Содержание
План
Введение3-4
Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.4-7
Глава 2. Виды (составы) преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и особенности их квалификации.8-25
2.1. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации в процессе движения транспорта 8-17
2.2. Иные преступления в сфере функционирования транспорта 17-24
Заключение24-25
Список использованной литературы.26-27
Введение
В настоящее время для многих граждан ежедневные поездки на работу, учебу, в магазин, к сожалению, весьма небезопасны из-за большого количества человеческих и материальных потерь от дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) и от транспортных средств как источника повышенной опасности. В России уровень ДТП в 5 — 8 раз превышает соответствующие показатели развитых стран.
Дорожное движение — социальное явление, и поэтому оно может и должно регулироваться соответствующими юридическими нормами. Без четкой системы разрешений и запретов в этой сфере, связанной с массовой эксплуатацией источников повышенной опасности, невозможно создать условия для ведения эффективных автомобильных перевозок.
В России имеется большое число законов и подзаконных актов, имеющих отношение к данной сфере. Но если в европейских странах доминируют инженерно — технические способы решения проблем безопасности дорожного движения на основе целевых программ при относительной стабильности процедур правового регулирования и контроля дорожного движения, то в нашей стране наблюдается противоположная тенденция — ведущим до сих пор остается нормативно правовое регулирование, что вызывает массовые проявления юридического позитивизма, такие, как стремление максимально регламентировать все стороны транспортного процесса, многократное изменение содержания соответствующих нормативно — правовых актов за непродолжительные периоды времени.
Высокий динамизм квалификации преступлений в сфере транспорта, отсутствие достаточно четких определений ключевых понятий, отражающих юридическую природу тех или иных событий, и наличие множества дефектов вносят путаницу в правосознание участников дорожного движения и должностных лиц, занятых в сфере обеспечения безопасности транспортного процесса, обусловливают и нередко прямо провоцируют правонарушения.
Жалобы граждан на действия должностных лиц Госавтоинспекции показывают, что во многих случаях именно эти обстоятельства не позволяют рассматривать те или иные противоправные действия как юридические факты либо вообще исключают их правовую оценку, создают почву для активизации ведомственного и регионального нормотворчества для компенсации пробелов в действующем законодательстве.
При этом обостряется и без того серьезная проблема ликвидации взяточничества, вымогательства и использования служебного положения, распространенных среди должностных лиц Госавтоинспекции и других контролирующих органов.
Выдержка из текста работы
Уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность и наказание за отдельные виды общественно опасных деяний, в своей совокупности образуют Особенную часть российского уголовного права. Если нормы Общей части в целом определяют принципы, основания и пределы ответственности лиц, признанных виновными в совершении отдельных видов преступлений, то нормы Особенной части содержат конкретные уголовно-правовые запреты и устанавливают меры уголовного наказания, применяемые за их совершение. Общая и Особенная части составляют единое уголовное право России, служащее задачам охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечения мира и безопасности человечества, а также предупреждения преступлений.
Являясь структурными элементами одной системы, Общая и Особенная части уголовного права органически взаимосвязаны, взаимообусловлены и находятся в неразрывном единстве. В реальной жизни нормы Общей и Особенной частей функционируют только совместно. Применение нормы Особенной части требует обращения к нормам Общей части, и наоборот. Положения Общей части относятся ко всем без исключения нормам, содержащимся в Особенной части уголовного права, они реализуются через нормы Особенной части и совместно с ними.
Данный вопрос широко и разнообразно освещен во многих литературных источниках (Блинников, А.В. Уголовное право России; Бриллиантов, А.В. Уголовное право России; Федик, Е.Н. Уголовное право России).
Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».
Цель: выявить сущность нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Задачи:
— изучить и проанализировать литературные источники по данному вопросу;
— выявить и изучить понятие преступления, общую характеристику преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
— выявить и изучить нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
— выявить и изучить иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Глава 1. Понятие преступления, общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
1.1 Понятие и признаки преступления
Определение преступления содержится в ст. 14 УК, в соответствии с которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. В статье исчерпывающе названы признаки преступления: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Все эти признаки обязательно должны быть присущи совершенному деянию, признаваемому преступлением.
