Содержание
Введение..3
1.Сущность и основные элементы экономической политики.
1.1.Понятие экономической политики.4
1.2.Виды экономической политики..7
2.Приоритеты экономической политики в Российской Федерации.
2.1.Достижения и проблемы российской экономики на современном этапе11
2.2.Проблемы экономического роста.14
2.3.Приоритеты экономической политики правящей партии «Единая Россия»….16
2.4.Условия и перспективы российской экономики.19
3.Проблемы реализации приоритетных целей развития и пути их решения
3.1 Экономические проблемы и пути их решения.21
3.2. Влияние коррупции на экономическое развитие страны, методы борьбы с коррупцией35
Заключение…42
Список литературы..43
Выдержка из текста работы
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах происходит неуклонное расширение экономических функций государства. Причём это находит своё выражение не только в прямом участии государства в национальном производстве и росте удельного веса государственной собственности, но и в непосредственном регулирующем воздействии на субъекты экономической деятельности. "Человек сегодня, по-видимому, уже не руководствуется тем соображением, что лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует" (5.С.188). Механизмы рыночной экономики усложнились до такой степени, что самостоятельное действие рынка не представляется возможным: рыночная экономика может успешно функционировать лишь в случае эффективного регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства. Вряд ли экономику большинства капиталистических стран мира можно считать рыночной, скорее всего она представляет из себя так называемую смешанную экономику, которую можно назвать "системой свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется как со стороны общества, так и по стороны частных институтов" (5.С.53). С необходимостью регулирования экономики с помощью государства соглашаются, по существу, все политики и экономисты: разногласия возникают лишь по вопросу о том, какие стороны предпринимательской деятельности, в каких масштабах и формах, а также с помощью каких инструментов и методов должны подвергаться государственному регулированию.
Россия, как страна, лишь недавно перешедшая на рыночную экономику, сталкивается с теми же проблемами, с которыми приходилось сталкиваться другим капиталистическим странам (будь-то США, Великобритания, Франция и другие). И нашей стране, как никакой другой, необходимы действенные решения в области регулирования национальной экономики. В начале существования нашего государства была проведена экономическая реформа, освободившая стихийные рыночные механизмы от "оков государственной регламентации", предполагалось, что рынок сам расставит всё по своим местам. Известно, к каким тяжёлым последствиям для экономики России привело недооценка роли государства. Существует множество форм регулирования предпринимательской деятельности, но в данном реферате мы рассмотрим, пожалуй, самую главную из них: антимонопольную политику государства.
Целью данной курсовой работы является выявление проблем антимонопольной политики в России и нахождение путей их решения. Задачи курсовой работы — рассмотреть роль конкуренции в рыночной экономике, выявить достоинства и недостатки монополий, определить основные методы антимонопольного регулирования, а так же выявить недостатки российского рынка с точки зрения антимонопольной политики и найти пути решения этих проблем.
Тема данной курсовой является актуальной в настоящее время, так как грамотное регулирование рыночных отношений государством является необходимым условием существования рыночной экономики во всех развитых странах; особенно это важно для России — страны, лишь недавно перешедшей на капиталистическую форму рынка.
1. МОНОПОЛИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
.1 Особенности рыночной экономики
Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирающаяся на личные интересы и ограниченную роль правительства. Обязательными чертами рыночной экономики является наличие таких факторов, как:
·Частная собственность
·Свобода предпринимательства и выбора
·Конкуренция
Остановимся подробнее на каждом пункте:
Наличие частной собственности означает, что материальными ресурсами (земля и капитал) владеют не органы власти, а частные лица и фирмы. Право частной собственности, наряду с возможностью заключения юридических договоров, позволяет частным лицам приобретать, продавать, обменивать и использовать материальные ресурсы. Собственность не обязательно бывает материальной (будь-то цех, автомобиль или здание), различается так же интеллектуальная собственность, реализующаяся через патенты, авторские права и торговые марки (книги, музыка, компьютерные программы).
Свобода предпринимательства и выбора означает, что каждый субъект экономической деятельности в праве сам решать, как пользоваться своими ресурсами. Одним словом, каждый сам решает "Что производить?", "Как производить?" и "Для кого производить?". Но всё-таки не стоит забывать, что реализация всех форм свободного выбора осуществляется в рамках довольно широко круга юридических ограничений, т.е. никто без лицензии производить и продавать оружие вам не позволит.
Ну и последней, самой важной для нашей темы отличительной чертой, является наличие конкуренции, которая подробно описана в следующей главе.
.2 Конкуренция
Конкуренция является ключевым звеном, основополагающим признаком рыночной экономики, именно она побуждает предпринимателя к своей деятельности. Благодаря конкуренции на рынке устанавливаются цены, отражающие реальный спрос на тот или иной товар. Конкуренция позволяет находить ответы на вопросы "Что производить?", "Как производить?" и "Для кого производить?". Адам Смит в своей книге "Богатство народов" отметил, что механизм конкуренции в рыночной системе позволяет объединить частные и общественные интересы. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие в сугубо личных интересах, одновременно чутко отвечают на потребности общества. При этом производитель всегда пытается использовать ресурсы наиболее рационально и с наименьшими затратами, т.е. более эффективно, что соответствует интересам общества. Все субъекты экономической деятельности будто направляются "невидимой рукой" рынка, способствующей удовлетворению их интересов.
Конкуренцию, возникающую на рынке, можно сравнить с цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента создаёт мощнейших стимул экономического прогресса, а угроза выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов (сам термин конкуренция происходит от латинского concurrere, что значит сталкиваться). По сути своей, конкуренция — это соперничество, которое возникает между субъектами экономической деятельности за лучше, выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг.
