Содержание
CОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Теоретические основы особенностей дошкольников в обучении5
1.1.Психологические особенности дошкольников в обучении5
1.2.Мышление ребенка. Виды. Особенности формирования11
1.3.Развитие логического мышления14
Глава 2.Проблемные ситуации при обучении математике в детском саду18
2.1. Общая характеристика формирования математических представлений в детском саду18
2.2. Виды проблемных ситуаций25
2.3.Выводы. Рекомендации28
Заключение31
Список литературы32
Выдержка из текста работы
В дошкольном возрасте ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.
Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка наиболее плодотворным образом идет формирование познавательных процессов и к моменту поступления ребенка в школу все основные виды познавательных процессов уже должны быть сформированы, хотя бы в начальном виде.
Основное развитие познавательных процессов происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Именно ее использование на занятиях приводит к тому, что ребенок приобретает новые знания, умения и навыки самостоятельно, стихийно, что приводит к более глубокому закреплению полученных знаний, умений и навыков. на основе этого процесса и строится знакомство детей с математическими понятиями и формирование у них математических навыков.
Таким образом, темой исследования стала проблема: «Обучение математике детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций».
Цель работы: изучить особенности обучения математике детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций.
Объект исследования: математическое развитие.
Предмет исследования: проблемные ситуации как способ обучения математики.
Для достижения цели исследования нами были определены следующие задачи:
1. подобрать и проанализировать литературу по данной проблеме;
2. рассмотреть значение математической подготовки на процесс развития дошкольника;
3. определить особенности использования проблемных ситуаций в процессе математической подготовки при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы по теме работы, систематизация данных, тестирование, наблюдение.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения математики детей старшего школьного возраста с помощью проблемных ситуаций
1.1 Значение математической подготовки в дошкольном учреждении
Математическая подготовка дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по-возможности, независимо от уровня развития каждого ребенка и его образовательных способностей, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе. [1;17]
Математическая подготовка призвана решить следующие задачи:
• вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
• дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
• целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;
• развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;
• научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
• развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);
• развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;
• развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обла……..
Список использованной литературы
1. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994.
2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.
3. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина . — Брест: Издательство БрГУ, 2006. — 46 с.
4. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.
5. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
6. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях.- Волгоград: Учитель, 2007г.
7. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Там же. С. 255-256, 266-267, 274.
8. Подготовка ребенка к школе. – Томск: Пеленг, 1994.
9. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. М., 1995.
10. Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» №4, 2005г.
11. Творчество в детей и современность./Авт.-сост. А.Г. Трушкин, П.П. Пивненко, В.В. Абраухова, Н.П. Овсянникова, А.И. Белоусов. –Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.
12. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей ДОУ.- М: Просвещение, 2003г.