Содержание
Введение3
Глава 1. Общая характеристика инвестиционных банков4
1.1. Понятие инвестиционного банка, правовое положение4
1.2. Правовое положение инвестиционных банков в РФ8
Глава 2. Деятельность инвестиционных банков10
2.1. Необходимость функционирования инвестиционных банков в Российской экономике10
2.2. Специфика функционирования инвестиционных банков12
Глава 3. Роль инвестиционных банков в современной России22
3.1. Проблемы в деятельности инвестиционных банков22
3.2. Перспективы развития инвестиционных банков22
Заключение32
Список использованных источников и литературы33
Выдержка из текста работы
В условиях современной мировой экономики, инвестиции выступают важнейшим средством обеспечения условий для выхода из экономического кризиса. Также является общепризнанным тот факт, что жизнеспособность и процветание любого бизнеса, любой социально-экономической системы в значительной степени зависит от рациональной инвестиционной политики.
В настоящее время актуальным является углубленное теоретическое следование форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макро уровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций.
Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала.
Цель данной работы охарактеризовать основные проблемы и перспективы развития инвестиционного процесса в России, а так же роль иностранных инвестиций в экономике России. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
*дать понятие иностранных инвестиций, определить их виды и функции в экономике;
*дать понятие инвестиционного климата и проанализировать его воздействие на структуру, размеры и динамику иностранных инвестиций;
*определить роль государственного регулирования в области инвестиций;
*рассмотреть государственное стимулирование в области иностранных инвестиций.
Методологической и теоретической основой написания курсовой работы являются данные с информационных сайтов, статистические данные с сайтов международных организаций, теоретические публикации периодических изданий.
При написании работы использовались следующие методы: метод анализа и синтеза, метод сравнительного анализа, метод количественного и качественного анализа.
1.1 иностранные инвестиции: сущность и классификация
Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от простого товарообмена при ограниченной номенклатуре товаров до всестороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельности. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть отнесена к открытым, ограниченно открытым и закрытым от внешнего мира. Практика при этом показала, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри этой страны.
Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.
Иностранные инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.
В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».
По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:
~ вещи;
~ иное имущество (в том числе имущественные права);
~ результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
~ работы и услуги;
~ нематериальные блага;
~ информация.
Данные в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.
В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:
~ недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права
~ денежные средства и вклады;
~ ценные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);
~ имущественные права;
~ права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;
~ права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.
Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.
По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.
Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.
Таблица 1. Классификация иностранных инвестиций
Критерии классификации |
Типы инвестиций |
|
По отношению к отдельным странам |
Иностранные — вложения иностранных капиталов в экономику данной страны. Зарубежные — вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом |
|
По источникам происхождения и форме собственности |
Частные инвестиции — инвестиции частных экономических субъектов. Государственные инвестиции — инвестиции государственных органов или предприятий |
|
По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами |
Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права контроля |
|
По характеру использования |
Предпринимательские инвестиции, вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Ссудные инвестиции, предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода |
|
По способу учета |
Текущие потоки инвестиций — инвестиции, осуществляемые в течение года. Накопленные инвестиции — объем инвестиций за весь период их осуществления |
Различаются также государственные и частные (иностранные) инвестиции. Государственные инвестиции — это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств (например, Организация экономического сотрудничества и развития) предоставляет другим государствам. К ним относятся также государственное участие в капитале смешанных предприятий и инвестиции государственных предприятий.
Под частными понимаются инвестиции, которые осуществляют частные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдельные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно переплетаются между собой.
В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции подразделяются на прямые и портфельные.
Прямые инвестиции — это инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над заграничной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции — инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием» Хачитурян А.А// Экономическая сущность иностранных инвестиций учебно-методический комплекс; интернет ресурс; http://www.e-college.ru
Основными способами осуществления прямых инвестиций являются:
~ создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100%) собственности инвестора — это так называемое инвестирование «с нуля»;
~ приобретение или поглощение зарубежных предприятий;
~ финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том числе за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;
~ приобретение прав пользования землей (включая аренду), природными ресурсами и иных имущественных прав;
~ предоставление прав на использование определенных технологий, ноу-хау и др.;
~ приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельностью предприятия (такое участие иногда называют мажоритарным);
~ реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия.
В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» к прямым инвестициям относятся:
~ приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;
~ вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица;
~ осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.;
~ реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.
Определяющая роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только капиталы (в материальной и нематериальной форме), но и новые технологии и опыт, передовые методы организации производства, труда и управления.
Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность коммерческой организации, а также в другие ценные бумаги принимающих государств — облигации, государственные долговые обязательства и т.д.
Участие в уставном капитале, не дающее права контроля, иногда называют миноритарным, доля участия должна быть ниже предела, установленного для прямых инвестиций, т.е. 10%.
