Содержание
Содержание
Введение3
1 Основные аспекты приватизации в России5
1.1 Приватизация, обобществление производства и собственности5
1.2 Методы приватизации12
1.3 Процесс приватизации и деформации отношений собственности в России18
2 Приватизация и социально экономические последствия23
2.1 Экономическая эффективность приватизации и отношение населения к итогам приватизации23
2.2 Концепция государственной политики в области развития отношений собственности. Современные тенденции и перспективы27
Заключение33
Список использованной литературы35
Приложение 36
Выдержка из текста работы
На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Пакеты акций должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний.
Дефицит бюджета Российской Федерации привел к тому, что государство было вынуждено искать источники поступлений в бюджет. Это выразилось в виде нетипичной для мировой практики схемы — залоговых аукционов, которые начались с сентября 1996 г. В ходе залоговых аукционов государственные пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительное управление на определенный период банкам. В случае непогашения государством кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл. Налоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских предприятий под частное управление.
В дальнейшем приватизация проходила по так называемому «точечному методу», предполагавшему продажу на основе коммерческих и инвестиционных аукционов, как муниципального имущества, так и крупных федеральных предприятий, таких как компании «Связьинвест», «Роснефть» и «Славнефть».
В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у «теневиков». Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.
Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.
Основные проблемы приватизации
В результате отсутствие института рыночной оценки приватизируемого имущества способствовало существенному занижению продажной цены имущества. При этом отсутствовал надежный механизм контроля за надлежащим исполнением покупателями государственного имущества своих обязательств по инвестиционным условиям. В результате инвестиционные средства не поступали на развитие предприятий, а только «прокачивались» через расчетные счета этих предприятий. Используемая схема приватизации способствовала спаду производства, ставила предприятие на грань банкротства с вытекающими из этого последствиями.
В ходе приватизации исполнительная власть неоднократно использовала не предусмотренные законодательством способы продажи государственного имущества, в частности залоговые аукционы. В результате такие действия привели к скрытой форме приватизации некоторых крупнейших предприятий на внеконкурсной основе по заниженным ценам. До настоящего момента не создан механизм эффективного управления государственными пакетами акций, в частности, неудовлетворительно функционирует институт представителей интересов государства в органах управления акционерных обществ. В результате происходит ущемление интересов государства, в частности, уменьшение доли государства в результате размывания доли государственных акций.
1. образование крупных хозяйствующих субъектов на рынке нефти и нефтепродуктов в виде вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), финансово устойчивых и конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках;
2. сохранение единых производственно-технологических комплексов по добыче и переработке нефти и сбыту нефтепродуктов;
3. создание конкурентной среды для предприятий, выполняющих функции обслуживания, и производственной инфраструктуры;
4. обеспечение на переходный период контроля государства над предприятиями комплекса за счет прямого участия государства в капитале акционерных обществ;
5. сохранение интегрированной системы магистральных трубопроводов с обеспечением свободного, недискриминационного доступа к ним всех производителей нефти и нефтепродуктов;
6. получения за счет приватизации дополнительных источников финансирования производства, реконструкции действующих и создания новых производственных мощностей;
7. обеспечение баланса интересов федерального центра и региональных властей.
В этой концепции приватизации была сделана попытка соединить два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставил интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй — задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности.
Так, рассматривались планы по воссозданию нескольких мощных государственных нефтяных компаний. Фактически шла речь о создании неких модернизированных структур, заимствованных из прежней советской экономики, с включением некоторых элементов хозяйственной самостоятельности и хозяйственного расчета.
Считается, что началу приватизационного процесса в отрасли положил Указ Президента РФ №1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения».
Ключевым для создания вертикально-интегрированных нефтяных компаний стал, разумеется, Указ Президента РФ №1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». Указ создавал рамочные условия для приватизации нефтяных компаний и стал основой для передачи прав собственности на государственные геологические, добывающие, перерабатывающие и сбытовые предприятия нескольким крупнейшим нефтяным компаниям.
В соответствии с указом акционерный капитал делился на 75% обыкновенных и 25% привилегированных акций. После чего 51% обыкновенных акций передавался в федеральную собственность и закреплялся за государством на 3 года. Остальные акции распределялись между персоналом и менеджерами компании, а также продавались на ваучерных аукционах. Иностранные акционеры могли приобретать (в самом начале торга) не более 15 % акций каждой компании.
Подлежащие в соответствии с этим Указом приватизации предприятия нефтяного комплекса подразделялись на три группы:
В первую группу вошли нефтегазодобывающие объединения, которые акционировались как единый технологический комплекс. При этом 38% акций этих акционерных обществ закреплялось на три года в федеральной собственности и передавалось в управление государственному предприятию «Роснефть».
Во вторую группу вошли компании «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз». В их состав вошли 5 тюменских нефтедобывающих объединений, 5 крупных комплексов по переработке нефти и 18 специализированных организаций по обеспечению нефтепродуктами областей Центрального и Северо-Западного регионов, Поволжья, Урала. Уставной капитал нефтяных компаний формировался из 38% акций дочерних предприятий. Контрольный пакет самих компаний (49%) на 3 года закреплялся в федеральной собственности. 25% акций каждого образованного акционерного общества являлись привилегированными. При этом 40% акций нефтяных компаний подлежали продаже на инвестиционных торгах в течение двух лет. Доля акций, продаваемых иностранным инвесторам, не должна была превышать 15% акций акционерного общества.
Состав руководящих органов нефтяных компаний вертикально интегрированного типа утверждался Правительством Российской Федерации.
