Содержание
Содержание
Введение..3
1. История возникновения принципов управления
1.1 Предпосылки возникновения принципов управления..4
1.2 Современный этап развития принципов управления5
2. Основные факторы, влияющие на формирование принципов управления. Базовые принципы управления..8
3. Развитие принципов управления в современных условиях14
Заключение..29
Список использованной литературы33
Введение
Эффективный руководитель должен владеть навыками делового общения, грамотно подбирать персонал, рационально организовывать работу подразделения, эффективно используя приемы делегирования полномочий, планирования и распределения рабочего времени; знать взаимозависимости внутри организации, особенности ее корпоративной культуры; уметь предотвращать и квалифицированно разбирать производственные конфликты в трудовом коллективе, управлять своим поведением в стрессовых ситуациях. И, конечно же он должен знать основные принципы управления. В этом и заключается актуальность выбранной темы
Объектом исследования в данном случае выступают основы развития принципов управления в современных условиях. Предметом же являются непосредственно принципы управления.
В связи с этим целью написания данной курсовой работы является изучение закономерностей развития принципов управления в современных условиях. Согласно цели исследования наметился ряд задач:
— рассмотреть историю возникновения принципов управления;
— проанализировать основные принципы управления;
— изучить развитие принципов управления в современных условиях
Выдержка из текста работы
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СТРУКТУРНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПУБЛИЧНОСТЬ, ЗАКОННОСТЬ, ДЕМОКРАТИЗМ
Объект исследования — принципы государственного управления.
Предмет исследования — применение принципов государственного управления в законодательстве Республики Беларусь.
Цель работы — исследовать основные принципы государственного управления, оценить их практическую значимость и обосновать направления их совершенствования.
Методы исследования: метод анализа, метод синтеза, группировок, экспертных оценок.
Исследования и разработки: изучены перспективы направления развития принципов управления и даны конкретные предложения по их совершенствованию.
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Принципы управления и их виды
2. Анализ применения принципов государственного управления в законодательстве Республики Беларусь
3. Пути совершенствования использования принципов управления в современных условиях
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В любом обществе существует взаимодействие между государством и обществом. Уровень качества взаимодействия зависит от эффективности политики в сфере управления. По сути дела, если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным.
Эффективность функционирования государства определить довольно непросто. Тем не менее, по методологии Всемирного банка были определены индикаторы, которые можно оценить для понимания сложившейся ситуации по поводу государственного управления. На самом деле эта тема является актуальной, потому что эффективность государственного управления — проблема для любого уровня страны.
Поэтому целью курсовой работы является исследование основных принципов государственного управления, оценка их практической значимости и обоснование направления их совершенствования.
Предметом является принципы государственного управления, а объектом — принципы государственного управления в законодательстве Республики Беларусь.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-дать характеристику принципов государственного управления;
-проанализировать применение принципов государственного управления в законодательстве Республики Беларусь;
-обозначить пути совершенствования использования принципов управления в современных условиях.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: метод анализа, метод синтеза, группировок, экспертных оценок.
развитие принцип государство управление
1. Принципы управления и их виды
Существует множество определений понятия «управление». Возникло и получило признание управление как родовое понятие, которое характеризует упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей природы, общества, самого человека.
Если рассматривать данное определение в широком смысле, т.е. подведение под него стихийного действия природных и социальных сил, а также механизмов объективной саморегуляции, то теряется его собственный смысл. Получается, что понятие «управление» стало употребляться для обозначения процессов, отношений, явлений. Тем не менее, следует отличать естественно-природные закономерности от процессов, отношений, явлений, которые формируются в рамках частной и общественной жизни.
Управление осуществляется в таких системах, как «человек — техника», «человек — технология», «человек — природа», «человек — техника (технология) — природа» и других. Хотя главным здесь является то, что непосредственно управляющим компонентом выступает человек. В общем, можно сказать, что даже сами системы созданы в целях обслуживания человека. Получается, что какой бы сложной не была такого рода система, она работает по алгоритму, который создал человек и фактически служит именно для удовлетворения потребностей человека.
Управление представляет собой специфическое явление. Поэтому управление (в латинском языке — regere, в английском — control, management, во французском — administration, в немецком — Regierung) в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека.
Управление — одна из важнейших сфер деятельности людей, потому что зачастую от состояния данной сферы зависит благополучие общества.
