Содержание
Введение3
1. Изменения в структуре российской торговли4
3. Внешнеторговый баланс РФ7
4. Географическая эволюция внешней торговли РФ15
Заключение20
Список литературы22
Выдержка из текста работы
На протяжении столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. И Россия является активным участником международной торговли.
В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. К развитию международной торговли приводят два обстоятельства. Это, во-первых, экономические ресурсы, природные, человеческие, инвестиционные, которые распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно отличаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. А, во-вторых, эффективное производство различных товаров, которое требует различных технологий или комбинации ресурсов.
В настоящее время в условиях глобализации экономических процессов, развития хозяйственных связей между государствами, повышения взаимозависимости национальных экономик друг от друга внешнеэкономическая функция государства приобретает большое значение для развития экономики страны. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Также посредством внешней торговли происходит перераспределение материальных благ на межгосударственном уровне, способствуя, тем самым, развитию товарно-денежных отношений в стране под влиянием усиления контактов с внешним рынком.
Однако актуальность темы заключается в том, что в связи с последними событиями на юго-востоке Украины, присоединения Крыма к России, введение против Российской Федерации санкций, которые нацелены на воспрепятствование нормальному взаимодействию отечественного бизнеса с западным, возникает потребность рассмотреть возможные сценарии внешнеэкономического развития нашей страны.
Объектом для исследования является структура внешней торговли России.
Предметом исследования являются способы правового регулирования внешнеэкономической деятельности РФ, направления развития внешней торговли.
Целью работы является анализ внешнеэкономической деятельности государства, обзор и изучение ее современного состояния, структуры и перспектив ее развития в условиях санкций.
Исходя из всего вышеперечисленного были поставлены следующие задачи:
-изучить структуру внешней торговли РФ;
-выявить правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ;
-проанализировать современное состояние и перспективы развития внешней торговли РФ;
-выявить проблемы развития внешней торговли России со странами СНГ.
Данная работа состоит из трех глав, введения и заключения. Первая глава раскрывает теоретические аспекты внешнеэкономической политики России. Вторая глава анализирует состояние и перспективы внешней торговли. Третья глава подчеркивает проблемы развития внешней торговли РФ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической политики РФ
Внешнеэкономическая политика (ВЭП) — это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.
Внешнеэкономическая политика — один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.
Макроэкономическая политика — действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата — цены и внешнеэкономическую политику.
Основная цель внешнеэкономической политики — обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.
Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей, и воздействуют на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешнеэкономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами [3].
Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств является обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и, тем более, кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях. В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п.
1.2 Регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ
В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики, который осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю. К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами [4].
Данное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами.
В качестве основных актов, регулирующих данный вид предпринимательской деятельности, необходимо выделить следующие:
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»- определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; права, обязанности и ответственность органов государственной власти в данной сфере;
Таможенный кодекс ТС от 27 ноября 2009 года — закрепляет основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;
Единый таможенный тариф от 16 июля 2012 — определяет понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности субъектов, методы определения таможенной стоимости, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот;
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле»- закрепляет основы валютного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Следует иметь в виду, что законодательство данной сферы весьма динамично, и поэтому перечисленные нормативные акты действуют с многочисленными изменениями и дополнениями.
Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли — фритредерство и протекционизм, т.е. политика, ограничивающая объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов.
В наши дни фритредерство выступает в новом обличии — либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.
С другой стороны, политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание, обычно предполагает протекционистские меры в отношении импорта и поощрительные — в отношении экспорта.
Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте. Таможенный тариф применяется на национальном уровне.
Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить.
Нетарифные барьеры являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений — прямых мер воздействия, предусматривающих запреты.
Виды нетарифных барьеров:
— экспортно-импортные квоты — установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта;
— лицензирование экспорта и импорта, подразумевающее специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается. Государство, через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнюю торговлю определенным товарам, которые включены в списки лицензируемых по экспорту и импорту:
— автоматическая лицензия — разрешение на беспрепятственный вывоз (ввоз) товара в течение определенного периода времени;
— неавтоматическая лицензия — разовый ввоз (вывоз) товара.
Западные страны активно используют такой нетарифный механизм регулирования импорта:
— антидемпинговые пошлины — при импорте товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство;
— компенсационные пошлины — когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство.
В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт. Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта — импорта, т.е. квотирование и лицензирование.
Государство может не только снизить ограничения в свободной торговле с другими странами, но и помогать местным производителям выйти на внешний рынок. С этой целью могут вводиться экспортные премии — выплаты производителям, поставляющим продукцию на экспорт, или льготное налогообложение для экспортеров. Однако действовать можно здесь только разрешенными методами. Так, например, демпинг — продажа товаров на внешних рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара — запрещен международными торговыми соглашениями.
