Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Актуальность и значимость социальной работы с пожилыми и старыми людьми5
1.1. Основные задачи и профессиональные обязанности социального работника6
1.2. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых и старых людей10
1.3. Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми13
Глава 2. Проблема эмоционального сгорания в социальной работе с пожилыми16
2.1. Понятие эмоционального сгорания и факторы вызывающие его16
2.2. Стадии эмоционального сгорания20
2.3. Эмоциональное сгорание работников социальной сферы23
Глава 3. Опыт социальной работы с пожилыми в зарубежных странах25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ34
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессиональ¬но помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (по¬жилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормаль¬ного семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из «групп риска», лицам с девиантным поведением). Они не только снимают соци¬альную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.
Профессиональное становление специалиста сложный, не¬прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен¬ность о своей будущей специальности способствует развитию ак¬тивности студента, формированию личностной модели самодви¬жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
Термин синдром эмоционального сгорания впервые был использован З.Фрейдом для определения усталости, которую испытывали социальные работники США. Сгорание является своего рода ответом на хроническое, эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми, в особенности, если эти люди находятся в состоянии беспокойства или страдают от эмоциональных проблем. Вначале количество профессий, подверженных риску сгорания было небольшим: сотрудники медицинских учреждений, общественных, благотворительных организаций. Позднее, специальные исследования позволили расширить группу риска и включить в нее профессии, связанные с интенсивным общением и контролем, которые являются инструментом работы (психологи, учителя, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней). Наиболее подвержены синдрому сгорания представители социальной сферы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что один из главных сегодня вопро¬сов социальной работы вопрос эмоционального сгорания в социальной работе с пожилыми.
Отсюда и цель нашей работы: охарактеризовать основные аспекты эмоционального сгорания в социальной работе с пожилыми.
Объект исследования: особенности работы в социальной сфере.
Задачи исследования:
— изучить требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых и старых людей;
— рассмотреть основные аспекты деонтологии;
— выявить проблемы эмоционального сгорания в социальной работе с пожилыми;
— изучить зарубежный опыт социальной работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.
Глава 1. Актуальность и значимость социальной работы с пожилыми и старыми людьми
Развитие процессов глобализации, специфически проявляющихся в различных сферах жизни государства и общества, ставит перед государствами значительное число общих для них всех проблем. Одной из таких проблем является проблема старения населения, значительного снижения числа занятых в производственной сфере людей и возрастание численности тех, кто требует социальной защиты различного рода, в том числе — и материальной поддержки.
Различные страны по-разному подходят к социальной защите лиц пожилого возраста, учитывая сложившийся национальный менталитет, традиции, опыт развития социальной работы и уровень подготовки кадров социальных работников, их статус в обществе, степень экономического развития страны и т.д. Этот опыт является достоянием и других стран, которые в настощее время ищут пути решения проблемы старения населения и создания для тех, кто достиг пенсионного возраста, условий благополучной жизни не на принципах «спокойного доживания», а на основе полнокровного участия в жизни общества в силу своих возможностей и желаний.
Россия активно участвует в этом поиске. Свидетельством этому является принятие ею основных международных документов, связанных с социальной политикой в отношении пожилых людей, формирование проекта Концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года, разработка ряда ведомственных документов Министерства труда и социального развития по различным вопросам ее реализации, созданная в стране система органов социальной защиты населения и т.д.
Несмотря на имеющиеся крупные недостатки в этой работе, Правительство РФ в целом, и Минтруда в частности прилагают значительные усилия для ее совершенствования. Такое положение дел следует считать фактом социальной практики настоящего времени.
1.1.Основные задачи и профессиональные обязанности социального работника
Если исходить из обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности социального работника, то оказывается возможным и определение круга основных задач, возлагаемых на работников социальной сферы, в процессе непосредственного общения с людьми.
Это, прежде всего:
1. оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
2. помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
3. защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
4. способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
5. использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.
Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения.
Если рассмотреть в контексте с задачами социальной работы, круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом:
1. создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
2. выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
3. опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность;
4. содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
5. наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
6. общаться вербально и письменно;
7. организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах;
8. вести переговоры, выступать по радио и т.д.
Поле деятельности социального работника очень широко:
1. в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи;
2. содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению;
3. помогает в семейном воспитании;
4. проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми;
5. участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации;
6. работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения и т.д.
Социальный работник сегодня не только человек, оказывающий помощь определенным неблагополучным людям и семьям, но и в определенной степени политик и общественный деятель, участвующий в реформировании социальной политики и законов, направленных на достижение благосостояния всего общества.
Для выполнения этой многоплановой деятельности социальный работник должен быть готов выступать в разных качествах, играть множество ролей.
Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им.
Т.е. общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник-группа, и наконец, социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, т.к. в конечном счете самым главным является конкретный человек.
Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке социальных работников.
К ним относятся:
1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленно.
2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.
3. Умение создать и развивать отношения.
4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
5. Умение добиться доверия подопечных.
6. Умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое.
7. Умение вести исследования или интерпретировать выводы.
8. Умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
9. Умение налаживать межинституциональные связи.
10. Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, институтах.
11. Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.
В работе с персоналом необходимо осуществлять индивидуальный подход к людям на основе не только глубокого изучения личных и профессионально-деловых качеств, но и выявления интересов и потребностей, создавая условия для всемерного развития творческих способностей и максимальной трудовой отдачи.
Следует также проводить оценку работы персонала социальных служб. При этом очень важно, чтобы она была объективной т.к. это поможет избежать ошибок и рационально использовать каждого работника.
В ее основу должны быть положены принципы:
1. Объективность и независимость.
2. Увязывание результатов оценки с профессиональным ростом, материальным положением и социальным статусом оцениваемого.
Чтобы аттестация проходила на высоком организационно-методическом уровне целесообразно использовать методы экспертных оценок, тестирование.
Очень важно, чтобы в социальном менеджменте были развиты такие направления как:
1. формализация методов и систем отбора социальных работников;
2. разработка научного подхода к анализу потребностей в управленческом персонале;
3. отбор и обучение способных работников.