Управление подразумевает следующие компоненты:
— объект управления;
— субъект управления;
— управляющее воздействие;
— обратная связь.
Посредством управления люди связываются между собой, автоматически формируя при этом общественную жизнь. Предметами, по поводу которых возникает управляющая ситуация, могут быть технические средства, технологические процессы, социальные ценности, материальные вещи и другие, но стороны управления — это только люди.
Следовательно, управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, союзы и т.д.).
Тем не менее, нельзя забывать, что управление может осуществляться как в различных сферах, так и на разных уровнях деятельности. Соответственно, в зависимости:
1) От сфер общественной жизнедеятельности выделяют:
— управление обществом в целом;
— экономическое управление;
— социальное управление;
— политическое управление;
— духовно-идеологическое управление;
2) от структуры общественных отношений:
— управление экономическим развитием общества;
— управление политическим развитием общества;
— управление социальным развитием общества;
— управление духовным развитием общества;
3) от объектов управления:
— экономическое (хозяйственное) управление;
— социально-политическое управление;
— управление духовной жизнью.
Также существует и другая классификация, а именно по характеру и объему охватываемых управлением общественных явлений:
— управление обществом;
— управление государством;
— управление отраслями;
— сферами народного хозяйства;
— управление предприятиями и т.д.
В курсовой работе акцент сделан на государственное управление. Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место. Государственное управление — это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Государственное управление — разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.
1) Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий — государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными принципами развития государства.
2) Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью — общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.
3) Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления — решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.
4) Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: государственное управление — система, что в свою очередь говорит о принятии политико-государственных решений, их реализации, а также контроль соблюдения в обществе правосудия. Тогда субъектом выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.
Таким образом, целесообразно уточнить, что государственное управление — воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство — институт политической системы общества.
Переходя к принципам управления, важно отметить, что же означает слово «принцип». От латинского «principium» — первоначало, основа. Поэтому если соотносить данное понятие непосредственно к государственному управлению, то принцип — фиксация результатов научного познания со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. в этом понятии содержатся не столько сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них.
Основатель школы управления Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).
В этой доктрине представлена система принципов управления:
разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);
дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);
единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);
подчинение индивидуальных интересов общим;
вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);
централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);
скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);
порядок (каждый должен знать свое место в организации);
справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);
стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);
инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);
корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).
В общем, это и есть основные принципы управления. Но нужно обратить внимание непосредственно на принципы государственного управления, здесь есть свои особенности.
Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить три взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:
1) онтологический: раскрывает генезис принципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают; этот аспект способствует выявлению оснований, объективных предпосылок, необходимых для систематизации принципов государственного управления;
2) гносеологический: связан с анализом характера принципов, языком, логикой и структурой их адекватной научной интерпретации; это понятно изложенное и достоверное научное знание об онтологии того, что обозначается понятием принципа;
3) методологический, показывающий роль принципов в теоретической и практической деятельности людей в сфере государственного управления, их значение как инструмента преобразования государственно-управленческих явлений, условия и способы их действенного применения в управленческой практике.
Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать таким требованиям:
— отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления;
— характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении;
— охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению, т.е. имеют общий, а не частный характер;
— отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления.
К отличительным свойствам принципов государственного управления относятся:
— их диалектичность;
— системность.
Каждая закономерность, отношение и взаимосвязь сложны по своей структуре, содержат в себе подчас противоречивые, разнонаправленные моменты. Определенные противоречия можно обнаружить между различными принципами и вместе с тем взаимодополнения, взаимопереходы. Сложные взаимосвязи и взаимодействия между принципами существуют в рамках их целостной системы, в которой они уравновешивают или усиливают друг друга, раскрывают в полной мере свою природу и свои регулирующие способности.
Получается, что в системе все упорядочено, т.е. каждый принцип имеет структурно отведенное ему место.
В самой системе и через нее каждый принцип проявляет свою индивидуальность. При этом существуют конкретные границы, в рамках которых происходит выражение принципов.
Поэтому, не говоря еще о конкретных видах принципов государственного управления важно отметить, что существуют различные основания систематизации принципов, а именно:
1) Выделение тех общих закономерностей, отношений и процессов, которые присущи всей системе государственного управления, обеспечивают прочность зависимостей государства и общества и создают что-то исходное, типичное для закономерностей, отношений и взаимосвязей различных групп ее элементов. Таким образом, происходит обозначение понятий общесистемных принципов государственного управления.