Обязательным условием конкуренции является большое количество игроков на определённом рынке, распределение экономических ресурсов по большому количеству фирм. Каждой фирме хотелось бы продать товар по высокой цене, но, из-за наличия такого же товара (или товара-субститута) у конкурентов, это не представляется возможным: товар банально никто не купит. Поэтому никакой отдельный производитель не выставит высокую цену: он старается поставить такую цену, которая будет ниже, чем у конкурентов, но при этом обеспечит ему доход, позволяющий окупить своё предприятие. Переманить покупателя возможно не только банальным понижением цены, но и с помощью улучшения качества товара, рекламы, специальных акций и других средств.
При конкурентной среде каждый производитель обладает лишь малой долей рынка, и при этом не может предъявить спрос на продукт или обеспечить его предложение в объёме, достаточном для того, чтобы заметно повлиять на цену продукта. Таким образом, "широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, уже само по себе служит инструментом контроля за использованием этой власти и ограничивает возможности злоупотребления её" (3.С.74). Производитель не может требовать за товар цену выше цены равновесия — часть покупателей уйдёт к конкурентам и он потеряет прибыль. То же самое и с предложением: если понизить зарплату работникам, то часть из них опять же может перейти на работу в другие предприятия.
Таким образом, конкуренция является одним из основных условий существования рыночной экономики.
Конкуренция способствует таким факторам как:
·Улучшение качества производимой продукции.
·Установление равновесной цены за продукцию.
·Наиболее полное удовлетворение потребностей потребителя.
·Наличие должного кол-ва товара на рынке (отсутствие дефицита и излишка).
·Участие фирм в НИОКР
Наличие конкуренции является положительной чертой экономики, так как потребитель получает необходимые ему блага и услуги, а среди производителей выживают лишь лучшие, которые смогли наиболее точно приспособиться к условиям рынка и удовлетворить потребности покупателей.
конкуренция соперничество экономический антимонопольный
1.3 Монополия
Но, к сожалению, конкуренция на рынке существует не всегда. Случается так, что какой-либо производитель становится единственным поставщиком каких-либо услуг или товаров, не имеющих товаров субститутов. Проникновение в отрасль других фирм заблокировано, и поэтому действующая фирма образует из себя всю отрасль. На деле абсолютной монополия является редким случаем в экономике, более распространённой считается олигополия, когда несколько крупных фирм (обычно не более 10) контролируют всю отрасль.
Монополия (от греч. "моно" — один, "полио" — продаю) — это фирма, являющаяся единственным производителем какого-либо экономического блага, не имеющего близких товаров-субститутов, и ограждённая от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. Для лучшего понимания рассмотрим все черты монополии в отдельности:
·Единственный продавец
Абсолютный монополист является единственным производителем какого-то конкретного товара или единственным поставщиком услуги. В данном случае фирма начинает представлять из себя ту отрасль, в которой она работает. Пример такой фирмы — ОАО "Газпром", на долю которой приходится около 85% добычи природного газа в России.
·Отсутствие близких заменителей
Продукт монополии является уникальным, т.е. у него отсутствуют товары-субституты, способные должным образом удовлетворить потребности покупателя, у которого остаётся лишь два выхода: купить товар у монополиста или отказаться от его покупки вообще.
·Ценовой лидер
Абсолютный монополист контролирует весь объём предложения продукта на рынке и в значительной степени может диктовать цену, т.е. является ценовым лидером. Манипулируя количеством предлагаемого на рынке продукта, монополист может создать дефицит товара, тем самым повысив его стоимость и свой доход.
·Заблокированное вхождение в отрасль
Абсолютный монополист не имеет непосредственно конкурирующих с ним соперников. Вход на рынок является закрытым для абсолютного большинства производителей. Это может быть вызвано разными причинами, но обычно они являются чисто экономическими: так для создания новой марки автомобилей необходимо изучить рынок, разработать новые модели автомобилей или получить лицензию на производство уже существующих, провести широкую рекламную компанию, дабы сформировать спрос на производимую марку, построить заводы, нанять необходимое количество персонала. Плюс ко всему этому требуется большой масштаб производства: для эффективного производства автомобилей необходимо выпускать около 300 тыс. единиц автотехники в год, что, понятно, могут позволить себе лишь единицы.
Часто барьеры для вступления в отрасль создаёт само государство, выдавая патенты и лицензии на деятельность. К примеру, в США изобретатель, получивший патент на какое-либо изобретение, обладает правом исключительного контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в становлении таких компаний, как "Ксерокс", "Кодак", "IBM", "Sony" и др. По сути своей, такая политика государства является оправданной: если бы результаты НИОКР сразу же становились всеобщим достоянием, то у производителя отсутствовал бы стимул вкладывать капиталовложения в исследования. Их тут же бы начинали использовать конкуренты.
Монополия также может обладать исключительным правом на использование какого-либо ресурса. Примером того является компания "Де Бирс", являющаяся хозяином крупнейших алмазных рудников в Южной Африке.
На первый взгляд, существование фирм, представляющих из себя целую отрасль, почти невозможно, и в действительности такое крайне редко бывает. Если же мыслить не в масштабах всей страны, а более локально (возьмём к примеру небольшой город), то существование монополии становится весьма типичным. Во многих городах есть только один книжный магазин, один аэропорт (обслуживающий одну авиакомпанию), один банк, один кинотеатр, одна аптека и т.д.
В современное время нет единого мнения насчёт монополий: существуют как противники, так и защитники их существования. Рассмотрим аргументы обеих сторон и попытаемся сделать соответствующие выводы:
Аргументы противников монополий:
). Монополизация производства приводит к снижению эффективности использования экономических ресурсов, сокращению количества выпускаемой продукции, неоправданному завышению цен, нарастанию х- неэффективности (неспособности произвести любой данный объем продукции при минимальных издержках производства). В условиях совершенной конкуренции MR=MC, в монополии же MR>MC.