В России в последние годы иностранный инвестор мог вложить средства в следующие рублевые активы, которые входят в состав портфельных инвестиций: акции российских компаний, акции коммерческих банков, государственные краткосрочные облигации (ГКО), долгосрочные облигации федеральных займов (ОФЗ), долгосрочные облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации местных органов власти, банковские депозиты в рублях.
Прямые инвестиции отличаются от портфельных следующими чертами:
1) они, как правило, имеют более долгосрочный и стабильный характер;
2) сумма этих вложений обычно выше;
3) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;
4) они дают инвестору право контролировать или участвовать в управлении объектом инвестирования.
В международной (МВФ, Всемирного банка и т.д.) и национальной статистике существует категория прочих инвестиций, куда включаются:
~ торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспорта и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);
~ различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;
~ кредиты, полученные от международных организаций — Всемирного банка, МВФ, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
~ банковские вклады — валютные счета зарубежных инвесторов, например, в российских банках;
~ двусторонние инвестиционные кредиты.
Для развивающихся государств и стран с переходной экономикой эта форма инвестиций имеет существенное значение.
К основным способам осуществления иностранных инвестиций относятся:
~ создание собственных филиалов или коммерческих организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
~ долевое участие в капитале совместных предприятий;
~ приобретение или поглощение зарубежных предприятий;
~ приобретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.);
~ предоставление займов и кредитов;
~ приобретение имущественных прав, в том числе прав пользования землей и иными природными ресурсами;
~ осуществление операций по финансовому лизингу;
~ реинвестирование прибыли;
~ предоставление прав на использование новой технологии, ноу-хау и др.
С 1995г. в законодательных актах РФ используется понятие коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОИИ) — объединение инвесторов в форме юридического лица, принадлежащего двум и более лицам, одно из которых является иностранным лицом (нерезидентом). В соответствии с российским законодательством коммерческие организации с иностранными инвестициями в России могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ:
1) полного товарищества;
2) товарищества на вере (коммандитного товарищества);
3) общества с ограниченной ответственностью;
4) общества с дополнительной ответственностью;
5) акционерного общества (открытого или закрытого типа).
Если в коммерческой организации участвуют российские и иностранные партнеры, то это — совместное предприятие. Если в коммерческой организации представлен один или несколько иностранных партнеров, то она полностью принадлежит иностранным инвесторам и считается предприятием со стопроцентными иностранными инвестициями. В качестве вклада в совместное предприятие иностранный инвестор может предоставить, кроме денежных средств и иных вложений в основные фонды совместного предприятия, и права интеллектуальной собственности, которые могут выступать в виде патентов, лицензий и других документальных подтверждений вносимых имущественных прав.
В качестве иностранного инвестора (субъекта инвестиций) в РФ могут выступать:
~ иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
~ иностранная организация (это понятие в Законе «Об иностранных инвестициях» 1991г. отсутствовало), не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она была учреждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
~ иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;
~ лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его проживания;
~ международная организация, причем не любая организация, имеющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;
~ иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.
Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
1. увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;
2. поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;
3. использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;
4. привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
5. более полное использование местных природных ресурсов;
6. повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
7. расширение ассортимента выпускаемой продукции;
8. развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;
9. расширение экспорта и поступления иностранной валюты;
10. увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;
11. повышение уровня жизни и покупательной способности населения;
12. использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;
13. развитие инфраструктуры и сферы услуг;
14. повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;
15. усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;
16. оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.
К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:
1. репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
2. увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
3. подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
4. усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
5. игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
6. возможная деформация структуры национальной экономики;
7. упадок традиционных отраслей национальной экономики;
8. усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
9. ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
10. ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
11. негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.
Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.
1.2 Регулирование иностранных инвестиций в России
Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. Вместе с тем в последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций. Неслучайно в последние годы быстро растет численность разнообразных соглашений по инвестиционным вопросам. Эти соглашения различаются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких соглашений еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международно-правовая база для иностранных инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены:
1) двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;
2) региональные инструменты регулирования;
3) многосторонние соглашения.
По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы:
1) двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений;
2) двусторонние соглашения об избегании двойного налогообложения Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции: учеб. пособие / Э.С. Хазанович. — М.: КНОРУС, 2009. интернет ресурс: http://www.e-college.ru.
В настоящее время в мире насчитывается около 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых были заключены в 1990-х гг. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны — главные экспортеры капитала, и с другой — развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.
Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций — соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса.
В преамбуле таких соглашений, как правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Далее в соглашении констатируется, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны приложения капитала, т.е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться:
~ национальный режим, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями);
~ режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами из третьих стран.
