Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1.Теоретические основы проблемы развития памяти в
дошкольном возрасте 5
1.1. Характеристика памяти как компонента личности 5
1.2. Развитие памяти в онтогенезе 9
Глава 2. Анализ исследования памяти в дошкольном возрасте 13
2.1. Психологическая характеристика дошкольного периода 13
2.2. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте23
Заключение30
Список литературы32
Выдержка из текста работы
Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, постоянно оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Все эти процессы называются памятью.
Исследованием особенностей памяти занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, что породило большие споры и дискуссии (Блонский П.П., Выготский Л.С., Гнедова Н.М., Годфруа Ж., Зинц Р., Джеймс У., Зинченко П.И., Леонтьев А.Н., Ляудис В.Я., Норманн Д.А., Смирнов А.А., Ясперс К. и др.). Выготский Л.С. отмечал, что ни по одной теме современной психологии нет столько разногласий, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти [8].
Память является одним из важных и необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Однако долгое время вниманием ученых и исследователей этой психической функции были удостоены дети школьного возраста, поскольку именно в этом возрасте ребенок приобретает необходимые знания и умения, развивает свои силы и способности.
В настоящее время все больше детей отличаются ранним и весьма высоким интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в дошкольном возрасте.
В связи с этим исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области дошкольного воспитания и образования:
• потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
• потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Целью данного исследования явились изучение особенностей развития памяти в старшем дошкольном возрасте и разработка программы работы психолога и воспитателей для обеспечения продуктивной коррекции и развития исследуемой психической функции при подготовке к школьному обучению.
Объектом исследования выступил уровень развития памяти как познавательного процесса и высшей психической функции.
Предмет – взаимосвязь между уровнем развития памяти в дошкольном возрасте и проведением целенаправленной работы по коррекции и развитию этого познавательного процесса в организованной деятельности.
Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи дипломной работы:
• провести теоретический анализ литературы по проблеме;
• определить общую картину развития памяти в старшем дошкольном возрасте;
• выявить взаимосвязь между уровнем развития памяти и проводимой в группе работой по коррекции и развитию исследуемого познавательного процесса;
• разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации работы над подготовкой к школьному обучению.
Методологическую основу исследования составляют следующие научные идеи и принципы:
• теоретические и практические разработки о генетически обусловленных ступенях развития памяти (П.П. Блонский) и развития высших форм запоминания (А.Н. Леонтьев);
• идея развития путем освоения культурного наследия человечества (Л.С. Выготский);
• идея о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии личности (А.Н. Леонтьев) и др.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1 этап – диагностический – выявление основных особенностей развития памяти детей старшего дошкольного возраста. Для решения этой задачи нами были использованы тестовые задания, предложенные Гавриной С.Е. с соавторами [Гаврина С.Е. и др. Большая книга тестов. Для детей 5-6 лет. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – С. 58–64]. Диагностика проходила в двух группах (контрольной и экспериментальной).
2 этап – коррекционный – сопоставление и анализ полученных данных в процессе первичной диагностики, разработка серии коррекционных занятий по развитию мнемических процессов и апробация этих занятий в экспериментальной группе испытуемых.
3 этап – контрольный – проведение вторичной диагностики по идентичным тестовым заданиям в обеих группах испытуемых с целью выявления изменений в результатах этой диагностики. Анализ результатов дает возможность оценить эффективность коррекционной работы и определить дальнейшую работу с детьми.
В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о наличии связи между показателями уровня развития памяти и проводимой работой по коррекции и развитию исследуемого познавательного процесса, а именно – при специально организованной коррекционной и развивающей деятельности показатели развития исследуемого познавательного процесса качественно и количественно изменяются в лучшую сторону, а достигнутые результаты надолго закрепляются, чем делают возможным улучшение показателей при повторном тестировании, и, наоборот, — при отсутствии организованной работы по развитию памяти в старшем дошкольном возрасте, данный процесс характеризуется хаотичностью и не всегда приводит к продуктивным результатам.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались такие методы, как:
• теоретические (методы сбора, анализа и обобщения научных теоретических данных, педагогического опыта и психолого-педагогической литературы по теме исследования);
• эмпирические (диагностика развития мнемических процессов, предложенная Гавриной С.Е.);
• методы обработки полученных данных.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в направленности на совершенствование и оптимизацию условий личностного и интеллектуального развития детей в образовательных учреждениях путем:
• формулирования и внедрения рекомендаций воспитателям, педагогам и родителям;
• углубления знаний будущих педагогов дошкольного воспитания и начальных классов об особенностях развития мнемических процессов и коррекции их в случае необходимости;
• использования полученных результатов в работе педагогов-психологов и методистов отделов образования по обеспечению комплексного подхода к исследуемой проблеме.
Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, таблицы, схемы, графики, список используемой в процессе подготовки теоретического материала литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены особенности памяти как высшей психической функции и познавательного процесса, раскрыты основные теоретические положения психологических исследований отечественных и зарубежных ученых, а также акцентировано внимание на развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.
Вторая глава посвящена описанию эмпирического исследования и методик по данной проблеме, анализ результатов исследования, и предлагается комплекс мер, направленных на оптимизацию и улучшение качества взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью эффективного развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
1.1. Память, основные характеристики, виды и мнемические процессы, характерные для исследуемой психической функции.
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в мозгу. В настоящее время выделяют две фазы памяти: лабильную, которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов (так называемая кратковременная память), и стабильную фазу, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе консолидации (так называемая долговременная память).
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразны. Различные формы проявления мнемической деятельности вычленяются в соответствии с тремя основными критериями.
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведе¬нием движений, с формированием двигательных умений и навыков в игро¬вой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: обра¬зами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Образная па¬мять дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Различа¬ют зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой типы памяти. Если зрительная и слуховая память обычно хо¬рошо развиты у всех людей, то остальные типы памяти являются скорее профессиональными типами.
2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.
3. По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную и долговременную. Кратковременная память базируется на автономном распаде следов. Долговременная память основывается на необратимых, не подлежащих распаду следах, которым свойственна ассоциативность и чувствительность к интерференции (т. е. смешению следов). Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Таким образом, в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти высту¬пает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в кото¬рой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.
Рассмотрим подробнее основные виды памяти.
Мгновенной, или иконической, называют самую короткую по вре¬мени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лишь в момент восприятия.
Кратковременная память также представляет собой способ сохра-нения информации в течение сравнительно короткого времени, но на¬много большего, чем в иконической памяти. Такая память способна сохранять информацию на протяжении 15-30 с после прекращения ее восприятия человеком.
Кратковременную память дополнительно характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количество единиц инфор-мации (слов, цифр, изображений и т. п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после запоми¬нания или однократного предъявления ему соответствующего мате¬риала. Этот объем численно равен от 5 до 9 единиц информации .
Без хорошей кратковременной памяти невозможно и нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться в ней лишь то, что когда-то уже было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного звена, хранилища или фильтра, который пропускает нужную информацию в долго¬временную память.
Оперативной называют память, рассчитанную на сохранение информации в течение заранее определенного, известного срока време¬ни, с последующим забыванием соответствующей информации. Этот срок зависит от задачи, для решения которой требуется информация, хранящаяся в оперативной памяти, и может варьировать в широких пределах: от нескольких минут до нескольких дней.
Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение длительного, практически не ограниченного срока (этот срок ограничен только временем жизни человека). Информация, оказав¬шаяся в хранилище долговременной памяти, может воспроизводить¬ся человеком сколько угодно раз, причем без ее забывания. Более того, многократное и систематическое использование (воспроизве¬дение) данной информации только упрочивает ее следы в долговре¬менной памяти.
Долговременная память — это основной вид памяти человека, где хранятся наиболее важные и чаще всего используемые в процессе его жизни сведения.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству, автоматически, в следующих поколениях людей. В связи с множеством до сих пор не разгаданных тайн, которые хранит в себе генотип, ученые пока еще не могут определенно сказать о том, что представляет собой генетическая память человека по своему содер¬жанию и механизмам функционирования.
