Содержание
Введение3
Глава 1. Проблема эстетического воспитания в педагогической литературе5
1.1 Содержание понятия «эстетическое воспитание»5
1.2 Сущность эстетического воспитания и его содержание7
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства14
2.1 Организация исследования14
2.2 Анализ результатов18
Заключение21
Список литературы23
Выдержка из текста работы
Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.
Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. На наш взгляд, актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Художественно-эстетическое воспитание, основанном на искусстве, представляет особую значимость в воспитании и образовании детей и подростков. Оно является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности.
Исходя из оказания положительного влияния художественно-эстетического воспитания на детей, в системе образования ему начинает отводиться более значительная роль. Развитию художественно-эстетическому воспитания детей способствуют теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.С. Кузина и др. Разработанные ими концепции художественно-эстетического воспитания детей являются основополагающими и реализуются в различных образовательных программах.
Цели, задачи, содержание, организация и осуществление процесса художественно-эстетического воспитания в нашей стране регулируются соответствующими нормативно-правовыми документами: Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (1995 г.), Концепцией художественного образования (2001 г.), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.) и др.
В последнее время заметно вырос интерес к вопросам художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют исследования многих авторов в области педагогики, искусствоведения и психологии. Как правило, они опираются на разработанные ранее, и уже ставшие классическими, представления известных педагогов о развивающей функции средств эстетическоговоспитания, используемых при ознакомлении детей с различными видами искусства (Е.И. Артамонова, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, Г.П. Новикова, А.И. Савенков, Н.П. Сакулина).
Психологическое обоснование использования искусства в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста опирается на теоретические положения о путях становления и развития общих и специальных психологических механизмов ориентации в условиях освоения художественно-эстетической деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон).
В педагогических исследованиях проблема использования искусства как средства художественно-эстетического воспитания дошкольников широко рассмотрена с точки зрения воспитания у ребенка чувств и понимания приемов художественной выразительности (В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова). В этих исследованиях показано, что чем раньше начнется приобщение к художественной деятельности, тем эффективнее будет ее воздействие в силу особенно высокой восприимчивости органов чувств в детском возрасте.
В соответствии с современными требованиями художественно-эстетическое воспитание должно осуществляться на основе принципов комплексности и интеграции (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»). При этом многие воспитатели испытывают затруднения в планировании и организации образовательной деятельности с учетом новых требований. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью организации художественно-эстетического воспитания в ДОУ и недостаточной разработанностью методики художественно-эстетического воспитания дошкольников с учетом новых требований.
Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста обусловили выбор темы исследования: «Художественно-эстетическое воспитание на занятиях в дошкольном образовательном учреждении».
Цель исследования – изучить и теоретически обосновать методику организации работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Объект исследования – художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика организации работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию.
Гипотеза исследования: процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработана методика организации занятий с дошкольниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности создания художественно-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении организации работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию.
3. Изучить организационные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию в непосредственно образовательной деятельности детей.
4. Разработать методические рекомендации для воспитателя по художественно-эстетическому воспитанию в непосредственно образовательной деятельности детей.
Методолого-теоретическая основа исследования:
— работы по проблеме художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры (Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Т.С. Комарова);
— работы по проблеме организации предметно-развивающей среды в ДОУ (С.Л. Новоселова, Г.Н. Пантелеев, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.А. Смывина, В.А. Ясвин).
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической и методической литературы.
Практическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации существующих подходов и разработке методических рекомендаций по художественно-эстетическому воспитанию детей в ДОУ.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, одной главы, выводов по первой главе, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме художественно-эстетического воспитания
Проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры — одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах педагогов и психологов. Среди них Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.А.Сухомлинский, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Т.С.Комарова и др.
По мнению А.А. Мелик-Пашаева, художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве [цит. по 28].
Художественно-эстетическое воспитание, как считает Т.С. Комарова, — это такая организация жизни и деятельности детей, которая способствуем развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает [цит. по 26].
В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
Итак, худ……
Библиографический список
1. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Т.Анохина // Дошкольное воспитание. — 1999. — №5. – С.32-34.
2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — №4. – С.37-42.
3. Архарова, Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования / Н.В. Архарова. – Мосальск, «Воспитатель года», 2006. – 30 с.
4. Вершинина, Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного / Н.А. Вершинина // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. — С.95-96.
5. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.7-21.
6. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества / В. Виниченко // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С.41-43.
7. Водянская, М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках / М.С. Водянская // Дошкольное образование. – 2002. — №11. — С. 22-23.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. – 3-e изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
9. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
10. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 260 с.
11. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 272с.
12. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). — М., 2006. — 311 с.
13. Гринявичене, Н.Т. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Т. Гринявичене. – Киев, 1989. – 21 с.
14. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1997. — №1. — С.3-18.
15. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.
16. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2004. — 456 с.
17. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / ДОУ №122 «Солнышко» г.Тольятти / С.В. Железнова, Т.А. Фалькова. — Ульяновск, 2001. — 72 с.
18. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец — М.: Сфера, 2001. – 228 с.
19. Захарова, В.М. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей: для студентов-заочников дошкольных факультетов педвузов / В.М. Захарова. — М.: Просвещение, 1968. — 72c.
20. Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
21. Иванникова, С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества / С.В. Иванникова // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — С.112-113.
22. Ивкина, Т.В. Педагогическое значение детского рисунка для развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте / Т.В. Ивкина // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: Сборник научных работ. — М.: Общество «Радетели просвещения», 1998. — С.100-101.
23. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
24. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина. — М: ТЦ Сфера, 2004.
25. Комарова, Т. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе / Т. Комарова, О. Зырянова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с.
26. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
27. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. — М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. — 214 с.
28. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации / И.А. Лыкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 208 с.
29. Маханева, М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников / И. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 7. — С.12-16.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
31. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.
32. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПБ.: КАРО, 2008. – 90 с.
33. Новикова, Г.П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества / Г.П. Новикова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Ред. Е.А. Леванова. — Калининград, 2000. — Вып. 8. — С.99-104.
34. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. — М.: МДО, 1995. — 174с.
35. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
36. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. — М., 2004. — 156 с.
37. Павлова, Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста / Л.Н. Павлова; отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2004. – 109 с.
38. Пантелеев, Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений: пособие для воспитателя и зав. дет. садом / Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение, 1982. – 274 с.
39. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровскиий, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. — М.: Просвещение, 1993. – 102 с.
40. Попова, Н. Цвет в интерьере детских садов / Н.Попова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. – С.12-17.
41. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2006. — 195 с.
42. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 4.
43. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
44. Родионова, О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. — М., 2000. — 18 с.
45. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004. — 174 с.
46. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
47. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.
48. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2006. – 144 с.
49. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. — М.: Наука, 2000. — 499с.
50. Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательных сред / В.А. Ясвин // Психологический журнал. — 2000. — Т.21., №4. – С.79-88.