Содержание
Содержание Введение……………………………………………………………….……….3 Глава 1.Проблемный метод как средство повышения эффективности обучения иностранному языку…………………………………………………..6 Глава 2. Проблемно-поисковое чтение на иностранном языке…………..10 Глава 3.Использование проблемных заданий и ситуаций в контексте инновационных технологий обучения иноязычной коммуникации……13 Глава 4. Технология развития критического мышления как средство реализации проблемного метода обучения……………………………………20 Заключение………………………………………………………… .. …………32 Литература………………………………………………………… ……………34
Выдержка из текста работы
В последнее время России все чаще требовалось улучшение качества образование в плане реформирования его системы. Связно это со значительными социальными, экономическими и политическими изменениями, которые привели к образованию новых международных связей. Реформы системы образования сейчас главным образом направлены на развитие творческой личности, способной видеть и решать проблемы личного и профессионального характера. При этом основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование коммуникативной компетенции. Это значит, что ученик должен быть способен осуществить межличностную и межкультурную иноязычную коммуникацию с носителем языка. Проблемное обучение может способствовать в формировании коммуникативной компетенции школьников в учебном процессе.
Проблемное обучение является одной из важнейших сторон в подготовке подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности, так как оно способствует развитию познавательной деятельности школьников, учит их самостоятельно искать метод решения какой-либо поставленной им задачи, нежели просто решать ее благодаря заранее данной готовой формуле. Оно (проблемное обучение) обеспечивает возможностью творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний и, тем самым, формирует творческое мышление и познавательные интересы личности. Но, к сожалению, в современной образовательной практике недостаточно часто используются проблемные методы для получения устойчивого и эффективного результата.
Проблемное обучение включает в себя методы, при которых учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.
Такие великие ученые, как Дьюи, Выготский, Эльконин, Леонтьев и др. с уверенностью утверждают, что без проблемного обучения невозможно развивать творческие способности школьников, чем доказывают его огромную необходимость в современном педагогическом процессе, но в современной практике не выработалось какой-либо единой теории реализации этого метода в образовательном процессе.
Проблема использования методов проблемного обучения в учебном процессе остается открытой для научно-практических изучений, не смотря на многообразие методов и значительную теоретическую и практическую значимость, так как присутствует необходимость в создании эффективного метода на основе полученных за всю педагогическую практику теоретических и практических данных. Необходимость разрешения данной проблемы определила выбор темы данной курсовой работы «Использование методов проблемного обучения на уроках французского языка в школе».
Цель моего исследования — доказать эффективность использования методов проблемного обучения на уроках французского языка.
Объектом исследования является процесс проблемного обучения школьников. Предметом — развитие познавательных и творческих способностей, мышления школьников.
Гипотеза курсовой работы
С помощью использования методов и средств проблемного обучения на уроках французского языка можно способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать их познавательные способности и формировать самостоятельность в поиске путей решения проблем.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития проблемного обучения в мировой образовательной практике.
2. Охарактеризовать сущность проблемного обучения, его методы и виды.
3. Выделить методы проблемного обучения и проблемные ситуации, которые могут быть применены в учебном процессе на уроках французского языка.
4. Определить перечень диагностик, проверяющих результаты проблемного обучения (степень развития определенных качеств под воздействием проблемного обучения).
Методы исследования:
Теоретический анализ педагогической и методической литературы, сравнение, изучение и обобщение массового и индивидуального опыта.
Глава 1.
Педагогические основы проблемного обучения в современном образовательном учреждении.
§1 История развития проблемного обучения.
Историко-педагогическими предпосылками проблемного обучения являются идеи активизации обучения, которые высказывались учеными еще до того, как педагогика оформилась в самостоятельную дисциплину (майевтика Сократа). В качестве предвестника проблемного обучения можно назвать эвристический метод Сократа в виде бесед. Затем и Ж.Ж. Руссо, А. Дистерверг, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой занимались разработкой основных направлений будущего «проблемного обучения». Эвристические беседы — так называлось данное направление педагогики в то время.