В последние годы все чаще используется и еще одна более широкая формулировка — предоставление иностранным инвесторам «справедливых и равноправных условий».
Главная опасность для иностранного инвестора состоит в возможной потере своих инвестиций в результате национализации или экспроприации его собственности. В связи с этим в двусторонних соглашениях содержатся гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгоды. Соглашения обязывают стороны искать разрешения возникающих хозяйственных споров путем переговоров. При этом иностранные инвесторы могут защищать свои интересы в национальных судах, в третейском суде или в международном арбитраже.
Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала. Некоторые соглашения имеют и другие важные положения: о запрете несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предоставлять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.
Важным элементом современной международной правовой базы для иностранных инвестиций является еще один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежании двойного налогообложения, т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой — создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.
Соглашения об избежании двойного налогообложения основаны на принципе взаимности, и предусмотренные ими льготы не распространяются на третьи страны. Страны Европейского союза (ЕС) имеют около 800 соглашений об избежании двойного налогообложения, более двух третей которых были заключены с другими развитыми странами. Это объясняется тем, что основная масса прямых инвестиций сосредоточена пока в регионе промышленно развитых стран, которые одновременно являются основными экспортерами и импортерами капитала в мире.
Многосторонние соглашения объединяют большинство стран мира — развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций: Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО).
Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности.
В рамках ООН эта работа наиболее активно проводилась в 60—80-е гг. прошлого столетия. В ней отражалось стремление многих развивающихся стран к обретению не только политической, но и экономической независимости, к установлению суверенитета над естественными ресурсами и к привлечению и использованию иностранного капитала в соответствии с национальными интересами.
Более узкий характер имела деятельность МВФ и Всемирного банка, который включает четыре организации:
1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР), основанный в 1945 г. Его членами являются 180 государств, которые одновременно должны быть членами МВФ. МБРР и МВФ приняли совместно «Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций» — документ, который призван помочь государствам регулировать правила допуска иностранного капитала в страну;
2) Международную ассоциацию развития (МАР), созданную в 1960 г. с целью оказания помощи наиболее бедным странам, душевой доход у которых менее 865 долл.;
3) Международную финансовую корпорацию (МФК), созданную в 1956 г. с целью финансирования коммерческих предприятий путем предоставления займов и участия в их капитале;
4) Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), созданное для страхования прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах от некоммерческих рисков.
В рамках Всемирного банка подписана Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными инвесторами. Эта конвенция предусматривала возможность обращения конфликтующих сторон к юрисдикции созданного в рамках конвенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, который выполняет функции посредника по улаживанию споров, возникающих между иностранными инвесторами и странами — импортерами капитала.
1.3 Анализ динамики иностранных инвестиций в экономику России
Для наращивания структурных реформ и модернизации экономики Россия нуждается в огромных финансовых ресурсах. По оценкам специалистов, потребности России в иностранных прямых инвестициях составляют не менее 30—50 млрд. долл. в год. Диверсификация экономики без структурных реформ невозможна; интернет ресурс: http://www.newsru.com Подобные масштабы привлечения иностранных инвестиций вполне реальны, поскольку Россия обладает бесспорными преимуществами, делающими ее потенциально привлекательной для иностранных инвесторов Кудрин А.Л. Управление финансами. Объем прямых инвестиций в РФ за 2009г. сократился на 30 млрд. долл. электронный ресурс, 1995-2010, 03.02.2010. http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=007936.
К числу таких преимуществ можно отнести следующие:
~ потенциально емкий внутренний рынок;
~ необходимость технического обновления производства и инфраструктуры;
~ более высокий уровень продаж и более высокая рентабельность капиталовложений, чем в других странах;
~ возможность диверсификации источников сырья, топливно-энергетических и других ресурсов;
~ сравнительно низкая стоимость зданий, сооружений и земли;
~ сравнительно высокий уровень профессиональной подготовки рабочей силы и низкий уровень оплаты труда;
~ наличие в ряде отраслей высокого научно-технического потенциала;
~ возможность организации конкурентоспособного экспорта товаров.
Активный процесс иностранного инвестирования в экономику России начался с конца 80-х гг., после выхода в январе 1987 г. Постановления Совета Министров СССР, определившего статус совместных предприятий с участием иностранного капитала. На начало 1995 г. в России было создано 4300 совместных предприятий с фирмами из 65 стран (реально функционировали из них около 80%). В последующие годы этот процесс продолжал развиваться, однако пока иностранные инвестиции не играют существенной роли в финансировании капиталовложений. Россия — привлекательная для инвестиций страна, у которой значительное положительное сальдо торгового баланса, а также рекордные золотовалютные резервы.