Деяние — это собирательный термин, обозначающий внешний акт общественно опасного поведения человека. Оно включает две отличающиеся по внешнему выражению формы общественно опасного поведения. В ч. 2 ст. 14 УК пояснено, что деяние может иметь форму действия (т. е. активного поведения) либо бездействия (т. е. пассивного поведения, выражающегося в несовершении конкретного действия, которое лицо обязано и могло совершить).
Как и все поступки (поведение) человека, преступное деяние представляет собой психофизиологическое явление. Его физиологическая сторона характеризуется активным или пассивным поведением. В основе психологической характеристики любого деяния лежит осознанность. Совокупность этих двух характеристик деяния позволяет назвать ряд ситуаций, когда отсутствие одной из них исключает понимание деяния как преступного. Например, при физическом принуждении либо в обстановке непреодолимой силы (неявка военнослужащего в срок из увольнения в свою часть из-за крушения поезда; наводнение, препятствующее врачу оказать помощь больному; лесные пожары) человек лишен физической возможности действовать. В иных ситуациях у него может отсутствовать осознанность своего поведения (например, рефлекторные движения, действия невменяемого либо лица, не достигшего возраста уголовной ответственности).
Вопрос о признании деяния преступным, когда вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям причиняется при психическом принуждении, но при этом лицо имеет возможность руководить своими действиями (ст. 40 УК), решается с учетом положений ст. 39 УК о крайней необходимости.
Законодатель, ученые и правоприменители стоят на позиции признания преступным только деяния (действия, бездействия), но никак ни «дурных мыслей», убеждений, высказанных на страницах дневника, намерений, «опасного состояния» до тех пор, пока они не воплотятся во внешний акт общественно опасного поведения человека. Так называемое обнаружение умысла (лицо рассказывает своим знакомым о намерении оскорбить коллегу по работе) закон не признает стадией совершения преступления. Однако в тех случаях, когда оно достигает определенной степени общественной опасности, потому что имеет целью причинить вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям и проявляется в социально значимом поведении вовне, законодатель возводит его в ранг преступления. Так, например, уголовно наказуемыми являются угрозы убийством (ст. 119,296, 309 УК), угрозы применения насилия при изнасиловании (ст. 131 УК).
Общественная опасность — материальный признак преступления, раскрывающий его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. В отличие от ст. 7 УК РСФСР ст. 14 УК не содержит подробного перечня тех групп общественных отношений, которые взяты под защиту уголовного закона. Приоритеты защиты четко названы в ст. 2 УК: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. На первое место среди охраняемых уголовным законом общественных отношений поставлена личность человека.
Названные в ст. 2 УК объекты правовой зашиты в соответствии с Конституцией РФ являются объектами правовой защиты вообще. Однако, когда им грозит серьезная опасность, государство применяет меры уголовно-правовой защиты.
Общественная опасность является объективной категорией, а законодатель, выявляя общественно опасные деяния, как писал К. Маркс, «не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует».
Общественная опасность характеризуется объективными и субъективными признаками.
К первым следует отнести: важность, значимость объекта преступления; характер и степень вреда, причиненного или угрожающего объекту; способ совершения преступления (обман, насилие); условия места и времени его совершения (военное время или боевая обстановка и др.). Ко вторым — форму вины; наличие антиобщественных мотивов и целей (корысть, религиозная, расовая, идеологическая ненависть); индивидуальные особенности лица, совершившего преступление (рецидив, совершение преступления впервые и т. п.).
Общественная опасность деяния объективна. Это не противоречит тому, что от законодателя зависит отнесение конкретных деяний к категории преступных. Деяние опасно не потому, что его так оценил кто-то, а потому, что оно по своей внутренней сути резко противоречит интересам личности, общества и государства.