2) Анализ и научная характеристика тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые организуют группы онтологических элементов государственного управления. Т.е. речь идет о группах элементов: цели, функции, структура, процесс.
3) Делается акцент в курсовой работе только на те принципы, которые имеют типичное значение для государственного управления.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном, существуют следующие принципы государственного управления:
— объективность;
— демократизм;
— правовая упорядоченность;
— законность;
— разделение власти;
— публичность.
Принцип объективности государственного управления является исходным и обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил.
Данный принцип выражает зависимость системы государственного управления от:
— характера, уровня развития и закономерностей общества, прежде всего тех его компонентов, которые выступают управляемыми объектами;
— общественных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени;
— наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению в управление;
— внутренних закономерностей функционирования и развития управления как определенного системного общественного явления.
Таким образом, принцип объективности отражает многогранный круг закономерностей, отношений и взаимосвязей организации, функционирования и развития государственного управления. Поэтому нарушения данного принципа влекут большие потери, что впоследствии тормозит развитие, вызывает негативную реакцию людей на всякого рода управляющие воздействия со стороны государства.
Демократизм-результат многовековой борьбы народов за признание их носителями суверенитета и единственный источник власти. Другими словами, это народовластие. Здесь важным является установление взаимозависимостей между обществом и государством, между всеми элементами общества и системы. На самом деле подлинное освоение данного принципа необходимо, т.к. оно не в полной мере реализовано.
Правовая упорядоченность — законодательное определение основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления. Этот принцип о том, что необходимо решение вопросов в правовых законах. Зачастую упор делался на руководящую волю, способную будто решить все проблемы. На самом деле наше государство мало продвинулось по пути осознания и использования огромных возможностей права в государственном управлении.
Законность государственного управления — принцип, который отвечает следующим требованиям:
— функционирование и развитие государственного управления имеет прочные правовые основания, определяется законом и состоит в его практической реализации;
— обусловливает актуальность своевременного и правильного правового регулирования изменений в содержании, организационной структуре, элементах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
— требует четкого порядка их нормативной деятельности, особенно принятия и исполнения правовых актов;
— служит основой для формирования и поддержания сознательной дисциплины в деятельности государственных служащих.
Принцип разделения власти в государственном управлении — принцип, который имеет важное социологическое значение, при этом позволяет обеспечивать и гарантировать принадлежность власти народу. Нельзя путать простым разделением деятельности в области государственного управления. Считается, что нельзя бояться разделения власти, нужно проводить его на различных уровнях, чтобы каждая «ветвь» власти в отдельности и все вместе утверждали в государстве и обществе подлинный демократизм.
Принцип публичности — принцип гласности и учета общественного мнения, если рассматривать в более узком смысле. На самом деле данный принцип включает в себя:
а) доступность государственного управления для граждан, что связано с их правом выбора состава соответствующих органов;
б) открытость (более емкая, чем гласность) функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;
в) общественный контроль, в том числе через средства массовой информации, за основными государственно-управленческими процессами;
г) судебный контроль над соблюдением в процессах государственного управления конституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан.
Таким образом, данный принцип воспроизводит демократическую, правовую государственность, обеспечивая связь государственного управления с обществом, гражданами.
Выше были рассмотрены общие принципы государственного управления. Выделяют также структурно-целевые принципы:
— согласованности целей государственного управления по основным параметрам между собой, их непротиворечивость друг другу;
— взаимодополняемости целей, при которой одна цель способствует другой и ее усиливает;
— подчинения частных, локальных целей стратегическим;
— превращения результатов реализации одних целей в источник других целей — последовательность в движении по достижению всей совокупности целей, представленных в «древе» целей государственного управления;
— распределенности целей по функциям государственного управления и управленческим функциям государственных органов — обеспечение перехода «древа» целей государственного управления в функциональную структуру государственного управления. В числе структурно-функциональных принципов государственного управления можно указать следующие:
— дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм — закрепления управленческих функций в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления;
— совместимости, предполагающие совместимость однопорядковых управленческих функций в рамках компетенции одного органа, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государственного управления;
— концентрации, обусловливающие необходимость предоставления определенному органу таких управленческих функций и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государственно управляющие воздействия действительно широко и мощно направляли бы, организовывали и регулировали управляемые объекты;
— комбинирования, направленные на то, чтобы определенная совокупность управленческих функций, исходящая из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не допускала дублирования и параллелизма;
— достаточного разнообразия, требующие, чтобы управленческие воздействия, приходящиеся на тот или иной компонент системы управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего;
— соответствия управляющих воздействий реальным потребностям и запросам управляемых компонентов и, главным образом, управляемых объектов.
