Содержание
Содержание
Введение3
1. Статистика безработицы4
2. Проблема безработицы в России11
Выводы17
Литература18
Выдержка из текста работы
Проблемы состояния рынка труда, безработицы населения исключительно актуальны для российской экономики, стоящей перед необходимостью сохранить, приумножить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал. Без этого невозможно дальнейшее продвижение России по пути рыночных реформ и ее полноценная интеграция в систему международных экономических отношений, где решающей предпосылкой конкурентоспособности страны является высоко-квалифицированная, мобильная рабочая сила, заинтересованная в результатах производства и обеспеченная устойчивой занятостью.
Рынок труда, безработица и занятость населения занимают особое место в системе рыночных отношений. Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.
Рынок труда в России находится на этапе развития со всеми присущими этому периоду особенностями. Продолжающийся процесс его формирования, требует новых подходов к сфере социально-трудовых отношений, учитывающих специфику российской экономики. Речь идет об учете характера изменения отраслевой структуры занятости, о значительных масштабах скрытой безработицы, росте занятости в неформальном секторе экономики, низкой мобильности рабочей силы и др., что требует всестороннего анализа не только количественных, но и качественных величин рассматриваемых явлений. Необходимо также соответствующее рассмотрение системы государственного управления занятости в силу того, что в настоящее время происходит определенное перераспределение объема задач в области решения социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами власти.
Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем, что в связи с экономическим кризисом перед Россией все острее встает проблема выработки политики регулирования безработицы и занятости. В связи с экономическим кризисом рынок труда в России претерпел значительные изменения, в связи с чем многие более ранние исследования состояния занятости в определенной степени утратили актуальность.
Осуществление эффективной и продуманной политики на рынке труда требует дальнейших исследований в этой области, которые все еще отстают от запросов практики. Особую значимость при этом приобретают такие конкретные проблемы как: выбор оптимальных форм и методов регулирования безработицы и занятости.
Необходимо также глубокое осмысление практики регулирования рынка труда на региональном уровне с учетом произошедших в последнее время изменений общеэкономической ситуации в стране с целью выработки рекомендаций по осуществлению политики занятости.
Одним словом, сложность и многоаспектность всех поставленных вопросов делают необходимым разработку теоретико-методологических подходов к их решению.
И так, недостаточная разработанность целого ряда теоретических и практических проблем рынка труда, безработицы и занятости населения предопределили выбор темы данного исследования, его цели, задачи, а также логику изложения.
Целью работы является исследование форм и методов решения проблемы безработицы в РФ.
Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач: рассмотреть безработицу и государственную политику занятости населения; раскрытие форм и методов решения проблемы безработицы на примере Щелковского муниципального района Московской области.
Объектом исследования является безработица.
Предметом исследования являются теоретические проблемы безработицы, а также формы и методы регулирования занятости в условиях современной России.
1. Безработица: понятие, виды, последствия
.1 Виды безработицы. Основные группы безработных
Проблема безработицы имеет место во всех странах мира, является одной из острейших социальных проблем, так как за ней стоит бедность и духовное обнищание людей.
Россия столкнулась со все более обостряющейся проблемой занятости населения при переходе к рыночным отношениям. На начало 2011 года уровень безработицы 6,9% (по данным МОТ), но уровень зарегистрированной безработицы в нашей стране лишь 2,0 % (см. Таблицу 1.1).
Таблица 1.1 — Динамика численности экономически активного населения, занятых, безработных по России
показательпо России2008 г2009 г2010 гэкономич. актив. население, тыс. чел. из них:75757,075657,775412,0занятые, тыс. чел.709666928569812безработные, тыс. чел.47916372,85600уровень экономич. актив. насел., %67,767,870,5уровень занятости, %63,462,162,5уровень безработицы (по МОТ), %6,38,46,9уровень зарегитр. безработицы, %2,02,22,1
Безработица — незанятость в производстве трудоспособного, желающего работать населения.
Структурная безработица возникает в связи с переориентацией экономики, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, закрытием целого ряда устаревших предприятий, изменением технологии (некоторые авторы выделяют технологическую безработицу). Проблемы, связанные со структурной безработицей, должны решаться на государственном уровне.
Экономическая, или циклическая, безработица является необходимой составной частью рыночной экономики, носит постоянный характер в связи с банкротством нерентабельных предприятий, вынужденных перепрофилировать производство или закрыться.