Круг общественно опасных деяний изменяется в связи с развитием государства, изменениями в экономике, политике. Одни общественно опасные деяния криминализируются, т. е. за их совершение устанавливается уголовная ответственность (гл. 23 УК «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», гл. 28 УК «Преступления в сфере компьютерной информации»), другие — декриминализируются, т. е. за их совершение уголовная ответственность исключается (в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ декриминализированы, например, деяния, предусматривавшиеся ст. 182 (заведомо ложная реклама), ст. 200 (обман потребителей), ст. 265 (оставление места дорожно-транспортного происшествия) УК). Восполнение пробелов и декриминализация таких деяний — это компетенция законодателя. Однако законодательная инициатива научного сообщества и правоприменительных органов должна занять в этих процессах не последнее место.
Противоправность (противозаконность) означает запрещенность деяния уголовным законом. В российском уголовном праве сформулирован принцип nullumcrimensinelege (нет преступления, если об этом не указано в законе). Противоправность выражается в том, что деяние содержит признаки конкретного состава преступления, описанные в норме Особенной части УК, где названы все деяния, признаваемые в настоящее время преступлениями.
Такой подход имел место не всегда. Например, ст. 7 УК РСФСР 1926 г. предусматривала возможность применения мер социальной защиты судебно-исправительного, медицинского либо медико-педагогического характера не только в отношении лиц, совершивших запрещенное законом конкретное деяние, но и в отношении тех, кто был опасен из-за своих связей с преступной средой или вследствие своей прошлой деятельности.
Значение признака противоправности состоит в том, что от его соблюдения зависит реализация провозглашенного в УК принципа законности (ст. 3). После того как Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. закрепили требование противоправности деяния, было прекращено применение уголовного закона по аналогии, т. е. применение статей УК в отношении тех деяний, которые не предусмотрены законом. В действующем УК положение о запрете аналогии названо в числе принципов уголовного закона (ч. 2 ст. 3).
Противоправность связана с общественной опасностью как форма с содержанием и является юридическим, законодательным выражением общественной опасности — материальной характеристики всякого преступления. «Взаимообусловленность общественной опасности и противоправности — определяющий фактор в понимании того, что считает законодатель преступным».
В связи с таким пониманием соотношения общественной опасности и противоправности как признаков преступления (сторонниками которого были А. А. Пионтковский, Н. Д. Дурманов) полагаем неплодотворными (неперспективными) дискуссии о приоритете каждого из этих признаков преступления.
В зависимости от того, называет законодатель в определении преступления общественную опасность или противоправность в качестве признака преступления или нет, в науке уголовного права принято говорить о материальном, формальном либо материально-формальном определении преступления. В материальном определении преступления обязательно названа общественная опасность деяния и отсутствует указание на противоправность. В формальном определении преступления говорится о деянии, запрещенном уголовным законом, а общественная опасность как признак преступления не обозначена. В ст. 14 УК дано материально-формальное определение преступления: в нем наличествуют оба рассмотренных признака. Такое определение, указывая на закон как на источник признания деяний преступлением, объясняет основания отнесения их к уголовно противоправным деяниям — общественной опасностью для личности, общества, государства. Кроме того, оно имеет большое практическое значение: действие или бездействие, в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного УК преступления, таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК).
Часть 2 ст. 14 УК имеет большое значение для характеристики материального признака (общественная опасность). В соответствии с ней деяние, которое не причинило существенного вреда объекту, охраняемому уголовным законом, или не угрожало причинением вреда, в силу малозначительности не обладает достаточной для преступления степенью общественной опасности и поэтому не рассматривается в качестве преступления. Вместе с тем такое деяние должно формально подпадать под признаки названного в УК преступления. Вопрос о малозначительности деяния решается с учетом фактических обстоятельств и относится к компетенции следствия и суда. По этому признаку Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ в порядке надзора прекратила дело в отношении Е., осужденного по ч. 1 ст. 222 УК. Действия Е. в силу малозначительности не представляли общественной опасности, поскольку он не имел цели приобретения ружья и патронов для себя, а пытался предотвратить самоубийство В., который получил тяжелую травму позвоночника и высказывал мысли о самоубийстве, в связи с чем жена В. попросила Е. временно хранить ружье у него.