В Российской Федерации внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой. В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» торговая политика определяется как составная часть экономической политики государства. Основная цель торговой политики РФ – обеспечение национальной экономической безопасности, защита внутреннего рынка страны от недобросовестной конкуренции, создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство РФ может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов.[4]
Валютная политика — составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Валютная политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми органами [5].
Таможенная политика — система мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей. Налог на экспорт и импорт — обязательный налоговый платеж, взимаемый государством с экспортеров и импортеров и зачисляемый в федеральный или местный бюджеты. Налоги на экспорт и импорт представляют собой финансовый инструмент регулирования внешнеторговых операций на государственном уровне[5].
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ динамики внешней торговли России и ее влияния на ВВП
По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России в январе — июле 2017 г. достиг 316,1 млрд долл., увеличившись на 26,7% в годовом выражении. Экспорт России вырос на 26,1% до 194,1 млрд долл., импорт — на 27,7% до 122 млрд долл. Основная причина высоких темпов роста экспорта — рост цен на углеводороды (в январе — июле 2017 г. цена нефти марки Urals была на 29,1% выше, чем годом ранее), импорта — укрепление рубля (по данным Банка России, индекс реального курса рубля к доллару США в январе — июле вырос на 21,3% в годовом выражении).
Приоритетным направлением сотрудничества для России постепенно становится Азиатско-Тихоокеанский регион; его доля в совокупном российском экспорте растет на фоне снижения долей ЕС и СНГ. В январе — июле 2017 г. прирост российского экспорта в долларовом выражении в страны АТЭС составил 33,1% в годовом выражении, тогда как в ЕС и СНГ экспорт вырос на 27,2% и 26,6% соответственно.
Наибольшее влияние на рост экспорта за 7 месяцев 2017 года оказало увеличение выручки от продажи сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа. В январе — июле экспорт сырой нефти и нефтепродуктов вырос на 37,2% до 87,9 млрд долл., что обусловлено более высоким уровнем цен на нефть по сравнению с аналогичным периодом 2016 года при стабильном физическом объеме экспорта. Выручка от экспорта природного газа выросла на 21,1% благодаря увеличению поставок на 9,2% и росту средней цены на газ на 22,3% в январе — июле 2017 г. в годовом выражении.
По данным ФТС России, импорт в Россию из стран дальнего зарубежья в январе — августе 2017 г. составил 127 млрд долл., увеличившись на 26,5% в годовом выражении.
Импорт растет 13 месяцев подряд, причем в августе положительную динамику демонстрируют все категории закупок: объем ввоза машиностроительной продукции увеличился на 20,7%, химической — на 23%, продовольственных товаров — на 20,9%, текстильных изделий и обуви — на 25,4%.
Сезонно скорректированные месячные данные показывают, что восстановление долларовых объемов импорта началось во второй половине 2016 года, а в середине 2017 года импорт преодолел среднемесячный уровень 2010 года.
В январе — июле 2017 г. объем импорта из стран АТЭС был на 24,8% выше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, в то время как импорт из ЕС вырос на 18,4%.
Ввоз товаров из стран — партнеров России по ЕАЭС, Беларуси и Казахстана, показал большую устойчивость к кризисным тенденциям 2014-2016 годов, сократившись слабее совокупного объема российского импорта, а в январе — июле 2017 г. поставки из Беларуси и особенно Казахстана росли быстрее среднего.
Внешняя торговля товарами и услугами (по данным платежного баланса Банка России, на товары приходится около 85% экспорта России и около 70% импорта, на услуги — 15% экспорта и 30% импорта) играет важную роль в хозяйственном развитии и динамике ВВП России, сглаживая его колебания, как положительные, так и отрицательные (Таб. 1). Валовое накопление как компонент ВВП снижалось с 2013 года, в том числе на 13,4% в 2015 году; личное потребление сократилось в 2015 и 2016 годах на 8,1% и 3,5% соответственно. Но рост чистого экспорта, вызванный падением импорта, заметно смягчил падение ВВП. В целом ВВП России в сопоставимых ценах в 2016 году на 3,6% превысил уровень 2008 года, но остался на 2,3% ниже уровня 2013 года.
Таблица 1. Прирост компонентов ВВП по использованию, % в годовом выражении, 2013-2017гг.