Функциональная (временная) безработица. Текущая безработица, связанная с временной потерей работы и переходом на другую работу.
Скрытая безработица (имелась в России как в сельском хозяйстве, так и в промышленности), это избыточная занятость, когда человек числится, но не работает. Например, женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, или при сокращенной рабочей неделе, когда работник числится, но находится в неоплачиваемом срочном или бессрочном отпуске, неполная рабочая неделя, неполный рабочий день. В России этот вид безработицы достигал огромных размеров: 7 — 8 млн. человек, а по официальным данным 4-5 млн.
Застойная безработица. В социальном плане наиболее опасный тип безработицы, так как распространен среди бомжей, тунеядцев и т.д., т.е. людей, которые практически не работают.
Характеристика данных видов безработицы представлена в Приложении А.
Региональное распределение безработицы неравномерное: от 1 % в Москве до 7 — 8 % в регионах, где есть предприятия оборонной, угольной, текстильной отраслей.
Безработный — это трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрированный в службах занятости в целях поиска подходящей работы с учетом уровня его профессиональной подготовки и готовый приступить к ней.
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.
Порядок <#»justify»>Центры занятости населения обеспечивают информацией о наличии рабочих мест, профессиональное консультирование, профотбор, юридическую консультацию, психологическую помощь.
2. Основные формы социальной работы с безработными на примере Щелковского муниципального района Московской области
.1 Анализ состояния безработицы в Щелковском муниципальном районе Московской области
Щелковский муниципальный район, как и подавляющее большинство районов Московской области, сталкивается с серьезными трудностями, связанными с обострением ситуации на рынке труда, что требует коррекции мер в сфере политики занятости.
Крупные и средние предприятия Щелковского района с разными потерями, но начинают преодолевать последствия финансово-экономического кризиса — объем промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 9,4 процента. По одному из важнейших показателей — отгрузке товаров собственного производства, выполненным работам, оказанным услугам — Щелковский район занимает четвертое место среди 36 муниципальных районов Подмосковья. (Показатели выше лишь в Ступинском, Ленинском и Раменском районах). Щелковские предприятия с начала года произвели продукции на 17% больше, чем в прошлом году.
Объём отгрузки предприятий обрабатывающих производств составил 111,3% к уровню 2009 года. По данному показателю район на 2-ом месте среди муниципальных районов Московской области после Ступинского района.
Численность наличного населения района на 01.01.2011 год насчитывает 211605 тыс. чел., численность занятого населения составила 113,600 тыс. чел. или 96,4 % от численности экономически активного населения (117864тыс. чел. по данным статистической отчетности). По состоянию на начало 2011 года регистрируемый уровень безработицы составил 0,71%.
В 2010 году за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, обратилось 4767 человек (против 8149 человек за 12 месяцев прошлого года):
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время — 713 человек (838 человек обратились в 2009 году);
поставлено на учет взрослого населения — 4054 человека (7312 человек поставлено в 2009 году).
Таблица 2.1 — Данные ЩЦЗН за 2009-2010 гг.
№ п/пПоказателиЕд. изм2009 год2010 год.1.Состояло на учёте на начало отчетного периода, из них:чел.78216212.- которым назначено пособие по безработицечел.78215123.Признано безработными в отчетном периодечел.378220854.Назначено пособие по безработице в отчетном периодечел.378220855.Снято с учета за отчетный период, в. т.ч.:чел.294328666.- нашли работучел.155115387.- направлено на проф.обучениечел.2903788.- другие причинычел.11028689.Состоит на учете на конец отчетного периода, из них:чел.162184010.- назначено пособиечел.151278411.Изменение продолжительности безработицымес.4,73,5
Всего за 12 месяцев 2010 года, из 2085 человек, признанных безработными, пособие по безработице получили также 2085 человек. Количество признанных безработных и получавших пособие, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уменьшилось на 1697 человек.
В отчетном периоде, при содействии службы занятости населения, было трудоустроено (вместе с переобучением) 3545 человек, из них трудоустроено взрослого населения — 2832 человека.
На конец отчетного периода, на учете в службе занятости, состоит 1193 гражданина, ищущих работу, из них 840 человек официально признаны безработными, пособие по безработице назначено 784 человекам.
Таблица 2.2 — Средняя продолжительность периода безработицы по району (мес.)
