Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
1ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОБЕЛОВ6
1.1Причины возникновения пробелов в праве6
1.2Классификация пробелов7
1.3Понятия «ошибка в праве» и «правовой вакуум»8
1.4Возникновение пробелов в других системах права10
2СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ПРОБЕЛОВ12
2.1Установление пробелов в праве12
2.2Роль судов в устранении пробелов в праве13
2.3Аналогия закона и аналогия права15
2.4Применение аналогии в уголовном и уголовно-процессуальном праве18
2.5Ненадлежащие нормативно-правовые акты20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ25
Выдержка из текста работы
Вопросы пробелов в законодательстве в настоящее время являются основной движущей силой развития законодательства. Проблема пробелов в праве возникает в результате дефектов в изложении государственной воли и ее оформлении. Они обусловлены неполным или недостаточным использованием средств юридической техники, наличием пробелов и противоречий в действующем законодательстве. Развиваются новые технологии, развивается промышленность, наука и, следовательно, возникают новые социальные отношения, которые законодатель не всегда в состоянии обеспечить.
Пробелы в праве, а также поиск наиболее эффективных путей их решения – это одна из важных проблем правоприменительной практики. Несомненно, эта проблема характерна для всего законодательства. Пробел в законе – это понятие, которое базируется на незавершенность нормативно-правовой базы правоохранительных органов. Причинами пробелов в праве являются: отставание законодательства от жизни; некачественные нормативно-правовые акты и т. д. Случаи полного неурегулирования определенных отношений можно также назвать пробелами в законодательстве. Однако это разные явления, нежели неполнота в существующих нормативных актах. Пробелы в праве устраняются изданием соответствующего нормативного правового акта или компенсацией с помощью аналогии права (когда решение по конкретному делу принимается исходя из общих принципов права, смысла и целей действующего законодательства), либо аналогии закона (когда в какой-либо конкретной ситуации применяются нормы права, регулирующие сходные общественные отношения).
Российская Федерация считается правовым государством, однако, пока не будут максимально урегулированы все правоотношения, наша страна все равно будет на пути к объявлению себя правовым государством. Известный ученый Н. И. Матузов оценивает нынешнее состояние Российской правовой системы: «Российское законодательство — сложное, многоотраслевое образование, в котором масса всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих институтов».
Будучи территориально обширным и федеральным, наше государство как таковое содержит в себе возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов с учетом национальных и региональных особенностей, интересов центральной власти и местных властей.
Радикальные преобразования основ общественной жизни в последние десятилетия, смена социально-политической ориентации, форм собственности и производственных отношений, потребовало стремительного обновления всей системы действующего правового регулирования. В условиях изменения политической и экономической жизни России неизбежно возникновение новых институтов управления и новых типов общественных отношений, в свою очередь, не урегулированных законом.
Российским гражданам регулярно приходится сталкиваться с нетипичными и крайне спорными, ситуациями. Пробелы закона в нашей стране, на мой взгляд, является одной из существенных проблем периода реформирования. Их наличие (пробелов) способствует возникновению не только мошенничеству, но и целенаправленным экономическим преступлениям.
На мой взгляд, механизмы заполнения пробелов в правовой системе Российской Федерации должны разрабатываться юридической наукой в первую очередь потому, что законодательный орган не в состоянии в данный момент устранить растущее число пробелов в российском законодательстве. Ни в одном законодательстве не учитывается многообразие общественных отношений, требующих правового регулирования. Вот почему нигде в мире, никогда не было, и нет беспробельного, совершенного права, которое адекватно отражает реальность. Единственный механизм, устраняющий пробелы, помимо законотворческой деятельности, в российской практике это постановления Конституционного и Высшего Арбитражного Суда России. Пробелы в законодательстве нежелательны, однако они возможны и неизбежны. Поэтому, на мой взгляд, эта тема не теряет своей актуальности в любой период развития гражданского общества.
Объектом исследования данной работы являются проблемы, возникающие в процессе применения законодательства в связи с отсутствием правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения, и законотворческая деятельность российского государства.
Предметом моей курсовой работы является непосредственно «пробелы в законодательстве», способы их выявления и устранения.