Среди структурно-организационных принципов государственного управления, которые применяются к построению организационной структуры государственного управления, выделяют принципы:
— единства системы государственной власти, обеспечивающие целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов;
— территориально-отраслевой, обусловливающие зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и обслуживания, сферы общественной жизнедеятельности;
— многообразия организационных связей, раскрывающих реальные вертикальные и горизонтальные организационные взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления;
— сочетания коллегиальности и единоначалия, вызванные спецификой организационного строения и порядка деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления;
— линейно-функциональный, раскрывающий объем и содержание подчиненности и управленческого взаимодействия в организационной структуре государственного управления.
К структурно-процессуальным принципам, организующим государственно-управленческую деятельность, относятся принципы:
— соответствия элементов (методов, форм и стадий) управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления их функциям и организации;
— конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты;
— стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.
Таким образом, управление — воздействие, без которого невозможно организовать любой процесс. Понятно, что хорошая организация, рациональное распределение обязанностей, ресурсов, времени и т.д., все это осуществляется посредством управляющего воздействия. Это говорит о том, что управление занимает значительную нишу в деятельности людей. В курсовой работе подробнее рассматривается государственное управление, которое обладает соответствующими свойствами и требованиями, базируется на основополагающих принципах, а также принципах, которые способствуют правильной и эффективной организации государственно-управленческой деятельности.
2. Анализ применения принципов государственного управления в законодательстве Республики Беларусь
В предыдущей главе описаны принципы государственного управления, но на самом деле важным является их применить эффективно. Реально принципы требуют активной, целенаправленной и организованной деятельности. В идеальном варианте возможно и достижимо совпадение, тождество управленческой деятельности и направления, содержания и возможностей принципов государственного управления.
Но осуществление возможно лишь при соблюдении следующих предпосылок:
— при постоянном и глубоком исследовании закономерностей, отношений и взаимосвязей государственного управления, их содержания, требований к субъективной деятельности, проявлений в изменяющихся общественных обстоятельствах;
— при существовании и непрерывном улучшении механизма применения принципов государственного управления, что предполагает единство теории и практики управления, сглаженность процесса совершенствования государственного управления;
— при наличии системы стимулов, гарантий и защитных средств, обеспечивающих практическую реализацию принципов государственного управления, что непосредственно связано с их нормативным закреплением.
Необходимо отметить, что применять принципы государственного управления нужно внимательно, т.к. каждый раз требуется учет своеобразия места и времени протекания соответствующего управленческого процесса. Получается, что каждый принцип может толковаться по-разному, это зависит от обстоятельств, управленческих факторов и т.д. То есть нужно толковать принципы применительно к конкретной ситуации. Поэтому взять принцип и соотнести его к конкретной управленческой проблеме — это только полдела. На самом деле необходимо использование аналитических навыков для получения результата.
Согласно вышеизложенному, получение оптимального результата подразумевает не просто теоретическую оценку принципов и способов ее применения, а достижение этого только через испытания, которые реально существовали на практике.
Принципы государственного управления тесно взаимосвязаны между собой, это значит, что применение одного влечет применение другого либо просто влияет на значение другого принципа. Нужно сказать, что принципы применяются в рамках своей системы, другими словами можно также сказать, что применяются как система, где каждый отдельно взятый принцип зависит от других с одной стороны, но с другой стороны, принципы нужно применять одновременно и необходимо целостное представление об их применении. В результате применение принципов государственно управления будет только в том случае рационально и эффективно, когда будет достигнуто единство, согласованность, надежная связь между закономерностью, отношением и взаимосвязью государственного управления познанной и закрепленной принципом, и конкретной деятельностью субъективного фактора, главным образом, органов государственной власти и местного самоуправления. Применять принципы государственного управления системно очень сложно, именно поэтому история развития государственного управления и проводимых реформ свидетельствует о том, что зачастую применялось всего несколько принципов и ни о какой системности применения всех принципов не было и речи.