НаименованиеНа 01.01.10На 01.04.10На 01.07.10На 01.10.10На 01.01.11Женщины4,75,46,46,15,4Молодежь3,84,64,94,03,4Инвалиды5,86,67,47,37,7Сельская местность4,65,15,35,84,9Всего по району4,75,46,36,13,5
Рассматривая ситуацию на рынке труда Щёлковского района, можно отметить, что услуги, оказываемые Щёлковским центром занятости населения, остаются, по-прежнему, востребованными.
безработица население рабочий сила
Таблица 2.3 — Динамика численности категорий населения, составляющих предложение рабочей силы на рынке труда Щёлковского района
Категории2009 г.2010 г.Темп роста, %Предложение рабочей силы, всего в т.ч.: уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации16138 25408576 1560-46,9% -38,6%Уволенные по различным причинам75116700-41,5%Нетрудоустроенные, выпускники учебных заведений14001350-10,8%Уволен из ВС640912+42,5%Освобожденные из ИТУ130163+25,4%-Механический приток трудоспособного населения26002214-14,8%Незанятые граждане из числа лиц ранее занятые в ЛПХ и другие категории13171100-16,5%
На конец 2010 года уровень общей безработицы составил 3,6%, уровень регистрируемой безработицы — 0,71%, т.е уровень общей безработицы в сравнении на 01.01.2010 года понизился на 1,4%, а уровень регистрируемой безработицы понизился на 0,69%.
Так за 2010 год рынок рабочей силы нашего района составил 13999 человек. В числе основных категорий, составляющих рынок труда: работники, высвобожденные с предприятий и организаций, лица, уволенные по текучести кадров, выпускники учебных заведений, лица, уволенные из вооруженных сил, граждане, незанятые трудовой деятельностью и т.д.
Граждане, уволенные по текучести кадров, составляют 47,9 % от всех категорий населения, составляющих предложение рабочей силы. Основными причинами увольнения по собственному желанию являются: низкая заработная плата, зачастую несвоевременная выплата заработной платы, удаленность от места работы, удорожание проезда к месту работы.
Общая численность незанятых трудовой деятельностью, на конец 2010 года, равна 4264 человека (из них 1165 человек зарегистрированы в службе занятости населения). Среди граждан, обратившихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы, 39,6% — работавшие(ющие) по рабочим профессиям; 38,4% — работавшие(ющие) на должности специалиста или служащего; 22% — ранее не работавшие, ищущие работу впервые.
В связи с экономическим кризисом в 2010 году спрос на рабочую силу понизился. За отчетный период было предложено предприятиями и организациями 4085 вакансий, что на 1245 вакансий меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
На 01.01. 2011 года заявлено 686 вакансий, из них:
— для женщин и 570 — для мужчин. Для работающих по рабочим профессиям — 452 вакансии, для работающих на должности специалиста или служащего -237 вакансий.
2.2 Методы решения проблемы безработицы на примере Щелковского муниципального района Московской области
Заключено 3 договора по трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы с тем же количеством предприятий.
По направлению ЦЗН на этих предприятиях трудоустроено временно:
23 инвалида, из них 8 женщин;
1 человек, члены семей военнослужащих, из них 1 женщина;
1 человек, одинокий родитель, из них 1 женщина.
Безработные граждане, испытывающие трудности в поиске работы, трудоустроены по профессии (специальности) — курьер, рабочий по зданию, сторож, диспетчер, оператор ПК, уборщик производственных помещений.
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
Государственное учреждение Московской области Щелковский Центр занятости населения осуществляет временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет по договору через Муниципальное учреждение Щелковского муниципального района по работе с молодежью «Комплексный центр «Ступени» (МУ ЩМР по работе с молодежью «КЦ «Ступени» — далее «КЦ «Ступени») при взаимодействии с Администрациями Щелковского района и г.Лосино-Петровский, органами УВД, Управлением по вопросам культуры, физической культуры, спорта и делам молодежи, Щелковской экологической молодежной общественной организацией «Витэкс».
Администрацией Щелковского муниципального района утверждена целевая Программа «Молодое поколение Подмосковья на 2010-2011 гг.» в целях исполнения Закона Московской области № 155/2003-03 «О государственной молодежной политике в Московской области».
Одна из основных целей Программы — развитие у молодежи положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами и навыками эффективного поведения в сфере труда и профессионального обучения.
Программой предусмотрены такие направления, как разностороннее развитие молодежи, ее творческих способностей, навыков самореализации, участие в деятельности общественных объединений Щелковского района, экологическое воспитание и воспитание общественной активности.
Организация общественных работ.