). Монополии тормозят НТП. Большинство научных открытий (48 из 61) было сделано мелкими предпринимателями. Монополии стараются избегать слишком частых и глубоких модификаций производства.
). Монополии могут оказывать негативное влияние на политическую ситуацию в стране. Попросту говоря, подкупать чиновников, заставляя их принимать выгодные для себя законы, получать госзаказы и т.д.
). Монополизация производства ведёт к имущественной дифференциации населения, что чревато социально-политическими конфликтами.
). Монополистами становятся сильнейшие, следовательно их производственная деятельность соответствовала интересам общества.
). Монополизация не устраняет конкуренцию, поскольку в условиях развитого рыночного хозяйства существуют другие отрасли и иностранные фирмы, являющиеся потенциальными конкурентами.
). Монополии не тормозят, а, напротив, стимулируют НТП. Хоть и большая часть научных открытий сделана маленькими фирмами, их реализация и дальнейшее развитие остаётся уделом крупных фирм. Производство продукции в масштабах большой фирмы позволяет лучше использовать эффект масштаба, снижать себестоимость и повышать качество производимой продукции. "Стереотипы мышления начала XX века, будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к "загниванию и застою", сильно устарели" (4.С.264).
). Монополизация обусловлена объективными особенностями технологии современного производства.
Из всех этих доводов можно сделать один вывод: монополия не является негативным явлением в экономике, в случае, если она удовлетворяет потребности потребителей, при этом, не завышает цены, а также развивает ту отрасль, в которой работает. Понятное дело, что любой предприниматель, являющийся монополистом, хотел бы повысить цену на свою продукцию и получить сверхприбыль — вряд ли бы он задумался о потребностях своих покупателей. Именно для того, чтобы это не происходило, в каждой стране с развитой рыночной экономикой существуют различные законы, направленные на сохранение конкуренции и защиту людей от монопольной деятельности фирм, а также службы и департаменты, следящие за соблюдением законодательства и деятельностью фирм. О них и пойдёт речь в следующей главе.
.4 Последствия монополизации экономики
Ранее мы рассмотрели аргументы противников и защитников монополий. Но все эти аргументы относятся скорее к отдельным монополиям внутри конкурентоспособного рынка, чем к высокомонополизированной экономике в целом. Одним словом c повышением уровня монополизации экономики положительные черты монополий начинают проявляться все реже, а отрицательные — всё чаще. Если экономика государства является целиком высокомонополизированной (а не по отдельным отраслям), то ей становятся присущи следующие негативные черты:
·В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.
·Монополистическая организация рынка уменьшает производственные возможности страны, искусственно их ограничивает. Это вызвано тем, что "монополист всегда пытается увеличить свою прибыль, а это достигается путём уменьшения поставки по сравнению с равновесным объёмом продукции на рынке". (8.С.82).
·При высокой монополизации рынка тормозится научно-технический прогресс, что ведёт к отставанию развития страны в целом.
·Получение монополистами сверхприбылей позволяет им незаконными способами (обычно с помощью взяток или шантажа) добиваться принятия выгодных для них политических решений, которые могут быть направлены на устранение потенциальных конкурентов и усиление монопольной власти.
·В государстве высокими темпами растёт имущественная дифференциация населения, что может вызвать социальные волнения и повышение уровня преступности.
Что касается степени монополизации российской экономики, то она до сих пор остаётся высокой, и в ближайшее время надежд на уменьшение уровня монополизации нету. Именно поэтому в экономике современной России присутствует большинство тех негативных черт, которые мы рассмотрели ранее. Следующим образом было охарактеризовано положение российской экономики на конференции "Международной конкурентной сети" в 2007 году: "…ФАС добивается успехов, когда следит за соблюдением норм этики в рекламе или когда требует соблюдения правил госзакупок. Но экономика страны в целом остается чрезвычайно монополизированной. По данным "Деловой России", в 2003 г. 80% российского ВВП производило 1200 компаний, в 2006 г. — всего 500.
Проведенное в 2005- 2006 гг. Высшей школой экономики и Всемирным банком исследование конкуренции в России показало крайне низкий ее уровень. Около 40% опрошенных руководителей обрабатывающих предприятий заявили, что они не конкурируют ни с кем: дело не в высоком качестве производимого товара, а в отсутствии конкурентов". Хоть эти данные и не являются самыми свежими, но по ним чётко видно, что тенденция к снижению рыночной концентрации в России в значительной степени отсутствует.
Если же рассматривать экономику промышленно-развитых стран, то проблема монопольного злоупотребления возникает значительно реже. Это вызвано не только высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса, в котором присутствует сильная конкуренция, но и отличительно другой структурой всего рынка. В развитых странах рыночные отношения формировались в течение нескольких веков, и экономика изначально была рыночной. Россия же в течение многих десятилетий являлась государством с плановой высокомонополизированной экономикой и относительно недавно с исторической точки зрения перешла на "рыночные рельсы".
В следующих параграфах курсовой работы будут подробнее объяснены причины столь высокой монополизации российской экономики и описаны пути выхода из создавшейся проблемы.
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Если попытаться классифицировать деятельность антимонопольных ведомств, то у неё условно можно выделить три аспекта: поддержка рыночных отношений на основе добросовестной конкуренции; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; регулирование цен на продукцию естественных монополий. Рассмотрим подробнее все аспекты антимонопольной политики
.1 Законодательное регулирование
Главным инструментом, государственно-правовым механизмом, формирующим конкурентную среду, является антимонопольное законодательство и система органов государственной власти, следящей за его соблюдением. Сегодня почти в каждой стране мира существует собственное антимонопольное законодательство, отражающее специфическое развитие и положение своей страны, но в целом законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияние компаний (в целях защиты конкурентного рынка от монополизации), во-вторых, запрещает соглашение и тайные сговоры предпринимателей (с целью создания искусственного дефицита или установлению недобросовестных цен) и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию. К недобросовестной конкуренции относятся следующие действия: 1). Распространение ложных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 2). Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, а также его потребительских свойств и качеств; 3). Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; 4). Продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; 5). Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца;
На международном рынке конкуренция регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговли (ЮНКТАД), документами Европейского Экономического Сообщества, а также другими организациями.