В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. Президент России В.В. Путин отметил, что «…за последние восемь лет накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику вырос не на какие-то проценты — в 7 раз. А в 2007 г. отмечен рекордный абсолютный приток капитала в Россию — 82,3 млрд. долл.» Выступление президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании государственного совета «О стратегии развития России до 2020 г.» Российская газета 09 февраля..
Рост иностранных прямых инвестиций объясняется стремлением ряда крупных иностранных инвесторов закрепиться на российском рынке за счет развития импортозамещающего производства. По некоторым данным, из первой сотни ТНК 75 имеют сегодня инвестиции в России Бочков С.О. Экономическая политика. О стратегии развития России до 2020 года (из выступления на расширенном заседании Государственного Совета; Москва, 08.02.08) Электронный ресурс / С.О. Бочков // Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование», 1 (34) — Апрель 2008. http://dpr.ru/journal/journal_32_ogl.htm.
Однако такие инвестиции направляются в основном в топливную и пищевую промышленность, сферу торговли и общественного питания.
По состоянию на конец июня 2010 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил $262,6 млрд. долл. США, что на 8,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 55,2% (на конец июня 2009г. — 56,0%), доля прямых инвестиций составила 40,6% (39,2%), портфельных — 4,2% (4,8%)Иностранный капитал в РФ вырос ;интернет ресурс: http://www.rnk.ru.
Основные страны-инвесторы в I полугодии 2009 г. — Люксембург Китай, Нидерланды, Кипр, Германия, Соединенное Королевство (Великобритания), Франция, США. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В I полугодии 2009 г. в экономику России поступило 32,2 млрд. долл. США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. — 12,0 млрд. долл. США (на 30,3% меньше), во II квартале — 20,2 млрд. долл. США (на 31,2% меньше) Наумов И. Россия выходит из моды у иностранных инвесторов [Электронный ресурс] / «Независимая газета», 2010-11-22. — Режим доступа: http://www.ng.ru/economics .
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2009 г. 31,8 млрд долл. США, или на 7,1% меньше, чем в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. — 12,1 млрд. долл. США (на 15,3% меньше), во II квартале — 19,7 млрд. долл. США (на 1,2% меньше) Иностранные инвестиции в РФ; интернет ресурс: http://www.rosbalt.ru.
Формы и методы проникновения иностранных инвесторов на российский рынок в целом не отличаются от форм и методов их проникновения в экономику других стран. Как показывает мировой опыт, в процессе проникновения иностранных инвесторов на зарубежные рынки можно выделить следующие этапы:
~ заключение соглашений о сотрудничестве в различных сферах;
~ создание торговых представительств;
~ образование совместных предприятий;
~ открытие собственных производственных, торговых и пр. филиалов.
Конечно, в реальной действительности такая последовательность не всегда соблюдается, особенно в современных условиях, когда наиболее крупные фирмы и ТНК могут одновременно использовать различные формы и методы экспансии на зарубежные рынки.
В начале 1990-х гг. создание совместных предприятий и открытие представительств были единственно возможными способами проникновения в российскую экономику. Не случайно в эти годы ведущие фирмы мира по производству автомобилей («Даймлер-Бенц», «Форд» и др.), парфюмерии («Нина Риччи», «Эстер Лаудер» и др.) и ряда других отраслей создавали совместные предприятия, занимающиеся сбытом их продукции на российском рынке. В последующем многие из них, присмотревшись к российскому рынку и освоившись на нем, стали вкладывать свои капиталы в производство продукции на базе российских предприятий. В последующем арсенал форм и методов проникновения иностранных инвесторов на российский рынок и закрепления на нем значительно расширился, что отражает определенные изменения, происходящие в России, в том числе развитие и совершенствование законодательной базы.
Наиболее типичным случаем проникновения и закрепления на российском рынке можно считать пример известной швейцарской ТНК «Нестле», в экспансии которой можно выделить следующие основные этапы: в начале 90-х гг. «Нестле» создала в России сеть фирм — импортеров и дистрибуторов, которые стали активно продвигать на российский рынок продукцию всемирно известных торговых марок — «Нескафе», «Натс», «Несквик» и др.
В 1992 г. компания купила первый пакет акций самарской кондитерской фабрики «Россия». В 1995 г. она довела свою долю в капитале «России» до 93%, что позволило переоснастить кондитерскую фабрику и увеличить объем производства. Наряду с шоколадом серии «Нестле классик» и батончиками «Натс» фабрика стала выпускать продукцию под «русскоязычными» названиями (например, шоколад «Шок»).
В 1993 г. компания приобрела контрольный пакет акций фабрики по производству мороженого в г. Жуковском, которая продолжает выпускать продукцию под русскими названиями.
В 1996 г. через «Россию» был куплен контрольный пакет акций самарской фабрики АО «Кондитер». Через год обе фабрики были объединены в АО «Кондитерское объединение «Россия».