Поиски критериев признания деяния малозначительным весьма значимы для эффективного применения уголовного закона. Следует согласиться с Н. Ф. Кузнецовой в том, что в основе признания деяния малозначительным должны быть и объективные, и субъективные факторы, т. е. «когда лицо желало совершить именно малозначительное деяние, а не потому, что по не зависящим от него обстоятельствам так в конкретном случае произошло».
Уголовное дело о малозначительном деянии не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению за отсутствием состава преступления на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Виновность как признак преступления не упоминалась в ст. 7 УК РСФСР. Указание на нее в ст. 14 УК подчеркивает, что российский законодатель стоит на позиции субъективного, а не объективного вменения. Это означает, что общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 24—27 УК).
Подтверждением признания приоритета субъективного вменения в противовес объективному вменению является введение в УК неизвестной ранее нормы о невиновном причинении вреда. Деяние признается невиновным, а следовательно, непреступным, если доказаны названные в ст. 28 УК условия (определенное субъективное отношение к деянию, наличие экстремальных условий или нервно-психических перегрузок).
Признание виновности самостоятельным признаком преступления, несмотря на прямое указание на это в законе, отрицается некоторыми учеными, которые считают его производным от признака противоправности.
Наказуемость, как и противоправность, названа в ст. 14 УК впервые. Только запрещенное уголовным законом «под угрозой наказания» деяние признается преступлением. Это означает, что в одних случаях наказание назначается реально в соответствии с санкцией конкретной нормы Особенной части УК, а в других случаях лицо может быть освобождено от уголовной ответственности или уголовного наказания (ст. 75-85 УК).
Следует заметить, что ряд ученых выступают против признания за наказуемостью качества самостоятельного признака преступления (Н. С. Таганцев, Н. Д. Дурманов, Н. Ф. Кузнецова).
Понятие «преступление» следует разграничивать с понятием «преступность». Их соотношение не означает соотношения единичного и целого, т. е. преступность не является только совокупностью преступлений. Понятие преступления, определяемого в качестве общественно опасного деяния, безусловно, лежит в фундаменте определения преступности и является законодательным ориентиром изучения и противодействия преступности. Преступность в отличие от преступления представляет собой социальное явление, включающее в себя совокупность преступлений, совершенных за определенный период, на определенной территории и характеризующееся качественными (структура, характер) и количественными (состояние, динамика) показателями.
1.2 Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Научно-технический прогресс, несомненно, является двигателем общественного развития и открывает перед человечеством огромные возможности в достижении общественно полезных целей.
Вместе с тем он порождает мощные силы (так называемые источники повышенной опасности), эксплуатация которых может повлечь причинение серьезного вреда жизни и здоровью людей. К таковым, в частности, относятся транспортные средства. Для предупреждения отрицательных последствий их использования разрабатываются правила безопасности и эксплуатации. За наиболее опасные нарушения таких правил предусмотрена уголовная ответственность нормами главы 27 УК РФ (так называемые транспортные преступления).
Таким образом, видовым объектом транспортных преступлений является безопасность движения и эксплуатации транспорта (воздушного, водного, железнодорожного, трубопроводного).
Объективная сторона большинства транспортных преступлений предполагает совершение действий или бездействия. Некоторые из этих преступлений могут быть совершены только путем действия (ст. 267 УК РФ), другие — только бездействием (ст. 270 УК РФ).
Характерной чертой большинства составов преступлений, предусмотренных в главой 27 УК РФ, является бланкетность их диспозиций. Поэтому для уяснения их содержания необходимо обращаться к тем законам и другим нормативным правовым актам, которые регламентируют соответствующие правила.
Составы большинства транспортных преступлений сформулированы по типу материального, т. е. предусматривают в качестве обязательного признака объективной стороны наступление общественно опасных последствий. Лишь два состава (ст. 270,271 УК РФ) по своей конструкции формальные.
Субъективная сторона преступлений с материальным составом характеризуется виной в форме неосторожности, а имеющих формальный состав — в форме умысла.
Субъект рассматриваемых преступлений — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК РФ, субъектом которой признается 14-летний. В отдельных составах предусмотрена ответственность специального субъекта (ст. 263, 266, 270 УК РФ).
Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств — это общественно опасные деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта и причиняющие или способные причинить вред жизни и здоровью граждан, а также крупный материальный ущерб.
Все преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ, можно условно разделить на две группы:
1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ);
2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 267, 269—271 УК РФ).
Глава 2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2.1 Нарушение правил безопасного движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
Основным объектом данного преступления является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека.
Железнодорожный транспорт в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд этих организаций.
Под водным транспортом понимается морской, речной и озерный транспорт независимо от его ведомственной принадлежности (за исключением военных кораблей) и формы собственности организации, которая его эксплуатирует.
К воздушному транспорту относятся самолеты, вертолеты, планеры и другие летательные аппараты, принадлежащие гражданскому воздушному флоту, различным организациям и отдельным гражданам.
С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного (морского или речного) транспорта, наступлении указанных в законе последствий и причинной связи между фактом нарушения указанных правил и наступившими вредными последствиями.
Нарушение указанных правил может быть совершено как путем действия (например, превышение установленной скорости движения, формирование железнодорожного состава из неисправных вагонов), так и бездействия (например, несвоевременная подача предупреждающего сигнала, непринятие мер к устранению неисправности железнодорожного пути, средств связи или сигнализации). Состав преступления материальный.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, предполагает наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Для признания преступления оконченным необходимо реальное наступление указанных последствий.
Ст. 263 УК РФ — норма бланкетная. Основными нормативными актами, регулирующими безопасность движения железнодорожного и воздушного транспорта, являются: Федеральный закон 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Воздушный кодекс РФ, принятый 19 февраля 1997 г. (далее — ВК РФ).
Безопасность на морском транспорте регламентируется, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.) и Международной конвенцией об охране человеческой жизни на море (1974 г.). Правила безопасного использования водного транспорта установлены Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ).
С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной: лицо предвидит возможность причинения вредных последствий в виде тяжкого вреда здоровью, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие), либо не предвидит эти последствия, хотя должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность).
Субъектом преступления (субъект специальный) может быть только работник железнодорожного, водного или воздушного транспорта, на которого непосредственно возложена обязанность по соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации этого транспорта. Это прежде всего лица, непосредственно управляющие транспортным средством (машинисты, капитаны судов, пилоты), а также иные лица, отвечающие за соблюдение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (диспетчеры, стрелочники, механики).
Часть 2 ст. 263 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а ч. 3 -смерть двух или более лиц.
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Основной объект преступления — безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека.
С объективной стороны данное преступление состоит в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, влекущем наступление тех или иных (установленных ч. 1, 2 и 3 ст. 264 УК РФ) общественно опасных последствий. Между деянием и последствиями должна быть установлена причинная связь. Состав преступления материальный.
Статья 264 имеет бланкетную диспозицию. Поэтому для уяснения признаков состава предусмотренного ею преступления необходимо обратиться к нормам, устанавливающим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. К ним прежде всего относятся: Правила дорожного движения РФ и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правил ах дорожного движения».
Состав преступления охватывает нарушение правил движения и эксплуатации определенных видов механических транспортных средств. К ним относятся автомобили, трамваи либо другие механические транспортные средства. Под другими механическими транспортными средствами согласно примечанию к ст. 264 УК РФ понимаются троллейбусы, трактора, самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Иные механические транспортные средства — это любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.).
К нарушению правил дорожного движения относятся, например превышение установленной скорости, неправильный обгон, выезд П. встречную полосу, управление автомобилем в состоянии опьянения Нарушения правил эксплуатации транспортных средств выражают в выезде на технически неисправном транспортном средстве, перевозке людей на необорудованном для этого транспорте, превышении тоннажа и габаритов перевозимых грузов и т. п.
Ответственность по ст. 264 УК РФ обусловлена наступлением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Таковым признается любой участник дорожного движения (за исключением лица, управляющего транспортным средством). При отсутствии этих последствий состав преступления отсутствует, однако возможно привлечение лица, причинившего вред, к административной, дисциплинарной, а также гражданско-правовой ответственности.