Регламентация поведения фирмы в антимонопольных законодательствах большинства стран руководствуется законом Шермана — первым антимонопольным законом США, провозгласившим преступлением препятствование свободе торговли с помощью создания монополии или вступление в сговор с такой целью. Важно заметить, что монопольное положение на рынке не преследуется, в случае, если не зафиксировано непосредственное нарушение законодательства — запрещены лишь те формы поведения, которые наносят вред другим участникам рынка.
В целом можно выделить два типа антимонопольного законодательства — американское и западноевропейское. Американский тип законодательства пресекает любую форму монополистического сговора или союза. Европейский же тип законодательства является более либеральным — в нём преследуются не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности в том или ином секторе рынка.
Начало антимонопольной деятельности государства было положено в США созданием закона Шермана, о которым мы уже упоминали. В настоящее же время в США действует целый блок дополняющих друг друга законодательных актов: Шермана (1890), Клейтона (1914), о Федеральной торговой комиссии (1914), Робинсона-Пэтмана (1936). Кроме федеральных законов действуют еще и законы штатов.
Во всех странах антимонопольную политику проводят органы исполнительной власти. В развитых странах создаются специальные агентства, комиссии и службы, следящие за соблюдением антимонопольной политики. Основные органы федерального регулирования в США: антитрестовский отдел Министерства юстиции, Федеральная торговая комиссия. В ФРГ — Федеральное агентство по картелям, во Франции — Комиссия по конкуренции, в Австралии — Комиссия по торговой практике, в Англии — Агентство по справедливой торговле и специальный суд, рассматривающий дела об ограничительной торговой практике. В РФ — Федеральная Антимонопольная Служба. В Европейском Экономическом Сообществе дела о нарушении свободы торговли в масштабах объединённой Европы рассматривают Комиссия и Суд Сообщества.
Антимонопольная политика заключается не только в контроле над сделками, осуществлении мониторинга над ситуациями в отраслях, но и в работе с жалобами пострадавших от дискриминации фирм, а так же решении конфликтов между конкурирующими фирмами. Законы предусматривают процедуры расследования дел, правила посредничества в решении конфликтов, штрафные санкции, передачу дел в суды, если конфликт не удаётся решить в административном порядке.
.2 Контроль над рыночной концентрацией
В большинстве своём монополистами становятся крупнейшие предприятия, работающие в отраслях, доступ в которые новым конкурентам затруднён. В первую очередь за этими отраслями и следит антимонопольная служба. Во многих странах антимонопольная служба ведёт постоянный мониторинг рынков с затруднённым доступом, рассчитывает и публикует индексы рыночной концентрации.
Рыночная концентрация — степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм. Определяется с помощью коэффициента рыночной концентрации (CR) и индекса Герфиндаля.
Коэффициент рыночной концентрации — процентное соотношение реализации продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации. По сути своей этот коэффициент показывает ту долю рынка, которой владеет предприятие. Хоть этот показатель и довольно условен, так как связь между размерной структурой отрасли и поведением предприятий (ценами на продукцию, объём её выпуска, рентабельность производства) не всегда прямая. Тем не менее, во многих странах существуют своеобразные границы, перейдя которые предприятие начинает занимать доминирующее положение на рынке. В Японии признаётся доминирующее положение фирмы, если доля одного крупнейшего производителя более 50% рынка, либо доля двух крупнейших производителей превышает 75%. В ФРГ это 1/3 рынка для одного предприятия, 1/2 для двух и 2/3 для трёх. В Великобритании и Франции эти значения составляют 25% для одного предприятия.
В России доминирующее положение на рынке определяется 5-ой статьей федерального закона "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года: "Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
) доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50 процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок".
В законе также прописано, что доминирующим положением на рынке может обладать производство, занимающее менее 35% рынка (но при этом его доля должна значительно превышать доли других участников отрасли и в сумме с другими такими же двумя крупными предприятиями занимать более 50% отрасли (или в сумме с 4 другими крупными участниками не более 70% отрасли)), в случае, если "реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц".
Индекс Герфиндаля- индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке; исчисляется как сумма квадратов долей рынка товаров каждой из фирм. Наибольшее значение достигается при монополизации рынка. Если индекс Герфиндаля меньше 1000, то рынок является слабоконцентрированным (Т.е. ни одно из предприятий не обладает значительной долей рынка и общее число предприятий велико) и не регулируется со стороны государства. При индексе от 1000 до 1800 антиконкурентной (нарушающей конкуренцию на рынке) считается сделка, поднимающая индекс концентрации более чем на 100 пунктов. При индексе больше 1800 — любая сделка, повышающая индекс на 50 пунктов, считается антиконкурентной.
С точки зрения практики, данные индексы применяются во время мониторинга деятельности фирм, а в первую очередь при их слиянии, неважно каким путём (через покупку акций, взаимному соглашению или путём передачи прав управления). У слияния крупных фирм есть как положительные, так и отрицательные стороны. Естественно слияние фирм устраняет конкуренцию и приводит к монополизации рынка (сильнее любого тайного сговора). В то же время слияние — способ реализации экономии на масштабах, чего запрещать нельзя, поскольку экономический эффект от крупномасштабного производства может быть необходим.