Целью моей работы является рассмотрение и изучение проблем наличия пробелов в законотворческой деятельности, а также определить способы компенсации и устранения этого явления в праве в условиях развития нашего государства. Для достижения этой цели я поставил следующие задачи:
— дать понятия пробела в праве, его различные трактовки с точки зрения теории государства и права;
— определить виды пробелов;
— определить их причины и способ их заполнения;
— раскрыть понятия «аналогия права» и «аналогия закона», условия и возможности их применения в различных отраслях российского законодательства.
Глава 1. Понятие пробелов в праве
1.1. Определение пробела в праве
В юридической практике довольно часто бывают случаи, когда компетентный орган или должностное лицо не могут разрешить существующее правовое дело по причине отсутствия конкретных правовых норм или их частей, непосредственно регулирующих обстоятельства дела. Эта ситуация указывает на пробел в действующем позитивном праве.
Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел. В русском языке слово «пробел» имеет два значения. В буквальном смысле пространство определяется как пустое, пустое пространство, пропуск; образно — как упущение, недостаток. Упущение характеризуется как неисполнение должного контроля, ошибки, небрежности, а недостаток — как несовершенство, изъян или ошибка.
Между тем, абсолютно в любой системе права в той или иной степени могут быть пробелы. Во всех правовых системах теоретически и практически актуальны изучения возможностей в устранении пробелов в законодательстве…
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрены понятие, причины возникновения, методы восполнения пробелов в законодательстве, применение права по аналогии, как способ преодоления пробелов в законодательстве. Определена сущность пробела: пробел в праве – это полное или частичное отсутствие правовых норм, необходимых для профессиональной юридической оценки спора, возникшего в сфере социальных отношений, которая входит или должна входить в сферу правового воздействия (в силу действующих в обществе экономических, социальных, политических и др. отношений). Также рассмотрена классификация пробелов в праве, определено его значение в правоприменительной практике, разграничение пробелов на мнимые и действительные. Исследованы способы преодоления и устранения пробелов в праве, применение аналогии закона и аналогии права в судебной деятельности.
В настоящее время судьи отвечают за заполнение пробелов в законодательстве, в связи с чем возникает еще один недостаток в аспекте четкого разделения трех ветвей власти, провозглашенного в статье 10 Конституции РФ. Другими словами, судья из применителя права превращается в его толкователя и создателя.
Такая ситуация, на мой взгляд, может оправдать себя только в том случае, если судьи будут мотивировать решения, мотивировать толкование нормы, адекватно их обосновать.
Конечно, не бывает законодательства без пробелов, но проблему можно решить только путем своевременного реагирования законодателя на изменения отношений, охватываемых правом. Именно своевременность является важным фактором в решении данной проблемы.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации./ Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
3. Постановление от 23 марта 1995 г. «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации»
4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995
5. Журнал «Правоведение» № 4, 1997 г., статья «Пробелы в праве» автор Я.М.Магазинер
6. Акимов В.И. Виды пробелов права//правовед. 2003. №12. С.70
7. Алексеев С. С. Государство и право, Москва, 1993 г. 503 с.
8. Виккер. Ю. История частного права нового времени. Берлин, 1967 г. 530 с.
9. Власов В. И. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2002 г. 485 с.
10. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. — М.: Юрид. лит., 1974 г.
11. Матузов, Н. И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения / Н. И. Матузов // Правоведение. – 2000 г. — № 5.
12. Мaтузов Н.И., Малько А.В. теория государства и права: Учебник.- 3-е изд. — М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009 г.
13. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960 г.
14. Перевалов В.Д. Теория государства и права М.: Норма, 2004 г.
15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1998 г.
16. college/pravovedenie/probely-v-prave.html
17. ucheba/probeli-v-prave-ponyatie-vidi-institut-analogii-v-prave
18. preview/1628509/
19. 6_88053_probeli-v-prave-ponyatie-i-sposobi-ih-ustraneniya-i-preodoleniya.html
20. article/216044/probelyi-v-prave-i-sposobyi-ih-vospolneniya-teoriya-prava-i-gosudarstva