2013 2014 2015 2016 1кв. 2017
Валовой внутренний продукт 1,8 0,7 -2,8 -0,2 0,5
Потребление 4,1 0,9 -8,1 -3,5 2,1
домашних хозяйств 5,2 2,0 -9,8 -4,5 2,7
государственного управления 0,9 -2,1 -3,1 -0,5 0,4
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства -1,2 0,0 -3,0 0,7 0,0
Валовое накопление -5,6 -6,1 -13,4 1,5 0,1
валовое накопление основного капитала 1,3 -1,8 -9,9 -1,8 2,3
Чистый экспорт 8,0 25,5 73,9 10,1 -17,6
экспорт 4,6 0,5 3,7 3,1 7,1
импорт 3,5 -7,3 -25,8 -3,8 16,5
По итогам первого полугодия 2017 г. объем ВВП составил 39,6 трлн руб., увеличившись на 1,5% в реальном выражении по сравнению с прошлогодним уровнем. В I квартале 2017 г. вернулось к росту потребление домашних хозяйств (+2,7% г/г), но увеличение совокупного ВВП было ограничено околонулевой динамикой накопления и снижением объемов чистого экспорта из-за быстрого роста импорта (+16,5% в годовом выражении, что связано с укреплением рубля и началом оживления в экономике). В II квартале 2017 г. ВВП вырос на 2,5% в годовом выражении, что стало максимумом с IV квартала 2013 г. Положительная динамика сохраняется третий квартал подряд.
Анализ динамики экспорта России за последнее полугодие, можно провести исходя из данных, приведенных в рис. 1.
Рис. 1 Динамика экспорта из России в январе – июне 2017г.
Из данных приведенных выше можно сделать вывод, что объемы экспорта по отношению к аналогичным месяцам прошлого года значительно увеличились.
На поддержку крупного бизнеса, который в основном и обеспечивает рост во многих отраслях, в том числе в сельском хозяйстве, как и в прошлом году, выделяются миллиардные суммы. Кроме того, средства идут на поддержку экспорта. Так, например, Минпромторг ранее заявил, что в 2017 году поддержит экспортеров на сумму в 26 млрд рублей.[7]
Таким образом, несмотря на то, что курс рубля в первом полугодии укреплялся, что было невыгодно для экспортеров, объемы экспорта продолжили расти.
По данным ФТС России, в первом полугодии экспорт вырос на 28,7% и достиг $168,6 млрд. При этом наибольшие темпы прироста по сравнению с аналогичными месяцами 2016 года были в январе (+46,8%) и марте (+34,9%).
Анализ динамики импорта России за последнее полугодие, можно провести исходя из данных, приведенных в рис. 3
Рис. 2 Динамика импорта в Россию в январе-июне 2017г.
Укрепление курса рубля стало одной из основных причин того, что импорт начал расти. Импорт товаров в Россию в первом полугодии 2017 года увеличился на 27,2% и составил $101,8 млрд. На показатели также повлияли замедление инфляции и небольшое восстановление внутреннего спроса после трудного 2016 года. Россияне вновь стали покупать больше продукции, в том числе импортной. Индекс Минэкономразвития «спрос-запрос», который ведомство разработало для оценки потребительского спроса, показал самое высокое значение за последние три года. Эксперты говорят, что потребительская активность россиян полностью восстановилась с 2014 года.
Восстановление импорта – это также результат того, что наши компании постепенно адаптируются к работе в условиях санкций и продовольственного эмбарго. Бизнесу потребовалось время на налаживание новых связей после того, как был введен запрет на продовольственные товары из Евросоюза, США, Канады и других стран в 2014 году. Теперь на место прежних стран-поставщиков приходят другие, однако этот процесс происходит медленно.
2.2 Анализ товарной и географической структуры внешней торговли РФ
В товарной структуре экспорта России традиционно преобладают минеральные продукты (Таблица 2). Их доля в долларовом объеме экспорта значительно возросла с 48% в 1997 году до 71% в 2013 году, но за 2015—2016 годы она снизилась до 64%, что объясняется падением цены на нефть и другие энергоресурсы (это также привело к общему снижению долларового экспорта). В абсолютном выражении в 2016 году было экспортировано 244 млн т нефти и 172 млн т нефтепродуктов, что выше уровня 2013 года. Экспорт угля в 2016 году также выше докризисного уровня, экспорт газа несколько снизился. Сырьевой экспорт продолжает играть ключевую роль в экономике.[24]
Товарная структура внешней торговли приведена в таб.2
Таблица 2. Товарная структура внешней торговли России, млрд.долл., 1997-2016гг.