Жёсткость регламентации слияний в разных странах отличается, но во всех них каждое слияние требует утверждения антимонопольных служб. В таких странах как США, Япония, Канада, Австралия договоры о слияниях не действительны без санкций государства. В Англии, Франции, ФРГ и в том числе России проверяются слияния лишь крупных фирм. Различные критерии применяются к горизонтальным (между конкурирующими фирмами, т.е. компаниями, действующими на одном и том же рынке и производящими одинаковый или в большой степени взаимозаменяющие товары (2.С,27)), вертикальным (между поставщиками и производителями (2.С,27)) и конгломератным (между компаниями, не имеющие взаимодополняющих рынков и технологический процессов (2.С,28)) слияниям: к первым критерии самые жёсткие. Во время анализа слияния учитывает концентрация не только в данный момент времени, но и общие тенденции развития отрасли.
.3 Методы нормативно-ориентирующего воздействия
Методы нормативно-ориентирующего воздействия позволяют в достаточно короткие сроки производить регулирования конкурентной среды.
К таким методам относятся:
·Правительственные заказы
·Налоги
·Проценты
·Государственные субсидии
Используя эти методы, государство может стимулировать конкуренцию и предпринимательскую активность. Для этого применяются конкурсные условия в государственной контрактной системе, налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особо важные для молодых развивающихся фирм. Осуществляя нормативно-ориентирующее воздействие, правительство выступает как инструмент поддержки бизнеса.
.4 Регулирование деятельности естественных монополий
Существуют отрасли, образование монополий в которых избежать невозможно, поскольку оно происходит естественным путём. К таким отраслям относится большинство отраслей инфраструктуры — транспорт, электроэнергия, газовое хозяйство, водоснабжение, отопление и др.
"Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров". (Такое определение даётся в законе от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Эти отрасли выведены из-под действия антимонопольного законодательства, так как государство специально устанавливает и охраняет доминирующее положение производителя и осуществляет прямое регулирование его деятельности, в частности устанавливает тарифы на предоставляемые услуги. В случаях резкого роста издержек государство субсидирует тарифы из бюджета, сохраняя для потребителей более-менее приемлемую цену на услуги. Естественные монополии обязаны подавать в органы исполнительной власти планы капиталовложений на развитие и ремонт оборудования, балансовую оценку имущества и бухгалтерскую отчётность — те сведения, которые в других отраслях составляют коммерческую тайну.
Предприятия в отраслях естественных монополий не могут закрыться (даже временно) без разрешения государственной администрации и обязаны обслуживать всех клиентов без исключения.
Основными методами регулирования являются — ценовое регулирование (прямое определение цен или назначения их предельного уровня); определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения.
2.5 Федеральная Антимонопольная Служба
В России антимонопольным органом является Федеральная Антимонопольная Служба, созданная в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Ей переданы полномочия бывшего Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Сфера деятельности ФАС достаточно обширна. Федеральная Антимонопольная Служба занимается:
·поддержкой предпринимательства в части исполнения функций федерального антимонопольного органа;
·контролем деятельности естественных монополий;
·следит за соблюдением законодательства о рекламе;
·осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках;
·осуществляет контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу;
·занимается подготовкой ежегодного доклада Федеральной Антимонопольной Службы о состоянии конкуренции и экономической концентрации;
·осуществляет предварительный контроль крупных сделок;
Так же для недопущения монополистической деятельности и мониторинга рынков Федеральная Антимонопольная Служба ведёт "Реестр недобросовестных поставщиков", в который попадают предприятия, уличённые в нарушении антимонопольного законодательства или обладающие значительной долей рынка (более 35%). Похожие базы данных существуют и у других антимонопольных ведомств.
3. ПРОБЛЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
.1 Предпосылки формирования и развития монополий в России
Главной особенностью монополизации российского рынка является то, что, по сути своей, вследствие плановой экономики социалистического СССР рынок изначально был полностью монополизирован.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, каждая часть которого обладала минимальной автономией и целиком зависела от государства.
При этом удовлетворение потребности всей страны в каком-либо товаре обычно поручалось всего нескольким крупным заводам.
Причин такому положению вещей было две:
). Государство старалось получить положительный эффект от масштабов производства, т.е. уменьшение средних издержек на производство одной единицы товары. В теории это разумно, но на практике же предприятия становились настолько крупными, что издержки наоборот возрастали, а качество продукции оставляло желать лучшего. Очень часто предприятия любой ценой пытались перевыполнить план, т.е. произвести количество продукции, превышающее запланированное. На деле это вело только к ухудшению качества продукции, но, кроме покупателей, это вряд ли кого волновало. Одним словом, у государства была гипертрофированная тяга к гигантизму по отношению к предприятиям. Именно во времена СССР были созданы такие промышленные гиганты, как АВТОВАЗ, УАЗ, ГАЗ Норильский никель, Северсталь и др.
). Наличие небольшого количества крупных предприятий помогало их централизованному управлению государством. Все важнейшие решения по развитию и функционированию экономики страны принимались централизованно общенациональными плановыми органами, соответственно управляемость хозяйства становилась выше при уменьшении количества производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте намного проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают несколько сотен мелких заводов по всей стране.
Также одной из крупнейших проблем тогдашней экономики являлось отсутствие дублирующих предприятий: к концу 80-х более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 было подвержено сильной монополизации.
Во время развала СССР и начала национализации экономики контроль над крупнейшими предприятиями попал в руки отдельных людей (названных впоследствии "олигархами"). Вследствие резкого перехода плановой экономики в рыночную резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. В стране творился жуткий бардак, и мало кому было дело до создания антимонопольного законодательства.