В январе 1998 г. «Нестле» приобрела контрольные пакеты акций еще двух фабрик — АО «Алтай» в Барнауле и АО «Камская» в Перми, а в июле того же года — АО «Хладопродукт» в Тимашевске Краснодарского края. Последнее предприятие выпускает не только мороженое, но и замороженные овощи-фрукты.
Сегодня «Нестле» стала лидером российского рынка кофе, шоколадных изделий, продуктов детского питания и мороженого. «Нестле» является одной из сильнейших компаний и усиливает свое присутствие на рынках кулинарной продукции и карамели. Многолетний успех «Нестле» на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов: «Нестле» укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в России за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития национальной сети сбыта. Сегодня «Нестле» имеет в России 12 фабрик, на которых заняты 5500 постоянных сотрудников; общий объем ее инвестиций в производство и развитие дистрибуторской сети — более 500 млн. долл.
Успешная деятельность компании «Нестле» в России обусловлена не только наличием местных производств, но и тем, что она постоянно позиционирует себя как российскую компанию. Перед тем как ввести новые бренды, «Нестле» тщательно изучает вкусовые предпочтения россиян и всегда использует в своей рекламе традиционные русские мотивы.
В целом ориентация иностранных инвесторов на развитие, прежде всего торговых операций можно проиллюстрировать тем, что, например, в Москве около 70% иностранных инвестиций приходится на долю розничной торговли. Стратегия проникновения иностранных розничных компаний на российский рынок, как правило, заключается в следующем: сначала компания открывает 3—4 магазина в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. После анализа результатов их деятельности компания начинает продвигаться в города с миллионным населением. Западноевропейские торговые компании используют обычно три способа вхождения на российский рынок:
1) строительство новых магазинов;
2) приобретение местных торговых сетей;
3) использование франчайзинговых схем.
На конец 2008 г. западноевропейским торговым фирмам принадлежало 86 крупных супермаркетов и торговых центров, из которых 80% находилось в Москве и Санкт-Петербурге1. О привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику / Экономика и финансы // Бесплатная библиотека JourClub. http:// электронный ресурс www.jourclub.ru/3/502/.
Подобные примеры довольно успешной деятельности иностранных инвесторов в России не должны заслонять того факта, что некоторые из них скупают российские предприятия с целью избавления себя от возможных конкурентов. Как подчеркивают некоторые западные исследователи, подрыв или уничтожение внутренней производственной базы реформируемых стран позволяет ТНК и другим компаниям западных стран уничтожать потенциальных конкурентов и расширять свои рынка сбыта.
2.1 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики — привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.
По закону России иностранными инвестициями признаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые иностранные инвесторы вкладывают в объекты предпринимательской и другой деятельности в целях получения прибыли.
Многих иностранных инвесторов привлекают богатые природные ресурсы России. Прежде всего — это нефтедобыча; в этой области создано более 30 СП. Добыча рудных ископаемых сама по себе зачастую нерентабельна из-за высокой стоимости транспортировки, что приводит к необходимости создавать дорогостоящие перерабатывающие производства. Поэтому инвесторы проявляют больше интереса к имеющимся горно-обогатительным и металлургическим комбинатам, чем к самим месторождениям.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции — это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты / ЭкспертРаРейтинговое Агентство; электронный ресурс http://www.raexpert.ru/.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 30-40 млрд. долл. в год.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.
Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов ряд российских нефтяных компаний.
Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.
Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия.
Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства.
Можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать большего на несколько порядков притока иностранных средств.
Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала — это самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то же время, участие иностранного капитала в экономике России вызвало ряд отрицательных последствий:
1) приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствует не только ускоренной исчерпаемости невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей;
2) слабость государственного регулирования процесса привлечения иностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за действием ряда предприятий с иностранными инвестициями;
3) участие западного капитала в приватизации государственной собственности на заниженном курсе рубля, позволившее за бесценок скупить ряд важных объектов;
4) иностранные капитальные вложения нередко используются как способ отмывания «грязных денег» из стран Запада Слонова А.Ю Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России интернет ресурс: http://www.cs-alternativa.ru.
Непродуманная политика в привлечении иностранных инвестиций не сможет обеспечить экономические интересы принимающей страны. Мировой опыт свидетельствует о том, что необходимо очень осторожно относиться к использованию иностранных средств.
Рассмотрев проблему привлечения иностранных инвестиций в экономику России, можно сделать следующие выводы. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала — необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Отставание темпа роста прямых инвестиций можно объяснить целым комплексом причин.
Одна из важнейших — отсутствие в России достаточного количества прибыльных предприятий, которые иностранные инвесторы могли бы приобрести на открытом рынке. При этом одним из основных аргументов до сих пор является низкая капитализация многих российских компаний, вследствие чего продажа даже незначительной их части просто невыгодна. Иными словами, стратегия сохранения предприятия в собственности, которое недооценено на рынке, но приносит значительные доходы от текущей деятельности, до сих пор имеет достаточно сторонников в отечественном бизнесе.