Например, существуют такие примеры:
— принцип демократизма государственного управления доводят до такой степени, что демократия превращается в охлократию и общество становится неуправляемым;
— принцип законности может применяться избирательно: законность для кого-то, но не для меня.
Можно заметить, что понимание одного и того же принципа может совсем разниться.
Необходимо отметить, что всегда присутствовало стремление к власти, даже не столько как руководство общественными процессами государственного назначения, сколько просто господство, т.е. проявление как такового субъективного произвола.
Поэтому необходимо следующее комплексное знание:
-единичного проявления каждого принципа государственного управления;
-специфического проявления отдельных групп принципов государственного управления;
-совокупного проявления целостной системы принципов государственного управления.
При изучении деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления, их проверках и заслушивании отчетов следует обнаруживать и оценивать меру реального освоения ими закономерностей, отношений и взаимосвязей, находящихся в их ведении управленческих процессов. Т.е. актуальным на сегодняшний день является развитие практических навыков у государственных служащих, особенно у должностных лиц руководящего состава.
Необходимо отметить, что принципы государственного управления реализуются через деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Получается, чем более организация и функционирование компонентов субъекта государственного управления соответствуют требованиям системы принципов, тем социально эффективнее будут результаты государственного управления.
Следовательно, достижение системности государственного управления — критерий эффективности применения принципов. Что в свою очередь направлено на достижение гармоничности и комплексности общественной жизни, как в целом, так и отдельных сфер.
Соответственно, все в руках людей, все зависит от того, как поступают предводители, как они относятся к своему делу. Зачастую, это контролировать сложно, впоследствии чего и происходят различные реформы либо мирным путем, либо посредством переворотов.
Тем не менее, хотелось бы отметить следующее: Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. В Конституции отражены следующие принципы государственного управления:
Принцип объективности есть основа, который прослеживается через весь текст Конституции.
Что касается принципа демократизма, то здесь можно сослаться на статью 4: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».
Принцип разделения власти отражен в шестой статье: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».
Также в Республике Беларусь признан принцип международного права (статья 8): «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».
Также действует принцип верховенства права (7 статья): «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом».
Принципу публичности отвечают несколько статей, среди которых:
— статья 33: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются».
— статья 34: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав».
По поводу конституционного регулирования, то данный принцип раскрыт в 137 статье: «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что большинство принципов государственного управления отражены в документе, который имеет высшую юридическую силу — Конституции Республики Беларусь — основном законе. Тем не менее, необходимо еще над этим работать, чтобы было не только грамотно теоретически изложено, но и на практике правильно и рационально применялось, а это и есть самое главное для эффективного государственного управления.
3. Пути совершенствования использования принципов управления в современных условиях
Чтобы определить пути совершенствования использования принципов управления в современных условиях, изначально нужно выявить критерии, которые необходимо оценить.
Т.е. необходим как таковой критерий эффективности, чтобы понять, куда нужно двигаться и что изменять для улучшения реализации принципов государственного управления.
Как понять, что государственное управление является эффективным? Если бы это касалось любого производственного предприятия или организации, которая продает товары/услуги, то здесь сразу все предсказуемо: идет оценка рентабельности или окупаемости проекта. Но, что касается эффективности государственного управления, то здесь сложнее.
Если рассматривать подробно, то существуют общественные цели, при достижении которых необходимо удовлетворить общественные потребности и интересы, а осуществляется это посредством государственных ресурсов, среди которых: экономические, социальные, политические, идеологические и информационные.
Для большего понимания определено понятие — критерий эффективности.
Критерий эффективности государственного управления — признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений. Конкретные критерии нужно оценить, чтобы в дальнейшем можно было предпринять соответствующие управленческие решения.
Для кого нужна эта оценка? По сути дела она необходима как обществу (для контроля качества деятельности государственных служб), так и государственным органам власти (для самоконтроля).
Проблема оценки эффективности — это проблема анализа управленческой деятельности и принимаемых решений.