В настоящее время несмотря на деятельность федеральной антимонопольной службы российский рынок всё еще остаётся высокомонополизированным, хотя по сравнению с началом 90-х ситуация улучшилась. Для уменьшения монополизации рынка следует проводить деятельность в двух различных направлениях: непосредственно пресекать деятельность конкретных монополий и бороться с монополизацией всей экономики в целом. О конкретных проблемах борьбы с монополиями речь пойдёт позже, сейчас же речь пойдёт о долгосрочной антимонопольной политике, направленной на стимулирование конкуренции во всём российском рынке.
3.2 Долгосрочная антимонопольная политика по стимулированию конкуренции
Главная задачи государства — уменьшить монополизацию рынков. В России более 80% ВВП приходится на предприятия крупного и среднего бизнеса и лишь 20% на малый бизнес. В развитых капиталистических странах (США, страны Западной Европы) ситуация обратная — 70 % ВВП производит малый бизнес, а 30% средний и крупный. Монополии в основном возникают в крупном и среднем бизнесе. Решение напрашивается само собой — в России требуется повсеместно расширять и развивать малый бизнес. В российских реалиях открыть небольшое предприятие (будь то парикмахерская, продуктовый магазин или автомастерская) достаточно сложно — виной тому высокие проценты за кредиты, сложность согласования различных государственных норм, юридические проблемы, коррумпированность органов. Государству необходимо максимально упростить процесс открытия предприятий и всячески поддерживать их, а не "душить" их, как происходит это сейчас. Это задача не нескольких лет, а нескольких десятилетий — быстрее перестроить экономику целой страны невозможно. Постепенное увеличение доли производства малого бизнеса позволит снизить монополизацию экономики в целом и повысит конкуренцию на рынке. Может возникнуть вопрос: "Почему для демонополизации в России требуется такой большой промежуток времени — не легче ли взять и просто раздробить крупные предприятия на более маленькие?". Да, на западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Тамошние монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения. Именно поэтому необходимо, чтобы при помощи государства экономика сама перестроилась, механически же в России это сделать невозможно.
Следующее действенное решение — иностранная конкуренция. Она является, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.
Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности. Но существует и обратная ситуация — высокие таможенные пошлины вообще не позволяют иностранным производителям выйти на отечественный рынок. Соответственно для демонополизации российской экономики необходима грамотная внешнеэкономическая политика.
Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.
Неоднозначным примером таможенной политики является ситуация, сложившаяся в настоящее время в России — значительное повышение пошлин на ввоз импортных подержанных автомобилей из заграницы.
"С 11 января 2009г. таможенные пошлины на ввоз иномарок для физических лиц увеличатся вдвое. Соответствующее постановление правительства РФ опубликовала "Российская газета". Таможенные пошлины на ввоз новых автомобилей увеличатся с 48% до 54% от таможенной стоимости машины. Для автомобилей в возрасте от трех до пяти лет пошлины вырастут почти в два раза".
Если рассматривать данную ситуацию с точки зрения потребителя, то всё выглядит просто: государство действует не в интересах своих граждан, оно вынуждает покупать некачественные отечественные автомобили, вместо того, чтобы позволить приобрести подержанные иномарки за рубежом, которые, несмотря на свой возраст, по большинству характеристик (в том числе и по надёжности) превосходят отечественные аналоги. Добавим к этому то, что из-за повышения пошлин многие люди, задействованные в автобизнесе, теряют свою работу Так "В Приморье в 18 раз снизился таможенный трафик бэушных иномарок. Компании, занятые в автобизнесе, в массовом порядке увольняют людей. Начался отток граждан из региона. Еще хуже обстоят дела в Калининграде, где раньше беспрерывным потоком шли иномарки из США и Европы. "В настоящее время ввоза в регион подержанных иномарок из-за границы фактически нет. Такая картина наблюдается уже с 12 января, когда были введены новые, повышенные пошлины на таможенное оформление импортных машин", — рассказал "Интерфаксу" источник в Калининградской областной таможне. По его словам, с этой даты посты оформляют одну-две машины в течение двух-трех дней. В основном это дорогостоящие машины старше 5 лет".
Машиновместо // Газета.RU:
URL: #»justify»>(2009. 17 апреля)
Но если рассматривать ситуацию с точки зрения государства, которое, в условиях кризиса должно поддерживать свою экономику, всё выглядит иначе. Повышение ввозных пошлин — одна из мер защиты сильно пострадавшего в результате мирового кризиса отечественного автопрома, включая и находящиеся на территории РФ сборочные заводы зарубежных автогигантов. 19 декабря на совещании с "капитанами" российского автопроизводства премьер-министр Владимир Путин назвал конкретную сумму господдержки для автомобильной промышленности — 6,7 млрд долл. Основная часть суммы в размере 3,26 млрд долл — это поддержка продаж автомобилей в лизинг и по госзаказу. В 2009 г на лизинг будет выделено 1,55 млрд долл. Также государство выкупит с рынка облигационные займы российских автомобильных заводов. Выкупив эти займы, правительство поможет им профинансировать инвестиционные проекты, которые уже запущены и остановка которых невозможна. Через год на эти цели планируется выделить до 2,17 млрд долл.
Повышение ввозных пошлин на поддержанные автомобили было вынужденной мерой поддержки отечественного автопрома // Прайм-Тасс: URL: #»justify»>(2009. 19 апреля)
С помощью такой таможенной политики государство увеличивает спрос на все виды автомобилей, производимых на территории России. А это не только АВТОВАЗ и другие отечественное производители, но и такие уважаемые марки автомашин как Toyota, Ford, Renault, BMW, Chevrolet. Если присутствует должный спрос, то производство всех этим марок машин на территории России будет рентабельно. А это, в свою очередь, значит, что в российскую экономику будут и в дальнейшем поступать зарубежные инвестиции, станут появляться новые рабочие места, производители сырья будут впредь находить себе точки сбыта.