Владельцы предприятий намеренно не спешат повышать рыночную стоимость своих компаний, если собственником одной из долей является государство, ждут, пока государство продаст свою долю, скупают ее, после этого повышают котировки акций. Одновременно идет оживленная реализация пакетов акций иностранным инвесторам с целью привлечения необходимых оборотных ресурсов для развития и модернизации производств, работающих на пределе технологических возможностей.
Современные инструменты помощи инвесторам. Вступая во взаимодействие с инвестиционным сообществом, очень важно соответствовать его нормам и требованиям. Поэтому, нужна поддержка международных организаций системы ООН, таких, скажем, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), признанного авторитета в области инвестиций. На этом комплексная работа по формированию новой среды для привлечения иностранных инвестиций не должна заканчиваться. Нужен Интернет-портал для работы с иностранными инвесторами, без которого невозможно эффективное удовлетворение потребностей иностранных инвесторов в широком диапазоне информационных ресурсов и услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Между тем изучение мирового опыта в сфере регулирования привлекаемых иностранных инвестиций и на этой основе разработка предложений по совершенствованию государственного регулирования иностранных инвестиций уже начались. Деятельность органов власти при этом должна быть направлена на привлечение инвестиций, соответствующих стратегическим интересам государства и его инвестиционной политике, на формирование благоприятного инвестиционного климата и улучшение инвестиционного имиджа России, её регионов и городов в глазах зарубежного бизнес-сообщества и т.д.
В итоге есть все основания ожидать, что это обеспечит увеличение объемов и улучшение структуры иностранных инвестиций, привлекаемых в нашу экономику, ускорит решение стратегических задач развития страны, позволит сориентировать экономику на инновационный путь развития, на модернизацию и техническое перевооружение, внедрение передовых технологий и создание новых производств, достижение мирового уровня и повышение конкурентоспособности нашей продукции.
Кроме того, будет получен дополнительный экономический эффект от увеличения объемов реализации инвестиционных проектов, расширения выпуска экспортно-ориентированной наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, а также от развития импортозамещения.
В свою очередь, повысится уровень информационной поддержки инвестиционного рынка, обеспечив международное инвестиционное сообщество подробной и достоверной информацией о перспективах, преимуществах и условиях инвестиционной деятельности на территории страны.
При этих условиях следует ожидать и улучшения инвестиционного климата, повышения инвестиционной привлекательности нашей экономики для иностранных инвесторов, и, в итоге, улучшения ее инвестиционного имиджа за рубежом.
Но все это возможно, если повысится эффективность взаимодействия органов власти и всех участников процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
В нынешних условиях инвестиционная активность продолжила расти в 1 полугодии 2011 г. Общий объем инвестиций в Россию увеличился на 65% по отношению к соответствующему периоду годом ранее и составил 92 млрд. долл. США. Во 2 полугодии объем инвестиций снизился в примерно в 2 раза. По состоянию на конец сентября 2010г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 266 млрд долларов США, что на 1,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, сообщается в отчете Росстата.
Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 54,6% (на конец сентября 2009г. — 55,7%), доля прямых инвестиций составила 41,4% (39,7%), портфельных — 4,0% (4,6%).
В январе-сентябре 2011г. в экономику России поступило 31 млрд долларов иностранных инвестиций, что на 45% меньше, чем в январе-сентябре 2010 года. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2011г. 53,3 млрд долларов, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2010 года. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2011г. составил 71,3 млрд долларов США. В январе-сентябре 2011г. из России за рубеж направлено 64 млрд долларов США иностранных инвестиций, или на 40,1% меньше, чем в январе-сентябре 2010 года. Ожидается, что приток инвестиций в экономику России не будет возрастать вплоть до президентских выборов 2012 года. В настоящее время Россия находится на 130 месте в рейтинге инвестиционной привлекательности стран мира Рейтинг инвестиционной привлекательности стран мира; интернет ресурс: http://www.ra-national.ru/?page=index-raiting.
2.2 Основные направления повышения инвестиционной привлекательности России
Принимая решение об осуществлении инвестиций в экономику той или иной страны, потенциальный иностранный инвестор оценивает все условия, необходимые для успешной и стабильной предпринимательской деятельности. Это прежде всего уровень социально-политической и экономической стабильности, наличие развитой законодательной базы, благоприятный и стабильный налоговый режим и т.д., т.е. вся совокупность условий, определяющих инвестиционный климат.
Здесь же следует ограничиться замечанием о том, что в последние годы многие страны предприняли меры по либерализации национальных законов об иностранных инвестициях, внеся в них соответствующие поправки либо принимая новые законы, предоставляющие более благоприятные условия для иностранных инвесторов.
Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранять независимость своей экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом — с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.
К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие.
Налоговые стимулы: налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.
«Налоговые каникулы» — полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций.
Финансовые стимулы — различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.
Нефинансовые стимулы — создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т.д.
В тех или иных комбинациях эти меры привлечения иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет выделить следующие особенности методов их привлечения, характерные для различных групп стран.
Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.
Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.1. Воронина Л.А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики; электронный ресурс / Л.А. Воронина // Дайджест финансы 2011,№2, стр.2-10.
Что касается России, как страны с переходной экономикой, следует либерализировать национальное законодательство об иностранных инвестициях.
Меры необходимые для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику:
Ш упрощение процедур получения разрешения на инвестирование; в некоторых случаях такое разрешение не требуется, например, когда объем инвестиций не достигает определенного уровня, при создании совместных предприятий, при реинвестировании прибылей и т.д. Как вариант, вводится единовременное выполнение всех формальностей при оформлении инвестиций через одно учреждение.
Ш ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со стопроцентным иностранным владением.
Ш предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных «налоговых каникул».
Ш полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.
Ш Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.
Ш Введение ускоренной амортизации.
Ш Отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.
Ш Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.
Ш Увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного персонала.
Ш Отмена или снижение минимального объема инвестированного капитала.
Ш Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики.
Особое внимание должно уделяется привлечению иностранных инвестиций в так называемые зоны развития — территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы.
Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».
Стабилизационная оговорка — положение договора, позволяющее сохранить для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.
Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки — так называемая «дедушкина оговорка» (grandfather’s clause) — положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.
«Дедушкина оговорка» создает временный иммунитет от действия новых законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. «Дедушкина оговорка» проста и удобна в применении, и если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций.
По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Это положение распространяется на КОИИ, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет более 25%, а также на КОИИ, участвующие в реализации приоритетных инвестиционных проектов. В исключительных случаях для инвестиционного проекта с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий и режима Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ..
Стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.
инвестиционный климат российский экономика
Изучив динамику инвестиционного процесса в России, стало видно, что в последнее время наблюдается постепенное увеличение инвестиционных вложений в экономику, благодаря, вмешательству государства, созданию различных законодательств и программ для привлечения инвестиций.
Итак, в результате анализа современного состояния инвестиционного климата можно сделать следующие выводы:
*Определены сущность и формы иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли. Стало ясно, что Российская экономика нуждается в иностранных инвестициях. Правительством должны приниматься меры по устранению препятствий для свободного инвестирования и улучшению инвестиционного климата.
*Выявлено, что приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей, выхода из общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни Россиян. Меры по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику должны быть направлены на развитие международного инвестиционного сотрудничества, улучшение инвестиционного климата в России, повышение активности иностранных инвесторов, увеличение притока иностранных инвестиций и их эффективности.
*Обозначены современные проблемы по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику. К основным можно отнести отрицательное влияние экономической и социально-политической нестабильности в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.
Проведенное мною исследование показало, что увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России.
1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ.
2. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ.
3. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ.
4. Арсланов А. Ш. Инвестиционный климат России [Электронный ресурс] / А. Ш. Арсланов // «Морские вести», Транспортное дело России №4. Режим доступа:
http://www.morvesti.ru/archiveTDR/element.php?IBLOCK_ID=66&SECTION_ID=1353&ELEMENT_ID=3030,свободный.
5. Бочков С.О. Экономическая политика. О стратегии развития России до 2020 года (из выступления на расширенном заседании Государственного Совета; Москва, 08.02.08) [Электронный ресурс] / С.О. Бочков // Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование», 1 (34) — Апрель 2008. — Режим доступа: http://dpr.ru/journal/journal_32_ogl.htm, свободный.
6. Воронина Л.А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики [Электронный ресурс] / Л.А. Воронина // Дайджест финансы 2011,№2, стр.2-10
7. Деньги для России. Почему уходят и куда приходят иностранные инвестиции [Электронный ресурс] / «Независимая газета», 2010-12-08 . — Режим доступа: http://www.ng.ru/editorial/2010-12-08/2_red.html,
свободный.
8. Зиброва Е. В Россию снова пойдут иностранные инвестиции [Электронный ресурс] / Е. Зиброва // Ежедневная деловая газета «РБК daily». М.: РосБизнесКонсалтинг, 1995-2011. — Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2010/03/15/focus/464401, свободный.
9. Ильин М.С. Иностранные инвестиции и российское предпринимательство: проблемы привлечения и освоения [Электронный ресурс] / М.С. Ильин // Вестник МГУ. — Режим доступа:
http://www.econ.msu.ru/ds/274/, свободный.