Активизация обучения в различных ее вариациях в истории педагогики имеют разные цели — от гуманистических (свободное самораскрытие природных дарований ребенка (Ж.Ж. Руссо) до утилитарно прагматического (формирование навыков практического мышления для улучшения подготовки учащихся к будущему профессиональному труду). Но у этих направлении есть общие черта — натуралистическая направленность идей активизации (принцип природосообразности обучения и воспитания). Данный принцип имеет две грани:
1. источники творческой активности ребенка укорены в его биологической природе. Педагог должен с максимальной осторожностью и деликатностью ввести ребенка в такую ситуацию, где его творческие возможности могут наиболее полно проявиться.
2. этот принцип признает общность законов развития природы как единого целого и развития способностей человека.
Ж.Ж. Руссо утверждает, что мышление ребенка необходимо возбуждать новыми для него вопросами. И.Г. Песталоцци призывает на основе принципа наглядности развивать самостоятельное и творческое мышление. Коменский, в свою очередь, утверждает, что традиционное обучение вынуждает ребенка «мыслить чужим умом».
Д.Дьюи в своей книге «школа и общество» подвергает критике школьную систему, существовавшую в то время. Причиной этому было то, что в условиях данной системы «все приспособлено для слушания» и «очень мало места для самого ребенка, для его самостоятельной работы». Так же программные методы были однообразны и одной из главных особенностей была пассивная роль ученика в учебном процессе. Дьюи разработал проект новой школы, в которой образование было тождественно развитию, реорганизации опыта детей.
А. Дистеверг требует, чтобы учитывалась общественная деятельность ребенка (принцип культуросообразности).
Педагоги прошлого выступали против полной вербализации, что было свойственно догматическому обучению. Но при этом отождествили дискурсивное мышление с теоретическим, говорение с пониманием, рассуждение с размышлением.
Основное различие идей активизации с современной концепцией проблемного обучения это наличие у последнего целостного теоретико-методологического подхода к усвоению знаний. Но тем не менее сторонники идей активизации сделали огромный вклад в развитие системы обучения. Благодаря ним пришло осознание необходимости заменить рецептивно-догматическую систему обучения системой принципиально нового типа.
Теория мышления как продуктивного процесса (С.Л. Рубинштейн) — основная концепция проблемного обучения.
Центральное положение этой теории звучит так:
«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс…» [1]
Интеллектуальное развитие детей происходит главным образом в школе. Значительно повышает эффективность процесса научения совершенствование и улучшающаяся взаимосвязь многих когнитивных, речевых и перцептивно-моторных навыков, происходящих в возрасте 5-7 лет. В основе отечественных концепций лежат идеи, предусматривающие специально организованное, целенаправленное, заранее просчитываемое, планируемое развитие детей (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков и др. У истоков данного направления стояли психологи. Основные идеи: обучение способно изменить ход развития ребенка; развитие психических функций может быть ускорено в специально организованной коллективной учебной деятельности; развитие психики школьника в деятельности и коллективе ведет к развитию его личности.
Л.С.Выготский определил два уровня когнитивного развития:
1) Уровень актуального развития
2) Уровень потенциального развития
Первый уровень характеризуется способностью самостоятельно решать задачи. Другой, в свою очередь, определяется характером задач, которые ребенок может решить с помощью руководства взрослых или сотрудничества с более компетентными сверс……..
Список литературы
1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Программа курса. Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий. — М.: МГППУ, 2004.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М. Просвещение, 1985.
3. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. — Ростов-на-Дону, 1970.
4. Брушлинский А.В. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1970. С. 153.
5. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
6. Васильева Л.Я. Развивающее обучение иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1998. № 2. С. 24-25.
7. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. — Казань, 1967.
8. Гонтарь Г.И. Использование проблемного подхода при обучении второму иностранному языку: дис. … канд. пед. наук. М., 1987.
9. Ейгер Г.В. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам // Иностр. яз. в школе. — 1992. — №5-6. — С. 17-22.
10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: Просвещение, 1977.
11. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975.
12. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. Изд.2-е.-М.,1991.
13. Пассов Е.И Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М., 1990.
14. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -М.,1991
15. Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования. — СПб.2005.
16. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000.