При выполнении мероприятий по организации и проведению общественных работ для безработных граждан Щелковский ЦЗН руководствуется Постановлением № 879 от 26.04.2010 г. Администрации Щелковского муниципального района «Об организации проведения общественных работ в Щелковском муниципальном районе Московской области на 2010 год» и Постановлением № 51 от 12.03.2010 г. Главы муниципального образования городской округ Лосино-Петровский «Об организации общественных работ в городском округе Лосино-Петровский на 2010 год» с утвержденными перечнями основных видов общественных работ.
За отчетный период Щелковским центром занятости населения заключено 13 договоров на организацию и проведение общественных работ с таким же количеством организаций. Всего за отчетный период приняли участие в общественных работах 148 человек безработных граждан.
Виды общественных работ: оператор ПК, администратор, диспетчер, укладчик изделий, уборщик служебных помещений, делопроизводитель, архивариус, подсобный рабочий, уборщик территорий, рабочий по благоустройству, дворник, экономист, уборщик мусора, укладчик упаковщик, маляр, уборщица, рабочий по озеленению, кладовщик, курьер, кухонный рабочий, рабочий по комплексному обслуживанию, грузчик, повар, воспитатель.
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В целях реализации мероприятия по временному трудоустройству выпускников, ищущих работу впервые, проводились массовые консультации и информирование о мероприятиях в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования. На проводимых в центре занятости ярмарках вакансий работодателям предлагался информационный пакет документов по временному трудоустройству выпускников.
Таблица 2.4 — Информация о выпускниках образовательных учреждений 2010 года
Количество выпускников, обратившихся в ЦЗН, чел.Количество выпускников, зарегистрированных в качестве безработных, чел.Услуги, оказанные выпускникам, состоящим на регистрационном учете в ЦЗНТрудоустроены на постоянную работу, чел.Трудоустроены на временную работу, чел.Направлены на общественные работы, чел.Направлены на профессиональное обучение, чел.Направлены на стажировку в рамках Программы дополнительных мероприятий, чел.Получили услуги по профессиональной ориентации, чел.ВПОСПОНПОВПОСПОНПОВПОСПОНПОВПОСПОНПОВПОСПОНПОВПОСПОНПОВПОСПОНПОВПОСПОНПО5150343736272318170730005111042505233На стендах учебных учреждений оформлена информация о службе занятости и мероприятиях по программе временного трудоустройства.
В учебных учреждениях начального и среднего профессионального образования проводились коллективные консультации по вопросу временного трудоустройства по специальности на предприятиях Щелковского района.
Проведены:
мини-ярмарка вакансий для молодежи 07.05.2010 г., по итогам которой трудоустроено 10 человек молодежи, из них временно по договору с ЦЗН 2 выпускника в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые;
ярмарка вакансий для молодежи и выпускников 17.09.2010 г. Трудоустроено 26 человек из числа молодежи, из них временно по договору с ЦЗН 5 человек выпускников в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые.
Органы местного самоуправления участия в реализации программы по временному трудоустройству безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые не принимали.
За отчетный период в рамках мероприятия по временному трудоустройству выпускников заключено 6 договоров и трудоустроено 8 выпускников.
Постановлением Правительства Московской области от 27.01.2011 № 65/3 была утверждена Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год. Система мероприятий представлена в Приложении Б, В.
Заключение
В завершении работы можно сделать следующие выводы:
Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.
Причины такого явления разнообразны:
во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.
во-вторых, экономический спад или кризис, вынуждающий работодателей сокращать использование всех ресурсов, в том числе и трудовых.
в-третьих, происходят сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.
в-четвертых, изменяется демографическая структура населения. Необходимо принять во внимание, что безработица безработице — рознь. Исходя из причин безработицы, выделяют ее специфические виды.
В зависимости от причин выделяют следующие основные формы безработицы:
Фрикционная (текучая, временная) безработица <D:\Учёба\TANDEN\Рабочий стол\Application Data\Microsoft\Application Data\Microsoft\макроэкономика\Term\t9.htm> связана со сменой и поиском места работы в связи со сменой профессии, перемещением населения из региона в регион, получением образования, выходом из декретного отпуска, переходом с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и т.д. Так как поиск работы требует времени и усилий, то человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Данный вид безработицы имеет краткосрочный и добровольный характер, так как возникает по инициативе самих работников.