Таким образом, политика государства по отношению к автомобильному бизнесу в данный момент является оправданной. Она позволяет поддержать отечественные предприятия в условиях кризиса, но при этом делает российский рынок хотя бы отчасти привлекательным для инвестиций зарубежных автомобильных производителей. Но важно заметить, что вечно такая политика продолжаться не может — в течение некоторого времени (скорей всего не более 8 лет) российские производители автомобилей должны вывести своё производство на такой уровень, который позволил бы им конкурировать с зарубежными производителями автомобилей хотя бы на внутреннем рынке.
Последний способ — создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.
В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.
В следующем разделе мы подробнее рассмотрим конкретные санкции Федеральной Антимонопольной службы по отношению к уже существующим монополиям и пути решения конкретных проблем в сфере антимонопольной политики.
3.3 Краткосрочная антимонопольная политика
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше, по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен.
В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся.
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:
·концентрации большой доли рынка в руках одной фирмы
·переплетение конкурентных фирм
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.
Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.
·Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.
·Система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов. Или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.
·Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами.
Сложнее обстоит дело с государственным регулированием степени существующей на рынке концентрации и размера фирм. С одной стороны, высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию крупных фирм. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии в масштабах производства и другие преимущества "гигантов промышленности". С этих позиций крупные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА АНТИМОНОПЛЬНОЙ СЛУЖБЫ.
Для решения описанного противоречия на практике антимонопольной службой используется два подхода, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Остановимся на них подробней.
Поведенческий критерий применения санкций — государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений.
Поведенческий подход напрямую соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.
Доказать, скажем, необоснованное монополистическое завышение цен всегда очень сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена значительно и необоснованно превышает издержки. А издержки у монополиста:
·Могут быть исходно весьма велики в силу х-неэффективности, что вызвано несовершенством производства. Ведь нельзя наказывать производителя лишь за то, что он не может организовать производство таким образом, что издержки были минимальны.
·Искусственно завышены с помощью бухгалтерских расчётов. (Так же возможно занижение числа производимой продукции, дабы положительный эффект от масштаба производства был скрыт).
Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена, скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, невозможно отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного повышения самим монополистом.
Структурный критерий применения санкций — государство автоматически вмешивается в ситуацию на рынке в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка.
В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры. Как мы писали ранее, занимаемая доля в рынке, определяется с помощью различных индексов (индекс Герфиндаля и др.).
Главных же недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики: после слияния каких-либо фирм может образоваться крупное предприятие, которое не станет злоупотреблять своим положением, искусственно завышая цены, а наоборот, снизит их благодаря положительному эффекту от масштаба производства, улучшив при этом производство.
Главной трудностью в антимонопольной политике является выбор в использовании этих методов. В развитых странах, в том числе и в России, эти два подхода пытаются сочетать.
Функциональный (поведенческий) подход используют по отношению к уже сложившимся фирмам-монополистам. Карательные меры против них принимаются обычно только по результатам судебного разбирательства конкретных монополистических злоупотреблений. При этом самые жесткие меры используются с большой осторожностью. Так, случаи принудительного раздробления фирм (демонополизации) во всем мире можно пересчитать по пальцам: на деле очень трудно раздробить единую целую фирму на несколько предприятий, в условиях России же почти невозможно.
Структурный подход в основном используется по отношению к вновь формирующимся монополистическим структурам. При этом если рост фирмы носит естественный характер, т.е. она захватывает все большую долю рынка благодаря высокому качеству продукции, ее доступной цене и быстрому обновлению, то никакие меры против такой фирмы не принимаются, вне зависимости от величины ее рыночной доли. Зато, когда новая компания формируется путем слияний с другими фирмами или их поглощения, антимонопольные органы тщательно следят, чтобы возникшая гигантская фирма на одном рынке, на которых она действует, не превысила бы определенной доли.
В российских реалиях по отношению к крупным фирмам требуется использовать поведенческий подход, так как в большинстве своём их поведение носит монополистический характер. В малом же бизнесе следует не пресекать, а наоборот — даже поощрять слияние фирм. Может это и повышает рыночную концентрацию, но при этом фирма лучше "стоит на ногах", у неё появляются средства для дальнейшего развития и в её силах становится конкурировать с более крупными фирмами, что только стимулирует конкуренцию на рынке.
ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Еще одной важной задачей является активизация и повышение качества законотворческой и нормотворческой деятельности. Эта работа должна идти по двум направлениям: Во-первых, развитие собственно антимонопольного законодательства; Во-вторых, совершенствование правил применения антимонопольного законодательства, где главное — создание реальных рычагов воздействия на антиконкурентные элементы.
В настоящее время в России такая работа ведётся — идёт создание второго пакета поправок антимонопольного законодательства. "В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 19.08.2008 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства: проект федерального закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации"; проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты";
проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" "
Второй антимонопольный пакет // ФАС России:
URL: #»justify»>(2009. 20 апреля)
БОРЬБА С БАРЬЕРАМИ ВХОЖДЕНИЯ В ОТРАСЛЬ
В первую очередь требуется бороться с антиконкурентными действиями органов государственной власти и местного самоуправления. Борьба должна вестись по трем основным направлениям: С барьерами на пути движения товаров; с административными барьерами (угнетающими, прежде всего, малый бизнес); с действиями государственных органов, искажающими конкурентную рыночную среду. Особенно важно, что эффективное применение антимонопольных методов воздействия на органы власти оказывает большое антикоррупционное влияние.
"Бизнес задавлен административными барьерами, коррупцией, системой налогообложения и карательным характером налогового администрирования", — говорит Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации, бывший министр экономики.
ВЫЯВЛЕНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН
Следующая задача — выявление и доказательство монопольных цен и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.