Оценка есть ядро понятия «критерий эффективности». Другими словами, становится интересным понятие «ценность». Объектами оценки выступают разнообразные результаты управленческой деятельности: жизненные средства, виды общественных отношений, процессы, конкретные акты деятельности и др. Они именуются «предметными ценностями». Объекты оцениваются, т.е. определяется их общественное значение, в соответствии с идеалами, принципами, целями, концепциями, нормами и т.д. Данные явления относятся к числу «субъективных ценностей». Их следует отличать от «предметных ценностей» (объектов оценивания).
Система ценностей есть плод коллективного исторического творчества данного сообщества людей, отражающая результат взаимодействия политического сообщества со средой, а также социальных взаимоотношений между его членами.
Базовые ценности современного белорусского государства — это политическая демократия (народовластие), суверенитет государства, его целостность и безопасность, правовой закон, политические и социальные права и свободы человека, свободный труд, основанный на многообразии собственности на средства производства, плюрализм и др.
Т.е. здесь идет оценка непосредственно самих принципов государственного управления, более подробно об этом указано в предыдущей главе.
Эффективность управления тем реальнее, чем меньше разрыв между официально провозглашенными ценностями и действующими правилами «игры» управляющих.
По сути дела получается, что основу критериев эффективности составляют принципы государственного управления. Потому что именно к правильному их применению страна и стремится, а самое главное к системности использования принципов государственного управления.
По методологии Всемирного банка были определены следующие индикаторы, которые следует оценивать:
— право голоса и подотчетность;
— политическая стабильность и ненасилие;
— эффективность управления;
— качество регулирования;
— верховенство закона;
— способность ограничивать коррупцию.
Как следует из доклада (с 1996 по 2006 годы), в Беларуси очень низкий показатель участия населения в управлении государством — минус 1.71. Это, конечно, лучше, чем в Северной Корее, где данный показатель — минус 2.19. Однако Россия(-0.87) и Украина (+0.11) по этому индикатору опережают.
Лучшие же показатели Республика Беларусь получила за политическую стабильность — +0.16. Для сравнения в Афганистане он составляет -2.29, в России — -0.74, на Украине — -027, в Польше- +0.22 .
По эффективности государственного управления по данным «Радыё свабода» у Беларуси — -1.24, у России- -0.43, а вот у Латвии и Литвы — по +0.73. Что касается верховенства права, то Беларусь получила — -1.16, Россия — -0.91, Украина — -0.72, Польша -+0.25, Литва — +0.45, Латвия — +0.52. Не блистают и показатели правительства по способности реализовать собственные решения: Беларусь — -1.60, Россия — -0.45, Украина — -0.47.
В исследовании математически доказывается взаимосвязь между качеством государственного управления и коррупцией. Но и в этой области Республику Беларусь оценили довольно скромно: -0.84, к слову у Украины — -0.67, а у Латвии — +0.38. Эти показатели получены на основе статистического и эконометрического анализа данных 33 источников, включая «мнения десятков тысяч респондентов», статистические исследования неправительственных организаций и государственную статистику. В докладе утверждается, что математическая точность оценок показателей составляет порядка 90%.
Таким образом, Беларусь уступает своим соседям практически по всем показателям. Что касается динамики, то по данным Всемирного банка, Беларусь одна из тех стран, где показатели по всем статьям за последние 10 лет менялись довольно незначительно.
Таким образом, были выявлены следующие общие проблемы:
— сопряжение с другими властными институтами;
— влияние истории;
— особенности массового сознания;
— укорененные неформальные практики;
— разрыв между законами и практикой их применения.
В современных условиях очень важно идти в ногу со временем, стараться улучшить то, что уже имеет государство, те принципы, на которых базируется его существование. Поэтому важно для начала отметить проблемы, а затем определить пути совершенствования применения принципов государственного управления в современных условиях.
Применительно к Республике Беларусь выявлены следующие проблемные вопросы:
— низкий показатель участия населения в управлении государством;
— низкий показатель верховенства права;
— низкий показатель правительства по способности реализовать собственные решения;
— неспособность обеспечить качество государственного управления и борьбу с коррупцией;
— слабая конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке;
— низкая эффективность государственного управления при росте государственного аппарата и повышении расходов на его содержание.