Зрительная память включается в себя процессы сохранения и воспроизведения информации в виде зрительных образов. Поскольку орган зрения является для человека ведущим органом чувств, боль¬шую часть информации в своей жизни он воспринимает и запоминает именно через зрение. Это происходит и в том случае, когда зрительно воспринятая информация переводится в слуховую, двигательную или иной вид памяти.
Слуховой называют память, связанную с запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Данный вид памяти отличается тем, что человек, обладаю¬щий им, быстро и точно может запомнить смысл чего-либо и затем передать его подходящими словами.
Двигательная память представляет собой запоминание и воспроизведение с достаточной степенью точности разнообразных движений. Этот вид памяти участвует в формировании двигательных, в том чис¬ле трудовых, спортивных и иных умений и навыков.
Осязательная память — это память на ощущения, получаемые с поверхности кожи. К разновидностям осязательной памяти относится и память на образы, получаемые в результате ощупывания предметов. Этот вид памяти, работая вместе со зрительной памятью, позволяет формироваться правильному восприятию пространства у детей и у взрос-лых людей. Для тех людей, которые лишены зрения, осязательная па¬мять в какой-то степени заменяет им работу зрительного анализатора.
Обонятельной называют память на запахи. В своей элементарной форме эта разновидность памяти имеется у человека с рождения. Однако, когда человек в своей жизни сталкивается с новыми, не зна¬комыми для него запахами, обонятельная память начинает работать активно и развивается дальше.
Вкусовую память можно определить как память на вкусовые ощущения. Так же, как обонятельная память, она в своей основе является врожденной (имеется в виду память на простейшие вкусы типа слад¬кого, горького, кислого или соленого).
Выделяют и эмоциональную память, которую рассматривают как способность сохранения и воспро¬изведения впечатлений о разнообразных приятных и неприятных эмоциональных (чувственных) переживаниях. На эмоциональной памя¬ти, например, основана прочность запоминания любого материала: то, что у человека вызывает эмоциональную реакцию, запоминается им лучше, чем то, что такой реакции не вызывает.
Произвольная память отличается тем, что при ее использовании процессы запоминания или воспроизведения материала происходят на сознательной, волевой основе. Более того, для активизации этих процессов человеку нередко приходится прилагать определенные уси¬лия и включать в соответствующие процессы свое мышление.
Непроизвольная память играет в жизни людей большую роль, осо-бенно в детстве, когда ребенок еще не в состоянии с помощью воли управлять своими мнемическими процессами. При использовании непроизвольной памяти запоминание, сохранение или воспроизведе¬ние материала происходят как бы сами собой, помимо желания и воли человека. Это не означает, что непроизвольная память человека функ¬ционирует только на случайной основе, и человек бессистемно запо¬минает, сохраняет или воспроизводит то, на что обращено его внимание и что было воспринято его органами чувств. Непроизвольные мнемические процессы, как и произвольные, также являются целенаправлен¬ными, и соответствующий характер им придают потребности челове¬ка, которые управляют всеми видами его памяти. Человек обращает внимание, запоминает или воспроизводит с помощью непроизвольной памяти в основном только то, что так или иначе связано с его потреб¬ностями. Рассмотрим теперь особенности непосредственной и опос¬редствованной памяти, выделяемых по следующему критерию классификации.
Непосредственная память — это память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосредственном воздействии того, что запоминается или припоминается, на органы чувств человека. Запоминание или извлечение материала из такой памяти не предпо¬лагает использование каких-либо дополнительных, мнемотехнических средств (кроме, естественно, ассоциаций — связей между элемента¬ми запоминаемого или хранящегося в памяти человека материала). Наибольшая нагрузка в жизни человека падает именно на данный вид памяти, поскольку в ней потенциально может оказаться любая инфор¬мация, в данный момент времени воздействующая на органы чувств человека. Правда, вся эта информация механически не запоминается, и в непосредственной памяти человека может оказаться лишь тот ма¬териал, который связан с его актуальными потребностями, определен и отобран вниманием.
Опосредствованная память — это память, предполагающая использование разнообразных мнемотехнических средств для управления все¬ми процессами памяти. Она доминирует у взрослых людей и связана с сознательным или бессознательным использованием таких средств для запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и даже забы¬вания информации.