Структурная (технологическая) безработица <D:\Учёба\TANDEN\Рабочий стол\Application Data\Microsoft\Application Data\Microsoft\макроэкономика\Term\t8.htm> обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Под влиянием технологических изменений спрос на продукцию одних отраслей (включая новые) увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу.
Циклическая (конъюнктурная) безработица <D:\Учёба\TANDEN\Рабочий стол\Application Data\Microsoft\Application Data\Microsoft\макроэкономика\Term\t10.htm> возникает в периоды циклических спадов и связана с общим низким спросом на труд во всех отраслях и регионах в условиях сокращения совокупных расходов. При экономическом спаде, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, происходит сокращение производства, что в конечном итоге сокращает спрос на рабочую силу и вызывает рост безработицы.
Неэкономические последствия безработицы — это психологические, социальные и политические последствия потери работы.
На индивидуальном уровне вынужденная бездеятельность человека в течение длительного времени приводит к потере квалификации, уверенности в себе, психологическим стрессам, отчаянию, нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям, распаду семьи, росту алкоголизма и самоубийств. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление, асоциальное поведение.
Государственное регулирование рынка труда — система правовых и организационно-экономических мер государства в обеспечении эффективной занятости, нормальных условий труда и рационального использования рабочей силы.
Глоссарий
№ п/пПонятиеСодержание1Безработицасоциально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.2Безработица вынужденнаябезработица, которая возникает в условиях, когда ее текущий уровень превышает естественную норму.3Безработица добровольнаячасть трудоспособного населения, которую составляют люди, по тем или иным причинам просто не желающие работать.4Безработица естественная(безработицы естественный уровень) уровень безработицы при полной занятости, который возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест, и при котором происходит эффективный рост, сохраняется экономическая стабильность и незначительный уровень инфляции.5Безработица институциональнаябезработица, порождаемая самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы.6Безработица маргинальнаябезработица слабо защищенных слоев населения, к которым относятся молодежь; женщины, ищущие работу после отпуска по уходу за малолетними детьми; инвалиды и др.7Безработица региональнаяразновидность вынужденной безработицы, имеющая региональное происхождение и формирующаяся под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств.8Безработица сезоннаябезработица, вызванная сезонным характером деятельности в отдельных отраслях, например, в сельском хозяйстве, курортном бизнесе.9Безработица структурнаябезработица, вызванная изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства.10Безработица технологическаябезработица, связанная с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной, либо требует нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования.11Безработица фрикционнаяработники, меняющие по тем или иным причинам место работы.12Безработица циклическаябезработица, которая возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемого экономическим кризисом.13Безработныев соответствии с международным стандартом люди, достигшие трудоспособного возраста, которые в течение определенного времени не имели работы и заработка (трудового дохода), готовы и могли работать, также искали работу.14Уровень безработицы населенияотношение численности безработных к численности экономически активного населения в процентах.
Список использованных источников
1.Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.07.2011) "О занятости населения в Российской Федерации" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 17.06.2011.
2.Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 N 1186) [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 17.06.2011.
.Закон Московской области от 01.12.2003 N 155/2003-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О государственной молодежной политике в Московской области"// // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 17.06.2011.
.Постановление Правительства МО от 30.03.2009 N 244/12 (ред. от 16.10.2009) "Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2009 год" [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 17.06.2011.
.Постановление Правительства Московской области от 27.01.2011 № 65/3 "Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 17.06.2011.
.Буланов, В.С. Рынок труда [Текст].- М.: Экзамен, 2009.- 480с.- ISBN 5946926306.
.Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 224 с.- ISBN 5-7695-1900-2.
.Бреев, Б.Д. Безработица в современной России [Текст].- М.: Наука, 2005.- 274 с.- ISBN 5-02-033411-1.
.Дьяконова, М. Человеческий капитал, занятость и благосостояние в современных обществах: триединая модель [Текст] // Служба занятости.- 2010.- №2.- С. 34-36.
.Кузмин, В. Работа органов труда и занятости населения по стабилизации на рынке труда / [Текст] // Служба занятости.- 2009.- № 11.- С. 13-18
.Прокопов Ф.Т. Политика противодействия безработице [Текст] / Ф.Т. Прокопов, Т.М. Малева; Бюро экон. анализа. — М.: РОССПЭН, 2007. -182 с. — ISBN 5-8243-0055-0.
.Разумов, А. Экономический кризис в России: оценка главных социальных последствий / [Текст] // Человек и труд.- 2010.- № 4.- С. 16-19.