Вследствие чего, можно выделить следующие пути совершенствования применения принципов государственного управления:
— снижение расходов государства;
— обеспечение благоприятного климата для развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке;
— улучшение качества государственных решений и обеспечение их эффективной реализации;
— совершенствование государственной службы — привлечение в службу необходимого числа специалистов высокой квалификации при ограничении затрат на их содержание;
— использование информационно-коммуникационных технологий;
— расширение диапазона и повышение качества услуг, предоставляемых государством гражданам, обществу и частному сектору;
— разработка и утверждение соответствующих государственных программ;
— повышение доверия общества к государству;
— антикоррупционная деятельность.
Что касается системы управления Республики Беларусь, то следует отметить следующее. Сектор государственного управления состоит из двух уровней управления: центральное правительство (республиканские органы управления и ФСЗН) и органы местного управления.
К местным бюджетам относятся бюджеты областей и города Минска, городов областного подчинения, районов, городов районного подчинения, поселков городского типа и сельских Советов.
Информация об операциях сектора государственного управления содержится в отчетных данных по исполнению бюджета, составляемых Министерством финансов Республики Беларусь.
Доходы, расходы и источники финансирования консолидированного бюджета отражаются на кассовой основе.
Данные представляются на консолидированной основе с исключением взаимных операций между бюджетами различных уровней (республиканским и местными бюджетами) и государственными целевыми бюджетными фондами (республиканскими и местными).
Государственная кадровая политика представляет собой деятельность республиканских и местных органов управления по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач.
На сегодняшний день уделяется больше ресурсов для подготовки специалиста государственного управления. Налаженная система подготовки кадров приходит с опытом. В настоящее время подготовка специалиста обходится обществу в десятки миллионов рублей. Гораздо сложнее подсчитать упущенную выгоду в случаях, когда опыт профессионалов не востребуется. Соответственно, делается акцент на построение государственной кадровой политики. Для этого и была в 2011 году утверждена концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь. Согласно которой, реализация основных положений Концепции обеспечивает:
— координацию деятельности в этой области государственных органов и иных организаций;
— формирование государственной программы «Кадры XXI века», в которой должны быть отражены отраслевые и региональные аспекты кадровой политики государства.
Приоритеты государственной кадровой политики направлены на достижение стратегической цели Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения, что предполагает:
— обеспечение достойного уровня оплаты труда всех граждан, участвующих в создании национального богатства республики, укрепление нравственного, культурного, научного и образовательного потенциала общества;
— увязку уровня благосостояния членов общества с реальным вкладом каждого в решение проблем социально-экономического развития, достижение на этой основе социальной справедливости;
— сведение до минимума напряженности на рынке труда, значительное уменьшение неофициальной и скрытой безработицы;
— повышение престижа работы в сфере здравоохранения, науки, образования, культуры, государственного управления, способствующей экономическому росту страны, укреплению нравственных основ жизни народа, физического здоровья нации;
— формирование управленческого кадрового потенциала в различных сферах деятельности, соответствующего современным требованиям и задачам социально-экономического развития республики;
— сохранение социально-политической стабильности в обществе.
Оценивая последствия решения приоритетных задач в управлении кадровым потенциалом общества, следует отметить, что на начальном этапе государственная кадровая политика ориентирована, прежде всего, на сохранение, эффективное использование созданного кадрового потенциала страны и его развитие в соответствии с требованиями обеспечения национальной безопасности в условиях интеграции экономики республики в мировую хозяйственную среду.
В реализации новой концепции государства важная роль отводится сетевым информационно-коммуникационным технологиям. Таким образом, были разработаны и утверждены различные программы, которые способствовали развитию страны в данном направлении. Например, Государственная программа информатизации «Электронная Беларусь» на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г. Выполняется в стране с 2003 года. В ходе реализации программы должны были быть выполнены 108 проектов. На февраль 2010 года выполнены 88, в 2009 году завершены 13. Завершающий этап: ноябрь-декабрь 2010 года — приняты результаты 26 проектов.
«Электронная Беларусь — 2»: разработан План мероприятий на 2011—2015 годы (создание электронного правительства, электронной экономики, электронных торговли, здравоохранения, обучения, занятости и социальной защиты населения). Конечным результатом реализации Программы станет создание общегосударственной информационной системы, в рамках которой будет сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (информационный процесс) на базе усовершенствованной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и единого национального информационного ресурса. Это обеспечит кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, повышение эффективности государственного и местного управления, создания принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов.