В случае причинения указанных последствий в результате нарушения иных правил, например погрузки или выгрузки грузов, ремонта транспортного средства, производства строительных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ, содеянное не должно квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. Подобные деяния в зависимости от формы вины следует рассматривать как соответствующие преступления против личности либо как нарушение правил при производстве различного вида работ (ст. 216 УК РФ).
Особое внимание при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует обратить на установление причинной связи между нарушением указанных правил и наступлением вредных последствий. Неисследованность этого важного обстоятельства приводит к ошибкам в квалификации.
Субъективная сторона преступления — вина в форме неосторожности. Определяющим моментом при установлении субъективной стороны состава преступления является психическое отношение лица, управляющего транспортным средством, к наступившим вредным последствиям. Преступление может быть совершено в результате как преступного легкомыслия, так и преступной небрежности.
Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством (работник транспорта, лицо, обладающее водительскими правами или не имеющее таковых, либо лишенное их, владелец транспортного средства или лицо, самовольно его захватившее).
Частью 2 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за те же действия, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, а по ч. 3 — за причинение смерти двум или более лицам.
2.3 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
Основной объект преступления — безопасность эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека. Предмет преступления — все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной и воздушный), пути сообщения, средства сигнализации или связи или иное транспортное оборудование.
Объективная сторона преступления может заключаться в любом из двух указанных в законе способов его совершения, а именно:
а) в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования;
б) в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
Под недоброкачественным следует понимать такой ремонт, после которого транспортное средство, пути сообщения, средства связи и сигнализации предъявляются заказчику с неустраненными неисправностями, препятствующими его использованию по назначению. Под выпуском транспортного средства в эксплуатацию понимается выдача компетентным лицом, которому известно о неисправности транспортного средства, разрешения или предписания выехать в рейс, дача заключения о его технической исправности, непринятие мер к запрещению его эксплуатации. То есть необходимо, чтобы транспортное средство было неисправным. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, устанавливается постановлениями Правительства РФ и другими нормативными правовыми актами, в частности Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.
Обязательными признаками состава рассматриваемого преступления являются последствия в виде тяжкого вреда здоровью, а также причинная связь между деянием и этими последствиями. Состав преступления материальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16 лет, непосредственно производившее ремонт, а также лицо, ответственное за выпуск в эксплуатацию транспортных средств (в том числе и владелец транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства).
Часть 2 ст. 266 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие смерть человека, а ч. 3 этой статьи — смерть двух и более лиц.
2.4 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
Данная статья устанавливает ответственность пассажира, пешехода, другого участника движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ) за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации любых видов транспорта, если это повлекло причинение вреда здоровью или гибель одного или нескольких лиц.
Основной объект преступления — безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека.
Диспозиция ст. 268 УК РФ — бланкетная: в ней не содержится конкретный перечень правил, нарушение которых влечет ответственность. Эти правила устанавливаются специальными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся, например, Правила дорожного движения РФ, а также правила поведения пассажиров на различных видах транспорта.
Объективная сторона преступления состоит в нарушении указанных правил и может выразиться, например, в переходе улицы в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, посадке или высадке пассажиров при движении транспорта, езде на велосипеде без тормозов или с превышением установленного расстояния от обочины (тротуара) и т. п.
Уголовная ответственность наступает при наличии указанных в статье последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека, а также причинной связи между этими последствиями и конкретным нарушением действующих правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Состав преступления материальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности (как легкомыслием, так и небрежностью).
Субъектом преступления (субъект специальный) являются пешеходы, пассажиры, велосипедисты, погонщики скота и иные лица, за исключением перечисленных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ.
По ч. 2 ст. 268 УК РФ квалифицируется то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а по ч. 3 — смерть двух и более лиц.
Глава 3. Иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта
3.1 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
Основной объект преступления — безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека, отношения собственности.
Предметом преступления могут быть транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации.
С объективной стороны преступление выражается:
а) в разрушении;
б) повреждении;
в) приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования;
г) блокировании транспортных коммуникаций.
Разрушение означает, что транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации приведены в полную непригодность, после чего они не могут быть восстановлены и использованы по назначению.
