Содержание
Введение4
Глава 1. Методические основы изучения конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности организации6
1.2. Роль и значение анализа конкурентоспособности организации в стратегическом процессе9
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Профессионал»12
2.1 Характеристика предприятия ООО «Профессионал» и его положение на рынке12
2.2. Оценка конкурентоспособности продукции15
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия16
Глава 3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности и совершенствованию деятельности компании ООО «Профессионал»26
Заключение32
Список использованной литературы33
Приложение 1.35
Приложение 2.36
Приложение 3.38
Выдержка из текста работы
Конкуренция стала неотъемлемой частью рынка и является необходимым условием для развития предпринимательской деятельности. Проблема повышения уровня конкурентоспособность организации, в первую очередь, связана с разработкой системы управления конкурентоспособность. С ростом активного интереса к проблемам повышения конкурентоспособности появилось большое количество способов, направленных на решение этих проблем. Несмотря на большие достижения в теории и практики управления конкурентоспособность организации, существуют проблемы, решение которых до сих пор обсуждаются экономистами. Вопрос связанный с повышением конкурентоспособности имеет отношение почти ко всем аспектам жизни общества. Рост конкурентоспособности зависит, с одной стороны, от управленческих решений организации, а с другой – от государственной и региональной политики. Особенности конкуренции на различных рынках диктуют индивидуальные подходы к изучению конкуренции в организации. Реализация таких подходов возможна путем разработки маркетинговой стратегии с учетом результатов конкурентного анализа, результатов оценки преимуществ и недостатков организации, её сильных и слабых сторон.
В этой курсовой, рассказано о проблемах конкурентоспособности с учетом ее конкурентной среды, а так же пути повышения ее эффективности. Главные задачи курсовой работы:
1. Раскрыть определения конкуренции и конкурентоспособности.
2. Изучить функции и виды конкурентоспособности, факторы и методы влияющие на конкурентоспособность.
3. Произвести анализ проблем повышения конкурентоспособности.
Глава 1 Теоритическая основа конкурентоспособности
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
Конкуренция – соперничество производителей в одной отрасли, которые стремятся совершенствовать качество товаров и процесс ценообразования, что в результате позволяет переманить покупателей на свою сторону. Это достигается участниками рыночных отношений при изменениях технологий производства или при привлечении на свою сторону, так называемого административного ресурса. Технология производства – это определенная последовательность действий по изготовлению блага в условиях крупного, среднего или малого предприятия. Изменение технологий производства, как правило означает, что в процесс изготовления благ закладывается меньше ресурсов. В результате изделие обходится производителю дешевле и его конечная цена становится более доступной для потребителя. Однако, в большинстве ситуаций качество товара при таких технологических изменениях не улучшается существенно. Помимо технологических инноваций и снижения цены товара производитель может с успехом конкурировать благодаря различным мероприятиям в области маркетинга. Маркетинг для производителя означает политику захвата рынка путем различных акций, специальных предложений и других мероприятий, которые способны привлечь внимание покупателя. Применяя периодически различного рода акции производитель с большой вероятность успеха оставит позади своих конкурентов. Административный ресурс, в определенных ситуациях, это поддержка государственных чиновников и влиятельных политических лиц, которые способны предоставить бизнесменам исключительные условия ведения предпринимательской деятельности. К числу таких исключительных условий относят налоговые льготы, предоставляемые в льготном порядке тендеры и т.д. Имея административный ресурс в виде поддержки государства или каких-либо влиятельных лиц, бизнесмен с гарантией может выиграть тендер на любой вид экономической деятельности, не зависимо от предложенных им условий работы….
Заключение
Проведя в работе теоретические и практические исследования приемов, методов реализации маркетинговых стратегий современными предприятиями была доказана актуальность выбранной темы. Проблема повышения конкурентоспособности предприятия является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе. Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом. Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:
• чистая конкуренция;
• монополистическая конкуренция;
• олигополия;
• чистая монополия.
В современной экономике, для того, чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. В условиях усиления конкуренции особое значение приобретает анализ конкурентоспособности предприятия, ее факторы.
Обобщая полученные в курсовом проектировании сведения, можно сделать основные заключительные выводы:
1. Конкурентоспособность предприятия зависит от таких факторов, как:
• конкурентоспособность товаров на внешнем и внутреннем рынках;
• вид производимого товара;
• ёмкость рынка;
• лёгкость доступа на рынок;
• однородность рынка;
• конкурентные позиции конкурентов;
• конкурентоспособность отрасли;
• возможность технических новшеств в отрасли;
• конкурентоспособность региона и страны.
2. Особенностью современных условий планирования для предприятия является поиск путей, направленных на создание конкурентного преимущества с целью выживания в неблагоприятных внешних условиях. При подготовке плана необходимо предусмотреть те события, которые могут произойти не так, как предполагалось, и затормозить движение к цели.
3. При принятии решения о выборе стратегии используется ряд методов, которые помогут упорядочить и оценить цели, рассмотреть задачи, которые необходимо решить, и разместить их в порядке выполнения: диаграмма «оценка целей»; матрица определения проблемы; лист проверки воздействия; оценка степени зависимости от покупателей; оценка степени зависимости от поставщиков; анализ поля сил и др.
4. Оценка стратегии является заключительным этапом стратегического планирования и продолжается на всех этапах реализации стратегии. Она может производиться по двум направлениям: оценка выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их пригодности, осуществимости, приемлемости для организации; сравнение результатов реализации стратегии с уровнем достижения целей. Система оценки, ее критерии является важнейшим компонентом самой программы стратегии предприятия.
На основании проведенного исследования можно заключить, что обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия, а уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, которые выделяются в различные направления в решении этой задачи.
Список используемой литературы
1) Закон «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 N 948-1;
2) Вайсман А., Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. — М.: Экономика, 2001.- 120 с.
3) Веснин В.Р., Основы менеджмента. — М.: ИМП, 2006. — 34 с.
4) Виханский В.Р. Менеджмент. М.: Гардарика, 1996. — 135 с.
5) Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д., Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.: Экономика, 1993.- 100 с.
6) Джон Ф. Литл, Чего же хотят потребители. — Рн/Д.: Феникс, 2005. — 384 с.
7) Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1993. — 126 с.
8) Котлер Ф. Управление маркетингом. Учебн. пособие. — М.: — 2001. — 170 с.
9) Маркова В.Д., Маркетинг услуг. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 25 с.
10) Маслова Т. Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. — СПб.: Питер, 2002. — 295 с.
11) Румянцева З. П., Саломатина Н.А., Менеджмент организации. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2002. — 420 с.
12) Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ. — М.: Международные отношения, 2003. — 387 с.
13) Симионова Н.Г. Методы анализа рынка. Учебное пособие. М.: Экспертное бюро, -2006. — 48 с.
14) Феоктистова Е.М. Краснюк И.Н. Маркетинг: теория и практика. М.: Высшая школа, 2001. — 325 с.
15) Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 271 с.