10. Инвестиции [Электронный ресурс] / Википедия — свободная энциклопедия. — Wikipedia, 2010. — Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Инвестиции, свободный.
11. Инвестиции [Электронный ресурс] / Всё про финансы. — Режим доступа: http://dkb-finance.ru/chto_takoe_investicii.html,свободный.
12. Иностранные инвестиции в российскую экономику сократились почти на 30% [Электронный ресурс] / Электронное периодическое издание «MK.ru»; источник: РИА Новости // Экономика. — М.: ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец», 1919-2011. — Режим доступа: http://www.mk.ru/economics/article/2008/08/15/27680-inostrannyie-investitsii-v-rossiyskuyu-ekonomiku-sokratilis-pochti-na-30.html, свободный.
13. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты [Электронный ресурс] / ЭкспертРаРейтинговое Агентство. — Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/regions/investclimate/,свободный.
14. Кудрин А.Л. Управление финансами. Объем прямых инвестиций в РФ за 2009г. сократился на 30 млрд. долл. [Электронный ресурс] / А.Л. Кудрин // Ежедневная деловая газета «РБК daily». — М.: РосБизнесКонсалтинг, 1995-2010, 03.02.2010. — Режим доступа:
http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=007936, свободный.
15. Кузьмин В. Климат контроль [Электронный ресурс] / В. Кузьмин // «Российская газета», Центральный выпуск №5100 (21) от 3 февраля 2010 г. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/02/03/kontrol.html,свободный.
16. Куликов. С. Интерес инвесторов к России улетучивается. Основное препятствие — отсутствие прогнозируемости и стабильности [Электронный ресурс] /С. Куликов «Независимая газета», 2010-12-01 . — Режим доступа:
http://www.ng.ru/economics/2010-12-01/1_invest.html,свободный.
17. Курцев А. «Россия попала в пятерку привлекательных для инвестиций стран» [Электронный ресурс] / А. Курцев // Ежедневная деловая газета «РБК daily»,07.09.2010. — Режим доступа:
http://www.rb.ru/topstory/economics/2010/09/07/180516.html, свободный.
18. На пороге ВТО: как изменится Россия [Электронный ресурс] / Информационно-дискуссионный портал «Newsland»; источник: «Око планеты» // Экономика и бизнес. — М.: Newsland, 2007-2010. — Режим доступа: http://www.newsland.ru/news/detail/id/599742/cat/86/, свободный.
19. Наумов И. Россия выходит из моды у иностранных инвесторов [Электронный ресурс] / И. Наумов // «Независимая газета», 2010-11-22. — Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2010-11-22/1_invest.html,
свободный.
20. Обзор инвестиционного рынка недвижимости за 1 полугодие [Электронный ресурс] / Ежедневная деловая газета «РБК daily». — М.: РосБизнесКонсалтинг, 1995-2010, 05.08.2010. — Режим доступа: http://www.rb.ru/realtyanalyt/realtyanalyt/2010/08/05/230556.html, свободный.
21. О привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику [Электронный ресурс] / Экономика и финансы // Бесплатная библиотека JourClub. — Режим доступа: http://www.jourclub.ru/3/502/, свободный.
22. Поступления иностранных инвестиций в Россию снизились на 30% [Электронный ресурс] / Рынок ценных бумаг. — М.: «РЦБ». — Режим доступа: http://www.rcb.ru/news/21864/?phrase_id=1244610, свободный.
23. Росстат: на конец июня 2010 г. накопленный иностранный капитал в экономике России повысился на 0,1%. [Электронный ресурс] / «РосФинКом» 21.08.2009 12:01. — Режим доступа:
http://rosfincom.ru/news/531665.html,свободный.
24. Танас О. Инвестиции не возвращаются [Электронный ресурс] / О. Танас // «Газета.ru», Финансы, 19.08.10. — Режим доступа:
http://www.gazeta.ru/financial/2010/08/19/3408977.shtml,свободный.
25. Условия привлечения иностранных инвестиций [Электронный ресурс] Экономический портал City Market, 2010-03-01. — Режим доступа: http://city-market.com.ua/index.php?nma=catalog&fla=stat&cat_id=2&page=1&nums=32, свободный.
26. Филиппова А. Работа и бизнес. Великолепная пятерка. [Электронный ресурс] /А. Филиппова, В. Мальцева // Журнал «Карьера», N12 (85) — 2005 декабрь. — Режим доступа:
http://www.kariera.idr.ru/items/?item=684, свободный.
27. Фроловская Т. Иностранного капитала стало больше [Электронный ресурс] / Т. Фроловская // Ежедневная деловая газета «РБК daily». — М.: РосБизнесКонсалтинг, 1995-2011. — Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2007/02/28/focus/266895, свободный.
Размещено на