Повреждение их — это такая порча (поломка), в результате которой они приводятся лишь в частичную негодность, сохраняя в известной мере свою хозяйственную ценность и полезность.
Разрушение и повреждение указанных предметов может совершаться различными способами (поджог, механическое разрушение, затопление, разборка рельсов и т. п.). Эти способы не влияют на квалификацию, но могут быть учтены при назначении наказания.
Под иным способом приведения в негодность предметов преступления понимается совершение действий, которые по сути не являются ни разрушением, ни повреждением, но приводят к невозможности их использования по назначению (например, удаление сигнальных знаков, предназначенных для обеспечения безопасности движения).
Блокирование транспортных коммуникаций представляет собой создание на путях и маршрутах движения транспортных средств значительных препятствий, исключающих их нормальное функционирование. Для этого могут быть использованы самые разные предметы, в том числе и сами транспортные средства. Блокированием является также перекрытие коммуникаций массами людей.
По своей конструкции состав рассматриваемого преступления материальный. Его обязательными признаками являются наступление указанных в законе последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, а также причинная связь между преступным деянием и наступившими последствиями.
К последствиям преступления в ч. 1 ст. 267 УК РФ закон относит крупный ущерб. Признак этот — оценочный. Он может заключаться, например, в уничтожении транспортных средств и (или) перевозимых грузов, длительном перерыве в движении транспорта, продолжительном простое вагонов и т. п.
Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.
Субъект преступления общий — как работники транспорта, так и другие лица, достигшие 14 лет.
Квалифицирующим признаком данного преступления (ч. 2 ст. 267 УК РФ) является наступление смерти человека, а особо квалифицирующим (ч. 3 ст. 267 УК РФ) — смерть двух и более лиц.
3.2 Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
Основным объектом преступления является безопасность магистральных трубопроводов в процессе строительства, ремонта и эксплуатации. Дополнительный объект — жизнь и здоровье человека.
Предмет преступления — магистральный трубопровод, по которому передается природное сырье (нефть, иные нефтепродукты, газ), а также технологически жестко связанные с ним различные объекты и сооружения, средства автоматики и связи.
Трубопроводный транспорт, предназначенный для передачи на расстояние различных жидких и газообразных материалов, получил в последнее время значительное развитие. Выведение его из строя в результате нарушения различных правил безопасности может привести к гибели людей, заражению окружающей среды и огромному материальному ущербу.
Объективная сторона преступления заключается в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов. Диспозиция статьи — бланкетная, поэтому для уяснения признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным правовым актам ведомственного характера.
Нарушение указанных правил может быть признано преступлением лишь при условии, если оно повлекло причинение тяжкого здоровью. Обязательным признаком объективной стороны является также наличие причинной связи между фактом нарушения соответствующих правил и наступившими последствиями.
Состав преступления материальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины по отношению к наступившим последствиям.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 269 УК РФ, являются работники, обеспечивающие деятельность магистральных трубопроводов (субъект специальный).
Часть 2 ст. 269 УК РФ содержит квалифицированный состав и устанавливает ответственность за те же действия, повлекшие смерть человека, а ч. 3 ст. 269 УК РФ — особо квалифицированный состав, охватывающий смерть двух и более лиц.
3.3 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
Объектом преступления является безопасность движения морского и речного транспорта.
Объективная сторона преступления состоит в бездействии — неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути.
Обязанность капитана принять необходимые меры для спасения терпящих бедствие людей вытекает из ряда международных конвенций (например, Конвенции ООН по морскому праву) и национальных нормативных правовых актов (например, КВВТ РФ).
Ответственность наступает за непринятие мер по оказанию помощи именно людям, терпящим бедствие вместе с судном либо вне его. Место совершения преступления — не только море (акватория, причал, рейд), но и иной водный путь.
Условием наступления ответственности является то, что помощь терпящим бедствие людям могла быть оказана без серьезной опасности для собственного судна, его экипажа и пассажиров. Оценка конкретной сложившейся обстановки и возможностей капитана по оказанию помощи производится путем экспертизы с учетом соответствующих судоходных правил, профессиональных и моральных норм, а также морских обычаев.