В третью группу вошли компании, связанные с транспортировкой нефти и нефтепродуктов, АО «Транснефть» и АО «Транснефтепродукт». В федеральной собственности на три года закреплялось 49% акций этих компаний.
Важным этапом в приватизации российской нефтянки стали залоговые аукционы. Чтобы помочь государству преодолеть бюджетный дефицит, в марте 1995 года руководители ведущих российских банков предложили кредитовать правительство под залог государственных пакетов акций самых привлекательных предприятий страны. 31 августа 1995 года был принят Указ Президента РФ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» № 889.
Залоговые аукционы проводились для «своих» игроков, посторонние и иностранные инвесторы к ним не допускались. Заявку «Роснефти» на участие в залоговом аукционе по 40,12% акций «Сургутнефтегаза» в ноябре 1995 года даже не приняли, сославшись на неверно заполненные банковские гарантии
В декабре 1995 года будущим кредиторам правительства было предложено 51% акций «Сибнефти», 51% акций «СИДАНКО» и 45% акций «ЮКОСа». «Сибнефть» тогда досталась Нефтяной финансовой компании Бориса Березовского и Романа Абрамовича за 100,3 млн долларов, «СИДАНКО» — банкам МФК и «ОНЭКСИМ» Владимира Потанина за 130 млн, а «ЮКОС» — «МЕНАТЕПу» Михаила Ходорковского за 159 млн. В залоговых аукционах на 5% акций «ЛУКОЙЛа» и 40,12% акций «Сургутнефтегаза» победили сами эмитенты.
Правительство теоретически могло погасить задолженность и вернуть себе залоговые пакеты, но это не отвечало интересам банкиров. В итоге государство не расплатилось с кредиторами, и они получили право продать залог для погашения кредита.
В 1997 году залоговая эпопея завершилась без особых сюрпризов: все залоговые пакеты перешли структурам, родственным залогодержателям. В результате залоговой эпопеи государство утратило контрольный пакет в основных ВИНК, а старую гвардию «нефтяных генералов» начало вытеснять новое поколение российских бизнесменов, которые стали играть все большую роль в российской экономике и политике.
Анализ научной статьи
«БОРЬБА С РЕЙДЕРСТВОМ КАК НЕФОРМАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ ПЕРЕДЕЛА СОБСТВЕННОСТИ»
Автор — Таран Е.А.
Журнал «Известия Томского Политехнического Университета»
2012Том 321 Номер выпуска 6
На сегодняшний день переход от командной экономической системы к рыночной еще не завершился. Сам по себе этот переход обладает рядом специфических особенностей, свойственных только России. Ряд ошибок, совершенных во время активной приватизации 1992 — 1998 гг привел к образованию ряда неформальных институтов передела собственности. Одним из таких феноменов является институт Рейдерства (от англ. Raider — налетчик, грабитель). Учитывая, что процесс передела собственности происходит до сих пор, действия рейдеров негативно сказываются на здоровье современного бизнеса, чем и определяется актуальность проблемы сегодня. Статья была доработана и опубликована в 2012 году. Это косвенно говорит о наличии этой проблемы на сегодняшний день.
Если говорить коротко, в статье представлены доказательства пагубного воздействия рейдерства на современную рыночную экономику. К примеру, снижение инвестиционной привлекательность российской экономики, препятствие развитию отраслей экономики. Это явление порождает глобальные угрозы безопасности. Прежде всего, рейдерство разрушает информационную безопасность страны и т.д.
В статье также упоминается менталитет современного человека как одна из основных причин появления, развития и существования рейдерства до сих пор. Однако, сообщается и о мерах противодействия рейдерству законодательством РФ.
В основу статьи положено исследование российского корпоративного рынка, которое выделило основные причины подверженности частных компаний рейдерским атакам. К таким причинам относятся:
1. соответствие предприятия стратегическим целям рейдера;
2. наличие внутрикорпоративного конфликта;
3. присутствие у предприятия привлекательных
4. недооцененных активов;
5. явно недоиспользуемый долговой потенциал предприятия;
6. игнорирование прав и интересов миноритарных акционеров;
7. существование неподконтрольной кредиторской задолженности.
Соответственно, автор статьи предлагает пути противодействия рейдерам. Основные из них это: ведение надлежащего бухгалтерского учета и делопроизводства, соблюдение техники безопасности на предприятии и правил хранения документации. Наряду с базовыми мерами предосторожности автор агитирует предпринимателей обращаться за помощью к специалистам — бывшим рейдерам, как бы парадоксально это не звучало.
Таким образом, в статье изложена система рекомендаций по борьбе с рейдерством как на корпоративном, так и на государственном уровне.
Монографическая и периодическая литература
1. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учеб. пособие. — М: ИНФРА-М, 2009. — 145с. — (Высшее образование)
2. Предпринимательское право: конспект лекций Смагина И.А.
3. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков: Учеб. пособие. — М: Бослен, 2008. — 528с.
4. Из истории приватизации в России А. И. Подберезкин, С. П. Стреляев, О. А. Хохлов, Я. И. Ястребов, 2004г.
5. А.С. Булатов. Экономика: учебник Приватизация в России: итоги и перспективы
Описание электронных ресурсов
6. Приватизация государственного и муниципального имущества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://metropolys.ru/artic/21/01/k-0355-15644.html (17.09.2012)
7. Приватизация и национализация нефтяной промышленности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/613395 (17.09.2012)
8. От союзного нефтяного комплекса — к вертикальной интегрированным компаниям [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naftowed.narod.ru/oil.html (17.09.2012)
Размещено на