1997 2000 2007 2013 2015 2016
Весь экспорт, в т.ч.: 85,1 103,1 351,9 527,3 497,8 343,4
минеральных продуктов 41,1 55,5 228,4 375,8 350,8 219,2
металлов, драгоценных камней и изделий из них 20,4 22,4 56,0 55,1 52,3 40,9
химической продукции каучука 7,1 7,4 20,8 30,8 29,2 25,3
продовольствия и с/х сырья (кроме текстильного) 1,6 1,6 9,1 16,3 19,0 16,2
Мемо: физический объем экспорта углеводородов:
нефти, млн.т. 127 144 259 237 223 244
нефтепродуктов, млн.т. 61 63 112 152 165 172
газа, млрд.куб.м. 201 194 192 196 174 185
угля млн.т. 23 44 98 139 153 153
Весь импорт, в т.ч.: 53,1 33,9 199,8 315,0 286,7 182,7
машин, оборудования и тс 18,7 10,6 101,7 152,8 136,3 81,8
продовольствия и с/х сырья (кроме текстильного) 13,3 7,4 27,6 43,3 39,9 26,5
химической продукции каучука 7,6 6,1 27,5 50,0 46,5 33,9
металлов, драгоценных камней и изделий из них 3,8 2,8 16,4 22,6 20,5 12,3
текстиля, текстильных изделий и обуви 2,4 2,0 8,6 18,0 16,3 10,8
Мемо: физический объем импорта продовольствия:
мяса, свежего и мороженного(без птицы), млн.т. нд нд нд 1,3 1,0 0,7
злаков, млн.т. нд 4,7 1,1 1,5 0,9 0,7
Среди импортируемых Россией товаров преобладает высокотехнологичная продукция, в частности машины, оборудование и транспортные средства, на которые в 2016 году пришлось 45% долларового объема импорта (в 2013—2015 годах — 48%). Россия импортирует большой объем продовольствия и сельскохозяйственного сырья (15% импорта, или 26,5 млрд долл.).
Географическая структура Государства — участники СНГ как группа, несмотря на историческую близость с Россией, не преобладают в географической структуре внешней торговли нашей страны (таб.3).
Таблица 3. Географическая структура внешней торговли России, млрд.долл., 1997-2016гг….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формой связи между производителями продукции разных стран выступает их внешнеторговая деятельность. Она предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.
Условия внешней торговли России в 2017 году по сравнению с 2016 годом значительно улучшились: внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья в первом полугодии 2017г. вырос на 28,5% – до $235,5 млрд, при этом импорт увеличился на 29,4%, а экспорт – на 27%. Внешняя торговля со странами СНГ показала такие же темпы роста, как и со странами дальнего зарубежья. По итогам полугодия внешнеторговый оборот вырос на 27,1% – до $33,1 млрд. При этом экспорт увеличился на 26,5% – до $21,8 млрд, а импорт вырос на 28,3% – до $11,3 млрд.
В настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией.
Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и так далее. Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынки.
Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров, и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.
В данной работе проанализирована внешнеэкономическая деятельность государства.
Были выполнены следующие задачи:
-изучена структура внешней торговли РФ;
-рассмотрены правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ;
-проанализированы современное состояние и перспективы развития внешней торговли РФ.
-выявлены проблемы развития внешней торговли России со странами СНГ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Мировая экономика: Учебное пособие / М.Н. Исаков, А.М. Исаков. — Томск: Томский МВЦДО, 2006. — 202 с
2. Основы внешнеэкономической деятельности, Рогачевский А.М., Новосибирск:НГАВТ,2014.-307с.
3. Международные экономические отношения. Авдокушкин Е.Ф. — М.: БЕК, 2011
4. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.).
5. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — М.: ИНФРА-М, 2016.
6. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011.
7. Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД» — М.,
8. Мировая экономика. Булатов А.С. / Учебник. М.: Экономистъ, 2007
9. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сборник / Росстат. – М., 2017.
10. Тенденции развития внешней торговли России товарами / И.Н. Буценко, А.С. Муратова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – Том 1 (67). – 2015.
11. Среднесрочные перспективы развития торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Российский внешнеэкономический вестник. – 2014. – № 10. /Чеклина Т.Н.
12. ФТС России. Режим доступа: www/customs.ru/stats/
13. Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику//МЭ и МО. — 2009.
14. Мировая экономика: учебник / И.П. Гурова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ОМЕГА-Л, 2011.
15. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: ИНФРА-М, 2011.
16. Мировая экономика: учебник / под ред. Б. М. Смитиенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011.
17. Мировая экономика и международные экономические отно- шения: учебник/ под ред. Н.Н. Ливенцева, А.С. Булатова. – М.: Инфра-М, 2011
18. Международные экономические отношения. Учебник для бакалавров.Хасбулатов Р. И. (Электронный ресурс) — М.: ЮРАЙТ, 2012 – URL: htpp://www.biblioclub.ru «Университетская библиотека онлайн»
19. Всемирная торговая организация: www.wto.org
20. Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК): www.opec.org.
21. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): www.oecd.org.
22. Cправочно-правовая система «Консультант Плюс»: www.consultant.ru
23. Данные Федеральной службы государственной статистики России. Доступно из URL:
24. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики, 2017 /ac.gov.ru/publications/
25. Бюллетень социально- экономического кризиса в России, 2016 /ac.gov.ru/publications/