Последствия неоказания помощи на квалификацию влияния не оказывают. По конструкции состав рассматриваемого преступления формальный.
Преступление считается оконченным с момента непринятия необходимых мерло оказанию помощи людям, терпящим бедствие.
С субъективной стороны преступление может быть совершено только умышленно. Виновный сознает, что люди терпят бедствие, им не-обходима помощь, которая может быть оказана без серьезной опасности для собственного судна, экипажа и пассажиров, и никаких мер по оказанию помощи не предпринимает.
Субъект преступления — специальный. Им может быть только капитан судна или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности.
3.4 Нарушение правил международных полетов
Объект преступления — установленный порядок международных полетов, обеспечивающий безопасность движения воздушного транспорта.
Международным полетом признается полет, во время которого судно последовательно находится в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов изложены в ВК РФ, а также международных договорах о воздушном сообщении, заключенных Российской Федерацией с другими государствами.
Объективная сторона преступления может быть выполнена как путем действия, так путем бездействия и характеризуется:
а) несоблюдением указанных в полетном задании маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета;
б) иным нарушением правил международных полетов.
К иным нарушениям следует отнести, например, полет другого типа воздушного судна, нежели обозначено в разрешении; отсутствие надлежащих опознавательных знаков; сбрасывание на землю без соответствующего разрешения грузов или парашютистов и т. д.
Состав преступления по своей конструкции формальный.
Оконченным преступление будет считаться с момента совершения любого из вышеуказанных действий.
Нарушение правил полета в силу крайней необходимости, например в связи с метеорологической обстановкой или неисправностью воздушного судна, не образует состава данного преступления.
С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом.
Субъект преступления специальный — лицо, управляющее воздушным судном (члены экипажа).
Заключение
Итак, преступлением против безопасности движения или эксплуатации транспорта (транспортным преступлением) признается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее предусмотренные уголовно-правовыми нормами вредные последствия. Под безопасностью транспорта как интегрированным его свойством следует понимать такое состояние функционирования транспортной системы, которое обеспечивает неприкосновенность жизни и здоровья людей, целостность, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, транспортных средств и коммуникаций.
Юридические основы обеспечения безопасности функционирования транспорта закреплены Федеральными законами от 20 июля 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте», от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», другими законами и подзаконными актами. В соответствии с ними государство разрабатывает комплекс мер политического, экономического, организационного и правового характера, направленный на обеспечение состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства охраны жизни и здоровья граждан, сохранности материальных ценностей, предупреждения транспортных происшествий, аварий, крушений и катастроф, уменьшения их возможных последствий.
Список литературы
1. Блинников, А.В. Уголовное право России. Части общая и особенная [Текст]: учеб. пособие / А.В. Блинников, А.В. Бриллиантов. – М.: Проспект, 2009. – 1232с
2. Долженкова, Г.Д. Уголовное право России. Части общая и особенная [Текст]: учеб. пособие / Г.Д. Долженкова, А.В. Бриллиантов. – М.: Проспект, 2009. – 849с
3. Жевлаков, Э.Н. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / Э.Н. Желваков, А.В. Бриллиантов. – М.: Проспект, 2008. – 475с
4. Захаров, А.Ю. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / А.Ю. Захаров, Е.Н. Федик. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 511с
5. Кауфман, М.А. Части общая и особенная [Текст]: учеб. пособие / М.А. Кауфман, Г.Д. Долженков. – М.: Проспект, 2009. – 935с
6. Караханов, А.Н. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Караханов, О.А. Вагин. – М.: Проспект, 2008. – 877с
7. Клипицкий, И.А. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / И.А. Клипицкий, Э.Н. Жевлаков. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 501с
8. Пудовочкин, Ю.Е. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / Ю.Е. Пудовочкин, А.Ю. Захаров. – М.: Проспект, 2009. – 491с
9. Федик, Е.Н. Части общая и особенная [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Федик, А.В. Бриллиантов. – М.: Проспект, 2009. – 998с
10. Яни, П.С. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / П.С. Яни, Н.Г. Иванов. – М.: Проспект, 2009. – 356с