перспективы развития, связь с общественными структурами, влияние на экономическое развитие и выхода страны из экономического кризиса. Многие работы внесли довольно существенный вклад в развитии данной проблематики. В частности, необходимо отметить работы таких авторов: Т. Алимова, В. Афанасьев, Е. Брагина, О.П. Горбань, А.Л. Журавлев, Т.И. Заславская, С.Ю. Лебедева, И.В. Лисиненко, А. Мишин, В.П. Поздняков, В.В. Радаев, О.В. Ромашов, В. Савченко, В.Ф. Халипов, Э.Н. Фетисов, В.В. Червяков, В.А. Чередниченко, Ю.А. Чепуренко, В.Д. Шапиро, С.С. Шаталин, М. Шкаратан, Н. Шмелев и др.
Цель данной дипломной работы – исследование сущности и роли малых предприятий предприятии в экономике России на современном этапе.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
1) проанализировать экономическую сущность, функции и роль малого бизнеса;
2) исследовать основные этапы, современное состояние и перспективы развития российского малого предпринимательства.
1. Экономическая сущность малого предпринимательства
1.1. Понятие малого предпринимательства
Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства определяются двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как некая целостность, сектор экономики (национального, регионального, местного масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности …………….
Заключение
Подводя итог данной работы, можно сделать следующие выводы.
Малый бизнес является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все ее звенья. Кроме того мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, низким издержкам.
В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства, его роль в экономике и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.
Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.
В контексте приведенных в работе аргументов представляется возможным сделать вывод о неэффективности существующей системы под-держки российского малого и среднего бизнеса и о необходимости изменения этого положения. Выявленные деструктивные факторы внешней среды, а также внутренние проблемы малых предприятий задают основные направления повышения действенности функционирования данной системы и требует активизации обеих ее подсистем: государственной (государственно-общественной) и интеграционной (связанной с интеграцией малых предпринимательских структур с крупными).
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого и частного предпринимательства в нашей стране.
Список использованной литературы
1. Алимова Т. Диверсификация деятельности малых предприятий //Вопросы экономики. 2003. №6.
2. Аристер Н. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития . СПб., 1996.
3. Афанасьев В. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости //РЭЖ. 1997. №10.
4. Брагина Е. Малый бизнес: состояние и перспективы //Свободная мысль. 2004. №2.
5. Горбань О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике //Вестник МГУ. Серия «Экономика». 2004. №2;
6. Дашков Л.П. Предпринимательство и бизнес. М.: Инфра-М, 1995. – 184 с.
7. Лебедева С.Ю Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России //Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №1;
8. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М., 2004.
9. Мишин А. Мелкий бизнес: сущность и практика //Малый бизнес, рынок и общество. 1993. №1,2.
10. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы //Вопросы экономики. 2004. №4.
11. Рунов А.В. Социолого-экономический анализ основных проблем и перспектив развития малого предпринимательства. Автореф. дисс. … к.с.н. М., 1999.
12. Рыбина М.Н. Основные этапы малого и среднего предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России //Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №2.
13. Савченко В. Феномен предпринимательства //РЭЖ. 2003. №2.
14. Шестопалов О.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2004-2005 г. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. М., 2005.