Человек постепенно осваивает эти средства в течение своей жизни, и данный процесс наиболее интенсивно идет в те годы, когда естествен¬ная, или природная, память начинает постепенно ухудшаться (это обычно происходит после 40-50 лет).
Отдельные виды памяти человека не существуют независимо друг от друга. В своем функционировании они тесным образом связаны друг с другом, и именно сочетание разных видов памяти друг с другом в едином мнемическом процессе обеспечивает наиболее прочное за¬поминание, долгое сохранение и легкое припоминание материала.
Основные процессы памяти — запоминание, воспроизведение и забывание. Запоминание — главный процесс памяти, от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, проч¬ность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение осу¬ществляются в форме непроизвольных или произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Непроизвольная па¬мять занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Произвольная память позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой то, что ему нужно в данный момент. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает дан¬ный материал в деятельности субъекта. Установлено, что наиболее продук¬тивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответству¬ющий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих свя¬зей определяется тем, какова степень участия соответствующего материа¬ла в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достиже¬ния предстоящих целей.
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобре¬тенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. Характеристики запоминания того или иного материала опреде¬ляются мотивами, целями и способами деятельности личности. Зависимость запоминания от деятельности, в итоге которой оно достигается, характери-зует один из аспектов проблемы активности запоминания. Другой аспект той же проблемы — понимание самого процесса запоминания как особого рода мнемической деятельности. Важную часть содержания мнемической деятельности составляют мыслительные процессы, осуществляемые с целью запоминания.
Существенную роль в запоминании играет повторение материала. Однако повторение не является способом, неизменно ведущим к достижению мнемического эффекта. В процессе запоминания центральное место принадлежит организации действий субъекта с материалом. Именно действия группировки, соотнесения, составления планов приводят к отбору и формированию определенных связей; повторение лишь условие реализации этих действий. Функцию же закрепления связей осуществляет не повторение, а акт правильного воспроизведения объекта, соответствие воспроизведенного образа объекту запоминания.
Для исследования процесса запоминания используют классические методы: метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов и метод антиципации.
При методе заучивания испытуемому предлагают заучить ряд элементов (слогов, слов, чисел, фигур и т. п.) до критерия их безошибочного одно- или двукратного воспроизведения в любом порядке. С этой целью ряд стимулов предъявляют несколько раз. После каждого предъявления ряда испытуемый пытается его воспроизвести. Количество повторений, которое потребуется для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем запоминания. Фиксация количества элемен¬тов, правильно воспроизведенных после каждого предъявления, позволяет построить график заучивания. Предлагая испытуемому повторно воспроиз¬вести заученный материал спустя различные промежутки времени после за-учивания, можно построить график забывания. Метод заучивания, таким образом, позволяет прослеживать динамику процессов запоминания и забы¬вания материала разного объема и содержания. Наконец, этот метод позво¬ляет выявить влияние проактивного и ретроактивного торможения на про¬цесс запоминания значительного по объему материала. С этой целью фикси¬руются элементы ряда, правильно воспроизведенные после каждого предъявления, и строится график частоты воспроизведения каждого стиму-ла за все предъявления.
Позиционная зависимость продуктивности запоминания имеет вид U-образной кривой: начало и конец ряда запоминаются лучше, чем его сере-дина. Это так называемый фактор края [31].
Непроизвольное запоминание — процесс запомина¬ния, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание — продукт и условие позна¬вательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта. Прежде всего необходимым условием непроизвольного запоминания является дей¬ствие с предметом. Как показали исследования П. И. Зинченко, для продук¬тивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал [13]. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включа-ется в условия, способы достижения этой цели. Материал, занимающий ме-сто основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий интерес и эмоции.
При высокой степени интеллектуальной активности в процессе выполнения деятельности, в итоге которой осуществляется непроизвольное запомина¬ние, последнее может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запо¬минанием. Непроизвольное запоминание является ранней генетической фор¬мой памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти.
Для изучения особенностей непроизвольного напоминания использует¬ся ряд конкретных методик. Так, например, А. А. Смирнов при исследо…
**************************************************************