Здесь необходимо как серьезное развитие законодательства, так и постоянное взаимодействие с другими ведомствами, прежде всего — силовыми.
Вот наглядный пример монопольного завышения цен. Коротко охарактеризовать ситуацию можно так: дочерняя компания ЛУКОЙЛа ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", обладающая значительной долей рынка в Волгоградской области среди других топливных компаний, с 2007 по 2008 годы неоправданно завышала цены на бензин марки АИ-92 и АИ-95. ФАС возбудила по этому поводу расследование.
По материалам газеты "Коммерсантъ" — ФАС подозревает ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (волгоградская "дочка" ЛУКОЙЛа) в нарушении закона о конкуренции и завышении цен на топливо в 2007-2008 годы. Компания уверяет, что цены этого периода были "экономически обоснованны".
"Мы не считаем, что нарушаем антимонопольное законодательство, все эти цены законны и экономически обоснованны, — заявили в пресс-службе ЛУКОЙЛа.
Аналитики объясняют, что на рост цен влияет девальвация рубля — когда компании рассчитывают net-back (чистая экспортная цена), они ориентируются на доллар, что также влечет повышение цены. "Так как на западных рынках нефтепродукты и нефть торгуются в долларах, пошлина также установлена в долларах, цены в рублях внутри России растут, — отметил аналитик "КИТ Финанса" Константин Черепанов. — Ведь нефтекомпании исходят из принципа равнодоходности на внутреннем и внешнем рынках".
Но ФАС не считает это оправданием. "Нам все время рассказывают какие-то вещи о точках равнодоходности. Что, если экспортная пошлина падает, то срочно надо весь бензин вывозить из страны, создавать тут искусственный дефицит и задирать внутренние цены? Это не просто алогично — это бред какой-то, который стыдно слушать", — пояснял ранее в интервью „Ъ" глава ФАС Игорь Артемьев.
ФАС и ЛУКОЙЛ не сошлись в цене <#»justify»>URL: #»justify»>(2009. 19 апреля)
ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И КОНТРОЛЬ РЕКЛАМЫ
Пятая задача — защита от недобросовестной конкуренции, контроль соблюдения законодательства о рекламе, защита прав потребителей.
В условиях недостаточно развитой инфраструктуры товарных рынков значительные масштабы приобретает недобросовестная конкуренция, а именно: обман потребителей, дискредитация конкурента, несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности при продаже товаров. Непростая ситуация складывается в сфере использования авторского права и смежных прав, патентов, товарных знаков, а также фирменных наименований. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности, борьба с пиратством, равно как и эффективный неформальный контроль соблюдения рекламного законодательства и защита прав потребителей — одни из важнейших предпосылок осуществления прямых иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику.
В настоящее время ФАС кроме антимонопольной деятельности занимается контролем за соблюдение "закона о рекламе", но в будущем, при дальнейшем развитии рекламного рынка для более эффективного контроля потребуется создание отдельного ведомства.
Часто судебные разбирательства носят абсурдный характер, и, по моему мнению, ФАС такими вещами не должна заниматься:
Как сообщил начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский, внимание антимонопольной службы к ролику, транслировавшемуся в декабре по телевидению, привлекли возмущенные родители, которые уверены, что такая реклама ломает сложившиеся стереотипы воспитания молодого поколения. На протяжении многих лет в российских семьях детей приучают к тому, что подарки в Новый год приносит добрый Дедушка Мороз.
"Получается, что родители говорят детям неправду, будто Дед Мороз есть. Таким образом, ролик формирует негативное отношение детей к родителям и подпадает под действие закона о рекламе, который запрещает дискредитацию родителей", — объясняет заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
ФАС запретила рекламу, усомнившуюся в
существовании Деда Мороза // Российская газета:
URL: #»justify»>(2009. 5 апреля)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день антимонопольная политика является основным инструментом, регулирующим и развивающим конкуренцию. По сути своей, ни одна экономика мира не смогла бы функционировать при отсутствии регулирующего воздействия государства, и в частности антимонопольной политики.
Российская экономика, к сожалению, является одной из самых монополизированных в мире. Это является следствием того, что лишь какие 18 лет назад наша государство всё еще представляло из себя плановую экономику, основу которой составляли предприятия, которые сегодня можно отнести к крупному и среднему бизнесу. Предприятия же малого бизнеса отсутствовали в принципе, так как свободы предпринимательства не было вообще. После национализации экономики ситуация не сильно изменилась. Основу экономики до сих пор составляют промышленные гиганты и предприятия среднего бизнеса, на которые приходится около 80% ВВП. А ведь как раз в крупном и среднем бизнесе и образуются монополии.
В настоящее время перед российским государством стоит ряд задач, которые условно можно разделить на кратко- и долгосрочные.
К долгосрочным задачам относится развитие и поддержка малого бизнеса; грамотная таможенная политика, направленная на стимулирование импортной конкуренции; создание при поддержке государства конкурентно-способных предприятий среднего и крупного бизнеса.
К краткосрочным задачам относится развитие антимонопольного законодательства, грамотное использование структурного и поведенческого подхода к предприятиям-монополистам, снижение административных барьеров входа в отрасль, разработка действенных рычагов воздействия на монополистов, борьба с недобросовестной конкуренцией, а так же тесное сотрудничество с другими ведомствами РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 480с.
2.Егоров В.В. Государственное регулирование деятельности монополий: учебно-методический комплекс. — М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2007. — 64с.
.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. 16-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 940с.
.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: НОРМА, 2001. — 572с.
.Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964. — 1360с.
.Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — Киров: АСА, 2002. — 752с.
.Кусакина О.Н. Мищенко В.М Антимонопольная политика России: монография. — Ставрополь: 2007.
.Соболев А.А. "Россия XXI век", М., 2006, С. 82