Также на сегодняшний день используются электронные административные регламенты. Что в свою очередь обеспечивает: оптимизацию показателей исполнения государственной функции, в том числе в интересах граждан и организаций, реализация прав и обязанностей которых обеспечивается исполнением государственной функции; устранение избыточных административных действий и процедур; упрощение административных процедур; уменьшение сроков исполнения административных действий и процедур и др.
Таким образом, были выявлены общие проблемы применения принципов государственного управления и проблемы, которые касаются непосредственно Республики Беларусь, определены пути совершенствования реализации принципов в современных условиях. Было также отмечено, что деятельность государства направлена на разработку и утверждение различных программ для повышения эффективности государственного управления. Реализация, которых способствует улучшению государственного управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги по данной курсовой работе можно сделать основные выводы.
Государственное управление — это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место. При этом процесс выявления и обоснования принципов государственного управления отвечает определенным требованиям.
К отличительным свойствам принципов государственного управления относятся
— диалектичность;
— системность.
Были определены следующие принципы государственного управления:
— объективность;
— демократизм;
— правовая упорядоченность;
— законность;
— разделение власти;
— публичность.
Данные принципы являются общими, кроме них существуют и другие виды: структурно-целевые, структурно-функциональные, структурно-организационные, структурно-процессуальные принципы.
Необходимо отметить, что большинство принципов государственного управления отражены в документе, который имеет высшую юридическую силу — Конституции Республики Беларусь — основном законе. Тем не менее, необходимо еще над этим работать, чтобы было не только грамотно теоретически изложено, но и на практике правильно и рационально применялось, а это и есть самое главное для эффективного государственного управления.
Оценивая применение принципов государственного управления в Республике Беларусь, была дана оценка эффективности государственного управления по методологии Всемирного Банка, которая выявила проблемы в данной области. На основании чего были разработаны следующие пути совершенствования применения принципов государственного управления:
— снижение расходов государства;
— обеспечение благоприятного климата для развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке;
— улучшение качества государственных решений и обеспечение их эффективной реализации;
— совершенствование государственной службы — привлечение в службу необходимого числа специалистов высокой квалификации при ограничении затрат на их содержание;
— использование информационно-коммуникационных технологий;
— расширение диапазона и повышение качества услуг, предоставляемых государством гражданам, обществу и частному сектору;
— разработка и утверждение соответствующих государственных программ;
— повышение доверия общества к государству;
— антикоррупционная деятельность.
Таким образом, следует отметить, что деятельность государственного аппарата Республики Беларусь направлена на повышение эффективности государственного управления, для чего также осуществляется разработка и утверждение различных программ для повышения эффективности, реализация которых способствует улучшению государственного управления. На практике, данная проблема является актуальной на сегодняшний момент как для Республики Беларусь, так и для любой другой страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова, Н.Б., Теория и методология государственного управления: курс лекций/ Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
2. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: куpc лекций /Г.В. Атаманчук — Москва: Юрид. лит., 1997.
3. Базилевич, Л.А., Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления / Л.А. Базилевич, Д.В. Соколов, Л.К. Франева. — Л: ЛФЭИ, 1991.
4. Верховенство права: сборник. Пер. с англ. — М., 1992. C.I 15.
5. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для ВУЗов / Н.И. Глазунова — Проспект, 2010г.
6. Конституция Республики Беларусь, 15.03.1994 года с изменениями и дополнениями от 24.11.1996 года и 17.10.2004 года. — Минск: Амалфея, 2011.
7. Конституция Российской Федерации, от 25.12.1993 с изменениями от 30.12.2008 г // «Гарант- Интернет» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант — Сервис». — 2008. — Дата доступа: 14.11.2011.
8. Государственная Программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005гг. и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь»: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 дек. 2002 г., № 1819.
9. Принципы управления [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.upravlenie24.ru/upravprinzipi.htm. — Дата доступа: 15.11.2011 г.
10. Сатаров Г., Модернизация и верховенство права /Г. Сатаров// Фонд ИНДЕМ, Москва.
11. Решетников, С.В. Государственная политика и управление в Республике Беларусь: учебное пособие / С.В. Решетников, Н.А. Антанович. — Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.
12. Концепция государственной кадровой политики: указ Президента Респ. Беларусь 18 июля 2001г., № 399.
13. Центр финансового образования. Беларусь [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://fintraining.by/modules.php?op=modload&name =News&file= article&sid=163. — Дата доступа: 15.11.2011г.
Размещено на